Международный гуманистический и этический союз
- 1 year ago
- 0
- 0
Гуманистический иудаизм ( ивр. יהדות הומניסטית Yahdut Humanistit ) — возникшее в 1960-е годы еврейское движение, которое предлагает нетеистические альтернативы в современной еврейской жизни . Он определяет иудаизм как культурно-исторический опыт еврейского народа и призывает гуманистически настроенных и светских евреев воспринимать свою еврейскую идентичность , соблюдая еврейские праздники и события жизненного цикла (таких как свадьбы и бар- и бат-мицвы ), но вынеся их за рамки традиционной религии.
Философская основа гуманистического иудаизма включает в себя следующие идеи:
В своем нынешнем виде гуманистический иудаизм был основан в 1963 году раввином Шервином Вайном . Будучи реформистским раввином небольшой светской нетеистической общины в Мичигане, Вайн разработал еврейскую литургию, которая философские воззрения его и его прихожан, подчеркивая еврейскую культуру, историю и идентичности наряду с гуманистической этикой, одновременно исключая все молитвы и упоминания Бога. Это собрание переросло в (англ.) (, город Фармингтон-Хиллс, штат Мичиган. К нему скоро присоединился ранее реформистская община в штате Иллинойс, а также группa в Вестпорт, Коннектикут.
В 1969 эти приходы и другие организации объединились под эгидой Общества за гуманистический иудаизм (SHJ). Общество гуманистического иудаизма имеет 10 000 членов в 30 общинах в Соединённых Штатах и Канаде.
Международный Институт светского гуманистического иудаизма был основан в 1986 году. Он является научным и интеллектуальным центром гуманистического иудаизма. В настоящее время имеет два центра активности: один в Иерусалиме, а другой в Линкольншире, штат Иллинойс. Лидером североамериканской общины является раввин Адам Чалом. Институт предлагает программы профессионального обучения для пресс-секретарей, воспитателей, руководителей (носящих в иврите название madrikhim , а в идише — vegvayzer ), и раввинов . Кроме того, он занимается публикациями, проведением публичных семинаров и коллоквиумов для светских аудиторий .
Гуманистический иудаизм предлагает более радикальный отход от традиционной еврейской религии, чем Мордехай Каплан (соучредитель реконструктивистского иудаизма ). Каплан пересмотрел понятие Бога и других традиционных религиозных терминов, с тем чтобы они соответствовали материалистическому мировоззрению, и продолжал использовать традиционный язык молитв. Вайн отвергал такой подход . Он стремился достичь философского единообразия и стабильности путём создания ритуалов и церемоний, которые были чисто нетеистическими. Были созданы церемонии для Шаббата , Рош Ха-Шаны , Йом-Киппура и других еврейских праздников . Смысл праздника часто переосмысляется, чтобы привести его в соответствие со светской гуманистической философией .
Гуманистический иудаизм был разработан в качестве возможного решения проблемы сохранения еврейской идентичности и преемственности среди нерелигиозных. Признавая, что общинная религиозная жизнь процветает, Вайн считал, что светские евреи, которые отвергли теизм , будут тяготеть к организации, которая предоставит все те же формы и виды деятельности, как, например, реформистские синагоги, но которая будет выражать сугубо светскую гуманистическую точку зрения. В Международный Институт светского гуманистического иудаизма, который спонсируется Обществом гуманистического иудаизма и Конгрессом светских еврейских организаций, обучает раввинов и других лидеров в Соединенных Штатах и в Израиле. С целью привлечь людей для переосмысления еврейского самосознания и культуры в соответствии с гуманистической философией жизни было организовано Общество гуманистического иудаизма.
В рамках гуманистического иудаизма еврейская идентичность — это во многом вопрос самоидентификации . В отличие от консервативной и ортодоксальной еврейской деноминации, представители гуманистического иудаизма не занимают какую-либо позицию по поводу смешанных браков между евреями и неевреями, и утверждает, что «смешанные браки — американская еврейская реальность — закономерное следствие либерального общества, в котором люди имеют свободу жениться на ком они желают…, смешанные браки — это ни хорошо, ни плохо, так же как и брак двух евреев сам по себе — это ни хорошо, ни плохо. Моральная ценность брака всегда зависит от качества человеческих отношений … по степени взаимной любви и уважения, которая царит» . Светские гуманистические раввины и лидеры будут совместно председательствовать на межкультурных свадьбах между евреями и неевреями. Эти представления о еврейской идентичности и смешанных браках подвергаются критике со стороны тех, кто считает, что они ускоряют ассимиляцию евреев в обществе и, таким образом, негативно влияют на еврейскую преемственность.
Гуманистический иудаизм является эгалитарным в отношении гендерных вопросов и гендерной идентификации, еврейского статуса и сексуальной ориентации. Вместо брит-милы для мальчиков и девочек празднуются именины. Во всех формах всех гуманистических еврейских ритуалов могут участвовать и занимать ведущие роли и те, кто считает себя евреем, и те, кто нет, а также члены ЛГБТ -сообщества.
Гуманистический иудаизм принимает раввинами и мужчин, и женщин; первым раввином была женщина, Тамара Колтон, которая была рукоположена в 1999 году . Первым кантором также была женщина, Дебора Дэвис, которая была рукоположена в 2001 году; тем не менее, гуманистический иудаизм перестал посвящать в канторы .
Обществом гуманистического иудаизма в 1996 году опубликовало заявление, в котором говорится, что «мы утверждаем, что женщина имеет моральное право и должна иметь юридическое право решать, следует ли прервать беременность, в соответствии с её собственными этическими стандартами. Потому что решение прервать беременность сопровождается серьёзными необратимыми последствиям, это должно быть сделано с огромной тщательностью и с осознанием комплекса психологических, эмоциональных и этических последствий» .
В 2004 году Общество гуманистического иудаизма выпустило резолюцию, поддерживающую «юридическое признание браков и разводов между взрослыми людьми одного пола» .