Interested Article - Христианизация

Взятие Арконы в 1169 году. Король Вальдемар и епископ Абсалон свергают идола бога Святовита . Лауриц Туксен , конец XIX века

Христианизация — понятие в религиоведении , истории , культурологии и политике , обозначающее процесс принятия христианства одним человеком, или период принятия христианства группой людей (обществом, государством), в том числе принудительный . Христианизацию принято начинать с Поздней античности , когда многие иудеи и язычники уверовали во Христа как Мессию и Сына Божия . Древние святилища разрушались или освящались заново и обращались в христианские храмы, дохристианские верования в Бога и богов переосмысливались и отчасти демонизировались , старинные обряды подвергались переосмыслению, запрету и даже уголовному преследованию вплоть до смертной казни .

Христианская интерпретация

Христианская интерпретация — практика адаптации Церковью нехристианских элементов культуры (в том числе обрядов , празднеств и символов ) или исторических фактов к христианскому мировоззрению . Этот термин обычно обозначает придание христианской формы религиозной и культурной жизни, верованиям и представлениям « языческих » народов, с целью их христианизации .

Менгир с крестом на вершине, Бретань

В процессе распространения христианства Христианская церковь целенаправленно приспосабливала языческие практики, наполняя их новым и, с её точки зрения, истинным содержанием. Первый этап адаптации приходится уже на первые века истории христианства , когда церковь заимствовала ряд античных языческих культурных элементов. В дальнейшем при христианизации различных стран и народов данная практика изменялась и при необходимости периодически возобновлялась. Элементы, заимствованные в ранний период, стали частью общехристианской традиции (даты и семантика некоторых праздников, ряд обычаев и культов). Заимствования, осуществлявшиеся в процессе дальнейшей христианизации, пополнили местные христианские традиции .

Христианские храмы часто возводились на месте языческих святилищ. В начале христианской истории языческие храмы обычно предварительно разрушались. С V века начинается процесс превращения их в христианские церкви. В ряде случаев прослеживается прямая связь между христианским и языческим посвящением храма .

Праздник Богоявления (τα επιφανια, Эпифания), вероятно, заменил языческий праздник с тем же названием, который был посвящён рождению и прибавлению света. На христианском Востоке этот праздник может называться τα φωτα 'светы'. Оба основных христианских праздника, Рождество Христово и Пасха , связаны с солярно-лунарной символикой: Рождество связано с рождением солнца ( день зимнего солнцестояния ), Пасха соотносится как с солнечным, так и с лунным циклом (весенним равноденствием и полнолунием ). Календарному соотнесению рождения Христа с рождением солнца отчасти могло способствовать Его Воскресение в первый день недели, в день, который у язычников был посвящён солнцу, что нашло отражение в названии воскресного дня в ряде языков (ср. лат. dies solis, греч. ημέρηλίου, англ. Sunday, нем. Sonntag), а также в день, в который был сотворен мир и свет был отделён от тьмы. Иустин Философ (ок. 100—165) писал императору Антонину Пию ( Первая апология , § 67): «В день солнца мы собираемся вместе, потому что это есть первый день, в который Бог, изменивший мрак и вещество, сотворил мир, и Иисус Христос, спаситель наш, в тот же день воскрес из мёртвых». Зимнее солнцестояние (VIII день до январских календ) было соотнесено с Рождеством Христовым, в то время как летнее солнцестояние (VIII день до июльских календ) — с Рождеством Иоанна Предтечи ( 24 июня ( 7 июля )), что, согласно Августину , соответствует буквальному смыслу слов Иоанна Крестителя : «Оному подобает расти, мне же малитися» (уменьшаться) (Ин. 3, 30) .

Праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи 29 августа ( 11 сентября ), вероятно, был установлен Александрийской церковью в противовес празднованию александрийского Нового года ; праздники Рождества Богородицы 8 (21) сентября и Зачатия Богородицы 12 января — в Азии в противовес Олимпийским играм ; праздник Преображения Господня 6 (19) августа — в Армении в противовес языческому Празднику роз ; день архангела Михаила 8 (21) ноября — александрийского происхождения и заменил собой древнейший праздник Крещения Господня , установленный египетской церковью в противовес крокиям и торжествам в честь Усири; праздник Успения Богородицы связан с языческим праздником Деметры в Афинах; и др.

Языческое влияние заметно в обычае носить нательный крест , заменивший языческие наузы , культовой роли яиц , почитании сакральных изображений и др.

Б. А. Успенский определяет традицию усвоения дохристианских образов, их переосмысления и наполнения христианским содержанием как « воцерковление язычества» .

Христианизация отдельных стран и народов

Введение славянской литургии в Великой Моравии , этюд к картине из цикла « Славянская эпопея » Альфонса Мухи , между 1911 и 1912. Изображено чтение папской буллы князю Святополку перед воротами Велеграда , столицы Великой Моравии. Мефодий Солунский слева в образе озарённого солнцем высокого старца

В Средние века христианизация носила в основном политический характер. Путём крещения правящей верхушки языческих народов христианские государства стремились закрепить язычников в своей сфере влияния и уменьшить опасность военных конфликтов на своих границах .

Обращение в христианство воинственных соседей-язычников было стандартной практикой Византийской империи . В IX веке попытки христианизации предпринимались в отношении Великой Моравии (862) и Болгарии (864—920) . Та же тактика была с успехом применена позднее и в отношении Киевской Руси .

Хронология

См. также

Примечания

  1. Армстронг К. . С. 206—208.
  2. . Дата обращения: 15 марта 2017. 5 мая 2017 года.
  3. , с. 252—258.
  4. Eberlein, Johann Konrad (Munich). от 9 декабря 2014 на Wayback Machine , Brill’s New Pauly .
  5. Это явление — не уникальная черта христианства; более широко оно раскрывается в работе: Hasluck F. W., Christianity and Islam under the Sultans: Oxford, 1929.
  6. , с. 170.
  7. , с. 170—177.
  8. Петрухин В. Я. Древняя Русь, IX в. — 1263 г. — М. : АСТ, 2005. — С. 95. — ISBN 5-17-028246-X .

Литература

  • Успенский Б. А. // Успенский Б. А. Крест и круг : Из истории христианской символики. — М. : Языки славянских культур, 2006. — С. 252—258.
  • Харрис, Джонатан . Византия. История исчезнувшей империи = Jonathan Harris. The Lost World of Byzantium. — М. : Альпина Нон-фикшн , 2017.
  • Curran, John 2000. Pagan City and Christian Capital. (Oxford) ISBN 0-19-815278-7 .
  • Kaplan, Steven 1984 Monastic Holy Man and the Christianization of Early Solomonic Ethiopia (in series Studien zur Kulturkunde ) ISBN 3-515-03934-1
  • , Dionysus: Archetypal Image of Indestructible Life 1976.
  • MacMullen, Ramsay, Christianizing the Roman Empire, AD 100—400 Yale University Press (paperback, 1986 ISBN 0-300-03642-6 )
  • Fletcher, Richard, The Conversion of Europe. From Paganism to Christianity 371—1386 AD. London 1997.
  • Padberg, Lutz v., (1998): Die Christianisierung Europas im Mittelalter , Stuttgart, Reclam (German)
  • Trombley, Frank R., 1995. Hellenic Religion and Christianization c. 370—529 (in series Religions in the Graeco-Roman World ) ( Brill ) ISBN 90-04-09691-4
  • Vesteinsson, Orri, 2000. The Christianization of Iceland: Priests, Power, and Social Change 1000—1300 (Oxford: Oxford University Press ) ISBN 0-19-820799-9 .

Ссылки

  • from Archeologia Medievale vol xxvii (1999), pp 257—268 Christianizing Late Antique Roman sites from the 6th century onwards.
Источник —

Same as Христианизация