Interested Article - Заколдованное каноэ

, La Chasse-galerie , 1906, Национальный музей изобразительных искусств (Квебек)

Заколдованное каноэ ( фр. La chasse-galerie , англ. The Bewitched Canoe, Witched Canoe) — популярный франко-канадский фольклорный сюжет о приятелях, заключивших договор с дьяволом , который помогает им совершить фантастическое путешествие по небу на каноэ, разновидность сюжета о Дикой Охоте . Наиболее известная литературная версия сюжета написана Оноре Бограном (1848—1906) и опубликована в 1892 году.

Содержание легенды

В своей повести «La Chasse-galerie» Оноре Богран описывает события следующим образом. После пьянки, длившейся всю новогоднюю ночь, приятели-лесорубы, находящиеся на далекой лесной стоянке, желают навестить своих оставшихся дома подруг. Единственный способ преодолеть расстояние в почти 500 километров и обратно, чтобы утром успеть выйти на работу, — это воспользоваться «заколдованным каноэ», то есть заключить договор с дьяволом , и тогда их каноэ сможет перелететь по воздуху в нужное место на волшебной скорости. Однако путешественники во время полета должны остерегаться упоминать Господа или касаться церквей. Если один из этих запретов будет нарушен, то дьявол получит их души в своё распоряжение. Герои решают больше не прикасаться к спиртному, чтобы в головах была ясность. После этого они усаживаются в каноэ, произносят заклинание и взлетают. Они пролетают замерзшую реку Гатино , множество деревень, церквей и город Монреаль . Заколдованное каноэ в конце концов приземляется возле дома, где вовсю идет новогоднее гулянье. Никого не удивляет неожиданное прибытие гостей издалека, их встречают с распростёртыми объятиями, и вскоре уже они танцуют и празднуют вместе со всеми. Наступает время возвращаться, и вот уже они летят назад безлунной ночью. Однако выясняется, что их предводитель не сдержал обещания ничего не пить и потому управляет лодкой плохо. Пролетая над Монреалем, они почти врезаются в верхушку церкви, и вскоре после этого каноэ падает в глубокий сугроб. Пьяный предводитель начинает ругаться и божиться. Путешественники пугаются, что это нарушит договор и души их пропадут, связывают своего друга, затыкают ему рот и выбирают другого навигатора. В конце концов каноэ врезается в сосну, все вываливаются из него и теряют сознание. Наутро друзья находят путешественников, спящих в лесу, и решают, что эта странная картина — результат неумеренных возлияний накануне. Сами герои договариваются не говорить никому правды о том, что с ними произошло .

В народной традиции существуют разные концовки легенды. В изложении Оноре Бограна дьявол проявляет щедрость и позволяет героям вернуться назад без потерь. В других версиях герои обречены летать в каноэ по аду и появляться в небе каждую новогоднюю ночь, но почти во всех вариантах всем удается избежать условий, поставленных дьяволом. По версии, записанной квебекским этнографом Жан-Клодом Дюпоном в Ла-Тюке , дело происходит в ночь перед Рождеством, и дьявол сам находится среди пассажиров лодки и управляет ею .

Детали легенды также отличаются в зависимости от региона. В Акадии вместо каноэ фигурирует рыбацкая лодка. В нижнем течении реки Святого Лаврентия герои легенды путешествовали на перевёрнутой вверх дном карете или верхом на свинье. А на Мадленских островах полет каноэ сопровождался ужасными визгами, воем и звоном цепей . Существует акадийская версия, где путешествие совершается верхом на безразмерном топорище.

Происхождение легенды

Квебекская легенда о заколдованном каноэ представляет собой продолжение общеевропейской легенды о Дикой охоте ( фр. chasse fantastique). Макабрические скачки на лошадях — частый мотив во французских легендах. Также встречается он в немецком и голландском фольклоре.

Существует французская фольклорная песня о некоем аристократе по имени Гальри ( фр. Gallery), который был приговорён к вечным скачкам по ночному лесу в своре нечистой силы в наказание за то, что не соблюдал воскресенья и предпочитал охоту посещению церкви. Образ Гальри восходит, в свою очередь, к королю вестготов , «язычнику» Алариху II ( фр. Alaric). Именно это имя в искажённом виде и превратилось впоследствии в Galerie .

Заколдованное каноэ в современной культуре

В литературе

  • Произведения Мишеля Трамбле (для него заколдованное каноэ символизирует творческий дар, полет воображения, удел художника) :
    • романы «La grosse femme d'à côté est enceinte» и «La duchesse et le roturier»
    • либретто оперы «Неллиган»
    • пьеса «Les Belles-soeurs»
  • Роман Фред Варгас (Fred Vargas) L’armée furieuse (2011)
  • Роман Себастьяна Шартрана (Sébastien Chartrand) L’ensorceleuse de Pointe-Lévy (2013)
  • Сборник франко-канадских сказок Legends of French Canada (составитель: Эдвард Вудли (Edward C. Woodley) (1931, 1938)
  • The Flying Canoe (La Chasse-Galerie) / J.E. LeRossignol (1929)

В музыке

  • Песня «Chasse Galerie» в исполнении (альбом Rencontre de rêves live, 1992)
  • Монреальская группа фолк-метал Blackguard использовала изображение летящего каноэ на обложке альбома Profugus Mortis (2009). В альбом включена песня «The Last We Wage», в которой использована легенда о заколдованном каноэ
  • Квебекская блэк-метал -группа Chasse Galerie (создана в 2007)
  • Ария «La chasse-galerie» в опере Андре Ганьона (André Gagnon) на либретто Мишеля Трамбле Неллиган
  • Песня La chasse-galerie в исполнении Даниэля Лавуа (альбом La Licorne Captive : un projet musical de Laurent Guardo , 2014)
  • Увертюра «La Chasse-Galerie» Русско-Кандского композитора Айрата Ишмуратова

В кино

  • Мультфильм The Legend of the Flying Canoe (La Chasse-galerie) (Канада, 1996)
  • Мультфильм Crac (Канада, 1981)

Прочее

  • В 1991 году в Канаде выпущена почтовая марка достоинством 40 центов с иллюстрацией легенды о заколдованном каноэ в серии «Канадские народные сказки»
  • В оформлении одного из старейших аттракционов (La pitoune) в монреальском парке La ronde использован образ заколдованного каноэ с фигурой дьявола
  • Мотив легенды используется на ярлыке эля Maudite производства квебекской пивоварни Unibroue
  • Во время церемонии открытия зимних Олимпийских игр в Ванкувере в 2010 году скрипач Колин Майер пролетел по воздуху на «волшебном каноэ»
  • Концертный зал в Лавальтри (Квебек) называется La chasse-galerie

См. также

Примечания

  1. от 24 сентября 2015 на Wayback Machine
  2. Dupont, Jean-Claude, 1934-. . — Québec, Québec: Éditions GID, 2008. — С. . — ISBN 9782896340231 .
  3. (неопр.) . AllSands.com. Дата обращения: 21 февраля 2009. Архивировано из 3 марта 2016 года.
  4. Purkhardt, Brigitte, 1942-. La chasse-galerie, de la légende au mythe : la symbolique du vol magique dans les récits québécois de chasse-galerie. — Montréal, Québec: XYZ, [1992]. — С. 158—161. — ISBN 2892610567 .
  5. Purkhardt, Brigitte, 1942-. La chasse-galerie, de la légende au mythe : la symbolique du vol magique dans les récits québécois de chasse-galerie. — Montréal, Québec: XYZ, [1992]. — С. 141—142. — ISBN 2892610567 .
  6. Edward Carruthers Woodley. (неопр.) . — B. Blom, 1931. — ISBN 0405091028 .
  7. LeRossignol, J.E. The Flying Canoe (La Chasse Galerie) (неопр.) . — McLelland and Stewart, 1926.
  8. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. 19 марта 2014 года.
  9. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. 28 марта 2014 года.
  10. Robert Doucet (Director). [Film]. National Film Board of Canada. (1996). Время от начала источника: 10 min 37 s. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. Архивировано 24 февраля 2014 года.
  11. от 14 декабря 2016 на Wayback Machine Crac by Frederic Back 1981 Societe Radio-Canada a C.B.C. Montreal Production
  12. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. 11 мая 2014 года.
  13. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. 11 мая 2014 года.
  14. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. 11 мая 2014 года.
  15. от 11 мая 2014 на Wayback Machine
  16. (неопр.) . Дата обращения: 8 мая 2014. 14 августа 2014 года.

Литература

  • Purkhardt, Brigitte, 1942-. La chasse-galerie, de la légende au mythe : la symbolique du vol magique dans les récits québécois de chasse-galerie. — Montréal, Québec: XYZ, [1992]. — ISBN 2892610567 .

Same as Заколдованное каноэ