Interested Article - Пластические искусства

Пласти́ческие иску́сства , также простра́нственные иску́сства — один из трёх классов искусства , наряду с пространственно-временными и временными искусствами.

Пластическое искусство объединяет виды искусства, произведения которых в материальном смысле существуют в пространстве , не изменяясь и не развиваясь во времени . Произведения пластических искусств имеют материальный, физический характер и выполняются путём обработки материала , особенности формообразования которого определяют их внешний вид .

Однако подобные концепции пространственно-временнóй структуры произведений искусства, положенные в основание подразделения искусств на «пространственные» и «временны́е», пересматриваются или полностью отвергаются современными структуралистскими и феноменологическими теориями искусства . Тем не менее, Моисей Каган ещё в 1970-е годы писал, что такой подход следует «расценить как явное теоретическое недоразумение», поскольку «когда говорят о делении искусств на пространственные, временные и пространственно-временные, имеют в виду не различие их изобразительных способностей, а различие формы их бытия» .

Термин «пластический» в отношении современной морфологии искусства также переосмысляется, поскольку качества пластичности могут характеризовать произведения самых разных видов искусства, включая архитектуру, балет, пантомиму, сценическое мастерство актёра. [ нет в источнике ] Так М. С. Каган , ссылаясь на музыковеда Л. А. Мазеля , приводит в качестве примера термин «пластическая интонация» в музыке и определение «пластически-интонированное представление» в отношении искусства пантомимы .

Терминология

В Малом академическом словаре отмечалось, что словосочетание пластические искусства равнозначно пространственным искусствам . В издании «Краткий словарь терминов изобразительного искусства» уточнялось, что понятие пространственные искусства , в целом совпадающее по значению с термином «изобразительное искусство» (но включающее в себя и архитектуру), возникло на основе классификации видов искусств по принципу подразделения последних по способу воплощения в реальность произведений искусства; в данном случае пространственные искусства противопоставлялись временным искусствам (литературе, театру, музыке и другим). Равнозначный термин пластические искусства был введён в оборот с целью подчеркнуть «чувственно-наглядный, осязаемый характер соответствующих искусств» .

Также, не стоит путать слова пластический и пластичный , которые являются паронимами — созвучными и схожими в написании, но имеющими разное значение. Прилагательное пластический употребляют по отношению к пластике, как искусству в целом, к тому, что свойственно пластике в широком смысле (пластическое искусство, пластические танцы, пластическая форма). Прилагательным пластичный обозначают что-то, что имеет элементы пластичности (гармоничность форм и движений: пластичное движение, пластичный жест, танец и так далее), либо физическое свойство материала, легко поддающегося нужному изменению: пластичный воск, пластичный пластилин, пластичная глина и так далее (см. пластика ) .

Произведения пластических искусств

В академической традиции пластические искусства выделяются в отдельный класс вследствие свойств и характеристик присущих им произведений. Произведение пластического искусства, в первую очередь — материальный объект , который не изменяется и не развивается во времени. Во-вторых, произведение пластического искусства воспринимается зрением , иногда — с участием осязания (в скульптуре и декоративно-прикладном искусстве); для эстетического осмысления архитектурного произведения и в некоторых случаях монументальной живописи и скульптуры необходимо также моторно-двигательное восприятие .

Исходя из этого, образная структура произведения пластического искусства строится зрительно-пластическими средствами, среди которых :

  • Пространство;
  • Объём;
  • Цвет;
  • Ритм и так далее.

Для пластических искусств, как и для других классов искусств, характерно освоение мира посредством художественных образов . Художественный образ пластического искусства можно условно разделить на три компонента :

  • Тектонически-композиционный , который заключается в организации вещественного материала в трёхмерном пространстве, формировании его конструкции и тектоники , расположении отдельных частей так, чтобы достигалась целостность композиции (в изобразительном искусстве , архитектуре и так далее);
  • Выразительный , который состоит в применении зрительно-формальных элементов, направленных на создание определённого настроения (эмоционального воздействия на человека);
  • Изобразительный (специфичный для живописи, скульптуры и графики), который заключается в непосредственно-визуальном воспроизведении предметов, форм и явлений окружающего мира или ассоциативном напоминании о них.

История

В теории искусствознания возникновение и развитие пластических искусств связывают непосредственно с возникновением искусства как такового. Зачатки пластических искусств можно обнаружить с древнейших времён в обработке и оформлении предметной среды человека, которые на ранней стадии первобытного искусства сливались с внеэстетической деятельностью — материальным производством , бытом , социальными ритуалами . В первобытном обществе предметы, создаваемые человеком, уже наделялись магическим или религиозным смыслом, в котором проступали зачатки образного осмысления действительности ( первобытное искусство ) . К эпохе позднего палеолита относились первые образцы пластики (« Венеры палеолита »), расцвет пещерной живописи и наскальных росписей , развитие искусства резьбы по кости. На основе первоначальных, примитивных опытов выработалось мастерство, проявившееся в искусстве мадленского времени : наскальная живопись (обычно исполненная красной, жёлтой и чёрной красками); рисунки, вырезанные на камне, кости и роге; барельефные изображения; иногда — круглая скульптура. Большую роль занимали изображения зверей: бизонов, оленя, носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикой свиньи, льва, лошади, птиц, рыб и змей. Чрезвычайно редко изображались растения .

В медном веке , с возникновением и распространением земледелия и скотоводства, изменилось жилище: в поселениях Трипольской культуры возникли прямоугольные дома с полом из глиняных плиток, которые изнутри украшались росписью , в середине которых иногда находился крестообразный жертвенник из глины, украшенный орнаментом . Большие изменения произошли в изобразительном искусстве: нарастала схематизация изображений и одновременно повествовательная сложность, приведшая к первым попыткам отобразить динамику. Центральной темой становится совместная деятельность людей — коллектива древних охотников .

Художественное развитие человечества привело к обособлению архитектуры, прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры как отдельных видов искусства. Первыми в отдельную группу от неизобразительных выделились изобразительные искусства. Если на ранних этапах бытования пластических искусств живописные, скульптурные и графические изображения не обладали, за редким исключением, самостоятельностью и использовались как средства оформления жилища, орудий труда, оружия, утвари и так далее, то позже приобрели «самостоятельное бытие», которое обычно называют станковым . Произведения станковой живописи, графики, скульптуры стали самостоятельными эстетическими объектами, существующими как бы вне окружающей среды .

В рабовладельческих обществах Древнего Востока получили развитие скульптура и живопись, существовавшие в большинстве случаев в синтезе с монументальным зодчеством, а также прикладное искусство. Синтез искусств, в котором доминирующую роль играла архитектура, был отличительной особенностью и важным достижением культуры Древнего Востока. В искусстве древневосточных народов Передней Азии были изобретены канон , монументальная архитектура и скульптура, глиптика , скульптурный рельеф и горельеф , металлопластика , мозаичное искусство , дворцовая архитектура, глазурованный кирпич, стенные росписи и своды .

В культуре Древнего Египта , а затем в Древней Греции и Древнем Риме медленно шло развитие станковых форм изобразительного искусства. Первой формой самоопределения изобразительного искусств стала портретная пластика в жанре интимного, психологического портрета ( изображения Нефертити , портреты Скопаса , портретные бюсты в Древнем Риме ) . В античном искусстве не только изобразительное творчество, но уже и архитектура приобретает бо́льшую эстетическую содержательность, свободу развития. Вместе с тем сохранялась органическая связь между всеми сферами художественной обработки действительности, что выражалось в единстве стиля всего предметного окружения античной эпохи — от монументального зодчества до бытовой утвари, одежды и так далее .

В раннем Средневековье в Европе и Азии вновь наблюдалось более тесное срастание пластических искусств с ремёслами и материальным производством. Большое влияние на этот процесс оказало религиозное сознание, в известной степени ограничивавшее непосредственное эстетическое освоение мира. Вместе с тем эпоха Средневековья была отмечена важными достижениями в искусстве, в первую очередь — в сфере изучения внутреннего мира человека. В средневековье сохранялся монолитный тип художественного стиля ( романский стиль , готика ). Живопись и скульптура состояли в синтезе с архитектурой, декоративно-прикладным искусством, и в целом со всей материальной культурой. Например, византийская мозаика была неразрывно связана с архитектурными формами интерьеров, и сама в свою очередь являлась одним из главных элементов формирования архитектурного образа .

Переломным моментом в истории пластических искусств стала эпоха Возрождения в Европе. Сильное развитие разделения труда способствовало окончательному превращению пластических искусств в исключительно художественную деятельность. В сознании современников эпохи Возрождения живопись, скульптура, архитектура обрели статус «свободных художеств», наряду с поэзией и музыкой , а религиозные образы стали наполняться светским содержанием. Светский реализм решительно раздвинул границы искусства, мир предстал перед художниками в ранее неизведанном богатстве и многообразии, вследствие чего существенно расширились возможности изобразительного искусства. Живопись и скульптура были отделены от архитектуры, что выдвинуло на первый план станковые формы искусства. Данный процесс привёл к распаду стилистической и идейной целостности всей совокупности пластических искусств, упадку сферы художественных ремёсел .

В XIX веке характер эволюции пластических искусств кардинально поменялся: вместо медленной смены стилей началось динамичное чередование различных направлений и школ. С середины столетия главной тенденцией в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве стал эклектизм ; в изобразительном творчестве — смена, борьба и сосуществование разнообразных художественных течений .

В конце XIX века усилилась тенденция к возрождению стилистического единства всех пластических искусств. Модерн , возникший на рубеже веков, ставил перед собой первостепенную задачу — возвращение к синтезу искусств, к единому «большому» стилю, в котором могли органически соединиться пластические искусства и все области художественной обработки материальной среды .

В XX веке вся система пластических искусств претерпела глубокие изменения, что было связано с появлением качественно новых направлений в искусстве — авангарда и модернизма . Технический прогресс обусловил появление новых видов и форм пластических искусств ( фотомонтаж и др.), расширении сферы применения навыков художников. Сложившаяся массовая культура проявилась в появлении художественного конструирования (дизайна), оформительского искусства, полиграфии, которые вытеснили из повседневной практики массовые художественные ремёсла (народное творчество и художественные промыслы). Становилась всё сильнее связь пластических искусств с жизнью общества, о чём свидетельствовало интенсивное развитие политических жанров: плаката, карикатуры, газетно-журнальной графики .

Виды пластических искусств

Виды пластических искусств в классическом искусствоведении делят на два раздела :

Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами зачастую очень условны. В декоративно-прикладном искусстве активно применяются более или менее условные изобразительные мотивы, зачастую — законченные изображения, родственные изобразительному творчеству (например, сосуды в виде фигурок людей или животных). В архитектуре иногда воспроизводятся органические и растительные формы, в архитектурном декоре — растительные, зооморфные и антропоморфные мотивы .

В самих изобразительных искусствах иногда прибегают к оторванным от действительности образам и сюжетам (в книжной графике, плакате, монументальной живописи и скульптуре). Такая область изобразительного искусства, как орнамент может включать как изобразительные, так и неизобразительные формы .

Архитектура, прикладные искусства и дизайн в целом не могут относится к изобразительным искусствам, так как их произведения (здание, сосуд, кресло, машина, прибор и т. д.) не изображают ничего в материальном мире. Неизобразительные искусства иногда называли «преобразительными», поскольку в них предметный мир не изображается, а изменяется (преображается). Моисей Каган предпочитал обозначать их термином архитектонические искусства .

Примечания

  1. , с. 270—273.
  2. ↑ .
  3. Власов В. Г. Теория формообразования в изобразительном искусстве. Учебник для вузов. — СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 2017. C.156-157
  4. Власов В. Г. (неопр.) . 12 марта 2022 года. // Электронный научный журнал « ». — УралГАХУ , 2019. — № 2 (66)
  5. , с. 276.
  6. Каган М. С. Эстетика как философская наука. Университетский курс лекций. — СПб.: Петрополис, 1997. — С. 348
  7. (неопр.) . lexicography.online . Малый академический словарь. Дата обращения: 24 августа 2021. 24 августа 2021 года.
  8. (неопр.) . lexicography.online . Малый академический словарь. Дата обращения: 24 августа 2021. 24 августа 2021 года.
  9. , с. 129.
  10. (неопр.) . ru-paronym.ru . Словарь паронимов. Дата обращения: 24 августа 2021. 26 января 2021 года.
  11. , с. 22—28.
  12. , с. 31.
  13. , с. 223.
  14. , с. 44—68.
  15. , с. 226.
  16. , с. 328—329.
  17. , с. 292—293.

Литература

  • Всеобщая история искусств: в 6 томах / под общей редакцией А. Д. Чегодаева . — М. : Искусство , 1956. — Т. I: Искусство древнего мира. — 467 с.
  • Краткий словарь терминов изобразительного искусства / под общей редакцией Г. Г. Обухова. — М. : «Советский художник», 1961. — 190 с.
  • Каган М. С. Морфология искусства: Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. — Л. : Искусство , 1972. — 440 с.
  • Пласти́ческие иску́сства // Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство / Гл. ред. В. М. Полевой ; Ред. кол.: В. Ф. Маркузон, Д. В. Сарабьянов , В. Д. Синюков (зам. гл. ред.). — М. : « Сов. Энциклопедия », 1986. — Т. I, А—М.. — С. 275—277. — 447 с.
  • : [ 24 декабря 2022 ] // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. — 2017.

Ссылки

Same as Пластические искусства