Ремчуков, Константин Вадимович
- 1 year ago
- 0
- 0
И́ндрии (cанскр. indriya — «силы [бога] Индры », «мощь Индры») — в индуистской и буддийской метафизической философии — органы чувств, которыми человек воспринимает внешний мир (кожа — осязание, нос — обоняние, глаза — зрение, ноги — ходьба, язык — вкус, уши — слух и т. д.) . К внешним индриям (санскр. «бахья-индрия») добавляют одну внутреннюю — разум (« манас »), который анализирует информацию от органов чувств и также воспринимает внутренние состояния . Телесные органы (глаза, уши, язык, нос, кожа…) служат лишь местом приложения индрий. Одним из условий функционирования индрий признается контакт (санникарша) с объектами. Индрии не способны воспринимать сами себя, но способствуют восприятию объектов, и само их существование выводится логическим путём.
Учение санкхья насчитывает десять индрий: пять внешних (зрение, слух, вкус, обоняние и осязание) и пять сил действия (артикуляция, манипуляция, передвижение, испражнение и размножение) . Учение санкхьи — единственное, которое не считает индрии материальными. Другие индийские учения видят их «материю» (за исключением индрии слуха) в четырёх сверхуниверсальных элементах ( махабхута ): земля, вода, огонь и ветер (воздух); а буддисты — в тонкой прозрачной материи () .
Индрии в учениях ньяя и вайшешика :
К природе индрий подходят с критерием «подобное познаётся подобным», и качество составляющего её первоэлемента является главным:
В санкхье, ньяе и вайшешике, а также в веданте считается, что все индрии являются «контактирующими» (прапьякари) со своими объектами . В буддизме и джайнизме допускается восприятие на расстоянии .
В буддизме термин «индрии» означает способности чувственного познания, которые следует отличать от соответствующих органов тела. Считается, что индрии состоят из тонкой невидимой сенсорной материи (санскр.: бхута-прасада), не создающей препятствия для прочих форм материи. Традиционно рассматривают шесть основных индрий — пять «внешних» (бахья-индрии), в которых преобладает один из « первоэлементов », и одну «внутреннюю», шестую:
В « Висуддхимагге » происхождение «сенсорной материи» (индрий) объясняется кармой , возникающей в результате желания ( тришна ), соответственно, видеть, слышать, обонять, осязать и т. д. Считается, что обоняние, осязание и вкус контактируют со своими объектами непосредственно (прапьякари), а зрение и слух воспринимают свои объекты на расстоянии (апрапьякари). Шесть индрий рассматриваются как основная база ( аятана ) для возникновения соответствующих шести перцептивных распознаваний ( виджняна ).
В Сутта-питаке перечислены пять духовных индрий:
В палийской Абхидхарма-питаке , кроме одиннадцати названных выше, перечисляются еще одиннадцать индрий: мужественность, женственность, витальность, удовольствие, боль, радость, грусть, уравновешенность, уверенность в способности познать неизвестное, высшее прозрение, сверхчувствительные способности «того, кто знает». Последние три относятся к индриям высшего прозрения.
Таким образом, в буддизме насчитываются двадцать две чувственные способности.
В джайнизме индрии — это органы чувств и их способности реагировать на специфические раздражители: осязание, вкус, обоняние, зрение, слух . Эти способности считаются проявлениями духовной сущности «душа» ( джива ), которая может быть обличена в самые разные материальные тела (шарира) . Дживы способны к развитию — переходу из состояния полной неразвитости (нигода-джива) к состоянию освобождения (сиддха-джива) . Джив существует неисчислимое множество, и они заселяют весь мир. Степень одушевленности всего сущего зависит от количества познавательных способностей (индрий) дживы .
Согласно учению джайнизма, все существа делятся на подвижные (траса) и неподвижные (стхавара). Джайны полагают, что неподвижные «существа» (растения, воздух, вода, огонь, земля) обладают только одним чувством — осязанием. Подвижные существа обладают бо́льшим числом чувств. Например, считается, что черви обладают двумя чувствам — осязанием и вкусом. Насекомые обладают четырьмя чувствами — осязанием, вкусом, обонянием и зрением. Люди, боги, животные, птицы обладают пятью чувствами . Душа может достичь спасения только тогда, когда воплотится в человеке .
Дживы, обладающие умом , наделены также способностью к суждению (самджня). Проблема соотношения органов чувств и ума была среди джайнов частым предметом дискуссий. В некоторых текстах различаются субстрат ума (дравья-манас) и проявление ума, мысль (бхава-манас). Джайнский философ Умасвати , почитаемый как шветамбарами , так и дигамбарами , аналогичным образом рассматривает и органы чувств, выделяя в них анатомический аспект (дравья-индрия) и психический аспект (бхава-индрия) .