Этмекджиян, Ашот Арутюнович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ашо́т Гево́ркович Егиазаря́н (род. 24 июля 1965 года , Москва ) — политический деятель, в прошлом — депутат Государственной думы РФ трёх созывов ( третьего , четвёртого и пятого ), член фракции ЛДПР . После лишения депутатской неприкосновенности был объявлен в федеральный и международный розыск по обвинению в мошенничестве . В марте 2012 на Егиазаряна возбуждено ещё одно уголовное дело, также по обвинению в мошенничестве. Скрывается от российского правосудия в США .
В сентябре 2013 года стало известно, что Министерство юстиции США отказало России в экстрадиции Егиазаряна .
Родился в семье экономиста , в 1972—1995 годах возглавлявшего кафедру экономики промышленности экономического факультета МГУ, а в 1990—1995 годах занимавшего должность директора «Международного центра по развитию малого бизнеса».
В 1987 г. окончил экономический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова по специальности «инженер-экономист». Защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидат экономических наук .
В 1988—1989 гг. — экономист Московского шелкового комбината им. Свердлова.
В 1989—1990 — старший специалист внешнеторгового объединения « Экспоцентр ».
В 1990—1992 — генеральный директор Фонда социально-экономического развития Московского региона при Мособлисполкоме.
В 1994—1996 — председатель правления .
С 1997 по 1998 год был Президентом ЗАО «Национальная информационная кампания», работал в системе банка ОНЭКСИМ , занимался вопросами развития медиа-холдинга, был генеральным директором компании « Проф-Медиа ».
В 1996 стал владельцем Уникомбанка, обслуживавшего большую часть бюджета Московской области, в 1997—1998 годах входил в совет директоров Уникомбанка (упоминался в прессе как первый заместитель председателя совета). В мае 1999 лицензия Уникомбанка была отозвана .
С 1998 по 1999 работал советником первого заместителя Председателя Правительства РФ Ю. Маслюкова .
С 1999 по 2011 годы — депутат Госдумы РФ.
Женат, воспитывает четверых детей.
Беспартийный. В декабре 1999 года стал депутатом Государственной думы РФ третьего созыва от « Блока Жириновского », был членом фракции ЛДПР , заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам, заместителем председателя Комиссии по содействию политическому урегулированию и соблюдению прав человека в Чеченской Республике , членом Комиссии по государственному долгу и зарубежным активам РФ.
7 декабря 2003 года был избран в Государственную думу четвёртого созыва по федеральному списку ЛДПР , был членом фракции ЛДПР , заместителем председателя Комитета по бюджету и налогам.
2 декабря 2007 года был избран депутатом Государственной думы пятого созыва в составе федерального списка ЛДПР. Вошёл во фракцию ЛДПР . Являлся членом Комитета по бюджету и налогам.
Став состоятельным человеком, Ашот Егиазарян уделял большое внимание благотворительности . По заявлению сторонников депутата, начиная с 1995 года , им были инициированы и реализованы десятки благотворительных проектов. Например, на средства мецената были приобретены медицинское оборудование для 31-й городской клинической больницы г. Москвы, автобус для детского оздоровительного лагеря, реконструирован и меблирован детский дом № 12 г. Москвы, реконструированы Храм Тихона Задонского и Храм Всех Святых в Москве . Вместе с этим, существует мнение, что Егиазарян не организовывал никаких благотворительных проектов, и вся информация о них является попыткой обелить его образ в глазах общественности . Редакция издания, выразившая это мнение, впоследствии опубликовала опровержение .
С 2003 по 2008 годы в реконструкцию гостиницы «Москва» было вложено более $253 млн. За это время было возведено здание отеля с подземной парковкой и модернизирована инфраструктура. Строительство было близко к завершению. Для его ускорения предполагалось подписать в 2008 году кредитное соглашение по завершении проекта с Deutsche Bank на общую сумму в $792 млн, которое на собрании акционеров ОАО «ДекМос» не получило одобрения от представителя правительства Москвы.
По мнению сторонников депутата, причиной уголовного преследования экс-депутата являлся коммерческий интерес к гостинице со стороны сенатора от Дагестана Сулеймана Керимова и жены экс-мэра Москвы Елены Батуриной . В августе 2008 года бывший мэр Москвы Юрий Лужков завизировал «План по дальнейшей реализации инвестиционного проекта воссоздания гостиницы „Москва“». Документ с отметкой «для служебного пользования» предназначался для Владимира Силкина, возглавлявшего на тот момент Департамент имущества города Москвы. Все четыре варианта плана преследовали единственную цель: заполучить во владение правительства Москвы 51 % акций собственника проекта — ОАО «ДекМос». В этом случае формально город становился бы единственным законным владельцем отеля, поскольку остальные 49 % акций в этой компании ему принадлежали изначально.
Для начала городские власти отказались одобрить на собрании акционеров ОАО «ДекМос» достигнутое кредитное соглашение с Deutsche Bank , что привело к срыву дальнейшего финансирования проекта. После этого при помощи фиктивного, по мнению Егиазаряна, протокола заседания совета директоров они добились и назначения на должность гендиректора этой компании сотрудницы принадлежащей Керимову структуры «Нафта-Москва» — Гоарик Котанджян.
По заявлению экс-депутата, Керимов попытался принудить его добровольно отказаться от доли в проекте, а в случае несогласия угрожал уголовным преследованием, и именно по его заказу дело возбудили сначала против бывшего гендиректора компании — инвестора проекта ЗАО «Декорум» Виталия Гогохии. Крупномасштабные обыски прошли и в офисах других участников проекта, включая юридических международных консультантов — компаний White&Case, Lovells и DLA Piper. Одновременно Лужков обратился к генпрокурору РФ с просьбой лишить Егиазаряна депутатской неприкосновенности и начать в отношении него следственные действия. В июне 2009 года участники проекта на встрече, состоявшейся на Кипре, согласились передать свои акции в пользу Керимова.
Осенью 2009 года распоряжением правительства г. Москвы было создано совместное предприятие ОАО «Гостиничная компания», завладевшее 49 % акций города в проекте. Другие же 51 % акций отошли компании Russia Real Estate Fund, за которой, по сообщениям в СМИ [ каких? ] , стоит американский миллиардер Рональд Лаудер . В состав совета директоров вошли сотрудники компании «Нафта-Москва», принадлежащей Керимову.
В декабре 2009 года от имени захваченной компании — инвестора ЗАО «Декорум» на имя Управделами президента РФ Владимира Кожина поступило письмо с предложением рассмотреть вопрос о приобретении акций ОАО «ДекМос» за относительно малую сумму $2-2,5 млрд. В феврале 2010 года правительство города Москвы дало согласие на ипотеку гостиницы «Москва» с ориентировочной рыночной стоимостью в $4 млрд в пользу кипрской компании Монора Лимитед, владельцем которой являлся Керимов. На протяжении всего этого времени, по заявлению Егиазаряна, ему продолжали поступать угрозы с настойчивым требованием забыть о гостинице «Москва», что вынудило его обратиться с заявлением в правоохранительные органы, по результатам которого было решено возбудить уголовное дело по ст. 119 ч. 1 («Угроза убийством») УК РФ в отношении неустановленных лиц. Егиазарян утверждает, что эти угрозы заставили его покинуть Россию и выехать в США .
В сентябре 2010 года Егиазарян подал иски на Керимова, Батурина и Лужкова в Лондонский международный арбитраж и суд Никосии (Кипр). Кипрский суд наложил арест , в том числе на принадлежащие Керимову акции « Уралкалия » и « Полюс Золота ».
В октябре 2010 года Следственным комитетом при прокуратуре Российской Федерации (СКП РФ) было заведено уголовное дело в отношении Егиазаряна. В основу уголовного дела были положены показания граждан РФ Михаила Ананьева и Виталия Смагина.
В частности, Ананьев утверждал, что в 2003 году передал в общественную приемную Егиазаряна $6 млн наличными через своего представителя — председателя правления банка «Республиканский» Алексея Миронюка. Дополнительно к этой сумме Ананьев обеспечил перечисление в 2004 году ещё около 310 млн рублей со счета ЗАО «Риэлтком» на указанные Егиазаряном счета двух оффшорных компаний — «Регалфорс Инвестмент ЛТД» и «Виктория Вэлфи Лимитед». Сторонники экс-депутата ставят под сомнение эти показания. Егиазарян заявил, что не имеет никакого отношения к этим компаниям. Он также обратил внимание на то, что следствие не заинтересовалось происхождением этих денег у самого Ананьева, который с 2000 по 2005 годы занимал должность заместителя руководителя Российского фонда федерального имущества.
Второй «заявитель» — Смагин — являлся фигурантом уголовного дела, расследуемого в Швейцарии по фактам мошенничества и отмывания денежных средств. Он утверждал, что якобы передал Егиазаряну в собственность 20 % акций торгового комплекса «Европарк». При этом пострадавший не предъявил ни одного документального подтверждения, указывающего на виновность Егиазаряна. До возбуждения против Егиазаряна уголовного дела он обратился с арбитражными исками против депутата в суды Кипра и Великобритании.
В конце октября 2010 года после получения согласия Госдумы на возбуждение против Егиазаряна уголовного дела, в нижнюю палату парламента поступило представление генерального прокурора РФ о лишении его депутатской неприкосновенности. Сам Егиазарян на рассмотрении этого вопроса в Госдуме не присутствовал, поскольку заблаговременно выехал в США. В начале ноября 2010 года Госдума согласилась с доводами Генпрокуратуры РФ и при поддержке всех думских фракций, за исключением ЛДПР, проголосовала за снятие с Егиазаряна депутатской неприкосновенности.
Спустя несколько дней, СКП РФ возбудил против Егиазаряна уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ. В середине ноября 2010 года депутат был также объявлен в федеральный розыск на основании отказа явиться на допрос к следователю. Адвокаты Егиазаряна заявили о намерении обжаловать соответствующее решение СКП РФ в связи с тем, что ранее депутат дважды извещал следователя о своем фактическом местонахождении и просил контактировать с ним через американских адвокатов. В середине ноября 2010 года ОВД « Тверской » г. Москвы прекратил уголовное дело об угрозах жизни в адрес Егиазаряна за отсутствием события преступлений.
В декабре 2010 года председатель думского комитета по регламенту Отари Аршба , которого с Егиазаряном связывала давняя дружба, рекомендовал беглому депутату отказаться от мандата, считая, что легитимных оснований для прекращения полномочий у Госдумы не было. Егиазарян совету не последовал.
27 декабря 2010 г. в СМИ появилась информация о том, что СКП РФ объявил Егиазаряна в международный розыск. Ему также было заочно предъявлено обвинение в мошенничестве. Сам Егиазарян, находившийся к тому времени в США, протестовал, настаивая на том, что ранее он официально извещал следственные органы о своем фактическом местонахождении с указанием точного адреса проживания в США. В пользу этой версии свидетельствуют публикации в прессе, датированные ноябрем 2010 г. . Соответствующую жалобу ранее Ашот Егиазарян направлял в Генпрокуратуру . Депутат получил ответ, в котором его выводы в отношении действий следователей названы необоснованными. При этом Генпрокуратура ссылалась на материалы СКП РФ, из которых следует, что Егиазарян неоднократно не являлся на допросы, а затем выехал за пределы России.
Егиазарян утверждал, что опасается возвращаться в Россию из-за ранее поступавших в его адрес угроз жизни. Между тем, уголовное дело по его обращениям, возбужденное ОВД «Тверской» г. Москва в феврале 2010 г., сначала было приостановлено, а затем прекращено за отсутствием состава преступления. Егиазарян опасался возвращаться в Россию и с учётом убийства его родственника Аслана Асланбекова. По мнению Егиазаряна, это убийство является звеном в цепочке конфликта вокруг проекта по реконструкции гостиницы «Москва» .
19 мая 2011 года Следственный комитет РФ объявил, что Егиазарян помещён в базу данных разыскиваемых лиц Интерпола.
31 января 2011 Басманный суд Москвы выдал санкцию на заочный арест Егиазаряна, удовлетворив ходатайство Главного следственного управления Следственного комитета РФ .
Адвокаты, защищающие Егиазаряна, считают решение суда о его заочном аресте незаконным и необоснованным, указывая на то, что местонахождение парламентария в США известно следственным органам .
9 марта 2011 года в Госдуме рассматривался вопрос «О даче согласия Госдумы на заочный арест депутата Егиазаряна» по обвинению в мошенничестве в особо крупных размерах. За дачу согласия проголосовали 377 депутатов, против 38, один воздержался . Заявление, представленное Егиазаряном в Госдуму, не было рассмотрено .
31 октября 2011 Басманный суд Москвы постановил заочно арестовать троих соучастников Егиазаряна — гендиректора «Европарка» Максима Клочина, брата А. Егиазаряна Артёма и доверенное лицо — помощника депутата Виталия Гогохию. По справке адвоката, Клочин и Артём Егиазарян скрываются от следствия в США, Гогохия — в Грузии .
С конца сентября 2011 Егиазарян пытается доказать в Федеральном суде Южного округа Нью-Йорка, что стал жертвой рейдерского захвата, организованного близкими к Кремлю бизнесменами, а также прежними, «лужковскими» властями столицы.
30 июля 2012 Федеральный суд Южного округа штата Нью-Йорк отклонил иск Егиазаряна к Петру Залмаеву о клевете. Комментируя судебное решение, Егиазарян отметил, что судья руководствовался тем, что заявления Залмаева являлись выражением его личного мнения, что охраняется законом США о свободе слова .
2 апреля 2013 Егиазарян подал иск в Высокий суд Лондона против бывших партнёров по реконструкции гостиницы «Москва». В своем иске указал, что стал жертвой корпоративного конфликта с предпринимателями Сулейманом Керимовым и Аркадием Ротенбергом. .
В сентябре 2013 года Министерство юстиции США отказало России в выдаче Егиазаряна.
5 марта 2012 стало известно, что Следственный комитет Российской Федерации возбудил в отношении Егиазаряна новое уголовное дело — о мошенничестве (ч.4 ст.159 УК РФ). Следствие подозревает Егиазаряна и его доверенное лицо Гогохию в мошенничестве, ущерб от которого составил 5 млрд 960 млн руб.
Комментируя ситуацию, Егиазарян заявил, что "…за возбуждением нового уголовного дела стоит Сулейман Керимов … Цель одна — любыми средствами принудить меня отказаться от борьбы за свои права и узаконить рейдерский захват гостиницы «Москва».
31 мая 2018 года Замоскворецкий районный суд г. Москвы заочно приговорил Егиазаряна Ашота к 7 годам колонии общего режима. Артему Егиазаряна, брата бывшего депутата, суд приговорил к 5 годам колонии. Другие фигуранты — Максим Клочин и Виталий Гогохия — получили по четыре года лишения свободы .
После апелляционного обжалования приговора рассмотрение жалоб защитников на заочный приговор затянулось на четыре месяца, так как Егиазарян посчитал, что адвокаты, представлявшие его интересы в суде первой инстанции, не должным образом осуществляли свои функции, в результате чего ему пришлось сменить своих защитников . 15 ноября 2018 года Московский городской суд приступил к проверке заочного приговора вынесенного Замоскворецким районным судом г. Москвы. Новым защитником Ашота Егиазаряна стал адвокат Артур Айрапетов, успешно представляющий в свое время предпринимателя Германа Стерлигова. Несмотря на множество нарушений, допущенных в деле Егиазаряна, на которые указывал его адвокат, по итогу судебного заседания Московский городской суд оставил заочный приговор Замоскворецкого суда в силе.
12 ноября 2014 года Лондонский международный третейский суд признал ответственность Егиазаряна за действия, повлёкшие утрату его бывшим партнёром В. Смагиным своей 20-процентной доли в ЗАО «Центурион Инвест», которое владело торговым центром «Европарк» на Рублёвке. По решению суда, Егиазарян должен выплатить истцу около 83 млн долларов компенсации за утраченный актив и понесённые юридические расходы .