Interested Article - Сунь-цзы

Сунь-цзы ( кит. трад. 孫子 , упр. 孙子 , пиньинь sūnzǐ , Чжэнчжан: [ * s u ː n s ʔ s l ɯ ʔ ]; при рождении Сунь У ( кит. трад. 孫武 , упр. 孙武 , пиньинь Sūnwǔ ), второе имя Чжанцин ( кит. трад. 長卿 , упр. 长卿 , пиньинь Chángqīng )) — китайский стратег и мыслитель, живший в VI веке до н. э. Автор знаменитого трактата о военной стратегии « Искусство войны ».

Исторические факты

Традиционно даты жизни Сунь Цзы датировали 544—496 годами до н. э. Однако найденный в 1972 году в захоронении начала эпохи Хань новый расширенный вариант труда Сунь-цзы даёт основания датировать его создание второй половиной V века до н. э. (453—403 до н. э.). А результаты ряда позднейших исследований, проведённых как китайскими, так и западными учёными указывают на то, что Сунь-цзы может быть идентичен реальному историческому лицу, полководцу Сунь Биню , жившему в Царстве Ци в IV веке до н. э. (приблизительно 380—325 годы до н. э.) в период Сражающихся царств . Ещё одним историческим прототипом Сунь-цзы называют У Цзысюя .

Биографические данные о Сунь-цзы записаны Сыма Цянем в его « Исторических записках ». Имя Сунь Цзы было «У». Он родился в царстве Ци . Сунь Цзы служил наёмным полководцем князю в царстве У .

«Искусство войны» Сунь-цзы в виде «бамбуковой книги»- цзяньду времён императора Цяньлуна (1736—1795). Из собрания Калифорнийского университета в Риверсайде .

Согласно Сыма Цяню, князь пригласил Сунь-цзы поговорить о военном деле. Для того, чтобы показать своё искусство, полководец попросил князя передать ему свои гаремы. Сунь-цзы разделил наложниц на два отряда, поставив во главе каждого по главной наложнице, выдав им по алебарде, и стал объяснять военные команды. Отряды заняли боевое построение. Когда Сунь-цзы стал командовать «направо», «налево», «вперёд» — никто не исполнял команд, а все только смеялись. Так повторилось несколько раз. Тогда Сунь-цзы сказал: если команды не исполняются, это вина командиров. И приказал казнить двух главных наложниц. Князь, поняв, что это не шутка, стал просить отменить казнь, однако Сунь-цзы заявил, что на войне полководец важнее правителя и никто не смеет отменять его распоряжения. Наложницы были казнены. После этого все женщины стиснули зубы и стали исправно выполнять команды. Однако, когда князя позвали провести смотр войск, князь не явился. Сунь-цзы упрекнул князя, что тот может только болтать о военном деле. Тем не менее, когда возникла военная опасность, князь вынужден был позвать Сунь-цзы и доверить ему войско, и Сунь-цзы одержал крупные победы.

На должности командующего войсками Сунь-цзы разгромил сильное царство Чу , захватил его столицу — город Ин , нанёс поражение царствам Ци , и Цзинь . Благодаря его победам царство У усилило своё могущество, и вошло в число царств цивилизованного Китая, возглавляемого царями династии Чжоу , а царь вошёл в состав « чжухоу » — официально признаваемых правителей самостоятельных владений. В IV веке до н. э. Вэй Лао Цзы писал: «Был человек, который имел всего 30000 войска, и в Поднебесной никто не мог противостоять ему. Кто это? Отвечаю: Сунь Цзы».

Сунь Цзы написал по просьбе князя Хэлюя трактат о военном искусстве , традиционно называемый « Искусство войны » (переводы Н. И. Конрада , , В. В. Малявина ). Затем он вернулся в своё родное царство Ци и там вскоре умер. На происхождение от Сунь-цзы столетия спустя претендовали жившие в эпоху Троецарствия члены клана Суней ( Сунь Цзянь , Сунь Цэ , Сунь Цюань ).

Идеи

Сунь Цзы считал войну вынужденным злом, которое следует избегать, насколько это вообще возможно. Он отмечает, что «война — это как огонь, люди, которые не сложат оружия, погибнут от собственного же оружия». Войну следует вести быстро во избежание полного разорения страны и экономического краха государства: «Ни одна долгая война не принесла прибыли стране: 100 побед в 100 сражениях — это просто смешно. Каждый, кто отличился сокрушением врагов, получал победу ещё до того, как вражеская угроза становилась реальной». Согласно книге, следует избегать резни и зверств, потому что это может спровоцировать сопротивление и дать противнику возможность обратить войну в свою пользу.

Общая идеология Сунь-цзы совмещает в себе конфуцианские устои поддержания социального гомеостазиса с даосской диалектикой вселенского Дао , космическим циклизмом школы инь-ян , легистской «политологией» и управленческим прагматизмом моистов . Этот синтез, представляющий войну (бин), с одной стороны, как «великое дело государства», «почву жизни и смерть, путь (дао) существования и гибели», а с другой — как «путь обмана», обобщён в 5 принципах:

  • «пути» (единодушия народа и верхов),
  • «неба» (соответствия времени),
  • «земли» (соответствия месту),
  • «полководца» (правильного руководства, в частности характеризующегося благонадежностью — синь и гуманностью — жэнь),
  • «закона» (организованности и дисциплинированности).

Данные принципы должны быть реализуемы посредством 7 «расчётов»:

  • наличия у правителя дао,
  • наличия у полководца способностей,
  • постижения особенностей неба и земли,
  • осуществимости законов и приказов,
  • силы войска ,
  • обученности командиров и солдат ,
  • ясности наград и наказаний.

В дальнейшем эта диалектика верности и обмана, силы и слабости, воинственности и миролюбия стала одной из основных методологем традиционной китайской культуры, искусства стратагем .

Война у Сунь Цзы рассматривается как органическое целое, начиная с дипломатии и мобилизации , и заканчивая шпионажем . Никогда нельзя забывать о цели войны — сделать так, чтобы население процветало и было лояльным к правителю.

Идеальная победа — подчинение других государств дипломатическими методами, без вступления в военные действия . Поэтому необходимо вести активную дипломатию, разрушать союзы противника и ломать его стратегию.

Сунь Цзы постоянно подчёркивает, что военные действия это дорогое занятие, приносящее убыток государству и бедствия народу. Поэтому война должна быть быстрой, эффективной и мобильной . Затягивать войну негуманно по отношению к народу.

В основе концепции Сунь Цзы лежит управление врагом, создающее возможности лёгкой победы. Надо заманивать врага в ловушки и избегать столкновения с подготовленными силами противника. Необходимо неравновесное распределение сил, стратегическая концентрация.

Необходимо собирать информацию о местности и действиях противника, и при этом скрывать свои действия. Любая оплата деятельности шпионов обойдётся дешевле, чем содержание армии. Поэтому нельзя жалеть денег на шпионаж и подкуп.

Сунь Цзы неоднократно подчёркивает необходимость дисциплины в войсках и поддержания духа ( ци ). Необходимо создавать ситуации, в которых дух войска крепнет, и избегать таких, где армия теряет волю.

Академик РАН А.А. Кокошин , 6-й секретарь Совета безопасности РФ также отмечает важность тезиса Сунь Цзы о необходимости глубокого знания и противника, и особенно самого себя — применительно к полководцу и к его войску. Последнее Кокошин связывает с формулами древнего китайского философа Лао Цзы (предположительно современника Сунь Цзы и Конфуция), популярного в интеллектуальной элите Китая и сегодня, о том, что познания самого себя для человека является более высоким уровнем знания по сравнению с познанием других людей .

Примечания

  1. The Art of War, Sun Zi’s Military Methods , Translated by Victor H. Meir, Columbia University Press, 2007 ISBN 978-0-231-13383-8 , Introduction стр. 14
  2. Кокошин А.А. Вопросы прикладной теории войны. М.: Изд. ВШЭ, 2018. С. 192-193.

Литература

  • Сунь-Цзы, У-Цзы. Трактаты о военном искусстве. — М.: «АСТ», 2002. — ISBN 5-17-010705-6 .
  • Сунь-цзы. Трактат о военном искусстве. Перевод и исследование Н. И. Конрада. — М.-Л.: Изд-во АН, 1950. — 404 с.
  • Сунь-Цзы: Воинские правила. Пер. с др. кит. Шабан В. А. — «Евразия», 2022. ISBN 978-5-8071-0541.
  • Зотов О. В. О логике и структуре трактата Сунь-цзы //25-я научная конференция «Общество и государство в Китае». — М., 1994. — С. 86—95.
  • McNeilly, Mark R. (2001), Sun Tzu and the Art of Modern Warfare, Oxford University Press , ISBN 0-19-513340-4 .
  • Кобзев А. И. Сунь-Цзы (Сунь У, Чжан цин) // Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН, Нац. общ.-научн. фонд; Научно-ред. совет: предс. В. С. Степин, заместители предс.: А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, уч. секр. А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — Т. 3. — С. 670. — 692 с. — 5 000 экз. — ISBN 978-2-244-01118-0 .

Same as Сунь-цзы