Ключевский, Василий Осипович
- 1 year ago
- 0
- 0
Василий Осипович Топорков ( 4 [16] марта 1889 или 17 марта 1889 , Санкт-Петербург — 25 августа 1970 , Москва , РСФСР , СССР ) — русский и советский актёр театра и кино , театральный режиссёр , педагог ; народный артист СССР ( 1948 ). Лауреат двух Сталинских премий первой степени ( 1946 , 1952 ).
Родился 4 (16) марта 1889 года (по другим источникам — 5 (17) марта 1889 года ) в Санкт-Петербурге в семье сторожа Казанского собора Осипа Матвеевича Топоркова, выходца из крестьян Владимирской губернии.
Семья жила в доме для служащих собора, где обитали сторожа и церковные певчие. Детство проходило в мещанском окружении. Жизнь была относительно обеспеченной, сытой, но блёклой, отгороженной от внешнего мира двором казённого дома. Уже в восемь лет мальчик отличался верным слухом и музыкальной одаренностью.
В 1897—1906 годах учился в инструментальных классах Придворной певческой капеллы , в 1906 —1909 — на Драматических курсах Санкт-Петербургского Императорского театрального училища (ныне Российский государственный институт сценических искусств ) (класс В. Н. Давыдова и С. И. Яковлева).
На театральную сцену вышел впервые в 1909 году , играл в Санкт-Петербургском театре Народного дома . В 1909—1914 годах — актёр Санкт-Петербургского театра литературно-художественного общества ( Суворинский театр ) .
В начале Первой мировой войны призван в армию и направлен на фронт. В сентябре 1914 года попал в плен, где провёл более четырёх лет.
В 1919 — 1927 годах — актёр «3-го театра РСФСР. Комедия» (бывший Театр Корша ) в Москве. Играл главным образом характерные, часто комедийные роли.
С 1927 года работал во МХАТе , где подготовил под руководством К. С. Станиславского роли Ванечки в «Растратчиках» В. П. Катаева и Чичикова в « Мёртвых душах » по Н. В. Гоголю .
Актёр широкого творческого диапазона, блестящий мастер внешнего и внутреннего перевоплощения. Игра отличалась предельной органичностью, острым, выразительным внешним рисунком. Игравший после возобновления « Дней Турбиных » роль Мышлаевского , заслужил от М. А. Булгакова похвалу: «… мне кажется, что Топорков моего Мышлаевского лучше понял», «Топорков играет Мышлаевского первоклассно» . Сочетание беспощадности психологического анализа и лёгкости, изящества комедийной формы продемонстрировал в роли одураченного, доверчивого Оргона в пьесе « Тартюф » Мольера (1939). Образ страстного мечтателя, человека высокой принципиальности и чистоты создал, играя роль председателя горисполкома коммуниста Береста в спектакле «Платон Кречет» А. Е. Корнейчука (1935).
С 1939 года занимался режиссурой. Режиссёр-постановщик спектаклей «Последние дни», «Тартюф» во МХАТе СССР имени М. Горького; «Азорские острова» и «Весенний смотр» в Московском театре Сатиры .
В 1940 году — художественный руководитель и главный режиссёр Московского театра миниатюр (ныне театр « Эрмитаж ») .
Преподавал в Оперно-драматической студии имени К. С. Станиславского (ныне Электротеатр Станиславский ), в Театре-студии под руководством Алексея Дикого и в Школе-студии МХАТ (с 1948 — профессор по кафедре мастерства актёра). Его учениками в Школе-студии МХАТ были В. И. Гафт , Л. К. Дуров , О. Н. Ефремов , О. П. Табаков , Е. Я. Урбанский , С. Д. Столяров .
Являясь одним из крупнейших театральных педагогов своего времени, личной актёрской практикой давал студентам больше, чем объяснениями на занятиях. «Для меня В. О. Топорков был больше, нежели только учитель, — говорил Олег Табаков. — Он доверял мне. Такое доверие мастера льстило и как бы окрыляло. Я начал ощущать уверенность в себе и всё более увлекался тем, что ныне называю технологией профессии».
Был одним из последовательных учеников К. С. Станиславского, активно пропагандировал его систему , автор книг «Станиславский на репетиции», «О технике актёра» и статей об учении К. С. Станиславского.
Умер 25 августа 1970 года в Москве на 82-м году жизни. Похоронен на Новодевичьем кладбище (участок № 7).
Почётные звания:
Государственные премии:
Ордена и медали: