Interested Article - Тавиль
- 2020-06-28
- 1
Та’виль ( араб. تأويل — «возвращение к истоку, к началу») — метод сведения буквального смысла Корана или сунны к метафорическому по какому либо обоснованному поводу.
История
Термин тавиль взят из Корана. В восьми случаях он, по мнению комментаторов, означает «толкование сна» ( та’бир ар-ру’я , сура 12), а в девяти остальных — «исход», «последствие» (' акиба ). Тавилю противопоставляется тафсир — историко-филологический и законоведческий комментарий, основанный на традиции. Вероятно, первоначально понятия тавиль и тафсир имели один смысл, но со временем эти два понятия стали противопоставляться. Во всяком случае, этот термин встречается в названии экзегетического сочинения аль-Байдави (ум. в 1286 г.) и других признанных всей мусульманской общиной толкователей Корана .
По мере того, как мусульманская община разделилась на сторонников буквального понимания и толкования коранического текста ( захир ) и тех, кто претендовал на знание его «тайного», «скрытого» смысла ( батин ) разделение тавиля и тафсира проявилась отчётливее. Для захиритов ( факихов -«буквалистов») тавиль становится синонимом «волюнтаристского», «безответственного», не освященного традицией толкования Корана, тогда как для батинитов он был единственным путём к постижению его истинного смысла. В целом противопоставлять тавиль тафсиру можно лишь в контексте полемики между захиритами и батинитами. Для мусульман, которые стояли в стороне от этой полемики, либо признавали правомочность обоих толкований, эти термины были, в сущности, синонимами .
Течения
Суннизм
Согласно ортодоксальной точке зрения, тавиль должен строго соответствовать комментариям пророка Мухаммеда и его сподвижников об этих аятах и хадисах и основываться на них. Трактовки, которые не дошли по цепям передатчиков традиции ( накль ), строго запрещены в одном из хадисов пророка Мухаммада и считаются лишь частным мнением толкователя, а в качестве доказательства приняты быть не могут. Тавиль не должен противоречить ясным и недвусмысленным смыслам Корана и сунны. Для того, чтобы аллегорически истолковать какой-либо смысл коранических аятов, необходимо представить доказательства о его необходимости .
Ортодоксальные исламские богословы применяли тавиль только в тех случаях, когда аяты Корана невозможно было воспринять на основании простого прочтения. Примером тавиля являются многочисленные аяты и хадисы об описании атрибутов Аллаха или рая ( джаннат ) и ада ( джаханнам ), которые считаются истинными, но в то же время описывающимися на уровне человеческих понятий, и их истинная сущность неизвестна. Так как буквальное смысловое понимание этих мест может привести к неоднозначным выводам, применительно к этим моментам в некоторых случаях применяется аллегорическая трактовка. Тем не менее, всегда оговаривается, что истинный смысл этих хадисов и аятов известен только Аллаху, так как в Коране говорится: «А [люди], в сердцах которых укоренилось уклонение [от истины], следуют за аятами, которые требуют толкования, стремясь совратить [людей истины] и толковать Коран [по своему усмотрению]. Но не знает его толкования никто, кроме Аллаха» .
Мутазилиты
Приверженцами тавиля были мутазилиты, которые, ссылаясь на вышеприведённый аят Корана, делили аяты на «ясные», или очевидные ( ), и «неясные», «метафорические» ( муташабихат ). Мутазилиты признавали «неясными» те аяты, которые противоречили доводам рассудка, в частности учению о единственности Аллаха ( таухид ) и о божественной справедливости ( адль ) в интерпретации мутазилитов. Они считали, что «метафорические» стихи следовало рассматривать как «иносказание» ( маджаз ) и истолковывать их рационалистически.
Тавиль мутазилитов подвергся резкой критике «буквалистов» (ханбалитов и др.), которые отказывались от всякой критики и анализа текста Корана с помощью рациональных критериев .
Шиизм
Широко использовали тавиль в своих религиозных и политических целях « умеренные » шииты и исмаилиты , полагавшие, что со смертью пророка Мухаммеда исключительное право на толкование коранического текста перешло к их имамам и тех, кто наследует их знания. Шиитским имамам якобы ведом тайный смысл пророческого откровения, который скрыт от остальных людей. Имамы могут сообщать тайный смысл своим последователям, посвящая их, по сути дела, в новое пророчество .
У «умеренных» шиитов тавиль сводился, как правило, к поиску в Коране скрытых намёков на 'Али ибн Абу Талиба и других имамов, а также их первостепенную роль в судьбе мусульманской общины ( уммы ). При этом суннитов (халифа 'Усмана , омейядского наместника ал-Хаджжаджа и др.) обвиняли в «извращении» ( тахриф ) Корана, который содержал пророчества об имамах .
Исмаилитский тавиль имел ряд особенностей. С одной стороны, он служил для обоснования характерных для исмаилитов политических притязаний, тайной иерархии «посвящённых», «пропаганды» ( да’ва ), практики подготовки неофитов и т. д. В то же время они полностью разделяли эзотерические концепции « Чистых братьев » ( Ихван ас-сафа' ), прибегая к тавилю для доказательства верности положений своей эзотерической космологии и учения о спасении, уходившие своими корнями в неоплатонизм .
Суфизм
Некоторые мусульманские философы ( аль-Фараби , Ибн Сина , Ибн Рушд ) видели в аллегорическом толковании общедоступный способ примирения рациональной философии и религиозной догматики, освящение своих логических рассуждений авторитетом Корана.
Возникновение традиции теософского и «духовного» тавиля, присущего в основном суфиям, связывают с именами Ибн Аббаса (ум. в 686 г.) и Джафара ас-Садика (ум. в 765 г.). Суфийские экзегеты, ссылаясь на их авторитеты, различали четыре «смысла» (у некоторых авторов — четыре буквы, харф) каждого аята Корана:
- «явный» ( захир ) — рецитация ( тилава ) аята (или буквы),
- «скрытый» ( батин ) — его осознание ( фахм ),
- «предел» ( хадд ) — то, что аят (буква) разрешает и запрещает в плане религиозного закона ( халалуха ва харамуха или ахкам ал-халал ва-л-харам ),
- «восхождение», или «беспредельность» ( матла’ ) — истинное значение аята (буквы), подразумеваемое самим Аллахом ( мурад Аллах мин 'абд биха ) .
Эти смыслы соответствовали historia, allegoria, tropologia, anagoge в христианской экзегетике. На практике истолковывались в основном первые два смысла: захир («[буквальное] выражение», 'ибара) и батин («[аллегорический] намёк», ишара). Захир у суфиев считался доступным всем мусульманам ( аль-амма ), батин — лишь «избранным» ( аль-хасса ), то есть главным образом суфийским «святым» ( авлия ). В этом суфийский тавиль сближался с шиитским .
В раннем суфизме процесс тавиля, вероятно, заключался в глубоком размышлении над текстом Корана, в ходе которого рождались различные теософские концепции, порой мало связанные с его первоначальным содержанием. Нередко «извлечение» скрытого смысла ( истинбат ) происходило в состоянии мистического транса. Отправной точкой эзотерического тавиля могли стать религиозные предписания, непонятные или иноязычные слова, которые встречаются в Коране, эсхатологические сцены, исторические реминисценции и т. д. В целом тавилю обязаны своим возникновением многие положения суфийской теории и практики. Наиболее известными суфийскими комментаторами были ат-Тустари (ум. в 896 г.), (ум. в 899 г.), (ум. в 907 г.), аль-Джунайд (ум. в 910 г.) и ас-Сулами (ум. в 1021 г.) .
В доктринальном суфизме ( Ибн Араби , аль-Кашани и др.), тавиль становится своего рода способом философствования. Исходя из определённых мистико-философских посылок, суфий-философ пользовался для их подтверждения и иллюстрации материалами священных текстов. Суфийский тавиль подвергся резкой критике со стороны большинства суннитских богословов, обвинявших суфиев в том, что те заимствовали свой тавиль из учений исмаилитов и философов .
Примечания
- ↑ , с. 218.
- ↑ .
- Аль ‘Имран
- ↑ , с. 219.
Литература
- Кныш А. Д. // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров . — М. : Наука , ГРВЛ , 1991. — С. 218-219. — 315 с. — 50 000 экз. — ISBN 5-02-016941-2 .
- Али-заде А. А. // . — М. : Ансар , 2007. — ISBN 978-5-98443-025-8 . (CC BY-SA 3.0)
- / Poonawala, I. // Encyclopaedia of Islam . 2nd ed : [ англ. ] : in 12 vol. / ed. by P. J. Bearman , Th. Bianquis , C. E. Bosworth , E. van Donzel , W. P. Heinrichs et al. — Leiden : E.J. Brill , 1960—2005. (платн.)
- аль-Хабиб аль-Фикки Ат-Та’виль: Усусуху ва ма’анихи фи-ль-мазхаб аль-исма’или. Кади ан-Ну’ман. Тунис, [б. г.];
- Наср Хамид Абу Зейд Аль-Иттиджах аль-акли фи-т-тафсир. Бейрут, 1982;
- Наср Хамид Абу Зейд Фалсафат ат-та’виль: Дираса фи та’виль аль-Кур’ан 'инда Ибн 'Араби. Бейрут, 1983;
- R. Deladriere Niveaux de conscience selon al-Qashani.— BEO. 1977, 29, 115—120;
- 2020-06-28
- 1