1920-е (ты́сяча девятьсо́т двадца́тые) го́ды
по
григорианскому календарю
—
промежуток времени
с
1 января
1920 года
по
31 декабря
1929 года
, включающий 1920 год 2-го десятилетия и с
1921
по
1929
годы 3-го десятилетия
XX века
2-го тысячелетия
. Они закончились 95 лет назад.
Десятилетие характеризуется формированием принципиально нового мирового порядка по итогам
Первой мировой войны
и
гражданской войны в России
. На карте мира возникают новые государства:
Советский Союз
,
Ирландия
,
Венгрия
и другие.
На западе это десятилетие известно как
«
Ревущие двадцатые
»
или
«
Золотые двадцатые
»
— период экономического подъёма, окончившийся с приходом Великой депрессии. В США всё десятилетие действовал
Сухой закон
; в СССР действовала
новая экономическая политика (НЭП)
. В музыке 1920-е ознаменовались
«
Эпохой джаза
»
(
англ.
Jazz Age
). В кино пережил расцвет
немецкий экспрессионизм
, усилиями
Эйзенштейна
зарождается самобытный советский кинематограф.
События
Политика и общество
США
Европа
Советская Россия и СССР
Владимир Ленин возглавлял Советскую Россию в начале 1920-х
Плакат
ликбеза
, пропагандирующий чтение книг (1925)
Африка и Ближний Восток
Юго-Восточная Азия и Дальний Восток
Латинская Америка
Катастрофы, теракты и стихийные бедствия
Культура
Чарли Чаплин в фильме «Малыш»
Искусство
Литература
Американская литература
Европейская литература
Советская литература
Замятин Е. И.
(1884—1937) (СССР). «
Мы
» (1920).
Грин А. С.
(1880—1932) (Россия). «
Алые паруса
» (1922).
Фурманов Д. А.
(1891—1926) (СССР). «
Чапаев
» (1923).
Есенин С. А.
(1895—1925), поэт (СССР). «
» (1925).
Булгаков М. А.
(1891—1940) (СССР). «
Собачье сердце
» (1925).
М. Горький
(1868—1936) (СССР). «
Жизнь Клима Самгина
» (1925—1936).
Светлов М. А.
(1903—1964), поэт (СССР). «
Гренада
» (1926).
Маяковский В. В.
(1893—1930), поэт (СССР). «
» (1927).
Беляев А. Р.
(1884—1942) (СССР). «
Человек-амфибия
» (1927).
Толстой А. Н.
(1882—1945) (СССР). «
Гиперболоид инженера Гарина
» (1927).
Ильф и Петров
, писатели (СССР). «
Двенадцать стульев
» (1928)
Шолохов М. А.
(1905—1984) (СССР). «
Тихий Дон
» (1928—1940).
Леонов Л.
(1899—1994) (СССР). «Вор» (1927).
Цветаева М. И.
(1892—1941), поэтесса (Россия).
Ахматова А. А.
(1899—1966), поэтесса (СССР).
Пастернак Б. Л.
(1890—1960), поэт (СССР).
Мандельштам О. Э.
(1891—1938), поэт (СССР).
Гиппиус З. Н.
(1869—1945), поэтесса (Россия).
Янка Купала
(1882—1942), поэт (СССР).
Музыка, опера и балет
Джазовый ансамбль, 1926
Лев Термен и его терменвокс, первый электронный музыкальный инструмент (1924)
Кино
Кинематограф ознаменовался
эпохой немого кино
,
немецкого экспрессионизма
и
сюрреализма
, а также новаторскими экспериментами в монтаже и постановке. В этом десятилетии отличились своими лучшими работами многие великие режиссёры:
Чарли Чаплин
,
Сергей Эйзенштейн
,
Фридрих Вильгельм Мурнау
,
Фриц Ланг
и
Бастер Китон
.
Многие режиссёры-сюрреалисты, вдохновляемые
дадаизмом
, с помощью фильмов исследовали взаимосвязь между реальным и
бессознательным
. Немецкий экспрессионизм, зародившийся фильмами киностудии
Universum Film AG
, возник из
немецкого романтизма
. Во многом направление повлияло на различные жанры —
ужасы
,
нуар
и
научная фантастика
, в частности. Фильмы этого направления отражали состояние национального бессознательного немцев, оправляющихся после
Первой мировой войны
.
Советские режиссёры, объединённые революционной идеологией, создали новый киноязык и новаторские приёмы монтажа, отличавшееся от
голливудских
традиций. Был создан
эффект Кулешова
, состоявший в изменении восприятии изображения зрителем при различной комбинации одних и тех же кадров.
Знаковые фильмы
«
Кабинет доктора Калигари
» (1920) — немой
фильм ужасов
, положивший начало
немецкому экспрессионизму
. Некоторые приёмы, стали знаковыми для всего жанра — яркий контраст света и тени, причудливые декорации и гнетущая атмосфера.
«
Возница
» (1920).
«
Голем, как он пришёл в мир
» (1920).
«
Малыш
» (1921 — первая полнометражная режиссёрская работа Чарли Чаплина.
«
Носферату, симфония ужаса
» (1922).
«
Наконец в безопасности!
» (1923).
«
Шерлок младший
» (1924).
«
Стачка
» (1924) — дебют Сергея Эйзенштейна.
«
Алчность
» (1924).
«
Аэлита
» (1924) — один из первых полнометражных научно-фантастических фильмов
«
Броненосец „Потёмкин“
» (1925) — один из всемирно признанных советских фильмов и главная работа Эйзенштейна
.
«
Золотая лихорадка
» (1925).
«
Призрак Оперы
» (1925).
«
Паровоз Генерал
» (1926).
«
Фауст
» (1926).
«
Мать
» (1926).
«
Метрополис
» (1927) — вершина немецкого экспрессионизма и самый дорогостоящий немой фильм.
«
Октябрь
» (1927).
«
Восход солнца
» (1927).
«
Наполеон
» (1927).
«
Страсти Жанны д`Арк
» (1928).
«
Раковина и священник
» (1928) — по мнению многих исследователей, это первый сюрреалистический фильм.
«
Цирк
» (1928).
«
Андалузской пёс
» (1929) — один главных представителей сюрреализма в кино, совместная работа режиссёра
Луиса Бунюэля
и художника
Сальвадора Дали
. Сталкивает не связанные между собой образы, затрагивает темы смерти и сексуальности.
«
Человек с киноаппаратом
» (1929) — один из значимых документальных фильмов в истории
. При помощи динамичного и разнообразного монтажа, а также хаотичного повествования была показана жизнь и суета советских городов —
Одессы
,
Киева
и
Москвы
.
Живопись
Мода
Философия и публицистика
Наука и техника
См. также
Примечания
(неопр.)
. Дата обращения: 24 марта 2019.
25 июня 2008 года.
(рус.)
.
КиноПоиск
. Дата обращения: 8 января 2021.
17 мая 2021 года.
(рус.)
(недоступная ссылка —
)
.
www.kinopoisk.ru
. Дата обращения: 8 января 2021.
(рус.)
.
www.kinopoisk.ru
. Дата обращения: 8 января 2021.
(недоступная ссылка)
(англ.)
.
British Film Institute
. Дата обращения: 8 января 2021.
19 октября 2018 года.