«
Немое кино
»
— общепринятое обозначение кинематографа в первые десятилетия его истории, когда фильмы выходили на экраны без синхронно записанного звука. Именно отсутствие доступной технической возможности записи и синхронного воспроизведения звука оказалось наиболее важным обстоятельством, которое определило художественную специфику кинофильмов в этот период; другие ограничения (например, отсутствие цвета) оказались менее принципиальны.
Интересная личность
Чарльз Спенсер «Чарли» Чаплин
(англ.
Charles Spencer "Charlie" Chaplin
; 16 апреля 1889 — 25 декабря 1977) — английский киноактёр, сценарист, композитор и режиссёр, универсальный мастер кинематографа, создатель одного из самых знаменитых образов мирового кино — образа бродяжки Чарли. Маленький Бродяга стал одним из самых тиражируемых образов в массовой культуре XX века. Несмотря на то, что немое кино уступило место звуковому, актёрская и режиссёрская техника Чаплина оказала значительное влияние на многих комических актёров.
Кинофантастика в эпоху немого кино
. Прообраз фантастического фильма был явлен ещё Луи Люмьером, который снял минутную метафорическую короткометражку «Механический мясник» (1895), где была показана вымышленная машина, перерабатывающая живых поросят в сосиски. Никаких особых приемов (даже простого монтажа), для этого фильма не потребовалось, но результат получился достаточно неожиданный — на экране родился образ бездушного механического монстра, уничтожающего живые существа.
Созданные Жоржем Мельесом и его последователями приемы «кинематографической магии» очень быстро перешли из разряда забавных курьёзов в категорию чрезвычайно мощных художественных средств. Опыт, который Мельес приобрел, разрабатывая постановочные трюки для театральных спектаклей, оказался бесценным и в кино, позволив начать делать короткометражные фильмы с фантастическими сюжетами.
Из воспоминаний
Рене Наварра
:
«Однажды Гомон получил из полицейского управления суровое внушение. Руководители школ для глухих, считавшие кино прекрасным развлечением для своих питомцев, нередко водили их в кинотеатры. Но во время самых драматических сцен неожиданно раздавались взрывы оглушительного смеха. Глухие, умевшие читать по губам, понимали слова актеров. С тех пор мы стали более сдержанными.»
Афиша фильма «Bride 13, Episode nine, Hurled from the clouds» (1920)
Цитаты
Альфред Хичкок
:
«Немое кино — самая чистая форма кинематографа. Ему, конечно, не хватает звука человеческого голоса и шумов. Но их добавление не искупило тех необратимых последствий, которые повлекло за собой. Если ранее не хватало одного только звука, то с его введением мы лишились всех достижений, завоеванных чистым кинематографом.»
Франсуа Трюффо
:
«В конце эпохи кино великие кинематографисты — практически все — достигли уровня, близкого к совершенству. Введение звука поставило их достижения под угрозу. Дело в том, что в тот период блестящее мастерство замечательных художников оттенило жалкое непотребство прочих, и люди малодостойные потихоньку вытеснялись из профессии. Теперь же с приходом звука серость благополучно вернулась на свои позиции.»
Немое кино
«
Алиса в Стране чудес
»
(англ.
Alice in Wonderland
, 1903) — немой черно-белый фильм Сесиля Хепуорта. Первая экранизации «Алисы в Стране чудес» Льюиса Кэрролла.
Литература
Жорж Садуль
.
Всеобщая история кино. — Москва: Искусство, 1958. — Т. 1.
Франсуа Трюффо.
Кинематограф по Хичкоку = Le cinema selpn Hitchchock. — Москва: Эйзенштейн-центр, 1996. — 224 с. — (Библиотека "Книговедческих записок").
Жан-Лу Пассек.
Словарь французского кино. — Минск: Пропилеи, 1998. —
ISBN 985-6329-11-6
.
Сергей Комаров
.
Немое кино
// История зарубежного кино. — Москва: Искусство, 1965. — Т. 1.
Бастер Китон, Чарлз Самуэлс.
Мой удивительный мир фарса = My Wonderful World of Slapstick. — Москва: Радуга, 2002. — 366 с. —
ISBN 5-05-005129-0
.