К удалению/29 марта 2008
- 1 year ago
- 0
- 0
Реставрациони́зм , также называемый христианским примитивизмом , — экклезиологическая доктрина, суть которой заключается в утверждении что христианская церковь должна быть восстановлена в соответствии с тем, что известно об апостольской ранней церкви , которую последователи данного учения рассматривают как более чистую форму христианства.
Идеи Реставрации (этот термин обозначает восстановление новозаветной церкви и церковного единства на основании библейской истины) возникли в конце XVIII века в США в ряде методистских , пресвитерианских и баптистских общин. Их лидеры выступали за единство и возвращение к исключительному авторитету Писания . Самая крупная из «реставраторских» групп возникла в среде пресвитериан в штатах Кентукки и Теннеси . Их лидером был (1772—1844), ставший в 1798 году священником в в округе Бурбон — месте, которое вскоре стало центром самого крупного духовного пробуждения в Америке. Там собирались толпы от десяти до тридцати тысяч человек, чтобы слушать проповеди баптистских, методистских и пресвитерианских священников. В результате Стоун сделал вывод, что деноминационные барьеры не должны препятствовать единству Церкви.
Пресвитерианский синод штата Кентукки призвал к ответу Стоуна и ещё пятерых священников за их необычную открытость в отношениях с христианами других деноминаций. Но прежде чем синод смог собраться и назначить им наказание, они образовали собственную ассоциацию —
. Однако уже через год они решили, что существование самой этой Спрингфилдской пресвитерии противодействует достижению единства христиан, поэтому они приняли решение о её упразднении. Причины такого решения они изложили в написанной в 1804 году «Последней воле и завещании Спрингфилдской пресвитерии». Основные идеи, изложенные в данном документе, таковы: отрицание разграничения на духовенство и мирян; доступность Библии каждому верующему; внутреннее самоуправление каждой общины; только Писание, как мерило веры и практики; призыв к взаимной терпимости.Последователи Стоуна начали называть себя просто «христианами», основывая «церкви Христа». К 1820-м годам движение Стоуна выросло до двенадцати тысяч человек, во многом благодаря тому, что целые конгрегации 1763 — 1854 ) и его сын Александр Кэмпбелл , ( 1788 — 1866 ). Стоун завязал дружбу с бывшим баптистским проповедником и последователем Кэмпбелла Джоном Т. Джонсоном. Они организовали конференцию в Джорджтауне и Лексингтоне (31 дек. — 1 янв. 1831—1832 гг.). На ней , видный последователь Кэмпбелла и проповедник, сделал одно из самых известных заявлений движения Реставрации: «Так давайте же, братья мои, не будем больше кэмпбеллистами или стоунистами, Новыми Светочами или Старыми Светочами, или какими бы то ни было особыми светочами. Но давайте обратимся к Библии и только лишь к Библии, ведь это единственная книга, способная дать нам весь тот Свет, в котором мы нуждаемся». После этого Смит и Стоун пожали друг другу руки, и их общины приняли Вечерю как одна община, хотя процесс объединения движений завершился не сразу .
стали называться просто «христианами». Наряду со Стоуном основными идеологами движения Восстановления были , (Многие реставрационистские деноминации верили, что они восстановили христианство в первоначальном, аутентичном виде, хотя успешность реставрации в этих деноминациях воспринималась другими церквами и группами критически. Реставрационистские верования побуждали своих адептов стремиться возвратиться к структуре, этике и опыту раннего христианства , однако такой опыт зачастую приводил к выходу ряда движений и групп за пределы христианской ортодоксии в целом и протестантизма в частности.
К реставрационистским движениям в рамках протестантизма относят следующие течения:
Иногда к протестантским реставрационистским движениям относят также некоторые группы пятидесятников (например, единственники , Международная объединённая пятидесятническая церковь и ранний адвентизм (англ.) (рус.) (рус.) . Такие дореформационные деноминации, как вальденсы , лолларды , анабаптисты , гуситы и их преемники моравские братья , тоже рассматриваются [ кем? ] как реставрационистские.
К парахристианским группам и течениям реставрационистского происхождения относятся: