Interested Article - Договор Умара
- 2020-03-27
- 1
Договор Умара ( араб. العهدة العمرية ) — договор между халифом Умаром ибн аль-Хаттабом и представителями христианского населения Иерусалима.
История
Когда мусульмане в 638 году завоевали Иерусалим , халиф Умар ибн аль-Хаттаб заключил с его жителями договор, в котором гарантировал безопасность их храмов и имущества и выдвинул условие, чтобы ни один из иудеев не жил с ними в этом городе.
Договор Умара стал считаться одним из важнейших документов в истории Иерусалима и Палестины .
Ниже приводится текст этого договора:
«С именем Аллаха Милостивого, Милосердного,
Это гарантия безопасности раба Аллаха, Умара, повелителя правоверных, жителям Иерусалима.
Гарантия безопасности им самим, их имуществу, их храмам и крестам, больным, исцелившимся и остальным людям… Их храмы не будут заняты и не будут разрушены, и не будет отнято ничего ни из их владений, ни из крестов, ни из имущества (храмов), христиан не станут презирать за их религию, и ни одному из них не будет причинён вред, и ни один из иудеев не будет жить с ними в Иерусалиме.
Жителям Иерусалима надлежит платить джизью (налог) подобно тому, как её выплачивают жители других городов. Они должны изгнать из города византийцев и воров. Изгнанному из их числа гарантируется сохранность жизни и имущества, пока он не достигнет безопасного места. А если кто-либо из них останется, то ему надлежит платить джизью, подобно остальным жителям Иерусалима. И если кто-либо из жителей Иерусалима пожелает отправиться со своим имуществом вслед за византийцами, оставив свои церкви и кресты, то ему гарантируется сохранность жизни, церквей и крестов, пока он не достигнет безопасного места. А тому из них, кто останется, надлежит платить джизью, подобно прочим жителям Иерусалима. Кто пожелает, уйдёт вместе с византийцами. А кто пожелает, вернется к своей семье, и с него ничего не будет взято, пока он не соберет свой урожай.
И на том, что содержится в этом договоре с выплачивающими джизью, — обещание Аллаха, покровительство Его посланника, халифов и верующих.
Записано и представлено в 15-й год хиджры.
В этом свидетельствуют: Халид ибн аль-Валид, ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, ‘Амр ибн аль-‘Ас и Му‘авия ибн Абу Суфьян».
Критика
Арабист Н. А. Медников поставил под сомнение достоверность «Договора Умара» и обосновал своё мнение в работе «О грамотах Омара I христианам Иерусалима» (опубликовано в: Сообщения Православного Палестинского общества. 1901, т. XII, № 6).
Примечания
- Густерин П. В. Н. А. Медников и его роль в истории арабистики // Православный Палестинский сборник. — Вып. 107. — М., 2011.
Литература
- Thomas, David; Roggema, Barbara (30 November 2009). Christian-Muslim Relations: A Bibliographical History (600—900). BRILL . ISBN 978-90-04-16975-3 .
- Medieval Islamic civilization : an encyclopedia : [ англ. ] : in 2 vol. / edited by ; . — L. ; N. Y. : Routledge , Taylor & Francis Group , 2006. — xliii, 878 p., 55 p. fig. — (Routledge encyclopedias of the Middle Ages ; vol. 13). — ISBN 0-415-96691-4 . — ISBN 978-04-159-6691-7 . — doi : . — OCLC .
- Roggema, Barbara (2009). The Legend of Sergius Baḥīrā: Eastern Christian Apologetics and Apocalyptic in Response to Islam. BRILL . ISBN 978-90-04-16730-8 .
- Peri, ʻOded (2001). Christianity Under Islam in Jerusalem: The Question of the Holy Sites in Early Ottoman Times. BRILL . ISBN 978-90-04-12042-6 .
- Mark R. Cohen, and Norman A Stillman, «The Neo-Lachrymose Conception of Jewish-Arab History».
- Abu-Munshar, Maher Y. (2007-09-15). Islamic Jerusalem and its Christians: a history of tolerance and tensions. Tauris Academic Studies. ISBN 9781845113537 .
Ссылки
- 2020-03-27
- 1