Буржуа, Полетт
- 1 year ago
- 0
- 0
Луиза Буржуа ( фр. Louise Bourgeois ; 25 декабря 1911, Париж — 31 мая 2010, Нью-Йорк ) — американский скульптор , живописец и график французского происхождения.
Луиза Буржуа родилась 25 декабря 1911. Её детство и отрочество прошли в Обюссоне . У родителей была мастерская по реставрации шпалер . В эти ранние годы Луиза Буржуа стала свидетельницей супружеских измен отца с английской гувернанткой, жившей у них в доме. Эти события, смерть матери в 1932 году, попытка самоубийства и сложные отношения с отцом оставили глубокие эмоциональные раны, от которых Буржуа пыталась освободиться в дальнейшем при помощи творчества . Дневники, которые она хранила с 1923, говорят о раздиравших Луизу Буржуа чувствах гнева, вины, страха. Богатое символическое творчество Буржуа носит глубоко личный характер, его нельзя рассматривать отдельно от её истории жизни.
В 1932 Буржуа поступила в Сорбонну , где изучала математику, в 1936 году занялась изучением искусствоведения в Школе Лувра и в Школе изящных искусств, ассистировала Фернану Леже , увлеклась левыми идеями ( коммунизмом ), сюрреализмом и конструктивизмом . Тогда же пару раз посетила Советский Союз . В 1938 вышла замуж за американского искусствоведа Роберта Голдуотера, эксперта по первобытному искусству, который стал первым директором нью-йоркского музея первобытного искусства в 1957. В 1939 вместе с мужем переехала в Нью-Йорк .
В Америке она обратилась к скульптуре. В 1947 Буржуа сделала первую вертикальную скульптуру из дерева, первая выставка её скульптур прошла в 1949 году. В 1951 году умер отец художницы, Луиза Буржуа получила американское гражданство. С 1960 году Буржуа начала преподавать на регулярной основе. С 1966 году стала участницей феминистского движения. В 1967 году Буржуа начала использовать мрамор и бронзу при создании скульптур. С 1972 году художница регулярно посещает Италию. В 1973 году умер муж Буржуа, Роберт Голдуотер. В 1977 году художница получила почётную степень доктора изящных искусств Йельского университета. В 1980 году Буржуа покупает большую студию в Бруклине. В 1982 году прошла первая ретроспектива художницы — в Музее современного искусства в Нью-Йорке. В 1985 году состоялась первая персональная выставка художницы во Франции. В 1992 году Буржуа показывает первый скульптурный энвайронмент . В 1993 году представляет США на Венецианской биеннале. В 2001—2002 в Эрмитаже прошла выставка работ Буржуа (скульптур, предметов и литографий).
31 мая 2010 года Буржуа скончалась в Нью-Йорке в возрасте 98 лет.
Творчество Луизы Буржуа часто называют энциклопедией современного искусства, так как в нём нашли своё отражение все основные направления искусства двадцатого века — кубизм , футуризм , сюрреализм , конструктивизм и абстракционизм . Её работы — абстрактные и фигуративные, реалистичные и фантасмагоричные, сделаны в различных манерах и из различных материалов, таких как дерево, мрамор, бронза, гипс, латекс и ткань.
В начале творческой карьеры Буржуа занималась графикой и живописью. Отражение послевоенной ситуации можно найти в ряде запоминающихся работ художницы, показанных на её первой персональной выставке. В сериях «Femme Maison» (1945—1947) и «Fallen Woman (Femme Maison)» (1946—1947), Буржуа использовала технику сюрреалистов, сплавляя различные объекты: женское тело и похожие на дома структуры. Эти работы свидетельствуют о роли художницы в качестве первопроходца поколения женщин, сломавших многие барьеры в маскулинных художественных кругах того времени. Кроме того, на более глубоком уровне, эти произведения выражали чувство разочарования и бессилия перед лицом разрушительной угрозы фашизма и войны.
В 1940-х Буржуа сконцентрировала своё внимание на скульптуре, за которую она в настоящее время признана в качестве одного из ведущих мастеров двадцатого столетия. На Буржуа значительное влияние оказал приток европейских художников-сюрреалистов, иммигрировавших в Соединённые Штаты после Второй мировой войны. В начале скульптуры Буржуа состояли из групп абстрактных и органических форм, часто вырезанных из дерева. В 1960-х она начала использовать латекс, бронзу и камень, сами произведения стали больше, отсылать к тому, что стало главной темой её творчества — травматический опыт детства.
В конце 1960-х послевоенный бум закончился, и Буржуа стала свидетелем новой волны революционной борьбы (1968—1975) и краха ряда диктатур. Она была не готова к этому новому периоду и обратилась к политике идентичности. Дистанцировав себя от социализма и левых идей во время послевоенного периода в Америке и холодной войны, Буржуа обратилась к «альтернативной» политике, основанной на гендерных проблемах. Типичными работами этого периода являются Sleep II (1967) и Fillette (1968), которые представляют собой интерпретации мужских половых органов.
Одной из самых значительных работ конца этого периода стала инсталляция («Destruction of the Father», 1974), представляющая собой похожую на пещеру структуру, в которой похожие на камни фигуры окружают жертвенную плиту, на которой разбросаны части тела (в том числе куски настоящего ягнёнка, купленные в мясной лавке). Это очень тревожная работа, которая напоминает творчество одного из любимых художников Буржуа, испанца Франсиско Гойи .
В 1982 Буржуа написала текст для «Artforum», озаглавленный «Child Abuse» («Жестокое обращение с детьми»), в котором она определила свои художественные концепции почти полностью в рамках детских травм. Иллюстрацией этого периода является мраморная скульптура Femme Maison (1983) — сидящая женская фигура с головой, напоминающей здание. В Femme Maison , созданной в 1994, женская фигура лежит на спине без рук, голова сплавлена с домом, у которого есть маленькая дверь.
В 1980-х творчество Буржуа стало предметом растущего интереса. С одной стороны, различные академические круги приветствовали её, в связи с экзистенциализмом и феминизмом. С другой стороны, молодые художники интересовались её жизнью и работой из-за творческой независимости, использования различных стилей, ссылкам к истории искусства и чувствительности к социальным вопросам.
На 1990-е пришёлся новый период в творчестве Буржуа — «клетки». Одной из целей художницы было создание самодостаточного энвайронмента , независимого от музейной среды, в который можно войти. Эти конструкции представляют собой своеобразную изоляцию прошлого опыта. Название работы «Dangerous Passageway» («Опасный проход») говорит само за себя. Длинный проход, похожий на тюремный, идёт вдоль камер с образами прошлого и устройствами для пыток. В (1990—1993) клетка содержит мраморную скульптуру дома, размещённого под большой гильотиной, напоминая сцену из ночного кошмара.
Более поздние работы (конец 1990-х годов) включают серию голов и фигур из ткани, изображающих различные стадии боли и отчаяния. Например, Couple IV (1997) представляет собой старомодную витрину вроде тех, что можно увидеть в провинциальных музеях, в которую помещены две безголовые тряпичные фигуры, будто бы пытающиеся заниматься любовью.
Луиза Буржуа создала свой особый символический словарь , в котором личный опыт и фантазии конкретизированы в выразительные образы. Например, использование паука не является признаком арахнофобии (страх пауков), а свидетельствует об обёртывающей и терпеливой матери. Таким же образом, швейные иглы не являются агрессивными символами, а используются для обозначения восстановления потерь. Дома изображены не как убежище, а в качестве камеры или клетки, где присутствует опасность потерять себя.
Широкую известность получили «Пауки» Буржуа — металлические скульптуры огромных пауков . В 1999 художница получила «Золотого льва» на 48-й Венецианской биеннале .
|
|
|
|
|
На русском языке: