Джонс, Оуэн (архитектор)
- 1 year ago
- 0
- 0
Джон Нэш ( англ. John Nash ; 18 января 1752, Лондон — 13 мая 1835, Ист-Каус , Остров Уайт ) — британский архитектор , представитель позднего английского классицизма конца XVIII — начала XIX века, или позднегеоргианского стиля , и стиля Регентства . «Архитектор-романтик, он был также одним из создателей „живописного стиля“, или стиля „ пикчуреск “, в архитектуре и садово-парковом искусстве, увлекался искусством Китая и архитектурой неоготики . В русле движения историзма стремился к осуществлению идей „единения искусств“ ( нем. Gesamtkunstwerk)» .
Нэш родился в 1752 году, вероятно, в Ламбете, на юге Лондона. Его отец, которого также звали Джон Нэш (1714—1772) был плотником-монтажником. С 1766 или 1767 года Нэш-младший обучался у архитектора сэра Роберта Тейлора . Ученичество было завершено в 1775 или 1776 году. Вначале Нэш работал геодезистом, плотником и строителем. Затем, в 1777 году, он основал собственную архитектурную практику, а также был партнёром торговца древесиной Ричарда Хевисайда. У Джона и его жены Джейн Элизабет Керр, дочери хирурга, было двое детей.
Окончив курс обучения, Джон Нэш уехал в Уэльс , где занялся предпринимательской деятельностью, однако его деловая карьера была недолгой и неудачной. 30 сентября 1783 года он был объявлен банкротом. После этого он вернулся к работе архитектора по найму. После нескольких лет работы над загородными домами в 1792 году вернулся в Лондон . Уехал из Лондона в 1784 году, чтобы жить в Кармартене , на юго-западе Уэльса .
В Херефорде Нэш познакомился с Ричардом Пэйном Найтом , знатоком искусств, автором теории «живописного» (picturesque) применительно к архитектуре и ландшафту, оказавшей существенное влияние на архитектора .
Творчество Нэша привлекло внимание принца-регента (будущего короля Георга IV ). В 1806 году Нэш был назначен архитектором Генеральной инспекции деревьев, лесов, парков и охотничьих угодий (Surveyor General of Woods, Forests, Parks, and Chases). Нэш также был директором компании «Regent’s Canal Company», созданной в 1811 году для обеспечения канала, соединяющего западный Лондон с рекой Темзой на востоке. Генеральный план Нэша предусматривал, что канал будет проходить вокруг северной окраины Риджентс-парка . Как и в случае с другими проектами, он оставил его выполнение одному из своих помощников, в данном случае Джеймсу Моргану. Первая фаза Риджентс-канала была завершена в 1816 году, строительство закончено в 1820 году.
В 1813 году вместе с Робертом Смёрком и сэром Джоном Соуном Нэш стал официальным архитектором Управления работ (Office of Works) в Лондоне (хотя назначение длилось до 1832 года) . После смерти в сентябре того же года архитектора Джеймса Уайетта Нэш стал первым архитектором столицы. Он участвовал в постройке Королевского оперного театра (1816—1818), Королевского театра Хеймаркет (1821) с его прекрасным шестистильным портиком коринфского ордера , который сохранился до настоящего времени. Чтобы поправить свои финансы, Джон Нэш завёл знакомство с лондонским финансистом и застройщиком Джеймсом Бёртоном (1761—1837), который согласился ему покровительствовать. Бёртон принял на себя ответственность за социальное и финансовое обеспечение большинства лондонских проектов Нэша . Нэш был сторонником неоклассицизма , одобренного Соуном, хотя он и потерял интерес к простым каменным зданиям, типичным для раннегеоргианского стиля, и выступал за обильное использование декора . В 1821 году Бёртон основал собственное архитектурное бюро.
Карьера Нэша фактически закончилась со смертью короля Георга IV в 1830 году. Пресловутая расточительность короля вызывала большое негодование, и Нэш остался без защитника. Его противники, среди которых был и герцог Веллингтон , сделали всё, чтобы отстранить архитектора от деятельности в комиссии по реконструкции Букингемского дворца . Нэш больше не получит официальных заказов и не будет удостоен рыцарского звания, которое получили другие архитекторы, его современники, такие как Джеффри Вяттвилл, Джон Соун и Роберт Смёрк. Нэш вынужден был удалиться в своё поместье в Ист-Каус на острове Уайт , где и умер в 1835 году. Его похороны состоялись 20 мая в церкви Сент-Джеймс, где был сделан памятник в виде каменного саркофага . Его вдова, чтобы погасить долги Нэша (около 15000 фунтов стерлингов; 1,97 миллиона фунтов стерлингов в деньгах 2020 года), провела распродажу имущества, в том числе трёх картин У. Тёрнера , написанных на острове Уайт, четырёх — Бенджамина Уэста и несколько копий картин старых мастеров . Его книги, медали, рисунки и гравюры были куплены книготорговцем по имени Эванс за 1423 фунта стерлингов. Сам замок был продан за 20 000 фунтов стерлингов Генри Бойлу, 3-му графу Шеннону, в течение года. Вдова Нэша удалилась в поместье, которое Нэш завещал ей в Хэмпстеде, где она жила до своей смерти в 1851 году. Была похоронена вместе с мужем на острове Уайт.
Одним из важных достижений Нэша было возведение серии загородных домов среднего размера, которые он проектировал в Уэльсе, наподобие вилл его учителя сэра Роберта Тейлора. Большинство этих вилл имеют квадратный план с небольшим вестибюлем и смещённой в одну сторону лестницей, вокруг которой размещены основные помещения.
В 1792 году Джон Нэш стал сотрудничать с ландшафтным архитектором Хамфри Рептоном. Один первых совместных проектов: Коршам-Корт (1795—1796). Партнёрство закончилось в 1800 году из-за разногласий и взаимных обвинений .
В 1798—1802 годах Джон Нэш построил замок Ист-Каус (East Cowes Castle) на острове Уайт в качестве собственной резиденции. Это был первый из серии «живописных готических замков» (picturesque Gothic castles), которые он спроектировал. В 1819—1823 годах Нэш построил несколько частных домов в Лондоне на Риджентс-стрит, недалеко от Ватерлоо-Плейс, они образовывали единый ансамбль вокруг открытого двора.
В 1811 году Джон Нэш получил от принца-регента задание разработать план застройки местности в Лондоне, позже получившей название . Составленный Нэшем план был реализован к 1818 году . Этот проект включает в себя планировку и застройку Риджент-стрит , Риджентс-парка и прилегающих к нему улиц: так называемых «террас» элегантных таунхаусов и вилл (1809—1832). Нэш продолжил перепланировку парка Сент-Джеймс (1814—1827), преобразовав канал в озеро и придав парку его нынешний вид. В северном конце улицы Портленд-Плейс Нэш спроектировал «Кресчент», или «Парк Полумесяцем» (Park Crescent; 1812 и 1819—1821), — здания, образующие полукруг. Вначале ансамбль был задуман как «круг», который бы назывался «Regent’s Circus», но вместо этого к северу была построена Парковая площадь. «Кресчент» выходит на Парк-сквер (1823—1824), у него есть террасы только на востоке и западе, север открывается в Риджентс-парк. Террасы, которые Нэш спроектировал вокруг Риджентс-парка, хотя и соответствуют более ранней композиции, разработанной Джоном Вудом Старшим , не похожи на более ранние примеры и являются вполне оригинальными .
Став придворным архитектором, Нэш спроектировал ещё множество зданий и сооружений. По его проектам созданы Сент-Джеймс-Парк , комплекс Трафальгарской площади и Мраморная арка .
В 1815—1822 годах Джон Нэш перестроил в стиле « пикчуреск » Королевский павильон в Брайтоне . К 1822 году Нэш закончил работу над бывшим Морским павильоном, который был преобразован в Королевский павильон, построенный в «индо-сарацинском стиле». Внешний вид этого причудливого здания основан на архитектуре Великих Моголов . Внутреннее убранство характерно соединением индийских, мавританских и китайских мотивов, или шинуазри , типичных для колониального стиля времён регентства принца Георга . В этой экзотической постройке эклектика и следование модному тогда сарацинскому, или мавританскому, стилю, соединялись с конструктивными новациями технического века. Огромный луковичный купол с необычными по форме окнами сделан на чугунном каркасе с облицовкой медными листами. Декор интерьеров был также создан из кованного и литого металла, с окраской маслом «под старину». Интерьеры в стиле шинуазри в значительной степени являются работой Фредерика Крейса .
Нэш также руководил реконструкцией Букингемского дворца , после которой этот дворец стал резиденцией королевской семьи .
Нэш не проектировал все здания сам. В некоторых случаях они оставались в руках других архитекторов. У Нэша было много учеников и помощников, таких как Джеймс Пеннеторн и молодой Децимус Бёртон ; сыновья Хамфри Рептона: Джон Адей Рептон и Джордж Стэнли Рептон; Энтони Салвин; Джон Фулон (1772—1842); Огастес Пьюджин ; Ф. Х. Гринуэй; Джеймс Морган; Джеймс Пеннеторн; Джордж Ричард Пейн .