Константин (Булычёв)
- 1 year ago
- 0
- 0
Кир Булычёв (настоящее имя — И́горь Все́володович Може́йко ; 18 октября 1934 , Москва , СССР — 5 сентября 2003 , Москва, Россия ) — советский и российский писатель-фантаст , драматург, сценарист, литературовед, историк, востоковед, фалерист . Доктор исторических наук. Лауреат Государственной премии СССР (1982). Псевдоним скомпонован из имени жены Киры и девичьей фамилии матери писателя Марии Михайловны Булычёвой.
Кир Булычёв является одним из самых популярных советских фантастов. Его самое известное произведение — цикл детских книг о девочке из будущего Алисе Селезнёвой , оказавший большое влияние на советскую популярную культуру . Написал множество фантастических произведений для взрослых, научных трудов и стихов . Произведения Булычёва были экранизированы более двадцати раз — больше, чем у любого другого советского фантаста .
Игорь Всеволодович Можейко родился 18 октября 1934 года в Москве.
Отец — Всеволод Николаевич Можейко (1906—1980 ) в 15 лет ушёл из дома, устроившись учеником на завод. В 1923 году в возрасте 17 лет он прибыл в Петроград . Работал там слесарем, а по окончании рабфака поступил на юридический факультет ЛГУ , параллельно работая в профсоюзе. Инспектируя однажды карандашную фабрику Хаммера , он познакомился там с работницей Марией Михайловной Булычёвой, с которой вступил в брак в 1925 году . В 1939 году отец оставил семью . Позже отец стал профессором , в 1966 году — доктором юридических наук .
Мать — Мария Михайловна Булычёва (1905—1986 ) была дочерью офицера, полковника Михаила Булычёва, преподавателя фехтования Первого кадетского корпуса и до революции обучалась в Смольном институте благородных девиц . После революции она освоила рабочую специальность, а затем окончила автодорожный институт. В 1930-е годы служила комендантом Шлиссельбургской крепости , а во время войны работала начальником авиадесантной школы в городе Чистополь .
Отчим — Яков Исаакович Бокиник (1904 — 7 мая 1945), учёный-химик, погиб на фронте в Курляндии в последние дни Великой Отечественной войны .
Младшая единоутробная сестра — Наталья Яковлевна Бокиник.
После окончания школы Игорь по комсомольской разнарядке поступил в Московский государственный институт иностранных языков имени Мориса Тореза , который окончил в 1957 году.
Два года работал в Бирме переводчиком и корреспондентом АПН .
В 1959 году вернулся в Москву и поступил в аспирантуру Института востоковедения АН СССР . Писал историко-географические очерки для журналов « Вокруг света » и « Азия и Африка сегодня ».
В 1962 году окончил аспирантуру.
С 1963 года работал в Институте востоковедения , специализируясь на истории Бирмы.
В 1965 году защитил кандидатскую диссертацию по теме « Паганское государство (XI—XIII века)», в 1981 году — докторскую диссертацию по теме «Буддийская сангха и государство в Бирме». В научном сообществе известен трудами по истории Юго-Восточной Азии .
Первый рассказ «Маунг Джо будет жить» опубликован в 1961 году. Фантастику начал писать в 1965 году, фантастические произведения издавал исключительно под псевдонимом. Первое фантастическое произведение — рассказ «Долг гостеприимства», был опубликован как «перевод рассказа бирманского писателя Маун Сейн Джи». Этим именем Булычёв впоследствии пользовался ещё несколько раз, но большинство фантастических произведений публиковались под псевдонимом «Кирилл Булычёв» — псевдоним был скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Впоследствии имя «Кирилл» на обложках книг стали писать сокращённо — «Кир.» (см. илл.), а потом была «сокращена» и точка, так и получился известный сейчас «Кир Булычёв». Встречалось и сочетание Кирилл Всеволодович Булычёв. Своё настоящее имя писатель сохранял в тайне до 1982 года, поскольку полагал, что руководство Института востоковедения не посчитает фантастику серьёзным занятием, а потому опасался, что после раскрытия псевдонима будет уволен .
Издано несколько десятков книг, общее количество опубликованных произведений — сотни. Помимо написания своих произведений занимался переводом на русский фантастических произведений американских писателей.
Экранизировано более двадцати произведений, в частности, по повести «Сто лет тому вперёд» (1977) снят пятисерийный фильм « Гостья из будущего » — один из самых популярных в СССР детских фильмов середины 1980-х.
В 1982 году стал лауреатом Государственной премии СССР за сценарии к художественному фильму « Через тернии к звёздам » и полнометражному мультфильму « Тайна третьей планеты ». При вручении Государственной премии и был раскрыт псевдоним, впрочем, ожидаемое увольнение не состоялось .
Кир Булычёв был членом Творческих советов журналов фантастики « Полдень. XXI век » и « Если ». Журнал «Если» был даже спасён Булычёвым в середине 1990-х годов, когда оказался под угрозой финансового краха .
Лауреат премии в области фантастики « Аэлита » (1997). Кавалер «Ордена рыцарей фантастики» (2002).
С 1978 года жил в доме № 12 по Большому Тишинскому переулку .
В 1992-2003 годах был членом комиссии по государственным наградам при Президенте РФ .
Умер 5 сентября 2003 года в возрасте 68 лет в Москве в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского после тяжёлого и продолжительного онкологического заболевания . Похоронен в Москве на Миусском кладбище .
В 2004 году Кир Булычёв посмертно стал лауреатом шестой международной премии в области фантастической литературы имени Аркадия и Бориса Стругацких (« АБС-премия ») в номинации «Критика и публицистика» за серию очерков «Падчерица эпохи».
Жена — Кира Алексеевна Сошинская (22 июля 1933 — 18 февраля 2022) , художница, книжный иллюстратор, писательница-фантаст, переводчица. По образованию — архитектор, позже стала журнальным дизайнером, затем занялась и книжной графикой . С 1959 года занималась оформлением журнала « Знание — сила », также была главным художником журнала « Советский экран ». Работала в издательстве «Мир». Иллюстрировала книги мужа, серию «Зарубежная фантастика» издательства «Мир» , сборник рассказов Льва Толстого . Участница выставок, персональная выставка в Лондоне (2002) . Принимала участие во вручении премии «Алиса» , была членом жюри детского художественного конкурса «Алиса возвращается» .
Дочь — Алиса Игоревна Лютомская (Можейко; родилась 17 ноября 1960 года, в её честь названа Алиса Селезнёва), архитектор, предприниматель, президент ООО Архитектурно-проектное бюро «Элис» .
В своих произведениях Кир Булычёв охотно обращался к ранее придуманным и описанным персонажам, в результате чего получилось несколько циклов произведений, в каждом из которых описываются приключения одних и тех же героев.
Издательство « Эксмо » выпустило практически полное собрание сочинений Кира Булычёва в 18 томах (2005—2007) в серии «Отцы-основатели: Русское пространство» .
Некоторые произведения были впервые опубликованы посмертно. Несколько рассказов было обнаружено в архивах писателя и было издано в 2008—2012 годах: «Орёл», «Петух кричит с опозданием», «Гибель поэта», «Выстрел Купидона» в книге «Глубокоуважаемый микроб» (2008) в серии «Лучшие книги за XX лет» издательства « Текст » , «Пленники долга» из цикла о докторе Павлыше в журнале « Если » (№ 5, май 2009) , «Шестьдесят лет спустя» в « Новой газете » (№ 106 от 24 сентября 2010) , и «Жёлтое привидение» в последнем томе трёхтомного сборника «Великий Гусляр» (2012) издательства « Время » . Эти и другие малоизвестные и редкие произведения, не вошедшие в 18-томное издание издательства «Эксмо», будут изданы ограниченным тиражом в двухтомнике из серии «Для узкого круга» (2015−2016).
« Приключения Алисы » — наиболее известный цикл произведений Кира Булычёва. Главная героиня этого цикла — школьница (в первых рассказах ещё дошкольница) конца XXI века Алиса Селезнёва; имя героине автор дал в честь своей дочери Алисы, родившейся в 1960 году.
Первыми произведениями цикла стали научно-фантастические рассказы для детей, составившие сборник « Девочка, с которой ничего не случится » (1965). Приключения Алисы происходят в самых разных местах и временах: на Земле XXI века, в космосе, на океанском дне и даже в прошлом, куда она забирается на « машине времени », а также в Легендарной эпохе — пространственно-временном участке Вселенной, где существуют сказочные персонажи, волшебство.
Существует даже ещё один, «внутренний» цикл «Алиса и её друзья в лабиринтах истории», рассказывающий о приключениях детей XXI века в прошлых временах.
В первых произведениях Алиса была единственным из основных персонажей ребёнком, а повествование велось от лица космобиолога профессора Селезнёва, отца Алисы (автор, судя по одной из повестей, назвал его своим настоящим именем — Игорь). Позже повествование стало вестись от третьего лица, а основными героями, вместе с Алисой, стали её ровесники — одноклассники и друзья.
Часть книг цикла ориентирована на детей младшего возраста. Такие книги представляют собой, по сути, сказки, в них нередко действуют волшебники и сказочные существа, происходят чудеса. Также и в более «взрослых» книгах имеется заметный элемент сказочности.
Цикл книг об Алисе одновременно и самый популярный, и самый неоднозначный. Критики [ кто? ] не раз отмечали, что ранние рассказы и повести об Алисе были гораздо сильнее, чем последующие. В поздних книгах появляется налёт «сериальности», встречаются повторения сюжетных ходов, нет лёгкости. Это и понятно: невозможно почти сорок лет на одинаково высоком уровне постоянно писать об одних и тех же героях. Сам Булычёв в интервью не раз говорил, что ему не хочется больше писать про Алису. Но персонаж оказался сильнее автора: Алиса Селезнёва стала таким же «вечным героем», как Шерлок Холмс Конан Дойля и Кир Булычёв периодически снова возвращался к ней. Последняя повесть об Алисе — «Алиса и Алисия» была закончена автором в 2003 году, незадолго до смерти.
Цикл о вымышленном городе Великий Гусляр (прототипом которого послужил Великий Устюг Вологодской области). В Гусляр наведываются инопланетяне, там множество странных жителей, там происходят необычайные события. И там же живут обычные нормальные люди, которым, из-за особенностей окружения, время от времени приходится решать совершенно неожиданные проблемы и даже в самых странных обстоятельствах оставаться прежде всего людьми. Произведения цикла написаны очень легко и с юмором, их приятно и неутомительно читать, при том, что в них нередко затрагиваются вполне серьёзные вопросы и проблемы. Гуслярский цикл содержит около семидесяти произведений, в нём семь повестей (некоторые из них в разное время издавались под разными названиями), остальное — рассказы. Первый рассказ — «Связи личного характера» — появился из дорожного знака «Ремонтные работы», на котором, как показалось автору, у рабочего было три ноги. Рассказ был написан специально для болгарского журнала. Произведения цикла создавались в течение почти тридцати пяти лет, начиная с 1967 года. Цикл рождался стихийно, оттого в ранних рассказах появляются герои-однодневки или герои, которые уезжают из города навсегда, но в следующих рассказах вдруг снова появляются. На карте вымышленного города постепенно появлялись новые объекты, и в середине 1990-х годов в журнале « Уральский следопыт » появилась карта города Великий Гусляр. Постепенно цикл рос, сейчас его повести и рассказы делят на восемь частей: «Чудеса в Гусляре», «Пришельцы в Гусляре», «Возвращение в Гусляр», «Гусляр-2000», «Господа гуслярцы», «Гусляр навеки», «Письма Ложкина» и «Рассказы из архива Кира Булычёва». Некоторые рассказы цикла в изданные сборники «Гуслярских хроник» не входят.
В 1984 году на киностудии Мосфильм по повести «Марсианское зелье» был снят художественный фильм « Шанс ».
Традиционная для советской научной фантастики космическая фантастика, повести и рассказы с различными сюжетами, повествующие о полётах землян в космос, на другие планеты и об их приключениях там. Цикл объединяет один общий герой — доктор Владислав Павлыш, космический врач. Прототипом послужил врач Владислав Павлыш с судна «Сегежа» (это же название Булычёв дал одному из космических кораблей, на которых летал в книгах доктор Павлыш), с которым писатель совершил плавание по Северному Ледовитому океану. Этот цикл не является, строго говоря, сериалом, он создавался не «под героя». Просто в написанных в разное время и на разные темы «космических» произведениях встречается один и тот же человек, причём в одних произведениях он выступает как главный герой, в других — как рассказчик, в третьих — просто как один из многих персонажей. Опубликовано девять произведений, в том числе и знаменитый роман « Посёлок »; некоторые из них выходили частями и под разными названиями. Повесть «Тринадцать лет пути» — первое произведение из цикла о докторе Павлыше.
Состав цикла:
, агент Космофлота, является персонажем двух произведений — « » и « ». В ходе своих путешествий по делам межпланетного космического агентства герой сталкивается с необходимостью проявить настоящее, неподдельное мужество и решимость. В первом романе Андрей Брюс сталкивается с заговором на планете Пэ-У, в реалиях которой узнаётся знакомая автору Мьянма . Второй роман — «Подземелье ведьм» ( экранизирован в 1989 году , роль Брюса исполнил Сергей Жигунов ), посвящён последствиям удивительного эксперимента по ускорению эволюции животного и растительного мира, и социального развития людей, который провели на одной дальней планете неведомые представители высокоразвитой цивилизации. Произведения, посвящённые Андрею Брюсу, написаны в жёсткой, достоверной манере, особое внимание в них уделено моральным и социальным вопросам.
Серия книг о приключениях агента ИнтерГалактической полиции (ИнтерГпол) Коры Орват. Время действия приблизительно соответствует времени действия книг про Алису Селезнёву. Кора — девушка, найденная в космосе, воспитывалась в школе-интернате для необычных найдёнышей, затем была привлечена к работе в ИнтерГполе начальником этой организации, . Книги этой серии — фантастические детективы , по ходу сюжета Кора занимается раскрытием преступлений и распутыванием различных загадок. По словам самого писателя, Кора Орват — это своего рода «повзрослевший вариант Алисы Селезнёвой». Вместе с тем Кора заметно отличается от Алисы характером. В поздних произведениях Кора и Алиса иногда пересекаются, из-за чего возникает непроизвольная отсылка к Фенимору Куперу — в его романе «Последний из могикан» двух героинь-сестёр также зовут Кора и Алиса. Цикл также пересекается с циклом о Великом Гусляре, а в повести «Зеркало зла» героиня посещает Лигон конца XVIII века.
Состав цикла:
Небольшая серия рассказов о некоей научной лаборатории (« »), занимающейся исследованием необычайных явлений и делающих фантастические открытия. Герои этого цикла также встречаются в цикле «Театр теней».
Состав цикла:
Театр теней
— серия из трёх книг — «Вид на битву с высоты», «Старый год», «Операция „Гадюка“», в которых описываются приключения героев в некоем параллельном, «теневом» или «нижнем» мире, существующем бок о бок с нашим, обычным. Этот мир очень похож на наш, но практически безлюден. При определённых обстоятельствах люди отсюда могут попадать туда и жить там. Кто-то просто живёт, а кто-то тут же находит способ превратить параллельный мир в источник обогащения и удовлетворения жажды власти. Герои, общие с циклом «Институт экспертизы», пытаются исследовать этот мир.
Главный герой Георгий Алексеевич (Гарик) Гагарин — археолог, по происхождению — инопланетянин-подкидыш, найденный 12 апреля в лесу.
Изначально серия из четырёх романов: «Наследник», «Штурм Дюльбера», «Возвращение из Трапезунда», «Покушение». В цикл также входят романы «Заповедник для академиков», «Младенец Фрей» и несколько детективных романов и повестей, написанных отдельно. В цикле, выдержанном в жанре альтернативной истории , рассмотрены возможные альтернативные сценарии развития истории России. Герои цикла — Андрей Берестов и Лидочка Иваницкая — получают возможность путешествовать во времени и по параллельным мирам и быть свидетелями таких событий альтернативной истории, как освобождение царской семьи Колчаком после революции 1917 года («Штурм Дюльбера»), разработка ядерного оружия в СССР в 1939 году («Заповедник для академиков») и даже возрождение Ленина в младенце в 1990-х годах («Младенец Фрей»). К циклу примыкают несколько детективных, нефантастических романов: «Усни, красавица», «Таких не убивают», «Дом в Лондоне».
События произведений этого цикла происходят в городе Верёвкин, прототипом которого послужил город Венёв Тульской области.
Действие романов дилогии: «На днях землетрясение в Лигоне» и «Голые люди» происходит в вымышленной стране Лигон в юго-восточной Азии . Прототипом послужила Бирма , в которой автор провёл несколько лет. Название Лигон также носит столица одного из государств планеты Муна в повести «Последняя война».
К таковым можно отнести целый ряд значительных произведений.
Кир Булычёв написал большое количество фантастических рассказов, представляющие собой самостоятельные произведения. Первым из них был рассказ « Когда вымерли динозавры », впервые опубликованный во втором номере журнала « Искатель » за 1967 год . Некоторые из них изначально были опубликованы в разного рода научно-популярных журналах, таких как « Химия и жизнь » или « Знание — сила ». Основные авторские сборники рассказов — « Чудеса в Гусляре » (1972), в который вошли не только гуслярские рассказы, « » (1975), « Летнее утро » (1979), « Коралловый замок » (1990), (1991).
Кир Булычёв написал несколько пьес , некоторые из которых — по просьбе режиссёра Андрея Россинского для постановки в театре «Лаборатория». Некоторые пьесы он писал специально: «Крокодил на дворе», «Ночь в награду», некоторые получались из переработанных повестей: «Товарищ Д.» и «Осечка-67», а пьеса «Именины госпожи Ворчалкиной» − переработка одноимённой пьесы императрицы Екатерины Великой .
Общее количество изданных научных и научно-популярных произведений, публиковавшихся под настоящим именем — несколько сотен. Большей частью это работы по истории («7 и 37 чудес», «Женщины-убийцы», «Артур Конан Дойл и Джек-потрошитель», « »), востоковедению (« Аун Сан »), и литературоведению («Падчерица эпохи» — о фантастике 1920—1930-х годов), а также автобиографическая книга «Как стать фантастом», публиковавшиеся в специальных и популярных журналах. Кроме того, из-под пера Булычёва вышло более шестисот стихотворений и несколько десятков рассказов-миниатюр. В книге «Западный ветер — ясная погода» популярно описываются события Второй мировой войны в Юго-Восточной Азии .
Помимо создания собственных произведений Булычёв переводил на русский язык книги иностранных авторов. Опубликованы в переводах Кира Булычёва произведения (преимущественно фантастические) Айзека Азимова , Бена Бовы , Хорхе Луиса Борхеса , Энтони Бучера , Э. Винникова и М. Мартин, Р. Гарриса, Грэма Грина , Спрэга де Кампа , Х. Кепке, Артура Кларка , Сирила Корнблата , Урсулы Ле Гуин , , У. Пауэрса, , Фредерика Пола , , Мака Рейнолдса , Клиффорда Саймака , М. Сент-Клэр, Жоржа Сименона , Теодора Старджона , Т. Томас, Джеймса Уайта , Д. Уондри, Роберта Хайнлайна , Л. Хьюза, Д. Шмица, Пирса Энтони .
Также в студенчестве Булычёв, вместе с однокурсником, желая заработать, перевёл сказку Льюиса Кэрролла « Алиса в Стране Чудес » (так как они посчитали, что эта сказка, до 1960-х годов не популяризовывавшаяся в СССР, ранее на русский не переводилась), однако в издательстве сказали, что книга давно переведена и неоднократно, и книга не вышла [ источник не указан 484 дня ] .
По его произведениям и оригинальным сценариям снято более 20 фильмов, а также телесериалы и эпизоды телеальманаха « Этот фантастический мир ». К большей части своих экранизаций Булычёв сам написал сценарии.
Самой первой его экранизацией в 1976 году был фильм « Бросок, или Всё началось в субботу ».
В 1979 году режиссёр Константин Осин на киностудии Мосфильм снял короткометражный художественный фильм « Что-то с телефоном » по мотивам рассказа Кира Булычёва «Можно попросить Нину?». Действие происходит в 1970-х годах. Герой фильма безуспешно пытается дозвониться своей знакомой Нине, но, набирая номер, попадает к девочке, которую тоже зовут Нина. Её ответы кажутся ему странными, пока он не понимает, что каким-то необыкновенным образом разговаривает с ребёнком из Москвы 1942 года. Другие экранизации рассказа: «Разновидность контактов» (СССР, 1987), реж. Валерий Обогрелов; «Дорогой Вадим Николаевич» (2014, Россия), реж. Владимир Уфимцев; «Можно попросить Нину?» (2016, Россия), реж. Полина Беляева; « Временная связь » (2020, Россия), реж. Дмитрий Аболмасов.
Ещё один короткометражный фильм «Золотые рыбки» был снят в 1983 году. Это была первая киноистория, посвящённая Великому Гусляру . В 1986 году вышел фильм « Родимое пятно » — комедийный короткометражный фильм по рассказу из сборника « Пришельцы в Гусляре ».
В 1984 году вышел полнометражный фильм « Шанс » по повести « Марсианское зелье », финалы повести и фильма различаются, но после текст был переписан ближе к экранизации.
Также в 1984 году был снят телефильм « Гостья из будущего ».
Фильм « Комета » (1983) снят по оригинальному сценарию Булычёва, но в нём можно легко предположить продолжение « Через тернии к звёздам ». [ источник не указан 724 дня ]
В 1986 году на киностудии имени М. Горького был снят короткометражный фильм «Эксперимент-200», по рассказу Булычева «Юбилей-200», об опытах по очеловечиванию шимпанзе . Фильм является дипломной работой режиссёра Юрия Мороза .
«Лило́вый шар» — советский детский художественный фильм, снятый в 1987 году режиссёром Павлом Арсеновым по мотивам одноимённой повести Кира Булычёва из цикла «Приключения Алисы».
В 1988 году был снят телефильм « Поляна сказок », по рассказу « »; автор переписал весь сценарий, оставив от изначального текста лишь одну деталь.
В 1988 году был снят фантастический детский художественный фильм « Миллион приключений: Остров ржавого генерала » экранизация повести « » из цикла « Приключения Алисы ».
В 1989 году вышел художественный фильм « Похищение чародея » по одноимённому роману.
Игровой фильм « Осечка » по повести «Осечка 67» был выпущен в 1993 году. [ источник не указан 724 дня ]
Фильм «Хронос» Романа Просвирнина по мотивам рассказов Кира Булычева вышел в июле 2022 года.
В 2022 году начались съёмки сериала « Очевидное невероятное » по рассказам из цикла « Великий Гусляр ».
В декабре 2023 года ожидается премьера фильма « Сто лет тому вперёд ».
Мультфильмы по произведениям Кира Булычёва.
Самый первый вышедший в 1981 году « Тайна третьей планеты ». В 1985 году вышел мультфильм « Два билета в Индию ». В 1988 году вышел « Узники „Ямагири-Мару“ », кукольный мультфильм большого успеха не имел и сейчас считается самой неудачной экранизацией Алисы Селезнёвой . [ источник не указан 724 дня ] В 1989 году вышла серия кукольных мультфильмов: «Кладезь мудрости», «Копилка», «Спутник икры», «Свободный тиран», «Яблоня» и « Чудеса в Гусляре » [ источник не указан 382 дня ] , бережное отношение к материалу, однако, не помогло им снискать успех у зрителя [ источник не указан 382 дня ] .
«День рождения Алисы» — российский полнометражный мультипликационный фильм , выпущенный студией « Мастер-фильм » по одноимённой повести об Алисе Селезнёвой . Работа над фильмом была завершена 19 декабря 2008 года , премьера состоялась 12 февраля 2009 года , в прокате с 19 февраля 2009 года , вышел на DVD/Blu-Ray 12 марта 2009 года .
Последний на данный момент [ источник не указан 724 дня ] мультфильм вышел в 2012 г. под названием « Алиса знает, что делать! », из произведений Кира Булычёва про Алису были взяты только персонажи, остальное разрабатывалось сценаристами сериала [ источник не указан 382 дня ] .
В честь писателя назван астероид (541631) Kirbulychev, открытый в 2011 году .
Сразу после смерти писателя журналом « Если », членом Творческого Совета которого долгие годы являлся Кир Булычёв, была учреждена . Вручается с 2004 года за высокий литературный уровень и человечность, проявленную в произведении. Сама премия представляет собой миниатюрную бронзовую пишущую машинку — символ труда писателя. В жюри входят два сотрудника « Если », все члены Творческого Совета журнала и четыре жанровых критика. В разные годы лауреатами Мемориальной премии им. Кира Булычёва становились:
Кроме наиболее известного псевдонима Кир Булычёв, писатель использовал также несколько других: