Interested Article - Биографический фильм

Кадр из фильма « Чапаев », 1934 год

Биографи́ческий фильм кинематографический жанр (или отдельное художественное произведение ), повествующий о судьбе знаменитой, известной личности на протяжении всей жизни или в наиболее важные драматические её моменты. В отличие от картин, основанных на подлинных событиях, или исторических фильмов, целью биографического фильма является не хроникальное освещение случившихся фактов и событий, а влияние конкретной персоны на их исход.

В последнее время [ какое? ] встречается англицизм байопик ( англ. biopic ← biographical picture) . Большинство биографических фильмов — драмы , но некоторые соединяют в себе комедию , экшн и другие жанры.

Советский и российский кинематограф

Кадр из фильма
« Александр Невский », 1938 год

В кинематографе СССР, со свойственными ему идеологической направленностью и воспитательными задачами , образ персоны в истории освещался с первых дней его становления.

Представлены многочисленные оттенки образа вождей в Лениниане и Сталиниане , а также немногих царствующих особ, вклад в историю которых было принято считать позитивными — Пётр I , Ярослав Мудрый , Александр Невский . Несмотря на политизированность и тенденциозность изложения биографических фактов , на высоком художественном уровне исполнены образы полководцев и военачальников: « Суворов », « Адмирал Ушаков », « Чапаев » и др. Важную роль в творчестве многих режиссёров занимали жизнеописания классиков российской литературы и искусства: А. С. Пушкин , Л. Н. Толстой , П. И. Чайковский и др.

Российское кино на первый план выдвигает уже не знаменитых генералов прошлых войн, а рядовых героев, подчас малоизвестных нашим современникам — Мария Бочкарёва , защитники Брестской крепости, Людмила Павличенко . [ источник не указан 639 дней ]

Западная традиция

Кадр из фильма « Клеопатра », 1934 год
Кадр из фильма « Янки Дудл Денди », 1942 год

Мировой кинематограф уделял не меньшее внимание роли личности в истории . Многочисленные фильмы посвящены Спартаку , Клеопатре , Чингисхану , Наполеону и огромному числу иных более или менее значимых персонажей.

Американские кинематографисты отмечают всплеск интереса к биографическим фильмам в начале 1980 -х годов, когда новые технологии создания фильмов и увеличение бюджетов позволяют режиссёрам более ярко воссоздать различные исторические периоды. Например, « Дочь шахтёра » ( англ. Coal Miner's Daughter , 1980 год), « Бешеный бык » ( англ. Raging Bull , 1980 год), « Огненные колесницы » ( англ. Chariots of Fire , 1981 год), « Омар Мухтар » ( англ. Lion of the Desert , 1981 год), « Красные » ( англ. Reds , 1981 год), « Парни что надо » ( англ. The Right Stuff , 1983 год) и др.

В начале 2000 -х годов в Голливуде вышел ряд биографических картин — « Человек на Луне » ( англ. Man On The Moon , 1999 год), « Али » ( англ. Ali , 2001 год), « Фрида » ( англ. Frida , 2002 год), « Авиатор » ( англ. the Aviator , 2004 год) и др. Поскольку изображаемые персонажи имеют историческое значение и изначально наделены определённой привлекательностью, в биографических фильмах с готовностью снимаются наиболее востребованные актёры и актрисы: Уилл Смит как Мухаммед Али в « Али » (2001), а Джим Керри как Энди Кауфман в « Человеке на Луне » (1999), Леонардо Ди Каприо как Говард Хьюз в « Авиаторе » (2004).

Традиционно биографические фильмы сосредотачиваются на уважаемых и исторически важных людях. Однако некоторые посвящены и неоднозначным фигурам: « Народ против Ларри Флинта » ( англ. The People vs. Larry Flynt , 1996 год), « Кокаин » ( англ. Blow , 2001 год), « Монстр » ( англ. Monster , 2003 год) и т. д.

Споры о достоверности

Обычно от биографических картин ожидают определённой достоверности; однако иногда в них все же допускается изменение некоторых событий в пользу сюжетной линии. События иногда изображаются более драматично, чем они фактически происходили; время сжато, чтобы соответствовать всем важным событиям в фильме, или несколько человек смешаны в одно лицо. Как яркий пример этому — российский кинофильм « Духless » (2011).

См. также

Примечания

  1. (неопр.) . Дата обращения: 13 февраля 2015. 13 февраля 2015 года.
  2. Евгений Громов. Восхождение к герою («Экран и молодёжь»). — М. : Просвещение, 1982. — 192 с.
  3. Юрий Тюрин. Становление личности: Кинематограф и нравственное воспитание. — М. : Просвещение, 1983. — 176 с.
  4. от 3 мая 2007 на Wayback Machine 15 апреля 2005 « Полит.ру »
  5. Каппель и каппелевцы. 2-е изд., испр. и доп. М.: НП «Посев», 2007 ISBN 978-5-85824-174-4 , стр. 83

Литература

  • О. В. Якубович. // Большая советская энциклопедия . — 3-е издание. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978. — 630 000 экз.
  • David A. Cook, Robert Sclar. History of the motion picture // = Encyclopaedia Britannica. — 15-е издание. — Чикаго,: Britannica, 1974—1984. (англ.)

Same as Биографический фильм