Методизм
- 1 year ago
- 0
- 0
Методи́зм ( англ. Methodism ; официально Методистская церковь ) — протестантская конфессия, распространённая главным образом в США и Великобритании . Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость . Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви и окончательно отделилось от неё в конце XVIII века. Методистские общины используют в своём богослужении различные литургические формы, начиная от так называемых «высоких форм», унаследованных от Англиканской церкви, и заканчивая характерным для протестантизма простым богослужением, не признающим литургических обрядов.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде , однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию . Основателями методизма были Джон Уэсли (1703—1791) и Джордж Уайтфилд (1714—1770), важную роль в становлении методизма сыграла также графиня Селина Гастингс (1707—1791).
По состоянию на 2005 год к методистам принадлежало около 75 миллионов человек более чем в 130 странах мира . Крупнейшая деноминация на 2016 год — Объединённая методистская церковь , США, более 7,5 млн человек .
Методизм возник в 20-х годах XVIII века в среде Англиканской церкви после того, как несколько мужчин во главе с Джоном Уэсли и его младшим братом Чарльзом основали так называемый «Святой клуб» в Оксфорде, где Джон Уэсли преподавал в то время в колледже Линкольна. Встречи Святого клуба проходили еженедельно. Во время этих собраний совершалось Причастие. Члены этого клуба применяли в своей духовной жизни пищевой пост, посещали больных, нуждающихся и заключённых. Эта группа получила наименование «методисты» из-за того, что они использовали в своей религиозной деятельности определённую духовность под названием «метод». Первоначально члены этой группы не планировали выходить из состава Англиканской церкви и призывали только лишь к возвращению к временам раннего христианства. Постепенно к движению стали присоединяться англиканские священнослужители. Методистские общины получили своё распространение в Англии к концу XVIII века. Общины методистов подразделялись на небольшие группы под названием «классы», где верующие исповедовались друг перед другом в своих грехах и занимались религиозной и благотворительной деятельностью, что способствовало построению более близких отношений между членами методистских общин. Характерной чертой ранних методистов была их социальная деятельность среди бедных слоёв населения. Джон Уэсли проповедовал о диспансеризации населения и организации сберегательных касс, издавал сочинения о народной медицине, призывал к тюремной реформе и отмене рабства. Его деятельность привела к популярности методистов среди представителей рабочего класса.
Первоначально учение методистов сводилось к следующим установкам:
Несформированное учение движения привело к различным спорам. Джон Уэсли, симпатизируя учению Моравской церкви , датского богослова Якоба Арминия , отрицал учение о предопределении . Его оппоненты Джордж Уайтфилд , Хауэл Харрис и графиня Хантингтонская Селина Гастингс придерживались кальвинистских взглядов . Джордж Уайтфилд был сокурсником братьев Уэсли, когда те обучались в Оксфорде. Он занимался проповедью на открытом воздухе, был известен своими неортодоксальными взглядами и повлиял на Джона Уэсли, который стал следовать методами проповеди Джорджа Уайтфилда, за что они оба были исключены из Англиканской церкви. Различия в теологических взглядах влияли на их дружеские отношения, но впоследствии Джордж Уайтфилд пошёл на компромиссы в своих теологических взглядах. Джордж Уайтфилд, странствуя по территории Англии, использовал метод проповеди на открытом воздухе, что привело к значительной популярности методизма. Деятельность Джорджа Уайтфилда способствовала возникновению Свободной церкви Англии . После смерти Джорджа Уайтфилда кальвинистские течения в методизме прекратились и большинство методистских богословов стали придерживаться взглядов Джона Уэсли.
В 1784 году Джон Уэсли рукоположил несколько первых священнослужителей для деятельности в Северной Америке, что стало окончательным разрывом между методистскими общинами и Англиканской церковью.
В 1788 году численность методистов в Англии достигла 78 тысяч человек. В 1821 году в Англии к методистам себя причисляли уже около 215 тысяч человек. В 1861 году численность методистов достигла 513 тысяч членов и в 1906 году — около 800 тысяч членов.
Британские методисты окончательно отделились от англиканства и основали свою церковь только после смерти Уэсли, в 1795 году. После многочисленных расколов три крупнейшие британские методистские церкви: , и в 1932 году объединились в .
Методизм стал распространяться по всем колониальным владениям Великобритании. При поддержке британских и американских методистов в Африке образовались самостоятельные и .
В начале XIX века методисты были самой большой религиозной группой в США [ источник не указан 2166 дней ] . В настоящее время самой крупной методистской организацией и ведущей среди церквей принадлежащих к протестантскому мейнстриму США является Объединённая методистская церковь .
Большинство современных методистов, в отличие от богословского детерминизма абсолютного предопределения, идентифицируют своё учение с арминианской концепцией свободной воли, которая даруется освящающей благодатью. Этим учение методизма отличается от кальвинистского вероучения , распространённого в реформатской церкви. В географических областях, например, в Уэльсе , где сильны кальвинистские настроения, существуют так называемые «кальвинистские методисты», в некоторой степени поддерживающие учение предопределения . В 1783 году Селина Гастингс, бывшая первоначально последовательницей Джона Уэсли и придерживавшаяся кальвинистского учения, основала несколько общин, которые впоследствии стали основой небольшой самостоятельной протестантской группы под названием «Объединение Хантингтонской графини», которая отделилась от методизма.
Учение Джона Уэсли широко описано в сочинённых его братом Чарльзом Уэсли литургических гимнах, которые стали одним из источников быстрого распространения методизма.
Методисты исповедуют традиционное христианское учение в Пресвятую Троицу и ортодоксальное учение о человеческой и божественной природах Иисуса Христа. В своих богослужениях методисты используют Апостольский и Никео-Цареградский символы веры .
Богословие таинств и литургии в методизме следует тенденции исторической интерпретации и учения Англиканской церкви, что связано прежде всего с тем, что основатель Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли были англиканскими священнослужителями. Методисты признают только два таинства: Крещение и Евхаристию . Не определяя каким образом происходит пресуществление, методисты считают, что они «принимают Тело и Кровь Христа, Который даёт искупление в Святом Причастии». Методисты также утверждают, что существуют и другие многочисленные средства благодати, которые даруются сакраментальным образом.
Методисты, основываясь на личной духовной практике Джона Уэсли, подтверждают важное значение в их религиозной практике учения святых отцов, но при этом не считают, что Священное Предание является богооткровенной истиной, применяя традиционный протестантский принцип Sola Scriptura . При этом они считают, что Священное Предание является инструментом для толкования Священного Писания . В учение о проявлении Божественного Откровения методисты придерживаются так называемого методологического «Четырёхугольника Уэсли» ( Sola Scriptura , Prima Scriptura , Герменевтика и Христианская традиция).
Методисты считают, что личное обращение и спасение всегда подразумевает стремление к миссионерству и служению миру. Библейская святость влечёт за собой личное благочестие. Любовь к Богу всегда подразумевает хорошие отношения с ближними и стремление к справедливости.
Уникальной особенностью методизма, особенно среди американских общин, является так называемое «Время прилива», которое начинается за 13 недель до Адвента и некоторое время после Пятидесятницы , во время которых подчёркивается усиленная благотворительная деятельность среди нуждающихся. Другой особенностью духовной практики методизма является так называемый «Договор», во время которого в одно из подходящих воскресений методисты ежегодно возобновляют личный завет с Богом. Во время этой практики используется составленное Джоном Уэсли богослужение под названием «Молитва Завета».
Методизм исповедует принцип всеобщего священства , но учит, что некоторые из верующих призваны и рукоположены́ для отправления духовных обязанностей — для проповеди Евангелия, совершения таинств и духовного руководства. Эти служители не составляют особого сословия, но исполняют роль проповедников и наставников. Они равны между собою, имеют одни и те же служебные полномочия и от других верующих отличаются только должностью или служебными обязанностями, а не дарованными свыше правами и благодатными дарами.
Методисты сохранили степень епископа , но без мистического понимания. Уэсли считал необходимым сохранять преемственность священства и настаивал на получении от англиканской церкви рукоположённых священников для совершения таинств, а когда ему было в этом отказано, сам посвятил одного из своих последователей в « суперинтендента » с правами епископа. Отсюда берёт своё начало методистское священство.
Служители нашей церкви разделяются на два разряда: на дьяконов и пресвитеров . Названия перешли к нам из апостольской Церкви. Греческое слово «дьяконос» переводится как «служитель» или «пастор», это слово имеет такое же значение и в методистской церкви и относится к таким лицам, которые после определённого срока служения и после прохождения соответствующего курса обучения рукополагаются епископами. Дьякон имеет право благословлять браки, совершать таинство крещения и помогает во время таинства святого причастия. Пресвитерская должность — высшая в церкви… Окружные пресвитеры, или суперинтенденты, — это лица, которым поручено наблюдение за работой церкви в известном округе. На эти посты епископ назначает кого-нибудь из числа служителей, и они посещают церкви во вверенных округах, заменяют епископа в административных делах и помогают в вопросе назначения пасторов в приходы. Окружные пресвитеры составляют «кабинет» епископа .
Почти все методистские церкви состоят во Всемирном методистском совете, штаб-квартира которого находится в населённом пункте , штат Северная Каролина , США .
На данный момент существует несколько конференций . С 2005 по 2012 годы её возглавлял епископ Ханс Вяксби , с конца 2012 года — .
Самым старым храмом, который находится в собственности методистов, является церковь в Эрфурте , построенная в 1324 году. Самым большим храмом является Чикагский храм , шпиль которого находится на высоте в 173 метра. Этот храм был построен в 1923 году Методистской американской конгрегацией (сегодня — Объединённая методистская церковь) и является самым старым небоскрёбом в Чикаго .
По состоянию на 2016 год в мире насчитывалось 12 деноминаций (церквей) с количеством членов более 1 миллиона, из них четыре в США и пять в Африке (включая две центральные конференции Объединённой методистской церкви в Конго) .
Первый приход был образован в 1889 году в С.-Петербурге, что считается датой появления в России методизма, который с 1909 года был признан официально в статусе Методистской епископальной церкви в России. В результате развернувшейся антирелигиозной кампании 30-х годов методизм был практически полностью ликвидирован на территории СССР (за исключением территории Эстонской ССР, где методизм легально существовал в 1940—1980-х годах) .
Возобновление деятельности методистской церкви в России произошло в 1980—1990-х годах. С 1993 года существует Объединённая методистская церковь в России с общим числом прихожан несколько тысяч человек, которая входит во Всемирный методистский совет . Именно к Объединённой методистской церкви принадлежит Лидия Истомина, первая женщина-пастор в истории России, рукоположённая в 1991 году.