Interested Article - Магия в греко-римском мире

Ма́гия в гре́ко-ри́мском ми́ре — комплекс античных магических верований и практик, распространённых по всей территории греко-римской ойкумены. Прежде всего под «магическими» понимаются практики, которые не были санкционированы официальной религией и авторитетом полиса .

Терминология

Первоначально в древнегреческом слово «маг» обозначало персидского жреца — последователя зороастризма . Однако уже с V в. до н. э. термин «магия» ( др.-греч. μαγεία) встречается для обозначения колдовства . Кроме того, в значении «чёрного мага» нередко употребляли греческий термин «колдун» ( др.-греч. γόης) и «колдовство» ( др.-греч. γοητεία): такая деятельность ассоциировалась со связывающими заклятиями, оплакиванием умерших и позднее — с некромантией . В древнем Риме термины «маг» ( лат. magus) и «магия» ( лат. magīa) появляются поздно: первоначально они обозначали только персидских жрецов. Само понятие колдовства в Риме существовало: уже в Законах двенадцати таблиц упоминаются «злые песни» (mala carmina), с помощью которых можно было проклясть урожай соседа. Кроме того, для изготовителей магических настоев и ядов употреблялся термин veneficus . Термин «магия» (magia) утверждается в латинском языке только в I веке н. э.

История

Степень изученности магии в Греции разнится от эпохи к эпохе, от местности к местности. Больше всего информации обеспечено о классических Афинах V—IV веков до н. э. ввиду широкого распространения в полисе книжности, однако колдуны были и на периферии греческого мира. Существует лишь один значимый источник о магии в удалённых уголках ойкумены — трактат «О священной болезни» неизвестного автора, входящий в корпус Гиппократа . Кроме него существуют археологические свидетельства магии в северо-западной Греции, например, в Додоне в Эпире , где были найдены свинцовые таблички IV века до н. э. с оракулом Зевса . Также в Македонии обнаруживаются таблички с проклятиями и заклятиями, которые напоминают по форме афинские и сицилийские таблички. То, что в трёх областях находятся схожие по содержанию и целям таблички, служит свидетельством циркуляции в греческом мире магических знаний. Учёный Мэтью Дики предполагает, что подобные магические знания распространяли люди с «особенными» знаниями, которые много путешествовали .

Практики

Основу магического инвентаря античности представляют таблички с проклятиями или заклятиями (прежде всего свинцовые); магические предметы, такие как амулеты и фигурки; магические папирусы — письменные руководства по магии. Эти предметы были распространены по территории греко-римского мира с VI века до н. э. по VI век н. э .

Таблички

Табличка из Бата: автор желает, чтобы возможные виновники похищения Вильбии «стали жидкими как вода». Предположительно Вильбия была рабыней проклинающего

Греки использовали таблички, сделанные преимущественно из листа свинца, для проклятий и заклятий. Они применялись для сверхъестественного влияния на действия или состояние людей или животных против их воли. Некоторые из найденных экземпляров либо были утеряны, либо слишком ветхие, чтобы с ними можно было работать. Самую раннюю датировку получили 22 таблички из города Селинунт , Сицилия , датируемые началом V, а некоторые из них, предположительно, концом VI века. Всего на 2022 год было найдено более 1600 табличек: более 1100 из которых были греческими (около 300 из них афинские), больше 500 — латинскими. При этом свыше половины латинских табличек приходятся на Великобританию, а более 130 относятся к римских термам в Бате , в которых их авторы проклинают воров .

Фигурки

Магические фигурки известны как по надписям, так и по археологическим находкам. Иногда такие фигурки изготовлялись и в официальных случаях: так, договор между Киреной и её метрополией — Ферами — был скреплён изготовлением магических фигурок, которые затем сожгли: так должен был погибнуть и нарушитель договора . Дошедшие до нас фигурки изображают людей со связанными руками и ногами; нередко их захоранивали вместе с магическими табличками. Так, связанная фигурка, подписанная именем «Мнесимах», была найдена между двумя магическими табличками. Иногда глаза, руки и ноги на этих фигурках пробиты гвоздями или иглами. Целью таких обрядов было заставить человека, которого изображала фигурка, подчиниться колдуну (чаще всего речь шла о любовной магии) .

Историография

Корпусы

В 1897 вышел первый значительный корпус табличек немецкого филолога Рихарда Вюнша . Издание до сих пор является основой для исследований, поскольку содержит описи утерянных табличек. Дополнением стал сборник 1904 года французского историка Огюста Одоллана с новыми известными ему табличками на греческом, латинском и некоторых других языках . В 1920 был составлен корпус латинских табличек М. Бенье, а в 1968 — дополненный каталог Солина. Позже, в 1985 году, были опубликованы не вошедшие в более ранние корпусы греческие таблички в статье Дэвида Джордана. Корпус латинских табличек значительно пополнился после раскопок в Бате; он был выполнен археологом Роджером Томлином и опубликован в монографии британского археолога Барри Канлиффа (а впоследствии и в отдельном издании). Из представленных авторов лишь Томлин предоставляет перевод; в 1992 Джон Гагер выпустил переводы этих табличек на английский с комментариями. Джордан создал последний каталог табличек, состоящий из 122 экземпляров, найденных в период с 1985 по 2000 годы. Идёт работа над проектом «TheDeMa» — цифровым корпусом всех имеющихся в распоряжении табличек, однако по состоянию на 2022 год веб-сайт проекта недоступен. Проект финансируется Немецким исследовательским фондом . Магические тексты Ольвии были изданы А. В. Белоусовым . Корпус греческих магических папирусов был издан Карлом Прайсенданцем . Комментированный перевод корпуса на английский выполнил Ханс-Дитер Бетц .

Примечания

Комментарии
  1. Мы не знаем о происхождении автора, однако текст написан на ионическом диалекте древнегреческого языка , на котором говорили на островах Эгейского моря и побережье Малой Азии. Текст, вероятно, не был обращён к афинянам и раскрывал проблемы широкого греческого мира, что даёт нам основания полагать о существовании колдунов в различных греческих полисах .
Источники
  1. , pp. 74.
  2. , pp. 20—23.
  3. Graf, Fritz. «Chapter 7: Greece». In Guide to the Study of Ancient Magic, (Leiden, The Netherlands: Brill, 2019) doi:
  4. , pp. 26—48.
  5. , p. 46.
  6. , pp. 46—47.
  7. , с. 10.
  8. Dvorjetski, Esti. . — Leiden: Brill, 2007. — С. 103. — 524 с. — ISBN 978-90-474-2051-4 .
  9. (неопр.) . Дата обращения: 15 января 2023. 15 января 2023 года.
  10. , с. 16—17.
  11. , p. 3.
  12. ↑ Wilburn, Andrew T. «Figurines, Images and Representations Used in Ritual Practices.» In Guide to the Study of Ancient Magic, edited by David Frankfurter, 456—506. Leiden: Brill, 2019.
  13. Audollent, Auguste Marie Henri. Defixionum tabellae quotquot innotuerunt, tam in Graecis Orientis quam in totius Occidentis partibus praeter Atticas in Corpore inscriptionum atticarum editas (лат.) . — Paris: Albert Fontemoing, 1904. 28 ноября 2023 года.
  14. , с. 16.
  15. , pp. 86—87.
  16. Белоусов, А. В. Корпус заклятий понтийской Ольвии (DefOlb) = Defixiones Olbiae Ponticae (DefOlb). — Москва : Издательство Московского университета, 2020.
  17. Papyri Graecae magicae = Die griechischen Zauberpapyri. 1-3 / herausgegeben und übersetzt von Karl Preisendanz; unter Mitarbeit von A. Abt, S. Eitrem, L. Fahz, … et al. 3 vol. (XII-200-III f. de pl., XV-216 p.-III f. de pl., XV-288p.) Leipzig [etc.]: B.G. Teubner, 1928—1941
  18. Betz H.D. The Greek magical papyri in translation, including the Demotic spells / Transl. Chicago: University of Chicago Press, 1992. p.

Литература

  • Белоусов А.В. Греческая и римская религия новозаветной эпохи. — Москва: Издательство Московского университета, 2019. — 152 с.
  • Кагаров Е. Г. Греческие таблички с проклятиями. — Харьков: Типо-литография Г. П. Радовильского, 1918. — 81 с.
  • Кудрявцева Т. В. Судебная магия в античности. — СПб. : ИЦ «Гуманитарная Академия», 2023. — 315 с. — (Studia classica). — ISBN 978-5-93762-177-1 .
  • Dickie, Matthew. Magic and magicians in the Greco-Roman world. — L. : Routledge , 2003. — 380 p. — ISBN 0-203-45841-9 .
  • Flint, Valerie; Gordon, Richard; Luck, Georg; Ogden, Daniel. Witchcraft and Magic in Europe: Ancient Greece and Rome. — L. : The Athlone Press , 1999. — Vol. 2. — 395 p. — ISBN 0-485-89102-6 .
  • Graf, Fritz. Magic in the Ancient World. — Cambridge, Mass., London: Harvard University Press , 1999. — 320 p. — ISBN 9780674541535 .
  • Guide to the study of ancient magic (англ.) / Frankfurter, David. — Leiden ; Boston: Brill, 2019. — 797 p. — (Religions in the Graeco-Roman world, vol. 189). — ISBN 9789004390751 .
  • / Gordon, Richard L., Simón, Francisco Marco. — Leiden, Boston: Brill , 2010. — 676 p. — (Religions in the Graeco-Roman World, vol. 168). — ISBN 9789004179042 .

Same as Магия в греко-римском мире