Друиды
- 1 year ago
- 0
- 0
Друи́ды (галльское druidae , древнеирландское druí , мн.ч. druid ) — жрецы у древних кельтских народов , организованные в виде замкнутого, но не наследственного сословия ; также выполняли функции судей, занимались врачеванием и астрономией .
Практически все сведения о друидах происходят из « Записок о Галльской войне » и иных греко-римских сочинений IV в. до н. э. — II в. н. э. Из них следует, что друиды были хранителями героических преданий и мифологических поэм , которые они передавали молодёжи изустно. Существуют разные гипотезы происхождения друидов. В теории трёх функций Ж. Дюмезиля друиды рассматриваются как реликт жреческого сословия праиндоевропейского общества наподобие древнеиндийских брахманов . По другой версии, институт друидов был позаимствован островными кельтами у доиндоевропейского населения северо-запада Европы . Роберт Макалистер и некоторые другие учёные начала XX века приписывали друидам создание огамического письма .
У ирландцев и бриттов друиды рано утратили свою функцию поэтов (уступив её бардам ), а после введения христианства ( IV — V века ) быстро выродились в деревенских знахарей .
Слово друид происходит от латинского druidēs (мн. ч.), которое римские писатели считали происходящим от кельтского обозначения этих друидов. Греческие тексты также используют форму δρυΐδης ( druidēs ). Хотя ни одна из сохранившихся романо-кельтских надписей не приводит такую форму , она родственна более поздним словам островных кельтских языков: древнеирл. druí ‘друид, колдун’, древнекорн. druw , средневаллийское dryw ‘пророк’. Основываясь на всех имеющихся формах, можно предположить, что на пракельтском языке слово это звучало как * dru-wid-s (мн. ч. * druwides ), что означало «тот, кто знает дуб» . Два элемента слова восходят к праиндоевропейским корням *deru- («дерево», ср. англ. tree, русское «дерево», также связано со словом со значением «твердый», ср. англ. true, возможно, хотя и сомнительно, русское «древний») и *weid- «видеть» (также знать).
Особое место в обрядах друидов занимал процесс сбора омелы. Омела использовалась друидами для лечения. Также её использовали при вытягивании жребия и для предсказаний будущего. Но не всякая омела подходила для этого. Для сбора сначала долго выбирали подходящее растение, после чего устраивали церемонию на шестой день луны.
Популярным был и обряд жертвоприношения у друидов. Они приготавливали у подножия дерева всё необходимое для совершения жертвоприношения и торжественной трапезы. После этого приводили двух белых быков, у которых впервые связаны рога. Жрец, одетый в белое, взобравшись на дерево, золотым серпом срезал омелу и складывал её в белый плащ. После этого быков приносили в жертву, совершая при этом хвалебную молитву божествам. Считается, что омела после этого ритуала будет противоядием против любого яда.
Гай Юлий Цезарь в « Записках о Галльской войне » (вероятно, опираясь на сведения Посидония ) писал, что друиды рассчитывали на помощь своих богов, только если приносили человеческие жертвы . По словам Юлия Цезаря, для таких жертв употреблялись пленные враги, преступники, а при отсутствии таковых — и невинные люди. В Новое время на основе свидетельства Цезаря сформировалась легенда о том, что обречённых на приношение в жертву сжигали в клетке из ивовых прутьев . Археологические подтверждения этих рассказов не обнаружены. Преобладает мнение, что, подобно самим римлянам, кельты прибегали к человеческим жертвоприношениям только в чрезвычайных ситуациях, каковой, безусловно, для них было вторжение Цезаря .
Плиний Старший описывал каннибализм друидов — то есть употребление в пищу человеческой плоти. Последние археологические находки — в пещере Алвестона ( англ. Alveston) на юге графства Глостершир , а также в торфяном болоте Линдоу-мосс близ деревни Мобберли, графство Чешир , Великобритания (т. н. « человек из Линдоу ») — подтверждают сообщения римлян. Так, в пещере в Алвестоне найдены кости примерно 150 человек, в том числе — женщин, убитых, как считают археологи, в жертвенных целях. Жертвы были убиты тяжёлым острым оружием, предположительно — топором или мечом. Анализ минерального состава костей подтвердил, что останки принадлежат людям, которые постоянно проживали в данной местности. Находка расколотой вдоль бедренной кости, как полагают, подтверждает потребление в пищу человеческой плоти — так как кость расколота, видимо, для того, чтобы достать костный мозг (расколотые таким же образом кости животных, которых употребляли в пищу — обычная находка в археологии).
Находка в Алвестоне датируется примерно серединой I века н. э. — то есть именно тогда, когда римляне активно завоёвывали Британские острова. К тому же периоду относится и так называемый человек из Линдоу . Торфяное болото настолько хорошо законсервировало убитого, что сохранилась и кожа, и даже кишечник. Это позволило детально исследовать тело. Человек был убит непростым способом: ему был нанесён удар топором по голове, тяжёлый, но не смертельный, шея перетянута петлёй, а горло перерезано ножом — чтобы кровь хлынула потоком. На теле найдена пыльца омелы, что позволило связать жертву с друидами — так как известно, что друиды употребляли в жертвоприношениях ветки омелы, срезанные специальным золотым ножом. Исследователи полагают, что убитый молодой мужчина принадлежал к кельтской знати. На это указывают маникюр на руках, аккуратная стрижка, бритьё, строение тела, характерное для людей, не занятых тяжёлым физическим трудом.
Есть мнение, что римляне уничтожали друидов как вдохновителей и организаторов кельтского сопротивления. Возможно, описанные выше жертвы были принесены, чтобы заручиться поддержкой богов в войне против римлян. Как раз в это время (40 — 60 гг. н. э.) римские войска под руководством сначала будущего императора Веспасиана , а потом — наместника Гая Светония Паулина активно продвигались вглубь Британии. Однако жертвы не помогли: во время войны с Боудиккой в 60 году н. э. римские войска захватили главный оплот британских друидов — остров Мона (о. Англси в Северном Уэльсе ). Защитники острова были убиты, а святилища друидов и их священные рощи — уничтожены.
Возрождение интереса к друидам в Англии произошло в XVII—XVIII веках на волне изучения классической античности . Джон Обри (1626—1697) приписывал друидам сооружение таких британских мегалитов, как Стоунхендж . Вслед за Обри много писал про друидов пастор Стьюкли (1687—1765), считавший их приверженцами авраамической религии , родственной христианству.
Ошибочные построения Обри и Стьюкли получили дальнейшее развитие в эпоху романтического национализма , когда в друидах видели истинных вдохновителей британского сопротивления римлянам, а к их числу относили даже воинственную царицу Боадицею . Наряду с готической традицией Нового времени существовала и менее известная друидическая традиция: в литературе английского романтизма был востребован экзотический, окружённый мистической аурой образ друида, живущего в абсолютной гармонии с природой. Хранителями духовного наследия друидов и продолжателями их традиций в то время считались валлийские барды и филиды . Друидическая тематика проникла в популярную литературу и музыку того времени («Мученики» Шатобриана , « Норма » Беллини ).
В 1909 году в Англии оформилось неодруидическое движение, которое ищет свои истоки в деятельности Уильяма Блейка и Джона Толанда . Британская комиссия по делам благотворительности 2 октября 2010 года признала поклонение друидов духам природы религией . Согласно данным BBC News за 2003 год, к друидам себя причисляли более десяти тысяч британцев.