Подкасты на русском языке
- 1 year ago
- 0
- 0
Ударе́ние в ру́сском языке́ в слове по своему является (может падать на любой слог слова ), и (при словоизменении и словообразовании может переноситься с одной морфемы на другую) , а по своему характеризуется как - количественное (реализуется увеличением и усилением тембральных характеристик ударного гласного ) . Ударение в речевом такте (синтагме) и фразе производится за счёт усиления ударения последнего слова в составе такта и фразы .
Словесное ударение в русском языке сопровождается количественной и качественной редукцией безударных слогов .
Долгое время в русистике считалось, что русское словесное ударение является динамическим (или силовым, экспираторным) . Основным его как полагали ранее, была сила/интенсивность произношения ударного гласного , которая выражалась в большей громкости его звучания в сравнении со звучанием безударных гласных. В ходе экспериментов, в которых исследовались акустические свойства звуков ударного слога, выяснилось, что громкость гласного во многом зависит от его собственных характеристик и от его позиции в словоформе . Громкость произношения гласного зависит от его подъёма (наибольшую силу и громкость имеет гласный нижнего подъёма [ а ], гласные среднего подъёма [ е ] и [ о ] произносятся с меньшей интенсивностью, наименее громко произносятся гласные верхнего подъёма — [ и ], [ ы ], [ у ]) и ряда ( гласные заднего ряда [у] и [о] более громкие, чем гласные переднего ряда [и] и [е]). По громкости произношения гласные в русском языке располагаются по возрастающей: [и] — [ы] — [у] — [е] — [о] — [а]. Также на громкость произношения гласного влияет его место в словоформе — в начале слова его громкость наибольшая, в конце слова — наименьшая .
В настоящее время в русской фонологии принято считать, что выделение ударного гласного производится за счёт увеличения тембра , и силы/интенсивности произношения ударного гласного в разных соотношениях. При этом важнейшей характеристикой ударного гласного признаётся его особый тембр (качество). Во фразе , которую приводил Л. В. Щерба , «ˈВот ˈбрат ˈвзял ˈнож» ударными воспринимаются гласные во всех слогах, несмотря на то, что здесь отсутствует контраст по длительности и интенсивности с безударными слогами. Главным признаком ударности в этом случае выступают качественные характеристики гласных: отсутствие редукции гласного [а] и наличие гласных [о] и [˙а], которые в русском языке не могут находиться в безударном положении .
Частым компонентом ударного слога является также бо́льшая длительность гласного по сравнению с длительностью безударных гласных. Как и степень проявления силы/интенсивности (громкости) ударного гласного степень проявления длительности не бывает одинаковой. Причём между длительностью и интенсивностью установлены компенсаторные отношения: длительность ударного гласного увеличивается, если его место находится ближе к концу словоформы и, наоборот, интенсивность произношения ударного гласного падает от максимальной в начале словоформы до минимальной — на последнем слоге словоформы. Длительность и сила ударного гласного зависят также от синтагматических и фразовых условий — после паузы и перед паузой в начале синтагмы и фразы ударный гласный выделяется наибольшей силой, конец синтагмы и фразы — наибольшей длительностью . Поэтому в зависимости от целого ряда условий ударный гласный может быть в ряде случаев менее громким, чем безударный, или менее долгим, чем безударный. Так, например, в словах воˈда и сукˈно ударный гласный и громче, и длиннее безударного, так как находится в конечном слоге и является более низким по подъёму; в словах траˈвы и моˈгу безударный гласный, более низкий по подъёму, произносится громче ударного, но короче по длительности. В слое пиˈли несмотря на то, что в обоих слогах гласные одинаковые, гласный конечного слога произносится интенсивнее своего порога громкости. Также в слове паˈли , несмотря на то, что гласный первого слога произносится громче, так как является более низким по подъёму, гласный конечного слога произносится выше порога громкости и потому воспринимается как ударный .
Поскольку словесное ударение в русском языке определяют тембр и длительность (как наиболее регулярный компонент в сравнении с силой/интенсивностью) его характеризуют как качественно-количественное ударение .
В результате сокращения длительности безударных гласных происходит количественная редукция гласных, которая, в свою очередь, ведёт к качественной редукции .
Ударение в русском языке является , — может ставиться в любом месте от края словоформы: на первом слоге ( ˈберег , ˈкачество , ˈвысказаться ), на втором слоге от начала слова ( хоˈлодный , обˈщественный ), на последнем слоге ( голоˈва , величиˈна , перепровеˈрять ), на предпоследнем слоге ( раˈзумный , безразˈличный ), на третьем слоге от конца слова ( правˈление , госуˈдарственный ) и т. д., а также на любой части слова: на основе (ударение на приставку — ˈвыдать , на корень — ˈгород , на суффикс — перевеˈзённый ) и на флексию ( увезˈла ). Наиболее часто русское ударение падает на слог, расположенный ближе к центру и ко второй половине слова .
Разноместность русского ударения в некоторых случаях является единственным способом различения разных слов или разных форм слова: ˈзамок и заˈмок , ˈжаркое и жарˈкое , муˈка и ˈмука , ˈпущу (винительный падеж единственного числа слова пуща ) и пуˈщу (1-е лицо единственного числа настоящего времени глагола пустить ), ˈруки (именительный и винительный падеж множественного числа слова рука ) и рукˈи (родительный падеж единственного числа слова рука ), ˈзимы (именительный и винительный падеж множественного числа слова зима ) и зиˈмы (родительный падеж единственного числа слова зима ) .
Также ударение в русском языке считается , так как в разных словоформах одного и того же слова ударение может ставиться на разные морфемы: ˈголовы , гоˈлов , голоˈва ; ˈдело , деˈлами ; рубˈлю , ˈрубит . Вместе с тем значительное число слов в русском языке характеризуется неподвижным ударением, сохраняющимся во всех словоформах на одной и той же морфеме ( ˈбуква , ˈбуквы , ˈбукве , ˈбукву , ˈбуквой …, стереˈгу , стереˈжёшь , стереˈжёт , стереˈжём , стереˈгут …) .
Подвижность ударения может служить вспомогательным средством, сопровождающим аффиксацию , при образовании и различении грамматических форм. Например, словоформа ˈгор-у (винительный падеж единственного числа слова гора ) образована при помощи флексии -у и дополнительно перемещением ударения с флексии на основу: ˈгор-у , но гоˈр-а , гоˈр-ы , гоˈр-е , гоˈр-ой .
В словоизменении все словоформы в зависимости от места ударения разделяют на две категории. Первую образуют словоформы с ударением на основе — с наосновным, неконечным ударением ( доˈрог-а , ˈголов-у ), вторую — с ударением на флексии — с конечным ударением ( береˈг-ут , доˈм-ами ). В категории словоформ с ударением на основе, в свою очередь, выделяют словоформы с ударением на первый слог основы ( ˈмаленьк-ий ) и с ударением не на первый слог основы ( хоˈрош-ий ). В составе последних различают словоформы с ударением на средний слог ( наˈкормленн-ый ) и на последний слог (о скорбˈлённ-ый ). При этом считается, что словоформы с односложной основой условно имеют ударение на первый слог ( ˈгор-ы ) .
В категории словоформ с конечным ударением выделяют словоформы с разным типом ударения в двусложных флексиях. Различают группы слов, у которых ударение во всех словоформах падает на первый слог флексии ( поˈл-ями , на поˈл-ях ; втоˈр-ого , втоˈр-ому ; ˈн-ами ), на второй слог флексии ( ник-оˈго , ник-оˈму ) и на разные слоги ( тво-еˈго , но тво-ˈими ) .
Отдельную группу составляют словоформы с неразличением наосновного и конечного ударения. В неё включают словоформы с неслоговыми основами ( зл-ой , тк-у ) и словоформы с нулевыми флексиями ( стол-ø , был-ø ). В таких словоформах ударение на основе или флексии является вынужденным. Для них применимо понятие «условное ударение», которое может не совпадать с действительным. Например, считается, что условное ударение в словоформе кот-ø является ударением на флексии, поскольку во всех словоформах слова кот без нулевой флексии отмечается постоянное конечное ударение: коˈт-а , коˈт-у , коˈт-ом , о коˈт-е , коˈт-ы , коˈт-ов , коˈт-ам , коˈт-ами , о коˈт-ах . Аналогичным образом условное ударение считается конечным в словоформах слов-ø , цвёл-ø , хоˈрош-ø , поскольку в остальных словоформах не с нулевыми флексиями ударение ставится на флексию: слоˈв-ам , цвеˈл-о , хороˈш-о .
По одинаковым позициям места ударения в словоформах изменяемых слов определённой части речи в русском языке выделяют . Они характеризуют классы словоформ с неподвижным ударением на основе, с неподвижным ударением на флексии и с подвижным ударением, в котором отмечаются различные комбинации ударных основ и ударных флексий. У небольшой группы слов в русском языке возможна также подвижность ударения в пределах основы: ˈозеро , ˈозеру — оˈзёра , оˈзёрам . Акцентные характеристики словоформ разных акцентных типов могут полностью не совпадать друг с другом по всей парадигме (акцентный тип с постоянным ударением на основе и акцентный тип с постоянным ударением на флексии: спор , ˈспор-а , ˈспор-у … и стол , стоˈл-а , стоˈл-у …), могут отличаться половиной парадигмы (акцентный тип существительных с постоянным ударением на основе или флексии и акцентный тип с ударением на основе в полупарадигме единственного числа и ударением на флексии в полупарадигме множественного числа или с ударением на основе в полупарадигме множественного числа и ударением на флексии в полупарадигме единственного числа: ˈкарт-а , ˈкарт-ы , ˈкарт-е … ˈкарт-ы , карт , ˈкарт-ам … и ˈмор-е , ˈмор-я , ˈмор-ю … моˈр-я , моˈр-ей , моˈр-ям …), а также могут отличаться ударением только в одной словоформе (акцентный тип с ударением на основе в полупарадигме единственного числа и ударением на флексии в полупарадигме множественного числа и акцентный тип, отличающийся от указанного ударением в форме именительного падежа множественного числа: сад , ˈсад-а , ˈсад-у … и волк , ˈволк-а , ˈволк-у …но саˈд-ы и ˈволк-и ) .
Основные акцентные типы русского языка могут обозначаться по разному. Так, например, в издании « Русской грамматики » 1980 года выделяются основные акцентные типы, которые обозначаются как A, B, C и D. Акцентные типы, имеющие отличия от основных, обозначаются дополнительными цифровыми индексами, например, для существительных — это B 1 , B 2 , C 1 , D 1 . Для прилагательных и страдательных причастий прошедшего времени, имеющих краткие формы, применяется двойное обозначение акцентного типа, например, A/B, в котором левая часть указывает на акцентную характеристику полных форм прилагательных и причастий, а правая, называемая акцентным подтипом — на характеристику кратких форм . В работах по русской акцентологии А. А. Зализняка основные акцентные типы обозначаются, например, для субстантивного склонения как a, b, c, d, e, f, а второстепенные как bˈ, dˈ, fˈ, fˈˈ. В работах Л. Л. Касаткина схемы ударения субстантивного склонения обозначаются, как AA, AB, AC.
Акцентные характеристики слов русского языка приводятся в орфоэпических и толковых словарях русского языка, акцентологические нормы в русском словообразовании приводятся в « Грамматическом словаре » А. А. Зализняка .
Ударение является индивидуальным признаком для каждой отдельной словоформы и не может менять в ней места. Тем не менее, в русском языке отмечаются случаи различного ударения в одной и той же словоформе, которые возникают, например, при отступлении от нормативного языка :
Кроме этого, разное ударение в одной и той же словоформе может отражать семантические и стилистические различия: ˈхаос «неупорядочное пространство, существовавшее до возникновения мира» — ˈхаос / хаˈос «беспорядок, неразбериха»; деˈвица , ˈшёлковый (стилистически нейтральные слова) — ˈдевица , шелˈковый (слова, характерные для фольклорного жанра); ˈизбранный , ˈсудьбами (стилистически нейтральные слова) — изˈбранный , судьˈбами (слова, характерные для высокой, поэтической, архаизованной речи) .
В некоторых случаях разное ударение в словоформе бывает не связано с какими бы то ни было различиями. К таким случаям относят сосуществование в литературном языке равноправных словоформ, имеющих, как правило, старый и новый тип ударения: ˈтворог и твоˈрог , ˈиначе и иˈначе , ˈобух и оˈбух . При этом один из вариантов может быть отмечен в словарях как предпочтительный ( вклюˈчит ), а другой как допустимый ( ˈвключит ). Исторические изменения, происходящие в результате закономерного развития акцентной системы русского языка, отражаются в изменении нормативного ударения. Норма ударения XIX века на флексию в словах каˈтит , даˈрит сменилась в современном языке нормой с ударением на основу и закреплена в нормативных словарях ˈкатит , ˈдарит . При этом слова с устаревшим ударением получили стилистическую окраску языка поэзии. Ряд слов с новым ударением широко распространены в живой речи, но нормативными признаются варианты с архаичным типом ударения .
Ударение является признаком фонетического слова , которое представляет собой или одну ударную словоформу или сочетание ударной с одной или двумя безударными словоформами. Обычно в качестве ударной словоформы выступает знаменательное слово , а в качестве безударной — служебное слово .
В зависимости от позиции по отношению к ударной словоформе безударные называют либо проклитиками (находящимися перед ударной словоформой — на береˈгу , у теˈбя ), либо энклитиками (находящимися после ударной словоформы — приˈдёт ли , узˈнать бы ). Фонетическое слово может включать одновременно и энклитику, и проклитику — на береˈжок бы . Проклитиками являются главным образом односложные предлоги и союзы — за ˈгородом , на стоˈле , а ˈсколько , ни оˈни, ни ˈмы , к энклитикам, как правило, относят односложные частицы — оˈна-то ˈзнает , подойˈди-ка , ˈты ведь предупрежˈдал . Помимо односложных предлогов, союзов и частиц, как правило, безударными являются неодносложные предлоги из-за , из-под , изо , надо , обо , ото , передо , подо .
В ряде случаев безударной энклитикой может стать и знаменательное слово. Чаще всего ударение со знаменательных слов перетягивают на себя односложные предлоги и отрицательная частица не : ˈна берег , ˈна два , ˈпо три , ˈне был .
Наряду с основным ударением в русском языке в речевом потоке может возникать . Такое ударение отмечается прежде всего в сложных словах и в некоторых префиксальных словах. При наличии двух ударений второстепенное чаще всего находится ближе к началу словоформы, а основное ударение — ближе к концу: ваˌгоностроˈение , ˌземлеустˈройство , четыˌрёхˈстенок , но землетряˈсение , пароˈход ; ˌмежконтиненˈтальный , внуˌтриотраслеˈвой , ˌсверхзвукоˈвой , но междунаˈродный .
Кроме этого, в русском языке имеются группы так называемых слабоударяемых словоформ. В речевом потоке слабоударяемыми, как правило, являются предлог ˌкроме , двусложные и трёхсложные предлоги, образованные из наречий ( ˌпосле , круˌгом , вокˌруг , наˌпротив , ˌмежду , ˌперед , попеˌрёк , ˌчерез ); односложные союзы как и раз ; двусложные и трёхсложные союзы ( хоˌтя , когˌда , ˌесли , ˌсловно , едˌва ); относительные слова, указывающие в придаточном предложении на один из членов главного ( в коˌтором , что , отˌкуда , куˌда , где ); личные местоимения и притяжательные местоименные прилагательные ( меˌня , моˌей , у неˌго ); простые числительные в сочетании с существительными ( ˌдва чаˈса , без десяˌти ˈпять ); формы глаголов быть и стать ( был , ˌстало ); немногосложные слова с различного рода модальными значениями ( отˈправился ˌбыло вчеˈра ); вводные слова ( оˈна, ˌможет быть, согˈласна ); слово брат при фамильярном и дружеском обращении ( ˈты, ˌбрат, не серˈдись ) .