Interested Article - Три царя

Три волхва. Византийская мозаика из Сант-Аполлинаре-Нуово , Равенна , около 565 года, (восстановлена в XVIII веке). Византийское искусство обычно изображает волхвов в , которая включает накидки и фригийские колпаки .

Три царя́ , также маги ( греч. μάγοι), волхвы — в западноевропейской традиции Мельхио́р , Каспа́р ( Гаспа́р, Ка́спер ), Валтаса́р ( Бальтаза́р, Балтаза́р , Белтаза́р , Валтаза́р, Вальтаза́р, Вальтаса́р ) — люди, принесшие дары родившемуся в Вифлееме младенцу Иисусу Христу (см. поклонение волхвов ). В Евангелии их имена и сан не упоминаются, традиция возникла в средневековье. Представление о волхвах как о восточных царях окончательно сложилось в средневековой Европе начиная с IX века и опубликовано в Золотой легенде .

История

Трое волхвов (деталь алтарной композиции). Первая треть XIII века. Национальный музей искусства Каталонии

Волхвами на востоке называли магов, жрецов, учёных. Библеисты предполагают, что они пришли из Вавилона , Месопотамии , а возможно из Индии , поскольку они шли по Вифлеемской звезде не менее пяти месяцев. По этой необыкновенно яркой звезде волхвы сделали пророчество о рождении Мессии в Вифлееме , нашли ясли , где родился Иисус Христос . Эту звезду видели — по евангельским преданиям — и Иосиф с Марией, и пастухи, и все жители маленького городка Вифлеем в семи километрах от Иерусалима . В доказательство реальности необычайного по яркости и разноцветию небесного эффекта от звезды библеисты приводят вычисления астронома Иоганна Кеплера , который писал о соединении Юпитера и Сатурна в созвездии Рыб с синхронным приближением к ним Марса. Явление яркой звезды повторяется, по Кеплеру, через 794 года.

Этимология

Волхвы — славянское слово, используемое в переводах на русский язык. В евангельском подлиннике стоит греч. μάγοι . В латинской традиции греческое μάγοι переводится латинским словом magi («волшебники») . В античной литературе в основном существуют два значения этого термина: люди, принадлежащие к персидским ( зороастрийским ) жрецам, и вавилонские жрецы-астрологи как особая профессиональная группа ( маги ) . Григорий Назианзин считал волхвов халдейскими астрологами .

Традиции

Традиционное представление библейских волхвов в «Часослове Генриха XVIII». Около 1500

Евангелист Матфей не пишет о количестве волхвов и их сане. По числу принесённых даров предположили, что их было трое. Впервые волхвов назвал царями святой Цезарий Арелатский (VI в.) . У Беды Достопочтенного (VIII в.) появляются их имена — Каспар, Мельхиор и Валтасар . Он также описал их внешность и возраст: Мельхиор был бородатым старцем, Каспар — безбородым юношей, Валтасар — бородатым и темнокожим .

Со временем волхвов стали изображать как представителей трёх различных возрастов человека и выходцев из трёх различных частей света. Традиционно считается, что Мельхиор был старцем и королём Аравии, Каспар — юношей и королём Тарса , Валтасар — средних лет и царём Эфиопии . Волхвы принесли младенцу в дар золото — как царю, ладан — как Богу и смирну — как человеку, который будет погребён.

Существуют греческие варианты их имен ( Аппелликон , Америн и Дамаскон ), а также еврейские ( Магалат , Галгалат и Серакин ). Бытуют легенды и о четвёртом волхве, носящем имя Артабан (как брата персидского царя Дария ). В ранних рукописях Валтасара иногда называют Вифисарей .

В Сирийской церкви существует предание о двенадцати волхвах, прибывших в Иерусалим с огромной свитой .

Мощи

Рака трёх волхвов в Кёльнском соборе

По преданию, мощи волхвов были найдены императрицей Еленой . Сначала они были положены в Константинополе , в IV веке перенесены оттуда святым Евсторгием в Медиолан (совр. Милан), а в 1164 году, по желанию Фридриха Барбароссы , в Кёльн , где для их размещения была сооружена рака трёх волхвов , а для размещения раки — Кёльнский собор , самый крупный в Западной Европе .

Почитание

В католической церкви память трёх волхвов совершается в праздник Богоявления (6 января, в некоторых католических странах — выходной день). Праздник получил в католической церкви название «праздник царей» (Festum regum) или « праздник трёх королей » (Festum trium regum) .

Три волхва считаются покровителями путешественников и поэтому их имена часто входили в названия гостиниц (ранее — постоялых дворов), например, фр. Hotel Les Trois Rois — отель «Три Короля», нем. Zur Krone — «У короны», нем. Zum Stern — «У звезды», нем. Zu Drei Königen — «У Трёх королей».

См. также

Герард Давид . Поклонение волхвов . Около 1515

В культуре

Фра Филиппо Липпи и Фра Беато Анджелико . Поклонение волхвов. Около 1440—1460

Примечания

  1. Яков Кротов .
  2. , О. В. Л., Н. В. Квливидзе . // Православная энциклопедия . — М. , 2005. — Т. IX : « Владимирская икона Божией Матери Второе пришествие ». — С. 278—282. — 752 с. — 39 000 экз. — ISBN 5-89572-015-3 .
  3. Марко Поло . Книга о разнообразии мира — Гл. XXXI.
  4. , с. 211.
  5. (неопр.) . Дата обращения: 29 декабря 2019. 29 декабря 2019 года.
  6. .

Литература

Same as Три царя