Солдатов, Алексей Анатольевич
- 1 year ago
- 0
- 0
Алексе́й Анато́льевич Аграно́вский (род. 1953 ) — советский и российский учёный и блюзовый музыкант, доктор биологических наук ( МГУ , 1994 ), профессор МГУ имени М. В. Ломоносова ( 2004 ); гитарист, автор песен, основатель и бессменный лидер блюзовой группы «Чёрный хлеб».
Родился 23 июня 1953 года в Москве в семье писателя и журналиста Анатолия Абрамовича Аграновского . Внук писателей А. Д. Аграновского и Ф. Г. Каманина , племянник писателя В. А. Аграновского .
Окончил физико-математическую школу № 2 в 1970 году.
В 1970—1975 годах учился на Биологическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова . Окончил кафедру биохимии растений Биофака, получил диплом биохимика . В 1975—1977 годах работал стажёром-исследователем кафедры вирусологии Биофака МГУ. В 1977—1983 годах был старшим лаборантом той же кафедры. В 1981 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Изучение особенностей концевых структур РНК вируса штриховатой мозаики ячменя».
В 1984—1987 годах работал старшим научным сотрудником-вирусологом Научной фитопатологической лаборатории Минсельхоза СССР в Эфиопии ; главный редактор «Ethiopian Phytopathological Committee (EPC) Newsletter» (1985—1986), лектор по вирусологии в университете города Аддис-Абебы .
В 1987—1989 годах был научным сотрудником отдела биохимии вирусов растений Лаборатории им. Белозерского МГУ.
В 1989—1991 годах — старший научный сотрудник того же отдела.
В 1991—1993 годах, при поддержке исследовательской стипендии Фонда имени Александра фон Гумбольдта, работает в Федеральном биологическом центре Германии ( Брауншвейг ).
В октябре 1993 года возвращается в Россию, работает в должности старшего научного сотрудника отдела биохимии вирусов растений Института имени Белозерского МГУ.
С 1996 года по настоящее время возглавляет сектор молекулярной биологии вирусов кафедры вирусологии Биологического факультета МГУ.
«Dr. Agranovsky» возник из кухонного блюзового музицирования московских музыкантов. Началась эта история в 1972 году, когда в доме братьев Аграновских, проводивших родителей на юга, собирались не очень прикаянные музыканты и московские хипаны, которые пели и играли на гитарах.
Первые слушатели — друзья, девушки и соседи — были в восторге. [ источник не указан 3491 день ] В квартире на Ломоносовском гостевали знаменитые в узких кругах личности — лингвист, певец и композитор Саша Лерман, игравший тогда в группе «Скоморохи », Миша Гужов, который самостоятельно делал примочки для электрогитары и играл блюзы на девятиструнной цистре XVIII века, Вадим Голутвин, в ту пору один из немногих, если не единственный в Москве, освоивший фолк-рок и кантри на акустике, и многие, многие другие. [ источник не указан 3491 день ]
Такие квартирные сейшны продолжались в течение 25 лет. В перерывах между ними Доктор играл соло, в том числе три года в Эфиопии и два — в Германии (это была работа по исследовательским контрактам; кстати, сценическое прозвище Алексея отражает его действительную учёную степень).
В 1995 году Алексей Аграновский позвонил своему старому другу Саше Чиненкову (a.k.a. Чиня), трубачу и перкуссионисту, работавшему в « Арсенале », «Воскресении» и « СВ ». В то время он играл на блюзовой губной гармонике и немедленно обещал свою поддержку. В конце телефонного разговора Доктор сказал, что было бы не худо пригласить в качестве бас-гитариста общего друга Старуху Изергиля . Тем более что живут они рядом в Измайлово. На следующий день они собрались втроём и записали на пробу 12 вещей (от «I Am A Man» Бо Диддли до). В конце встречи Старуха сказал, что от него по соседству живёт молодой гитарист, которого можно было бы, в принципе, тоже позвать на игру. Так собрался состав, который дождливой ночью 11 ноября 95-го подъехал к Cry Baby. В нём были — Чиня (ударные, гармоника), Старуха Изергиль (бас), Макс Степанов (первая гитара) и Доктор Аграновский (следующая гитара, вокал). Концерт прошёл с бешеным успехом.
На втором выступлении группы в клубе Magnifique, когда «Nobody Knows The Way I Feel This Morning» продолжалась уже минут 12, на сцену вышел Вадим Голутвин (экс «Аракс» , «Воскресение» , «СВ») и сыграл одно из своих искромётных соло. И остался, найдя компромисс между любовью к живому блюзу и отвращением к сцене. Позднее в концертах неизменно участвовал ещё один музыкант из «СВ», клавишник Сергей Нефедов, и группа до своего полураспада (летом 97-го года) выступала под названием «СВ & Dr. Agranovsky». Звук на сцене ставили многоопытный звукорежиссёр студии Ленкома Валера Андреев (ныне покойный) и Рома Ивановский; это была неизменно безукоризненная работа.
В 1995 году Доктор Аграновский опубликовал в журнале (vol. 92, рр. 2470—2473) статью, где описывался вирус, напоминающий под микроскопом гремучую змею (Rattlesnake). Эту статью автор послал по почте в город Мартин, штат Теннеси, певице кантри и блюза Рэттлснейк Энни () , которая произвела на него сильное впечатление исполнением «Blue Flame Cafe» в известном кинофильме «The Other Side Of Nashville». Переписка Доктора и Гремучей Змеи прервалась в мае 1997 года, когда последняя прилетела в Москву и дала несколько концертов, поддержанных «СВ & Dr. Agranovsky». Перед отъездом на родину Рэттлснейк Энни спела «Summertime» в джазово-блюзовом джеме на программе «А» (с участием Голутвина и Доктора).
Достоинства и недостатки «СВ & Dr. Agranovsky» заключались в том, что они были джемовым составом, инструменталисты которого были постоянно заняты в других проектах. Некоторая сырость исполнения даже нравилась слушателям, поскольку её оборотной стороной были незаигранность номеров и внутренняя свобода. Совершенно непохожие гитаристы, Голутвин и Степанов, умудрялись находить консенсус между своими партиями. Группа исполняла классику блюза, но не снимая партии, а скорее вспоминая настроение (причём «Bring It On Home» возвращался не к знаменитой версии со второго диска Лед Зеппелин, а к оригиналу Сонни Бой Виллиамсона), и собственные аранжировки классики («Crossroads» и «Hellhound on My Trail» Роберта Джонсона , «Nobody Knows…»), и как бы не блюз, сделанный в блюзовом духе («Come Together»). Были написаны и несколько оригинальных номеров («Out Of Work Boogie» и «Six-Bits-Blues» на стихи легендарного американского поэта Лэнгстона Хьюза . Это не была, конечно, беспримесная негритянская музыка, но вокал, его фразировка и фрезеровка — стояли совсем близко к чёрному блюзу (цитата из Рэттлснейк Энни: «Alex, you sing like black»).
Записей этой группы не сохранилось. По-видимому, музыканты придерживались экологического принципа незасорения эфира, подразумевающего тишину после выступлений. Правда, уже в процессе распада группа сделала один удачный гиг — выступление в «Часе Совы» , где были блюзы (музыка впервые за всю деятельность программы исполнялась вживую) и свободное интервью. На съёмках играли: Макс, Старуха и сессионный ударник Илья Берестнёв. Говорил и показывал Алексей Аграновский.
Новый состав был образован Старухой Изергилем, Алексеем Аграновским и Максом Степановым; затем к ним присоединился ударник Юрий Титов (ранее игравшем в СВ и других коллективах Москвы). После шести месяцев репетиций на квартире Старухи в Измайлово они начали выступать в московских клубах с программой, где были аранжировки Битлз, Хендрикса и пара блюзов из старой программы. Концепция музыки поменялась полностью; вернее, раньше её не было, а тут появилась. С течением времени трио Титов — Антонов — Степанов составило весьма своеобразную хардовую группу, которая стала называться «Роковые Яйца». Доктор, и присоединившаяся несколько позднее певица Аня Салминг (исполнявшая вещи Дженис Джоплин и Лед Зеппелин ), были чем-то вроде солирующих электронов вокруг этого твёрдого ядра.
Аграновский создал собственную блюзовую группу «Чёрный хлеб». Первое выступление состоялось 26 декабря 1998 года. В основу репертуара были положены аранжировки блюзов и спиричуэлз , по большей части — редких или забытых, и собственные вещи на русском и английском языке. Музыка этой группы идёт от корней; она камерная, без электрической агрессии, но с чёткой и естественной ритмической раскачкой — в стилистике дымного блюз-бара старых времён. Впрочем, эти особенности не помешали «Чёрному Хлебу» проводить выступления в больших залах Московского университета весной 1999 года.
Состав группы (1999): Доктор Аграновский — вокал, акустическая гитара и электрогитара; Илья Лушников (ранее играл в джазовых коллективах Хабаровска «Brevis» и «Лушников-квартет») — клавишные; Кирилл Яковлев (группы «Их Нет»; «Тупые»; «Scratch’n’Sniff»; «Brothers and Sisters») — ударные; Сергей Кузнецов — бас-гитара; Дмитрий «Рейк» Лузгин — губная гармоника и электрогитара. В первом составе «Чёрного хлеба» на бас-гитаре играл Валерий Серёгин (« Удачное приобретение », «Серебряный рубль»).
За последующие три года в жизни группы произошло много событий. Менялась жизнь, менялись музыканты. Илья Лушников уехал в Хабаровск. В группу пришёл молодой гитарист из Мурманска Евгений Немов и клавишник Михаил Ольшаницкий. Вернулся с серьёзными намерениями Валерий Серёгин. За ударную установку сел Андрей Лобанов, затем его сменил Игорь Карташёв. Когда последний перешёл на работу в ансамбль Филиппа Киркорова, его заменил Николай Балакирев (« СерьГа »).
В 2001 году вышел первый диск «Чёрного хлеба» под названием «Тик». Запись была сделана на студии MMS. В него вошли 12 композиций. В записи принимали участие 15 человек. Следует отметить участие таких сессионных музыкантов, как Ия Моцкобилли, Лёша Бирюков, Борис Булкин, Михаил Владимиров Jr., Юрий Каверкин, Владимир Кожекин, Алексей Коломейцев, Александр Новосёлов и Сергей Рыженко.
Трио «The Blues Spinners» возникло в 2001 году. В его состав вошли Аграновский (гитара, вокал), Немов (гитара) и Александр Братецкий (гармоника). «Этот маленький и подвижный коллектив — alter ego полноразмерного блюз-бэнда. Функции ударных и баса перекладываются на акустическую гитару и электрогитару. Гармоника Братецкого, с её плотным нагруженным звуком, играет поддержки и „заливки“, выполняя функции то клавишных, то перкуссии. Инструменты поочерёдно переключаются на соло. Пока голос ведёт свой рассказ, в музыку вплетаются железнодорожные звуки, изображаемые гармоникой и гитарой» (цитата из рекламного проспекта).
The Blues Spinners выступали в прямых радиоэфирах « Эхо Москвы », принимали участие в фестивале «Дельта Невы» в 2001 году.
Помимо клубной работы в формате трио, «The Blues Spinners» занялись поддержкой регулярных джем-сейшнов в московском клубе «Второй этаж» (с сентября 2001 до апреля 2002). К ним присоединился московский гитарист-ветеран Валерий Гелюта. Состав ритм-секции часто менялся. Самый сильный движок составляли Александр Половинкин (ударные) и Сергей Кузнецов (бас). «Большой электрический» состав Spinners сложился на основе интенсивных репетиций и концертов «DAS Ist Fantastisch», проходивших в Доме аспиранта МГУ (ДАС), а также московских и гастрольных гигов (Ульяновск, Петербург, Сургут). Некоторое время Spinners существовали параллельно и как акустическое трио, и как электрический блюзовый состав. Со «Второго этажа» джемы переехали в клуб «Expat» (2002), а затем в «Вудсток».
The Blues Spinners, вместе с Юрием Каверкиным и Владимиром Фроловым, провели серию открытых джемов Bluezoology, посвящённых защите уссурийских тигров, амурских леопардов и морских черепах. Эти акции (BLUEZOOLOGY Vol. I, II, III) проходили в детском театре «Тик-Так» при Московском зоопарке.
К концу 2004 года музыканты занялись разными проектами. The Blues Spinners стали собираться исключительно в качестве хаус-бэнда клубных джемов, и вскоре их пути разошлись.
«Чёрный хлеб» и Доктор Аграновский продолжали существовать вместе — вне зависимости от поворотов судьбы Spinners’ов. В 2004 году в состав группы входили Аграновский, Ольшаницкий, Серёгин и Балакирев. Репертуар менялся и дополнялся. В нём появились новые аранжировки блюзов и госпел, в том числе и распевы на три и четыре голоса.
В 2004 году Доктор получил приглашение от белградского харпера Пера Джо, который до этого бывал в Москве и джемовал с «Чёрным хлебом», принять участие в блюзовом фестивале Voxstock-2004 (26 июня, Белград). По приезде была отрепетирована 50-минутная программа с Pera Joe Blues Band. Выступление, поддержанное блюзовыми звёздами Сербии — слайд-гитаристом Владаном Станошевичем и Пера Джо собственной персоной, было тепло принято слушателями. Публика, собравшаяся на горе Кошутняк в Белграде, с 6 вечера до 4 утра внимала солистам и группам из Англии, Италии, Австрии, Венгрии, Сербии и, стало быть, России.
Осенью 2004 года к группе «Чёрный хлеб» присоединился гитарист Omar Esteban Itcovici, ранее выступавший с Albert King Tribute Band (Буэнос-Айрес) и прошедший школу чикагского блюза. В марте 2005 «Чёрный Хлеб» проводит совместный концерт с Пера Джо и Владаном Станошевичем в московском Центральном Доме Художника, который снимают и записывают. В конце года выходит DVD «Two For The Show, Vol.I». Это второй альбом Хлеба.
В сентябре 2005 года Доктор и Омар приглашают в Россию чикагского блюзмена Джона Праймера. «Чёрный Хлеб» выступает в качестве открывающего состава для Праймера и его бэнда в ЦДХ . Вместе с «Хлебом» выступают гитарист Игорь Бойко и харпер Саша Братецкий. Это лучшее выступление года для группы. Аграновский и Братецкий, вместе с праймеровским бэндом (Омар — гитара, Патрицио Раффо — ударные, Мауро Диана — бас), открывают выступление Джона в клубе «Кэрролл» в Рязани . Общение с Праймером, его истории про старые времена, про клуб «Тереза Лонж», про Мадди Уотерса , Вилли Диксона , Мэджика Слима были драгоценным впечатлением для московских блюзменов. Праймер тоже остался доволен поездкой, судя по записи в гостевой книге. В феврале 2006 Омар и Доктор организуют московские гастроли ещё одного чикагского гитариста, Джеймса Уилера. В том же месяце в гости к «Хлебу» приезжает бостонский харпер и певец Кит Данн. Они проводят вместе несколько выступлений (на фестивале « Пустые Холмы » , в клубах Московский Дом Блюза "B.B. King" и «Дом у дороги»). За ними в Москву последовали чикагцы Лурри Белл (Lurrie Bell, апрель 2006), Боб Строджер (Bob Stroger, сентябрь 2006) и Эдди С. Кемпбелл (Eddie C. Campbell, декабрь 2006). Таким образом делает несколько оборотов программа «ЧИКАГО В МОСКВЕ», цель которой проста — представить российским слушателям чёрный блюз, как он есть.
Алексей Аграновский является автором и соавтором многих научных публикаций: