Афинский Акрополь
- 1 year ago
- 0
- 0
Но́вый Акро́поль ( исп. Nueva Acrópolis ) — международная некоммерческая организация , созданная Хорхе Анхелем Ливрагой в 1957 году в Буэнос-Айресе , Аргентина , и действующая более чем в 50 странах мира.
Ряд исследователей характеризуют организацию как новое религиозное движение теософического направления, для которого характерна эклектичность . «Новый Акрополь» позиционирует себя в качестве школы философии , в которой целью для учащихся является практическая организация своей жизни, как это делали известные древнегреческие философы. В странах, где располагаются его отделения, «Новый Акрополь» работает по трём основным направлениям — школа практической философии, культурная деятельность и добровольчество .
«Новый Акрополь» представляет собой ассоциацию некоммерческих организаций, зарегистрированных в различных странах. По словам представителей организации, каждое отделение организации действует самостоятельно, при этом соблюдает устав и принципы ассоциации, зарегистрированной как юридическое лицо в Бельгии. Вместе с тем, с 1980-х годов в Европе звучат многочисленные критические заявления о том, что «Новый Акрополь» внутренне организован строго иерархически на основе строгой дисциплины, использует «военизированный» язык и символы, имеет секретные группы («Живые силы»), скрытые от новичков.
Со стороны критиков в адрес «Нового Акрополя» звучат обвинения в ультраправых , экстремистских взглядах, характерных для начального этапа деятельности организации, и в том, что «Новый Акрополь» представляет собой культ и секту. Исследователи А. С. Коскелло считают, что движение «постепенно эволюционирует в один из видов европейского „либерального“ язычества » . Исследователь Ф. Боненфант отмечает, что несмотря на то, что общественная и культурная деятельность организации не подтверждает обвинений в её адрес, репутация «Нового Акрополя» «по-прежнему испорчена» .
«Новый Акрополь» основан в 1957 году Хорхе Анхелем Ливрагой Рицци (1930—1991) и его женой Адой Альбрехт ; тогда в столице Аргентины Буэнос-Айресе была создана организация, представленная как «философская школа классического типа» . К 1970-м годам эта организация стала международной. Сначала её отделения появились в Чили, Уругвае, Перу, Колумбии, Боливии и Бразилии и в Северной Америке (но там они остались малочисленными ) , затем в Европе (в 1974 году — во Франции, в 1975-м — в Италии), где «Новый Акрополь» достиг значительных успехов .
В 1981 году Х. А. Ливрага расстался с Адой Альбрехт, и вскоре после этого Ада Альбрехт основала и возглавила «Фонд Хастинапура» ( исп. Fundación Hastinapura ) со штаб-квартирой в Буэнос-Айресе — конкурирующую с «Новым Акрополем» общественную организацию .
В 1984 было открыто отделение «Нового Акрополя» в Канаде , в 1986 — в СССР .
После смерти основателя «Нового Акрополя» Х. А. Ливраги в 1991 году организацию возглавила Делия Стейнберг Гусман ( исп. Delia Steinberg Guzmán ), до того бывшая директором испанского отделения. В это время в Ассоциацию входили отделения из 42 стран . С 2005 года она делит председательство с международным вице-президентом (2005—2010 — Беатрис Диес Кансеко ( Beatriz Díez-Canseco Bustamante ), возглавляющая перуанское отделение «Нового Акрополя», с 2011 года — Георгиос Альварадо Планас, ранее возглавлявший греческое отделение) . В 2012 году в организации было более 30 тысяч членов в 54 странах .
В январе 2007 года «Новый Акрополь» Чили ( исп. Corporación Cultural Nueva Acrópolis Chile ) получил статус консультативной организации в области образования и культуры при Организации американских государств (ОАГ) , а в апреле 2016 — специальный консультативный статус в Комитете по неправительственным организациям ООН .
В 2019 году в «Новом Акрополе», по его собственным данным, состояло более 15 000 активных членов, и организация действовала более чем в 50 странах мира . Российское отделение стало одним из крупнейших в организации: примерно 2500 человек в 2006 году , более тысячи в 2019 .
Учение «Нового Акрополя» основано на произведениях основателя организации Х. А. Ливраги. Сторонники утверждают, что оно является философским, а не религиозным . Смысл изучения философии видится не в том, чтобы постигать знание ради самого знания и получить официальное образование по научной философской специальности, а в том, чтобы устроить свою жизнь и практическую деятельность сообразно правильным философским принципам — как это делали известные древнегреческие философы .
Обучение необходимо для того, чтобы выявить внутренние качества личности, пробудить стремление к самосовершенствованию и укрепить чувство солидарности с другими людьми . Практическая часть обучения и практическая реализация философского учения осуществляется через разнообразную некоммерческую деятельность «Нового Акрополя», в том числе культурно-просветительскую, образовательную, правозащитную и природоохранную .
«Новый Акрополь» провозглашает три главные задачи своей деятельности :
Предполагается, что успешное решение этих задач должно привести к культурному возрождению общества и появлению «подлинного человека», способного свободно выбирать свою жизненную позицию, принимать решение в сложных обстоятельствах, ориентирующегося на моральные принципы, могущего использовать и обогащать все священные традиции человечества и интегрировать их в свой личный опыт . Внутренне такой человек достигнет своего «Высшего „Я“» и сможет пробудить в себе «высшее сознание» путём активного использования своего воображения, эзотерических символов, изучения собственных сновидений и другими методами . Достигнуть таких результатов может любой человек, независимо от расы или принадлежности к какой-либо «группе избранных» , если он будет ощущать себя частью природы и действовать как активный участник истории, а не пассивный наблюдатель . В философии «Нового Акрополя» индивид является движущей силой развития общества, эволюции человечества, из которой нельзя исключать кого бы то ни было . Через индивидуальное «Высшее „Я“» открывается доступ к «Космическому» или «Универсальному „Я“», описанному как коллективно-архетипическая реальность, которая может влиять на сознание и поведение обратившихся к нему людей, а при достаточно большом количестве таких людей — на общественно-политические процессы .
Доктрина «Нового Акрополя» в целом весьма эклектична и основана на новом понимании классической древнегреческой философии (особенно Пифагора и Платона ) через призму современных западных учений основательницы «Теософского общества» Е. П. Блаватской и родоначальника интегрального традиционализма Рене Генона ; также уделяется внимание алхимии и астрологии . Утверждается, что за всеми религиями и традициями стоит некая общая священная философская традиция ( philosophia perennis в терминологии Генона), которая помогает возможному духовному пробуждению человека . Поэтому «Новый Акрополь» не проповедует какую-то одну религию как единственно истинную или самую лучшую и не претендует на открытие нового знания или получение нового откровения. Проводится сравнительное изучение различных духовных и культурных традиций, существующих с древних времён ; западным эзотерическим традициям уделяется больше внимания, чем восточным .
Французский исследователь Антуан Февр отметил :
Хорхе А. Ливрага Рицци пожелал создать «эклектический и рациональный подход» — по его собственным словам — к различным течениям восточной и западной мысли, чтобы подчеркнуть то общее или сходное, что в них есть. Свою роль он видит в том, чтобы определить элементы универсальной философии, которая воссоединится со всеми духовными корнями, в том числе отвергнутыми Западом: например, египетскими и азиатскими. Фернанд Шварц (директор «Нового Акрополя — Франция» ) в свою очередь написал несколько книг на тему египетской традиции. В дополнение к изучению античных источников, «Новый Акрополь» продвигает современных авторов, таких как Карл Юнг , Мирча Элиаде , Джозеф Кэмпбелл , Жильбер Дюран , Анри Корбен , Поль Рикёр , Дэйн Радьяр , или Эдгар Морен . Статьи этих, а также других философов, учёных и социологов, выходили в журнале ассоциации. Работы «Нового Акрополя», изданные на французском языке, ссылаются в основном на философию Пифагора , Платона , неоплатоников , александрийский герметизм и философию Возрождения . Кроме того, [«Новый Акрополь» пытается соединить] две больших теософских школы: Якоба Бёме и Елены Петровны Блаватской , а также элементы восточной философии (особенно индуизма , причём сразу трёх пурушских школ, но ещё и буддизма Махаяны , и тибетского буддизма ).
Оригинальный текст (англ.) [ показать скрыть ]Jorge A. Livraga Rizzi wanted to create an 'eclectic and rational approach' - according to his own words - to different currents in order to highlight similarities and commonalities between Eastern and Western thought. He saw his role to define the elements of a philosophy of a universal type, reconnecting with all the spiritual roots, including those rejected by the West; for example, those of Egypt or Asia. Fernand Schwarz (director of New Acropolis France), on his part, has written several books on the Egyptian tradition. In addition to the study of ancient sources, New Acropolis also tries to promote contemporary authors such as CG Jung, Mircea Eliade, Joseph Campbell, Gilbert Durand, Henry Corbin, Paul Ricœur, Dane Rudhyar, Jean Chevalier or Edgar Morin. These, as well as other philosophers, scientists and sociologists, freely expressed themselves in the columns of the association's journal. In the body of reference claimed by the French publications of New Acropolis, we find the philosophy of Pythagoras, Plato, Neoplatonism, Alexandrine Hermeticism and the Renaissance. In addition there are the two great theosophical currents, that of Jacob Boehm and that of Helena Petrovna Blavatsky, as well as elements of Eastern philosophy (Hinduism in particular, through the three Purushiac schools, Mahayana and Tibetan Buddhism).
Как христианство , так и многие исторически недавно появившиеся идеологии с точки зрения учения «Нового Акрополя» рассматриваются как проявления некоторого упадка; многие ныне действующие религиозные организации , в том числе христианские церкви, нередко подвергаются критике , так же как и современные формы общества и государства , особенно демократия , которую критиковал ещё Платон . В то же время высоко ценятся права человека в их современном западном понимании; в связи с этим часто упоминается Джордано Бруно , критиковавший католицизм и сожжённый заживо за это .
Говорится о приближении « эры Водолея »; но, в отличие от многих ньюэйджевских учений, в доктрине «Нового Акрополя» считается, что начало этой новой эры будет суровым временем, а не лёгким триумфом добра и мира , потому нужно обучать и готовить людей, способных достойно пройти испытания этого исторического периода .
Международная организация «Новый Акрополь» ( фр. Organisation Internationale Nouvelle Acropole , сокр. OINA) представляет собой ассоциацию некоммерческих организаций различных организационно-правовых форм , действующих и зарегистрированных во многих странах в соответствии с их законами, но придерживающихся общего устава и принципов деятельности .
В Бельгии в 1981 году была зарегистрирована Международная некоммерческая ассоциация «Международная организация „Новый Акрополь“» ( фр. Organisation Internationale Nouvelle Acropole, association internationale sans but lucratif ; сокр. OINA) . В Чили государством была зарегистрирована «образовательная корпорация» ( исп. corporación educativa ) , в Венгрии — «общественная полезность» ( исп. utilidad pública ) , в Перу — «культурный центр» (centro cultural) , в Чехии — общественная ассоциация «Nová Akropolis z.s.» .
Во Франции организация «Нового Акрополя» в 1978 году была зарегистрирована государством как ассоциация согласно и в настоящее время является федерацией десяти местных центров .
В России в 1996 году было зарегистрировано негосударственное образовательное учреждение «Классическая Философская „Школа Новый Акрополь“» , которая в 2003 году получила государственную лицензию на образовательную деятельность , а в 2000 году — некоммерческое партнёрство «Культурный центр „Новый Акрополь“» .
Как сообщает сам «Новый Акрополь» , а также социологи Ф. Форни , Л. Ка́рденас и , эта международная организация не зависит от какого-либо политического, религиозного и экономического влияния. Каждое национальное отделение «Нового Акрополя» регистрируется как отдельная организация по закону своей страны и становится коллективным членом международной некоммерческой ассоциации OINA ; коллективные члены подписывают и обязуются соблюдать основной устав и руководящие принципы этой ассоциации, зарегистрированной как юридическое лицо в Бельгии .
Общее руководство международной некоммерческой ассоциацией осуществляет Совет директоров, в который входят по одному представителю от каждой страны, где действует «Новый Акрополь». Члены Совета директоров ежегодно собираются, чтобы решить административные вопросы, принять резолюции и из своего состава избрать членов постоянно действующего Международного исполнительного комитета . Международный исполнительный комитет с 1992 года возглавляет Делия Гусман ; в 1997 году в его состав входили ещё три человека .
Головной офис «Нового Акрополя» в настоящее время располагается в Брюсселе , его деятельность финансируется в минимально необходимом объёме за счёт взносов национальных организаций «Нового Акрополя». Сами же национальные организации существуют за счёт членских взносов и пожертвований, и остальными своими средствами распоряжаются самостоятельно .
В 1984 году во Франции журналист и писатель Жильбер Пикар и антикультовая общественная организация « Центр противодействия манипуляции сознанием » опубликовали сведения, впоследствии неоднократно перепечатанные другими источниками , о том, что «Новый Акрополь» внутренне организован иерархически на основе строгой дисциплины . По сведениям Пикара, во главе иерархии стоит «всемирный главнокомандующий», ему подчиняются «хранители печати», «командующие континентами», «центральные командующие», «национальные секретари» . Для давних активных членов организации существуют секретные группы, которые называются «Живыми силами» ( исп. Fuerzas Vivas ), «ядром» или «Школой ученичества» ; их существование скрывается не только от посторонних лиц, но и от членов-новичков . К «Живым силам» относятся подразделения «Корпуса безопасности» , «Трудовые бригады» и «Женские бригады» . Кроме того, в «Новом Акрополе» существует специализированная служба расследования, состоящая из законспирированных агентов . По сведениям на 2004 год, представленным в сборнике «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания», в состав «Живых сил» входило около 10 % членов «Нового Акрополя» , в том числе всё руководство организации . По тем же сведениям, «Живые силы» призваны «хранить „истинные ценности“ и „духовный огонь“ в хаосе и мраке современного мира», способствовать реализации идей Х. А. Ливраги о формировании «нового человека» и будущей «шестой расы», создании «философского ядра идеального государства», «модели нового общества», которую в будущем можно будет перенести на всё человечество . По учению Ливраги, изложенному в его ранних трудах, предполагалось, что «идеальное государство» будет тоталитарным и аристократическим, а не желающие или не могущие приспособиться к его порядкам будут изолироваться от общества либо уничтожаться .
Обвинения в якобы использовании «Новым Акрополем» «военизированного языка, символов и форм организации», а также в « промывании мозгов » своим членам привели к появлению многочисленных критических заявлений в адрес «Нового Акрополя» в Европе и особенно во Франции . Тулузское местное отделение «Нового Акрополя» отрицало в целом утверждения о неонацизме, тоталитаризме и военизированном характере организации, и утверждало, что их деятельность «публична и открыта для всех, а потому не может носить сектантского характера» . Руководитель этого отделения Тьерри Карлес ( фр. Thierry Carles) в интервью журналисту Diselo высказал своё несогласие с тем, что антикультовые организации утверждали про «Новый Акрополь»; по словам Карлеса, такие неверные представления могли возникнуть потому, что антикультовые организации не обсуждали эту тему с «Новым Акрополем», а так же из-за того, что некоторые члены «Нового Акрополя» сошли с ума, а слова других членов могли быть неверно поняты . Местное отделение в городе Бордо в своём пресс-релизе заявило, что организация ни разу не становилась предметом для жалоб и решительно осуждает авторитарные злоупотребления, фашистские и тоталитарные диктатуры .
«Новый Акрополь» работает по трём основным направлениям — школа практической философии, культурная деятельность и добровольчество (волонтёрство) . От каждого члена организации ожидается практическая работа по одному из этих направлений деятельности, а не только изучение, размышление и формальная принадлежность к «Новому Акрополю» .
Организацией проводятся различные публичные культурные мероприятия, конференции, выставки, тематикой которых выступают философия, теософия, искусство . При организации читаются лекции «Философской школы» по семи основным темам, раскрывающим «базовые элементы теософии в варианте X. А. Ливраги» . В странах, где располагаются его отделения, «Новый Акрополь» ведёт деятельность по оказанию помощи обездоленным, при стихийных бедствиях, сохранению памятников истории и культуры, охране природы .
Публичная общественная и культурная деятельность организации не подтверждает обвинений, звучащих в её адрес с начала 1980-х годов , однако репутация «Нового Акрополя» «по-прежнему испорчена» .
По мнению британского религиоведа Николаса Гудрика-Кларка , в структуре и символике организации «Новый Акрополь» прослеживается влияние фашизма .
Журналист и религиовед Кирилл Привалов отмечал, что «Новый Акрополь» — это «строго засекреченная и жёстко организованная ультраправая организация» .
Испанский историк Хосе Луис Родригес Хименес включил «Новый Акрополь» в число неонацистских групп и высказал мнение, что данная организация ведёт «неонацистскую деятельность под видом конференций по псевдофилософской и эзотерической тематике» ; об этом он в 1999 году написал в своей работе «Антисемитизм и крайние правые в Испании (1962—1997)» , опубликованной на сайте Международного центра Видала Сассуна по изучению антисемитизма Еврейского университета в Иерусалиме .
Итальянский исследователь НРД Массимо Интровинье , выразивший недоверие суждениям бывшего руководителя итальянского и египетского «Нового Акрополя» Мигеля Мартинеса про «Новый Акрополь», утверждал, что 2 июля 1997 года , разбирая гражданское дело о диффамации между французской организацией «Нового Акрополя», с одной стороны, Мигелем Мартинесом и французским телеканалом Canal+ с другой стороны, обвинявшими «Новый Акрополь» в поддержке нацизма и пронацисткого режима Виши во Франции, использовании символики «старого крайне правого теософского эзотерического движения, вдохновившего нацизм» — вынес решение в пользу «Нового Акрополя», признав те утверждения оппонентов клеветническими . Мартинес ответил на критику Интровинье, отметив, что данное решение было отменено 13 марта 1998 года , а также заявив, что «мои предыдущие комментарии к предложению ясно показывают, что Парижский суд не сказал ничего подобного» .
Исследователи НРД А. С. Коскелло и М. Интровинье допустили наличие определённых экстремистских , тоталитарных и расистских идей в идеологии «Нового Акрополя» на начальном этапе его деятельности, одновременно указав на позитивные изменения в организации в последние годы : «из законспирированной профашистской организации с оккультными ритуалами он постепенно эволюционирует в один из видов европейского „либерального“ язычества, с более открытым членством в общинах, с отказом от прямого вмешательства в политику, с приоритетным значением общественно полезной и природоохранной деятельности» .
28 января 2007 года в бельгийская некоммерческая организация , определяющая себя как наблюдающую за ультраправыми, опубликовала в своём интернет-журнале 2 статьи о «Новом Акрополе», в которых утверждалось, что «Новый Акрополь» является сектантской и полувоенной организацией . «Новый Акрополь» эти обвинения отверг и воспользовался , который был опубликован в том же интернет-журнале 21 апреля 2007 года .
По мнению религиоведа Романа Силантьева , «Новый Акрополь» — это « неоязыческая секта, относящаяся к движению „ Новый век “». Он также отметил, что «многие исследователи считают Новый Акрополь сектой фашистского толка» .
В 1995 году Национального собрания Франции в докладе № 2468, опубликованном и распространённом в соответствии с регламентом, отнесло «Новый Акрополь» Франции (Association Nouvelle Acropole France (ANAF)) к числу сект (культов( англ. cult) ) . 27 мая 2005 года «чёрный список» отчёта парламентской комиссии 1995 года был аннулирован . В публикации в газете Le Point отмечается, что и до его отмены список не служил доказательством принадлежности к секте . Вместо этого была учреждена Межминистерская миссия бдительности и борьбы с сектантскими заблуждениями ( фр. Mission interministérielle de vigilance et de lutte contre les dérives sectaires) . По утверждению канадской Le Soleil ею были проверены годовые отчёты MIVILUDES с 2003 по 2010 год, и Нового Акрополя там нет .
В 1997 году в Парламенте Бельгии был принят Отчёт исследовательской комиссии Парламента (документ № 49K0313 ). В выводах Комиссии Новый Акрополь вместе с другими 188 движениями был включён в сводную таблицу результатов работы. В предваряющем таблицу тексте Комиссия сообщает, что сам факт включения в представленное перечисление не означает, что это секта, или что она опасна . В 2005 году в решении от 28 июня 2005 года Брюссельский апелляционный суд осудил Палату за нарушение своих обязанностей в составлении отчёта Парламентского комитета о сектах .
На проходившей в 2001 году в Нижнем Новгороде православной антикультовой конференции « Тоталитарные секты — угроза XXI века» организация «Новый Акрополь» попала в список наиболее опасных, с точки зрения участников конференции, сект .
В начале 2004 года в газете «Новгород» вышла серия публикаций, посвящённых проблеме тоталитарных сект, к которым авторы статьи причислили и Новый Акрополь . Среди статей, касающихся Нового Акрополя опубликовала статью журналистки Анны Тар «Когда бегемот откусит мне голову?», с резкой критикой «Нового Акрополя». Новый Акрополь подал в суд на газету. Судебная тяжба длилась 2 года. В итоге по решению суда «Новгород» 25 мая 2006 года опубликовала короткое сообщение о том, что опубликованные в статье факты не имеют отношения к НОУ «Классическая философская школа „Новый Акрополь“», и автор приносит свои извинения за возможное соотнесение той информации с деятельностью этого некоммерческого образовательного учреждения .
Исследователь европейского эзотеризма Антуан Февр в 1996 году заявил, что «Новый Акрополь» не является сектантским движением и «осуждает такие поступки единомыслия и логику массового исключения, которые ведут к конфликтам, социальным расколам, разобщённости» .
Религиовед, доктор философских наук Е. С. Элбакян в своей экспертной оценке, опубликованной интернет-изданием Портал-Credo.ru , пишет, что «„Новый Акрополь“ не соответствует юридическим и фактическим признакам религиозного объединения», а также, что «понятие „деструктивный культ“ или „секта“ к организации „Новый Акрополь“ абсолютно неприменимо». Кроме этого, она указывает, что в научном религиоведении термины «деструктивные секты и культы» и «тоталитарные секты и культы» не используются и считаются антинаучными. .