Деление слога в китайской фонетике
- 1 year ago
- 0
- 0
Слог — минимальная фонетико-фонологическая единица, характеризующаяся наибольшей акустико-артикуляционной слитностью своих компонентов, то есть входящих в него звуков. Слог не имеет связи с формированием и выражением смысловых отношений . Это чисто произносительная единица. В слоге группируются звуки разной степени звучности, наиболее звучные — слогообразующие, остальные — неслоговые.
При определении понятия слога с точки зрения науки о языке различаются два подхода. Со стороны образования, или, иначе, в физиологическом отношении, слог интерпретируется как звук или сочетание звуков, при произнесении которых речевой аппарат человека порождает один неразрывный толчок выдыхаемого воздуха. В свою очередь, в акустическом отношении, или со стороны звучности, под слогом может пониматься такой отрезок речи, в рамках которого один звук выделяется в сравнении с другими, находящимися от него в непосредственной близости, наибольшей степенью звучности .
В то время как фонема понимается в языкознании как минимальная звуковая единица, слог, в свою очередь, определяется как минимальная произносительная , или артикуляционная , единица речи. Точная формулировка определения слога может варьироваться у разных авторов — к примеру, единица может называться кратчайшей, а не минимальной, — однако вне зависимости от использованных терминов в определении подчеркивается неделимость слога — невозможность разложить его на аналогичные составляющие меньшего уровня. Структурно слог может состоять из одного или нескольких звуков, которые следуют непосредственно друг за другом в потоке речи и образуют некое целое, нерасчленимое с точки зрения произношения.
В ряде языков, к числу которых относятся русский , английский и французский , слог не имеет отношения к смысловому содержанию и морфологическому делению слова, частью которого он является. Границы слогов в таких языках являются подвижными и могут смещаться при каких-либо модификациях, не проявляя зависимости ни от морфем , ни от грамматических форм . Если в слове дом один слог, который включает в себя весь корень , то в форме дома первый слог включает в себя уже лишь часть корня, а оставшийся последний звук корня объединяется с окончанием и образует второй слог. Аналогичная ситуация наблюдается в том числе и на стыке слов, когда в пределы одного слога попадают, к примеру, конечная часть предлога и начальная часть следующего неслужебного слова. Иногда, как, например, во французском языке, слог может объединять начало и конец двух знаменательных слов. В русском языке, если два слова не относятся к служебным, слоговая граница между ними обычно все же проводится.
Также существуют языки, в которых слог — это стабильное образование, состав и границы которого в потоке речи никоим образом не изменяются. Языки подобного рода — древнекитайский или вьетнамский — в силу данной специфической особенности называются слоговыми (или, иначе, языками слогового строя). Устойчивость слога в этих языках связана с тем, что слог представляет собой средство выражения отдельной морфемы и становится фактически минимальной фонологической единицей взамен фонемы; такой слог определяется как силлабема .
Один из методов определения количества слогов в слове основывается на движениях челюсти: руку тыльной стороной подносят близко к подбородку и чётко произносят нужное слово, считая, сколько раз подбородок коснётся руки.
Слог состоит из слогообразующего звука, чаще всего гласного , который на схеме слога обозначен 'Г', и окружающих его нескольких неслоговых звуков, обычно согласных , и обозначенных на схеме 'С'.
Cогласные в начале слога называются инициалью , согласные в конце слога называют финалью , а слогообразующий звук в середине называется ядром или вершиной . Ядро и финаль вместе взятые называются рифмой .
Ядро является обязательным элементом слога; наличие инициали и финали не обязательно — в ряде случаев они могут полностью отсутствовать:
Слог | Инициаль | Ядро | Финаль |
---|---|---|---|
дом | д | о | м |
принц | пр | и | нц |
из | и | з | |
на | н | а | |
у | у |
Для каждого конкретного языка характерны свои особенности строения слога, а также ограничения на возможность использования тех или иных звуков в определённых позициях. В некоторых языках обязательна инициаль ( къхонг , вьетнамский ), в других финаль запрещена ( ньянджа , таитянский ). Языков с обязательной финалью не существует .
Например, помимо гласных звуков, в некоторых языках слогообразующую функцию ядра слога могут выполнять также сонанты или — реже — шумные согласные . Характерен пример чешского языка , для которого слогообразующие сонанты являются вполне нормальным и распространенным явлением: vlk , vr|ba .
Аналогичным образом гласные звуки могут составлять периферию слога; в таком случае они определяются как неслоговые.
В фонетике китайского языка приняты другие определения инициали и финали.
В качестве отдельного варианта рассматриваются случаи, когда компоненты слога подвержены чередованию; тогда эквивалентами фонемы выступают начальный согласный ( инициаль ) и остальная часть слога ( финаль ) .
В качестве наиболее важных традиционно рассматриваются два варианта классификации слогов: по конечному звуку и по количеству гласного.
I. По конечному звуку различают слоги:
В некоторых языках оба названных типа слогов используются одинаково активно, в других — закрытые слоги отсутствуют. В частности, к числу языков открытого слога на определённом этапе своего развития принадлежал праславянский язык ; в настоящее время в русском языке закрытые слоги возможны, однако используются существенно реже, чем открытые — группы согласных, находящиеся в позиции между двумя гласными, при слогоделении принято относить к последующему гласному.
II. По количеству гласного различают слоги:
Различение долгих и кратких слогов было, в частности, характерно для древнегреческого и латинского языков . На современном этапе данное разделение актуально, к примеру, для арабского языка .
В русском языке слоги различают :
Исследователи усматривают непосредственную взаимосвязь между понятиями слога, с одной стороны, и групп гласных, произносимых как один слог — с другой. Подобные группы обобщенно именуются полифтонгами; наиболее распространенными их вариантами являются группы из двух и трех гласных звуков ( дифтонги и трифтонги , соответственно). В случае полифтонгизации один из гласных, входящих в их состав, рассматривается как вершина слога, а прочие — как периферия; соответственно, принято выделять полифтонги восходящие, нисходящие и комбинированные. В некоторых языках, впрочем, встречаются специфические дифтонги, в которых оба звука составляют ядро; такие группы звуков принято называть равновесными. Фонологически полифтонги могут трактоваться либо как отдельные особые фонемы, либо как сочетания фонем; эти две точки зрения известны как монофонематическая и полифонематическая. Предпочтение какой-либо из них зависит от специфики конкретного языка, с которым имеет дело исследователь .
Слоговая структура слова может иметь определённые специфические особенности, вследствие которых в звуковом составе лексической единицы могут происходить те или иные изменения. Главным образом эти модификации заключаются в появлении посторонних, или, как они ещё могут быть названы, «паразитических» звуков, гласных либо согласных. В зависимости от их местоположения различают два основных типа подобных изменений:
В частности, вставочные согласные могут возникать на стыке двух слогов, если имеет место зияние — совместное расположение гласных звуков, принадлежащих к различным слогам. В таких случаях носитель языка ощущает интуитивную потребность ввести некоторый переходный звук, как правило — требующий минимального напряжения речевого аппарата согласный наподобие [j] . Появление протетических согласных также сопряжено с зиянием, обнаруживаемым в потоке речи (обыкновенно на стыке двух слов).
Языковая система располагает и некоторыми иными методами преодоления зияния. К их числу относятся:
Что касается посторонних гласных, то их появление вызывается необходимостью разбиения на несколько слогов слитной труднопроизносимой совокупности согласных звуков. Наиболее подходящей средой для возникновения таких звуков являются сочетания сонантов с шумными согласными, отделяющими их от вершины слога. Иногда разрешение проблемы достигается сокращением группы согласных, в основном за счет тех же сонантов .
Языковеды выдвинули несколько теорий относительно природы слога: экспираторная, сонорная (акустическая), напряжённости (артикуляторная), динамическая.
Возможность использования какого-либо конкретного звука в определённой позиции слога находится в непосредственной зависимости от его звучности, то есть от количества голоса в его составе. Эта зависимость наглядно отражена в шкале сонорности, представляющей различные типы звуков в порядке убывания их звучности (и, соответственно, типичности использования в ядре):
Гласные | Согласные | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Широкие | Средние | Узкие | Сонанты | Звонкие | Глухие | ||
Щелевые | Смычные | Щелевые | Смычные | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
В обратном направлении, то есть справа налево, убывает, в свою очередь, типичность использования тех или иных разновидностей звуков в качестве периферии слога. С опорой на сонорность была сформулирована сонорная теория слога ( ), в рамках которой предлагалось определять количество слогов в слове по так называемым пикам звучности — звукам, наиболее превосходящим все прочие по степени сонорности. Данная теория, однако, не предоставляет возможности решения вопроса о том, где именно в слове необходимо проводить , а также дает ошибочные результаты при исследовании односложных слов с несколькими пиками звучности.
По экспираторной (выдыхательной) теории слог образуется в результате мышечного напряжения голосовых связок, когда выдыхаемая струя воздуха образует своеобразные толчки-слоги. Теория известна с античных времён. Экспериментарной проверкой может являться простейший опыт с произнесением слова перед пламенем свечи: сколько раз в процессе произношения качнётся пламя — столько слогов содержится в слове. Однако эта теория признана неверной, поскольку есть слова, в которых число слогов не совпадает с количеством выдыханий. Например, в слове «ау» — два слога, но одно выдыхание, в слове «сплав» — напротив: один слог, но два выдыхания.
По сонорной теории , которую ещё называют акустической теорией или теорией громкости/звучности, слог является сочетанием звуков с большей или меньшей степенью громкости. Слоговой гласный как громкий звук, присоединяет к себе неслоговые согласные. Каждый слог имеет два минимума громкости, которые являются его пределами. Акустическую теорию предложил датский языковед Отто Есперсен . Для русского языка её разработал советский языковед Рубен Иванович Аванесов (1902—1982). Согласно этой теории, высшая ступень (четвёртый уровень в шкале уровня сонорности) по звучности принадлежит гласным звукам ([а], [е], [о] и другие). Между третьим и четвёртым уровнем находится звук [й], который имеет ослабленную звучность в сравнении с гласными. На третьем уровне находятся сонорные согласные ([л], [м]). Второй уровень занимают шумные звонкие ([б], [д] и другие). На первом уровне размещаются шумные глухие ([п], [т] и другие). При нулевом уровне звучание полностью отсутствует, это — пауза. Шкала уровня сонорности строится снизу вверх, подобно нотной линейке. Например слово «ау» на шкале уровня сонорности будет графически выглядеть как график с двумя резкими вершинами, упирающимися в верхнюю строчку линейки, с впадиной между ними, опускающейся книзу до линии, означающей нулевой уровень (паузу). Если слово условно изобразить в цифрах, представляющих эту акустическую закономерность, то слово «ау» ( а-у ) можно представить как последовательность номеров уровней сонорности: 0-4-0-4-0. По этой схеме акустический график слово «сплав» ( сплаф ) будет выглядеть как ломаная линия с последовательностью согласно номерам уровней сонорности: 0-1-1-3-4-1-0. Поскольку в последнем случае лишь одна вершина, то считается, что в слове «сплав» — один слог. Таким образом, сколько вершин имеется на шкале уровня сонорности того или иного слова, столько в нём будет слогов. Однако, согласно этой теории, количество слогов не всегда совпадает с количеством гласных, поскольку иногда встречаются, образующие «вершины», сонорные согласные. К примеру, в слове «смысл» ( смы-сл ) схема будет следующей: 0-1-3-4-1-3-0. Здесь слово с одной гласной имеет два слога со слоговыми звуками «ы» и «л». В то же время это слово имеет произношение и в один слог: при этом сонорная «л» оглушается шумной глухой «с» по схеме: 0-1-3-4-1-1-0. Эта особенность некоторых слов иметь несколько вариантов произношения по слогам используется в стихосложении. Так, слово «декабрь» в стихотворении Бориса Пастернака может произноситься в два или в три слога, по необходимости, для поддержания общей ритмичности стиха:
Была в Останкине зима, Декабрь ( де-кабрь ), число тридцатое (…)
- Была в Останкине зима,
- Декабрь ( де-ка-брь ), тридцать первое.
Однако теория сонорности в отдельных случая даёт сбои. Так, для междометия «кс-кс-кс», которым в России подзывают к себе домашнюю любимицу-кошку, схема сонорности будет выглядеть графиком с длинной площадкой без вершин (0-1-1-1-1-1-1-0), несмотря на то, что даже на слух данное междометие имеет некую разбивку по уровням звучности.
По теории напряжённости или артикуляторной теории, которую выдвинул советский языковед Лев Владимирович Щерба , слог образуется благодаря артикуляторному мышечному напряжению, которое растет в направлении вершины слога (то есть гласного и сонорного звука), а затем спадает. Напряжение, таким образом, выступает в качестве аналога звучности и, действительно, оно также убывает по направлению от гласных через сонорные к звонким и глухим согласным. В данном случае слог трактуется с точки зрения единства произносительного импульса (которым, соответственно, объясняется неделимость слога).
По динамической теории , слог рассматривается как комплексное явление, которое обуславливается действием ряда факторов: акустических, артикуляторных, просодических и фонологических. Согласно динамической теории слог есть волна интенсивности, силы. Самые громкие, сильные звуки в слове — слоговые, менее сильные — неслоговые.
Русский язык относится к числу языков, в которых отсутствуют чёткие фонологические признаки слога, в связи с чем граница слога в комплексах согласных бывает неопределённой. Например, трудно однозначно определить, какое деление наиболее выражено: о-стрый, ос-трый или ост-рый .
По принятой в настоящее время теории, в большинстве случаев проходит сразу после гласного звука . Исключение составляют:
Во всех остальных случаях согласные относятся к следующему слогу: ко|шка , бу|дка , хо|ккей , га|мма , да|лма|тин , у|е|зжать , дра|ться , ма|йор , стро|йо|тряд .
Обычно считается, что в русском языке слогообразующим является гласный звук, и при этом два гласных звука не могут находиться в пределах одного слога . Согласно этому анализу, в русском слове столько слогов, сколько в нём гласных: а|ри|я (3 слога), ма|як (2 слога), рейс (1 слог).
Слова, состоящие только из согласных звуков (предлоги в , к , с , краткие частицы б , ж , ль ), в современных источниках не освещаются. В устаревших источниках указано, что такие слова сами по себе не образуют слога, а производимый ими согласный звук сливается со слогом в следующем или предыдущем слове ( в поле ==> впо|ле , она ж ==> о|наж ).
Понятие слога лежит в основе правил переноса слов в русском языке. Однако разбиение слова для переноса не всегда совпадает с разбиением слова на слоги, в связи с чем некоторые источники разделяют понятия фонетического слога и слога для переноса .
С опорой на понятие о слоге в рамках литературоведения выделяются и различаются разнообразные системы стихосложения. В основе стихосложения как такового лежит определённое членение речи на составляющие, и упорядочение стихотворных строк обыкновенно осуществляется по наличию в них каких-либо звуковых элементов; в этом качестве нередко выступает именно слог, как произносительная единица, выделяемая носителями языка интуитивно. Учёт качества и количества слогов образует фундамент систем стихосложения, перечисленных ниже .
При записи вокальной партии в партитуре для музыкального инструмента и голоса каждый слог помещают под соответствующей ему нотой.
Многие учёные писали в своих трудах о том, что слог — ничто. «Слог есть фикция» ( Л. Р. Зиндер ). Согласно теории Л. В. Щербы о том, что любая звуковая единица связана со смыслом фонемы , слог фиктивен, так как не имеет никакой связи со смыслом (в русском языке ).
Эссен писал [ источник не указан 2386 дней ] , что слог не несёт смысла и не имеет каких-либо особых акустических характеристик.