Interested Article - Маори

Вождь маори с боевым веслом тайаха . Рис. Дэвида Генри (1773)

Ма́ори коренной народ Новой Зеландии и основное население страны до прибытия европейцев . Число маори в Новой Зеландии, по переписи 2013 года, — около 600 тысяч человек, что составляет приблизительно 15 % населения страны. Значительное число (около 155 тысяч) маори живут в Австралии и около 3,5 тысяч — в США . На островах Кука (государство в «свободной ассоциации» с Новой Зеландией) живёт родственный народ маори островов Кука (самоназвание «маори»), где они также являются коренным народом и составляют бо́льшую часть населения (87,7 %) .

Те Пуни, вождь маори с тайаха . Рис. Э. Дж. Уэйкфилда (1839)

Самоназвание

На языке маори слово « māori » означает «нормальные», «естественные» или «обычные». В легендах и устных преданиях, слово «маори» отличало людей от божества и духа.

Ранее европейские переселенцы островов Новой Зеландии упоминали аборигенов как «индийцы» , «аборигены», «местные» или «новозеландцы». Слово «маори» оставалось самоназванием народа для самоидентификации. В 1947 году правительство Новой Зеландии переименовало Министерство по делам аборигенов в Министерство по делам маори.

История

Переселение Маори в Новую Зеландию представляет собой конечную точку длинной цепи переселений полинезийцев по тихоокеанским островам. В настоящее время установлено, что прародиной австронезийских языков, на которых говорят полинезийцы, является о. Тайвань (см. тайваньские языки )

Люди заселили Новую Зеландию после заселения почти всех пригодных для проживания мест на планете. Археологические и лингвистические исследования предполагают, что в Новую Зеландию между 800 и 1300 годом нашей эры прибыли несколько волн переселенцев из Восточной Полинезии . Последние исследования позволили уточнить время поселения полинезийцев на новой родине. Сопоставление родословных, радиоуглеродный анализ , свидетельства обезлесения и вариабельность митохондриальной ДНК у маори позволяют сделать вывод о том, что первые восточные полинезийцы поселились здесь в 1250—1300 годах .

Первая миграция людей в Новую Зеландию

У маори существует легенда о том, как они прибыли в Новую Зеландию на 7 каноэ со своей прародины Гаваики . Это общая прародина всех полинезийцев (по более современной версии, первоначально, Ява ), но на пути своего следования мореплаватели могли давать это имя также и другим островам, например, Гавайи , Савайи , Хива . По названиям каноэ получили свои названия и племена: Арава, Аотева, Мататуа, Таинуио, Курахаупо, Токомару, Такитуму. Каждое из племён селилось со своим вождём на строго определённой территории. Предания сохранили не только названия лодок, но и имена вождей и рулевых.

Часть маори мигрировала на архипелаг Чатем (названный ими Rekohu «Затуманенное Солнце»), где превратились в народ мориори с отдельной культурой, отличавшейся от воинственных маори пацифизмом .

Модель укреплённого поселения «па» , построенного на мысе. Такие поселения распространились в классический период (1500—1642) как следствие роста населения и конкуренции за обладание землями и ресурсами

Маршрут, по которому маори прибыли в Новую Зеландию, точно не установлен.

Первоначальное название, данное стране маори до появления здесь первых европейцев, не сохранилось, однако известно, что остров Северный маори именовали Те Ика-а-Мауи ( маори Te Ika-a-Māui ), что может быть переведено как «рыба Мауи». Мауи — полубог в легендах маори, поймавший в океане огромную рыбу, которая превратилась после этого в остров. Остров Южный имел два распространённых названия: Те Ваи Поунаму ( маори Te Wai Pounamu ) и Те Вака-а-Мауи ( маори Te Waka a Māui ) . Первое название может быть переведено как «нефритовая вода», а второе — как «лодка, принадлежащая Мауи», уже упомянутому выше полубогу легенд маори. До начала XX века остров Северный часто именовался коренными жителями Аотеароа ( (инф.) ), что может быть переведено как «страна длинного белого облака» ( ao «облако», tea «белый», roa «длинный»). Позднее именно это название стало общепринятым названием в языке маори для всей страны .

Маори в каноэ . Рис. (англ.) , участника экспедиции Абеля Тасмана , 1642 г.

На основе преданий маори, археологических раскопок и других сведений история маори в Новой Зеландии разбивается на следующие периоды: архаический (1280—1500), классический (1500—1642) и период ранних контактов с европейцами (1642—1840).

Маори были воинственны и независимы. Несколько страниц из истории показывают их характер. Для европейцев Новую Зеландию в 1642 году открыл Абель Тасман голландец , назвавший эту страну в честь одной из провинций Нидерландов . Спустя более века её заново открыл Джеймс Кук . Оба путешественника попали в кровавые стычки с маори. В 1762 году французский капитан Сюрвиль, остановившийся у берегов Новой Зеландии, за украденный ялик сжёг целую деревню маори. Через три года здесь побывал капитан Дюфрен . Он и 26 его матросов были убиты в отместку за деяние Сюрвиля. Преемник Дюфрена сжёг три деревни маори и убил более ста мирных жителей . Эти события навсегда настроили маори против пришельцев из-за океана.

Боевое каноэ маори вака . Рис. участника второй кругосветной экcпедиции Дж. Кука , 1773 г.

Вслед за Куком, который нанёс на карту всю береговую линию Новой Зеландии, новооткрытую страну посетило множество европейских и североамериканских китобоев и охотников на тюленей , а также торговых кораблей, менявших пищу, металлические инструменты, оружие и другие товары на лес, продукты питания, артефакты и воду. Эти торговцы принесли маори ряд новых сельскохозяйственных культур и ружья , что коренным образом изменило сельскохозяйственный и военный уклад этого народа. Картофель , который в условиях Новой Зеландии легко выращивался и давал большие урожаи, стал надёжным источником высококалорийной пищи и позволил воинам маори проводить более долгие военные кампании . Но особое значение имело огнестрельное оружие, которое маори получили в начале XIX века и начали применять его в межплеменных сражениях во всё возрастающих масштабах.

Вождь Хоне Хеке , вооружённый мушкетом, с женой Хариатой и дядей , держащим дубинку . Рис. Дж. Дж. Мерретта, 1846 г.

На десятки лет Новая Зеландия погрузилась в пучину междоусобных «Мушкетных войн» (1807—1845). В ходе межплеменных войн, охвативших почти всю Новую Зеландию, было убито около 20 тысяч маори и ещё десятки тысяч из потерпевших поражение племён были порабощены, ряд племён понесли потери, сильно сократившие их численность, а некоторые племена маори на Новой Зеландии и мирный народ мориори на архипелаге Чатем были почти полностью истреблены. Выжили только те племена маори, которые смогли обзавестись огнестрельным оружием в достаточном количестве. После подписания «договора Вайтанги» в 1840 году «мушкетные войны» постепенно закончились и Новая Зеландия стала владением британской короны . При этом маори потеряли независимость, но добились формального юридического равноправия с британскими гражданами.

С увеличением количества европейских мигрантов вспыхнули конфликты за землю. В конце концов, для «наведения порядка» туда прибыли английские войска, и «мушкетные» войны сменили так называемые « Новозеландские земельные войны » (наиболее известна Война за флагшток 1845—1846 гг.), продолжавшиеся вплоть до 1870-х годов. В итоге, англичане, одержав верх, захватили Новую Зеландию полностью, а у маори было конфискована бо́льшая часть земель. К 1891 во владении у маори осталось только 17 % земель, причём это были худшие земли .

У маори субклад C1b2a-M38 Y-хромосомной гаплогруппы C1b достигает 42,59 %, Y-хромосомная гаплогруппа R1-M173 достигает 33,3 %, Y-хромосомная гаплогруппа I-M170 — 9,26 %, Y-хромосомная гаплогруппа G-M201 — 1,85 %, Y-хромосомная гаплогруппа J2-M172 — 1,85 %, Y-хромосомная гаплогруппа J-M304/12f2 , Y-хромосомная гаплогруппа P1-M45 (K2b2a) — 1,85 %, Y-хромосомная гаплогруппа K-M9 — 1,85 %. Митохондриальная гаплогруппа B4a1a1 (мутации 1185T, 4769G и 16126C) достигает у маори 85,3 % , на втором месте находится митохондриальная гаплогруппа H — 6,9 %, U5 и T — по 2,6 %, K — 1,7 %, J — 0,9 % .

Упадок и возрождение

Традиционное жилище маори

В начале XIX века общая численность маори составляла, предположительно, около 100 тысяч человек. В течение XIX века численность автохтонного населения в Новой Зеландии сократилась до 40 % доконтактного уровня; основным фактором этого были завезённые болезни, к которым у маори не было иммунитета .

Одновременно со снижением численности маори шёл другой процесс: после подписания «договора Вайтанги» при поддержке колониальных властей в Новую Зеландию хлынул огромный поток европейских переселенцев. Их количество возросло с менее чем тысячи в 1831 году до 500 тысяч к 1881, при этом приезд 120 тысяч из них был оплачен британским правительством. В большинстве своём, они были молоды, в результате чего в Новой Зеландии за этот период у них родилось ещё 250 тысяч детей . Численность же маори, по переписи 1856—1857 гг., составила 56049 человек. Таким образом, маори впервые оказались меньшинством в стране, составив менее 10 % населения. По переписи 1871 года, численность маори упала до 37 520 человек, хотя Те Ранги Хироа (сэр Питер Бак) считал, что это слишком заниженная цифра . В 1896 году численность маори достигла значения чуть более 42 тысяч человек, тогда как европейского населения в Новой Зеландии насчитывалось около 700 тысяч .

Политические движения маори

Флаг маори, предложенный в 1998 году

В 1850-х годах, по инициативе известного маорийского проповедника и просветителя Вирему Тамихана , была учреждена символическая должность короля маори . Не имея реальной власти, король (или королева) играет активную роль в общественной деятельности и отстаивании прав коренного народа как политический лидер, представляющий его интересы. Должность «короля маори» не установлена как наследственная; тем не менее, до настоящего времени все короли маори были прямыми потомками Потатау Те Фероферо , первого «короля маори».

В 1892 году маорийское движение создало для защиты прав своего народа Парламент маори , однако новозеландскому правительству удалось урегулировать споры с маори мирным путём, и в 1902 году этот парламент прекратил деятельность, а маори стали активно участвовать в новозеландской политике. Среди маорийских политиков важную роль играло семейство Мангакахиа (например, Мери Те Таи Мангакахиа была активной поборницей предоставления женщинам избирательных прав в начале XX века ).

В XX веке видную роль в новозеландской политике сыграли маорийские деятели Джеймс Кэрролл и Апирана Нгата .

Известной представительницей народа маори является современная оперная певица Кири Те Канава .

В 1951 году в Веллингтоне была основана Лига «Благосостояние женщин-маори» . Условия для создания лиги возникли в результате массового переселения маори из сёл в города Новой Зеландии. Президентом организации была выбрана Уина Купер. Через несколько лет отделения лиги открылись по всей Новой Зеландии. Лига занималась, в основном, обеспечением крова, здравоохранением и образованием женщин маори, оказавшихся в непривычной и трудной ситуации в результате переселения в города. К 1956 году лига насчитывала около 300 отделений, 88 окружных советов, и более 4000 членов.

В 1980-е годы благодаря давлению Лиги «Благосостояние женщин маори» и других организаций язык маори был признан одним из официальных языков страны, что было установлено Актом о языке маори от 1987 года .

7 июля 2004 года была основана Партия маори ( маори Tōrangapū Māori ) — политическая партия Новой Зеландии. Партия провозгласила 8 уставных «маори kaupapa » — партийных целей — и выступает, в частности, за отстаивание ценностей коренных народов и обязательное изучение культурного наследия коренного народа в новозеландских школах.

Язык

Язык маори относится к полинезийской группе австронезийской семьи . Внутри Полинезии относится к восточнополинезийским языкам, которые, в свою очередь, входят в подгруппу ядернополинезийских языков. Существует около десятка диалектов этого языка, особенно сильны различия групп диалектов Южного и Северного островов. Тем не менее, все диалекты языка маори взаимопонимаемы .

Хотя язык маори не относится к исчезающим, сейчас он подвергается сильнейшему вытесняющему давлению английского языка. По данным опроса 2001 года, число свободно владеющих родным языком маори составляет лишь 9 %, или около 30 тысяч человек . Перепись 2006 года выявила, что лишь 4 % населения Новой Зеландии, или 23,7 % маори, может более или менее сносно разговаривать на своём родном языке .

Традиционное хозяйство, быт и обычаи

Маори приветствуют гостя
Резьба по дереву

Традиционное занятие — подсечно-огневое земледелие . Основа кухни таро , папоротники , ямс , батат . Собака была единственным домашним животным. Двух других домашних животных, свиней и кур, широко распространённых в большей части Полинезии, до контактов с европейцами маори не знали, что указывает на раннее обособление маори от других полинезийских народов после заселения ими Новой Зеландии . Охотились маори на гигантских птиц моа , которые были истреблены в XVII XVIII веках. Большая часть современных маори занята в сельском и лесном хозяйстве .

Искусства ткачество , , строительство лодок, развитая резьба по дереву . Основной элемент орнамента — спираль, который имел массу вариантов. Анимистических мотивов не было, главные фигуры в сюжетах — человекоподобные. Это легендарные предки, или божество тики . Резьбой были украшены дома — в первую очередь, общинные — нос и корма лодок, амбары, оружие, саркофаги и почти все предметы быта. Кроме этого, маори вырезали статуи предков. Обычно такая статуя стояла в каждой деревне.

Лодки маори имели, как правило, — один корпус без аутригера , широко распространённого в остальной Полинезии. Упоминания о двухкорпусных лодках единичны и, вероятно, вызваны ошибочной идентификацией с катамараном из-за практики маорийских рыбаков временно сцеплять два каноэ во время рыбной ловли большими сетями . Основным типом лодок были каноэ вака , достигавшие длины 70 футов (свыше 20 м).

Традиционное поселение ( па ) было укреплено деревянной оградой и рвом. Дома ( фаре ) строили из брёвен и досок, в отличие от остальных полинезийцев. Фасад всегда смотрел на восток или на север. Крыша — соломенная; использовались также толстые пласты соломы для стен. Пол опускался ниже уровня земли, что необходимо было для утепления, поскольку климат Новой Зеландии намного холоднее, чем на Гавайях или Таити .

По этой же причине отличалась от общеполинезийской одежда маори. Они делали плащи и накидки, женщины носили длинные, до колен, юбки. Материал изготовляли из новозеландского льна , в ткань вплетали собачьи шкурки и птичьи перья. одежды « танико » обеспечивало не только практичность, но и высокие эстетические качества одежды. Перьевой плащ, или kahu huruhuru , отражал высокий социальный статус его обладателя, а также использовался в различных церемониях. Наиболее высоко ценились плащи из перьев птиц гуйя и киви (особенно из редких особей- альбиносов ). Для менее ценных, но более разнообразных по цветовому исполнению перьевых плащей использовались перья лесных голубей (белые с грудки и чёрные со спины), тёмно-синие перья местных попугаев какапо .

Кроме жилых домов, в поселениях были общинные дома ( фаре-рунанга ), «дома развлечений» ( фаре-тапере ), а также школы — «дома знаний» ( фаре-кура ), в которых опытные мастера, жрецы, художники обучали молодёжь.

Вождь маори с татуировкой на лице, 1784 год

Воины маори использовали различные виды холодного оружия — таиаха , представляющее собой шест, нечто среднее между копьём и палицей , копьё ( кокири ), дротик ( хуата ). Использовалась также короткая боевая палица мере (изготавливалась обычно из камня или китовой кости). В охоте использовали силки . Использования металлов маори до контактов с европейцами не знали. Главным орудием в сельском хозяйстве была палка-копалка . Инструментом для резьбы по дереву и для других работ, а также и для нанесения татуировки , был резец из нефрита или жадеита . Из нефрита также делали навершия кистеней мере и наконечники боевых копий-дубинок таиаха . Кроме того, некоторые виды оружия изготавливались из китовой кости или твёрдых пород дерева.

Прежде у маори существовал ритуальный каннибализм . Съедали обычно военнопленных или убитых врагов, так как существовала вера в то, что сила съеденного врага переходит к тому, кто его съедает.

Другой значительной традицией маори является татуировка, которой покрывали лица и тела вождей и выдающихся воинов. Татуировщики (как мужчины, так и женщины) высоко почитались в обществе маори, они много зарабатывали и считались неприкосновенными. Основное отличие маорийской татуировки та-моко от обычной заключается в том, что моко наносится на кожу с помощью специального зубила «ухи» ( маори uhi ), создающего на коже небольшие рубцы, а не посредством игл. В результате кожа теряет свою гладкость, и на ней появляются углубления.

Татуировка показывала высокий общественный ранг вождя и воина, поскольку на татуировку было нужно много времени и средств для оплаты услуг мастера-татуировщика. В то же время это была инициация — проверка на выносливость, так как процедура нанесения татуировки весьма болезненная.

Фотографии представителей народа маори

Социальные отношения

Тохунга, соблюдающий табу . Худ. Готфрид Линдауэр

Общество маори являлось стратифицированным и было устроено примерно так же, как и в остальной Полинезии. Здесь выделялись те же классы: знать ( рангатира ), рядовые общинники ( тутуа ), рабы-пленные ( таурекарека ). Среди знати особо выделялись вожди ( арики ). Почётом пользовались жрецы ( тохунга ). Словом « тохунга » обозначали также и художников (резчиков). Община ( хапу ) состояла из одной деревни и делилась на группы ( ванау ), то есть 1—2 дома.

Духовная культура

В целом, культура маори значительно отличается от культуры других полинезийцев, причина чему — другие природные условия. В области духовной культуры они сохранили много полинезийского, но создали и своё, самобытное наследие.

Популярны мифологические, этногенетические , генеалогические легенды, предания о переселении племён.

Маори почитают общеполинезийских богов: Тангароа , Тане , Ту , Ронго . У них существовал тайный культ Ио, высшего единого бога, Творца всей вселенной. Неизвестно, существовал ли этот культ ранее или же он был создан после контактов с европейцами, в противовес проникшему сюда христианству. Кроме богов, пантеон маори включал много второстепенных персонажей, духов, демонов, чудовищ, и т. д. Почитаются также предки ( тупуна ). В настоящее время существует синкретическая секта — паи-марира .

Основные понятия: атуа — «бог» или «дух» вообще, мана — «магическая сила», понатури — «демон, дух , обитающий в океане », кехуа — «призрак», копуваи — «чудовище с человеческим телом и головой собаки» и др. Тики — полинезийский Адам , Хина — полинезийская Ева . Мауи — культурный герой.

Распространены песни и танцы , существовали примитивные музыкальные инструменты. Известность получили два местных танца — хака и пои .

Известна настольная игра маори восточного побережья — му-торере .

Генетическая генеалогия маори

Учёные из новозеландского Университета Отаго провели секвенирование митохондриальных геномов останков первых полинезийцев, поселившихся в Новой Зеландии. В 2012 году они полностью расшифровали митохондриальные геномы четырёх человек, считающихся у местного населения предками, захороненных в большой деревне у переката на реке Вайрау более 700 лет назад.

Результаты анализа оказались неожиданными для учёных: расшифровка обнаружила большое генетическое разнообразие предков маори, в то время как у современных маори наблюдается значительная однородность генетического материала. Ранее этот факт было принято объяснять генетической однородностью первопоселенцев Новой Зеландии. Выдвинута версия, что важным фактором в обеднении генофонда маори является сильное сокращение численности аборигенного населения Новой Зеландии в XIX веке из-за множества инфекционных заболеваний, занесённых в результате контактов с европейцами .

Примечания

  1. Hamer, Paul (2012), , Дата обращения: 26 августа 2015
  2. . CIA. из оригинала 10 июля 2010 . Дата обращения: 15 августа 2007 .
  3. Suthren V. (англ.) . — Dundurn, 2000. — P. 177. — ISBN 9781459713062 .
  4. McGlone, M.; Wilmshurst, J. M. Dating initial Maori environmental impact in New Zealand (англ.) // (англ.) : journal. — 1999. — Vol. 59 . — P. 5—0 . — doi : .
  5. Murray-McIntosh, Rosalind P.; Scrimshaw, Brian J.; Hatfield, Peter J.; Penny, David. Testing migration patterns and estimating founding population size in Polynesia by using human mtDNA sequences (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences : journal. — 1998. — Vol. 95 , no. 15 . — P. 9047—9052 . — doi : . — Bibcode : .
  6. , p. 6.
  7. Wilmshurst, J. M.; Anderson, A. J.; Higham, T. F. G.; Worthy, T. H. Dating the late prehistoric dispersal of Polynesians to New Zealand using the commensal Pacific rat (англ.) // Proceedings of the National Academy of Sciences of the United States of America : journal. — 2008. — Vol. 105 , no. 22 . — P. 7676 . — doi : . — Bibcode : .
  8. . Дата обращения: 1 декабря 2015. Архивировано из 8 декабря 2015 года.
  9. . Дата обращения: 20 января 2016. 7 августа 2021 года.
  10. . Дата обращения: 30 января 2011. Архивировано из 11 мая 2011 года.
  11. History Of NZ, M. King. Penguin, 2012. P258
  12. Underhill, Peter A.; Passarino, Giuseppe; Lin, Alice A.; Marzuki, Sangkot; Oefner, Peter J.; Cavalli-Sforza, L. Luca; Chambers, Geoffrey K. (2001). . Human Mutation . 17 (4): 271—80. doi : . PMID .
  13. Michael Knapp et al. от 28 октября 2021 на Wayback Machine , November 6, 2012
  14. Lange, Raeburn. May the people live: a history of Māori health development 1900–1920 (англ.) . — Auckland University Press , 1999. — P. 18. — ISBN 978-1-86940-214-3 .
  15. James Belich, Making Peoples (1996) 278-80
  16. Te Rangi Hiroa (Sir Peter Buck). 6 – Sickness and Health // (неопр.) . — 1949. — Т. III. Social Organization. — С. 414. 27 июля 2011 года.
  17. (англ.) . The Encyclopedia of New Zealand. Дата обращения: 24 декабря 2008. 21 августа 2011 года.
  18. . Дата обращения: 10 октября 2008. 11 октября 2008 года.
  19. . Дата обращения: 5 января 2016. 9 июля 2015 года.
  20. . Дата обращения: 5 января 2016. 1 марта 2014 года.
  21. Маори Новой Зеландии собаку знали, а свиней и кур — нет. Древний человек и океан, Тур Хейердал
  22. . Дата обращения: 4 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  23. . Дата обращения: 2 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.
  24. . Дата обращения: 2 декабря 2015. 8 декабря 2015 года.

Литература

  • Бахта В. М. Аотеароа. — М.: Мысль, 1965. — 144 с.: ил.
  • Кук Джеймс . Плавание на «Индеворе» в 1768—1771 гг. Первое кругосветное плавание капитана Джемса Кука. — М.: Географгиз, 1960.
  • Кук Джеймс . Второе кругосветное плавание капитана Джеймса Кука. Плавание к Южному полюсу и вокруг света в 1772—1775 гг. — М.: Мысль, 1964. — 624 с.
  • Кук Джеймс . Третье плавание капитана Джеймса Кука. Плавание в Тихом Океане в 1776—1780 гг. — М.: Мысль, 1971. — 638 с.
  • Малаховский К. В. Британия южных морей. — М.: Наука, 1973. — 168 с.: ил. — «Научно-популярная серия».
  • Малаховский К. В. История Новой Зеландии / Под ред. П. И. Пучкова. — М.: Наука, 1981. — 240 с.
  • Народы и религии мира. Энциклопедия / Под ред. В. А. Тишкова. — М.: Большая Российская Энциклопедия, 1998. — 928 с.
  • Рид А. В. Мифы и легенды страны маори / Пер. с англ. С. Серпинского. — М.: Изд-во иностранной лит-ры, 1960. — 104 с.
  • Сказки и легенды Маори. Из собрания А. Рида / Пер. с англ. Ю. С. Родман. Под ред. А. М. Кондратова. — М.: Наука, 1981. — 224 с.
  • Те Ранги Хироа (Питер Бак). Мореплаватели солнечного восхода / Пер. с англ. М. В. Витова, Л. М. Паншечниковой. — М.: Географгиз, 1959. — 254 с.
  • Форстер Г. Путешествие вокруг света/Пер. с нем. М. С. Харитонова, послесл. и коммент. Д. Д. Тумаркина. — М.: Наука, Гл. ред. восточной лит-ры, 1986. — 568 с.
  • Mein Smith, Philippa. (неопр.) . — Australia: Cambridge University Press , 2005. — ISBN 0-521-54228-6 .
  • A.W. Reed. Myths and legends of Maoriland. Wellington, 1961.
  • A.W. Reed. Maori legends. Wellington, 1972.

Ссылки

  • (англ.) — важные сайты, посвящённые Маори.
  • (англ.) — сайт о Маори.
Источник —

Same as Маори