Interested Article - Над вечным покоем
- 2021-09-23
- 1
«Над ве́чным поко́ем» — пейзаж русского художника Исаака Левитана (1860—1900), оконченный в 1894 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 1486). Размер — 150 × 206 см (по другим данным, 152 × 207,5 см ).
Работа над картиной была начата летом 1893 года, когда Левитан находился в Тверской губернии , в районе озёр и Удомля . В 1894 году полотно «Над вечным покоем» экспонировалось на 22-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся в Санкт-Петербурге . Ещё до открытия выставки картина была приобретена у автора Павлом Третьяковым .
Картина «Над вечным покоем» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — наряду с полотнами « У омута » (1892) и « Озеро » (1899—1900) . Вместе с двумя другими произведениями первой половины 1890-х годов — «У омута» и « Владимиркой » (1892) — картину «Над вечным покоем» иногда объединяют в так называемую «мрачную» или «драматическую» трилогию Левитана .
По словам писателя и публициста Василия Михеева , полотно «Над вечным покоем» является «истинным пейзажем-картиной», это произведение Левитана — «симфония, странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу, стоит только довериться её впечатлению» . Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что в картине «Над вечным покоем» рассматривается вопрос об «отношении человеческого бытия к вечной жизни природы», и «из этого сопоставления природы и следов человеческого бытия в ней и образуется исполненный возвышенной скорби и трагической героики пейзаж» . По мнению искусствоведа Виталия Манина , полотно «Над вечным покоем» представляет собой «одно из самых экспрессивных произведений художника, динамичных и „ассоциативных“» .
История
Работа над картиной
Работа над картиной «Над вечным покоем» была начата летом 1893 года, когда Исаак Левитан жил в Тверской губернии . Сначала по приглашению артиста Лаврентия Донского художник посетил имение Гарино на реке Мсте . Затем вместе со своей спутницей, художницей Софьей Кувшинниковой , Левитан на поезде прибыл на станцию Троица (ныне — Удомля ), которая в то время входила в состав Рыбинско-Бологовской железной дороги . Встретившийся им на станции крестьянин из села Доронино Филипп Петров порекомендовал остановиться в имении Ушаковых Островно , сказав, что там охотно примут дачников, — он же и отвёз их туда . Усадьба была расположена на берегу озера , на котором было три острова (именно этим объясняется происхождение названия озера) .
Владельцами усадьбы были Екатерина Николаевна Ушакова (урождённая Сеславина, 1821—1910) и её дети — Варвара Владимировна (1849 — около 1919), Софья Владимировна (1851 — около 1919) и Николай Владимирович (1859—1917). Они радушно приняли Левитана и Кувшинникову, всеми силами стараясь создать оптимальные условия для творческой работы . Художник Витольд Бялыницкий-Бируля , побывавший в Островно в 1900-х годах, в своих воспоминаниях дал подробное описание дома, в котором в 1893 году жил Левитан: «Старинный дом Ушаковых в стиле ампир , с зеленовато-голубыми от древности стёклами в окнах и широкой лестницей, спускающейся несколькими маршами и площадками балкона в сад, весь утопал в сирени . Ею была заполнена большая часть имения, и она была почти ровесница старому дому» . Левитан и Кувшинникова сняли две комнаты на втором этаже. Бялыницкий-Бируля писал: «Комнаты в доме были очень светлые, белые, без обоев, окна одной комнаты выходили на запад, откуда Левитан мог наблюдать закат солнца, а другая с балконом и чудесным видом на озеро. В этой комнате стоял старинный клавесин . Вот с этого-то балкона и вела маршами лестница в сказочно красивый сиреневый сад» .
Часть времени Левитан и Кувшинникова проводили у озера Удомля , расположенного в шести километрах от Островно. Там они останавливались в имении Гарусово, принадлежавшем Аракчеевым — дальним родственникам графа Алексея Аракчеева , видного государственного и военного деятеля начала XIX века . В то время в усадьбе постоянно жил Михаил Михайлович Аракчеев (около 1850 — около 1917), любимым занятием которого была рыбная ловля. Для отдыха хозяева предоставляли гостям мансарду второго этажа. Берег озера Удомля в районе Гарусова запечатлён на картине Левитана «На озере» (1893, ныне в Саратовском художественном музее имени А. Н. Радищева ) . По словам Кувшинниковой, при работе над картиной «Над вечным покоем» «местность и вообще весь мотив целиком были взяты с натуры во время одной из наших поездок верхом» . Софья Петровна вспоминала, что Левитан писал картину «с большим увлечением» и просил её, чтобы она «играла ему Бетховена , и чаще всего симфонию héroïque с её Marche funèbre » .
В процессе работы над полотном Левитаном были созданы графические эскизы -варианты, затем ряд живописных этюдов , а также большой эскиз будущей картины «Над вечным покоем» ( холст , масло , 95 × 197 см , 1893, ныне в Государственной Третьяковской галерее ). В конце 1893 года художник продолжил работу над полотном в Москве . Картина была окончена в начале 1894 года . Завершив работу, художник поставил в левом нижнем углу подпись: «И Левитанъ 94» .
22-я передвижная выставка и продажа картины
Вместе с другими произведениями Левитана, среди которых были картины «На озере» («На озере в Тверской губернии»), «Вечерние тени», «Венеция. Этюд» и несколько пастелей , полотно «Над вечным покоем» экспонировалось на 22-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), открывшейся 6 марта (по другим данным, 8 марта ) 1894 года в Санкт-Петербурге, а в апреле того же года переехавшей в Москву . Петербургская часть выставки проходила в здании Общества поощрения художеств . Среди пейзажей других художников, представленных на выставке, критики особо отмечали полотна «Лесное кладбище» Ивана Шишкина , «Пустынный берег» Ефима Волкова , «Земля» Николая Дубовского , «В Крыму» Валентина Серова , «Прибой» Николая Досекина и некоторые другие .
По некоторым сведениям, во время экспозиции в Санкт-Петербурге картина «Над вечным покоем» «значительно пострадала» из-за того, что организаторы вывесили её на крайне невыгодном с точки зрения восприятия месте . Перед открытием московской части 22-й передвижной выставки, которая должна была состояться в помещении Московского училища живописи, ваяния и зодчества , собиравшийся в заграничную поездку Левитан написал письмо художнику Илье Остроухову с просьбой поместить картину «Над вечным покоем» в место с наиболее выгодным для полотна освещением. В письме, датированном 12 марта 1894 года, Левитан писал: «Дорогой Илья Семёнович! Завтра я уезжаю из Москвы и не буду при устройстве Московской передвижной, так вот, прошу Вас, если Вы будете распорядителем по устройству — или даже не будете, тогда передадите устроителям мою просьбу. Большую мою картину поставить или в натурном классе на месте моего „ У омута “, или на месте прошлогодней картины „Лесистый берег“ в фигурном классе» . Для полной уверенности в том, что его просьба дошла до организаторов экспозиции, Левитан повторил её в посланном из Ниццы письме от 9 апреля 1894 года, которое было адресовано художнику Аполлинарию Васнецову .
Ещё до открытия передвижной выставки картина «Над вечным покоем» была приобретена у автора Павлом Третьяковым . В письме к последнему от 18 мая 1894 года Левитан писал: «Я так несказанно счастлив сознанием, что последняя моя работа снова попадёт к Вам, что со вчерашнего дня нахожусь в каком-то экстазе. И это, собственно, удивительно, так как моих вещей у Вас достаточно, — но что эта последняя попала к Вам, трогает меня потому так сильно, что в ней я весь, со всей своей психикой, со всем моим содержанием, и мне до слёз больно было бы, есл[и бы] она миновала Ваше колоссальное собрание» .
Полотно «Над вечным покоем» привлекло к себе большое внимание зрителей и рецензентов, но отношение к нему оказалось далеко не однозначным. Многие критики характеризовали картину как «вызывающую недоумение в зрителях». Не поняв философской идеи, которую Левитан пытался вложить в своё произведение, некоторые критики сочли его название слишком претенциозным и направленным на то, чтобы «поднять значение» картины . Например, автор статьи о передвижной выставке, опубликованной в газете « Московский листок » ( № 130 , 11 мая 1894 года), писал, что «лучше бы как-нибудь поскромнее озаглавить картину», а в самом полотне он находил «бездну претензий и отсутствие прав, широкие замыслы и плохое исполнение». Желание Левитана передать свои глубокие раздумья и переживания было воспринято как попытка следования модной «пессимистической традиции». Некоторым рецензентам казалось, что название картины противоречит динамике её изображения, которое «далеко от вечного покоя». В частности, автор статьи в журнале « Наблюдатель » ( № 9 за 1894 год), называя водное пространство «рекой», писал: «Река бежит и бурлит, на горизонте накапливаются тяжеловато написанные тучи, земля цветёт, словом — „всюду жизнь“; но художником овладел пессимизм, и он спешит, хотя [бы] подписью, названием картины нагнать на зрителя тоску и напомнить о смертном часе» .
Автор обзорной статьи о выставке передвижников, опубликованной в газете « Неделя » ( № 14 , 3 апреля 1894 года), признавал, что замысел картины «Над вечным покоем» «настолько нов и интересен, что она заслуживает упоминания» и разбора, и заключал, что хотя «в попытке нарисовать огромное пространство нельзя видеть совершенство, но она показывает, что художник ищет нового пути и, судя по его другим, меньшим произведениям, наверно найдёт этот путь» . В заметке «На выставке у передвижников», вышедшей в журнале « Всемирная иллюстрация » ( т. 51 , № 1314 за 1894 год), критик Владимир Чуйко , сочтя картину неудачной в художественном отношении, при этом признал, что «несмотря, однако же, на все эти технические недостатки, в картине тем не менее есть настроение: г. Левитан сумел выразить впечатление какого-то мёртвого покоя, напоминающего идею смерти, жаль только, что эта идея выражена так странно» .
Многие авторы публикаций о передвижной выставке указывали на слабость картины «Над вечным покоем» в живописном отношении . Например, подписавшийся инициалами М. Ю. корреспондент газеты « Новости дня » ( № 3903 , 28 апреля 1894 года) отмечал, что «земля кажется словно вырезанной и наклеенной на воду, туча не имеет своего отражения в реке» . Другие критики полагали, что «тучи слишком чернильно писаны», что «дальний план тяжело написан кубовою краской », что вода написана «совершенно белой краской» и т. д. По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , «новый характер живописи картины с его чертами декоративности и стремлением решить таким путём монументальные задачи был принят за странное чудачество, за неоконченность, „неопределённую мазню“, выдаваемую за особую „манеру“, за прокладывание новых путей» .
В периодических изданиях того времени попадались и откровенно недружелюбные публикации, авторы которых пытались оскорбить художника и его творение. Так, в « Петербургском листке » ( № 67 , 10 марта 1894 года) за подписью «Реалист» было опубликовано обращённое к Левитану четверостишие следующего содержания: «Намазал ты много… Себя не прославив. / Пастели, полотна — достойны улыбки. / „Над вечным покоем“ случайно поставил / Ты скалы на небе, мой друг, по ошибке». В качестве ещё одного примера можно привести опубликованный в « Петербургской газете » ( № 77 , 20 марта 1894 года) фельетон журналиста Власа Дорошевича (Дорошкевича) «Передвижные гении. Недоразумение в I действии», который был построен в форме диалога между Исааком Левитаном и критиком Владимиром Стасовым . В результате их «обсуждения» картина Левитана «признаётся пригодной лишь для того, чтобы из её холста сшить Стасову шаровары » .
Тем не менее встречались и положительные отзывы о полотне «Над вечным покоем». В частности, в обзорной статье о 22-й передвижной выставке, опубликованной в газете « Русские ведомости » ( № 110 , 23 апреля 1894 года), художественный критик Владимир Сизов назвал картину Левитана «хорошо продуманной и сильно прочувственной», отличающейся «несомненными художественными достоинствами» . В статье, вышедшей в 1894 году в журнале « Артист », писатель и публицист Василий Михеев «чутко уловил глубокую психологичность полотна и назвал его подлинным пейзажем-картиной, замечательной своим содержанием и „настроением“» .
Последующие события
В 1898 году картина «Над вечным покоем» экспонировалась на выставке русских и финляндских художников, проходившей в рамках Мюнхенского сецессиона . С 1 мая по 1 июня экспозиция, на которой было представлено около 120 картин, проходила в Мюнхене , а затем также побывала в Берлине , Кёльне и Дюссельдорфе . Кроме полотна «Над вечным покоем», на выставке также были показаны картины Левитана «Последний снег», «Луг на опушке леса» и «На Севере» .
Летом 1941 года, после начала Великой Отечественной войны , многие экспонаты из собрания Государственной Третьяковской галереи были эвакуированы в Новосибирск , где они хранились в недостроенном здании Новосибирского театра оперы и балета . Среди эвакуированных произведений искусства было и полотно Левитана «Над вечным покоем» . Картины были возвращены в Третьяковскую галерею в ноябре 1944 года .
Картина «Над вечным покоем» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее в Москве и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде , а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве . В 1971—1972 годах полотно принимало участие в приуроченных к столетию ТПХВ выставках «Передвижники в Государственной Третьяковской галерее» (Москва) и «Пейзажная живопись передвижников» (Киев, Ленинград, Минск , Москва) . Оно также было одним из экспонатов юбилейной выставки к 150-летию со дня рождения Левитана, проходившей с октября 2010 года по март 2011 года в Новой Третьяковке на Крымском Валу . С ноября 2018 года по февраль 2019 года картина экспонировалась в музеях Ватикана в составе выставки «Русский путь: от Дионисия до Малевича» .
В настоящее время картина «Над вечным покоем» выставляется в «Левитановском зале» ( зал № 37 ) основного здания Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке .
Описание
На картине изображён «гигантский разворот водного пространства озера» , бескрайние просторы которого напоминают широко разлившуюся реку . Над озером — «величественное пространство неба с клубящимися, сталкивающимися друг с другом облаками» . Изображение неба может быть разделено на две части — более тёмную, тучевую внизу и более светлую, облачную вверху . На ближнем плане — мысок, на возвышенном берегу которого стоит старенькая церковь. Слева от неё находится бедное сельское кладбище со старыми, давно позабытыми могилами . Кладбище производит гнетущее впечатление — почти сровнявшиеся с землёй разрушенные могилы, покосившиеся кресты, заросшие травой тропинки. Часть композиции с кладбищенской церковью на холме наиболее тщательно проработана художником. Стоящая у обрыва старая деревянная церковь «прекрасно вписана в пейзаж», мягкой кистью написаны разросшиеся рядом с ней деревья . По словам искусствоведа Алексея Фёдорова-Давыдова , «утлый мыс с церковкой и кладбищем, освистанный ветром стихий, кажется словно носом какого-то судна, движущегося в неизвестную даль», а огонёк в окне церкви воспринимается как «свидетель человеческой жизни, неистребимости и тихой покорности её» . Фёдоров-Давыдов отмечал, что в картине мы видим «ясную построенность изображения из главных частей и различную детализацию каждой из них»; всё это соответствует композиционному решению полотна, в котором «асимметричность уравновешивается противонаправленностью движения каждой из этих составляющих картину частей — мыса, островка, воды, облаков и т. д.»
Композиция, найденная художником, требовала живописного решения, помогающего «острее почувствовать необъятность и силу открывающегося перед зрителем пространства». По-видимому, этим можно объяснить различия в манере изображения, использованной Левитаном при написании ближних и дальних планов: последние даны «с таким предельным обобщением формы и цвета, которые мы не встречали в его предыдущих работах» . Кроме этого, разнообразны приёмы самой живописи. Тяжесть тёмного грозового неба с низко висящими тучами подчёркнута красочным слоем, положенным над самой линией горизонта , для более высоких участков неба увеличивается динамичность мазка и меняется фактура живописи: движение беспорядочного нагромождения туч передаётся «сочетанием тончайших оттенков серовато-лилового, местами свинцового или серовато-коричневого тона». В нижних планах картины также применяются разнообразные приёмы живописи: по-разному написаны вода, низкий берег вдали и травянистый холм на переднем плане . В частности, чтобы избежать цветового однообразия большой массы воды, для изображения ряби Левитан использовал серые и белые тона, варьировал направление мазков, а затем (по-видимому, гребёнкой) процарапал участки водной поверхности по невысохшему слою краски . По словам искусствоведа , «такое различие приёмов живописи не нарушает, однако, идейного пафоса возникшего замысла и убедительности его интерпретации, включающей в сюжет картины реальные, взятые за основу натурные впечатления» .
Существуют различные версии по поводу того, какое место изображено на полотне и какая церковь послужила прообразом той, которая была написана художником. Часто цитируются «ставшие хрестоматийными» воспоминания Софьи Кувшинниковой, в которых она утверждала, что картина «Над вечным покоем» была написана близ озера Удомля, «только церковь в натуре была другая, некрасивая, и Левитан заменил её уютной церквушкой из Плёса » . Исследователи творчества Левитана полагают, что при написании церкви Левитан использовал созданный в 1888 году этюд «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» , на котором была изображена Петропавловская церковь, стоявшая на холме, впоследствии получившем название «гора Левитана». В 1903 году Петропавловская церковь сгорела, а в 1982 году на её место перенесли Воскресенскую церковь из села Билюково, за которой закрепилось неофициальное название «Над вечным покоем» .
В воспоминаниях художника Витольда Бялыницкого-Бирули представлена другая версия. По его словам, Левитан часто приходил с красками и этюдником на берег озера Островно, «вблизи которого, на бугре, стояла старенькая деревянная церковь, наполовину вросшая в землю». Бялыницкий-Бируля сообщал следующие детали: «Около церкви, ближе к озеру, было забытое, совершенно заросшее кладбище. Деревянные кресты покосились, покрылись зелёным мхом» . Художник также отмечал, что «Левитан любил бывать и на соседнем озере Удомля, любил переезжать на лодке на овальный остров, откуда озеро Удомля было видно во всю его длину». По мнению Бялыницкого-Бирули, «мыс острова и взят первым планом картины, но дополнен наблюдённым на Островенском озере мотивом церкви и кладбища» . По одним данным, «овальным островом», мыс которого изображён на картине, мог быть остров Аржаник, находящийся в северной части озера Удомля, недалеко от Гарусова . По другим сведениям, это мог быть остров Двиново, расположенный в южной части озера Удомля. В настоящее время этот остров покрыт лесом, но в конце XIX века он был «совершенно безлесным» .
В изданной в 1983 году книге «Художники в Удомельском крае» искусствовед опубликовала отрывок из записей Алексея Моравова (сына художника Александра Моравова ), представляющий собой ещё одну версию. По его словам, в то время, когда Левитан работал в районе озера Удомля, единственная деревянная церковь, расположенная на берегу озера, находилась «между деревнями Акулово и Троицей, против Лубенькино», а в начале 1900-х годов она «была разобрана и перевезена на другой берег озера в деревню Ряд », где через некоторое время сгорела. При этом Моравов подтверждал, что на острове, находящемся на озере Удомля, никакой церкви не было .
Краевед Дмитрий Подушков отмечал, что «можно с высокой долей уверенности утверждать, что композиция картины „Над вечным покоем“ взята Левитаном в селе Островно», где верхней точкой наблюдения послужила усадьба Ушаковых. В то же время, по словам Подушкова, «огромное водное пространство, общие контуры береговой линии озера, опять же высокая точка наблюдения зрителя, далёкая линия горизонта, некоторые элементы композиции увидены на озере Удомля». В этом случае, по мнению Подушкова, высокой точкой наблюдения могла быть Красильникова горка — высокий холм, расположенный у северной оконечности озера Удомля, с которого открывается панорамный вид на озеро в юго-восточном направлении .
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что полотно «Над вечным покоем» представляет собой «перенесение мотива, увиденного на одном озере, на изображение другого, сходного» . При этом, по его мнению, натурный вид озера Удомля составляет «каркас произведения, его композиционную основу» . Фёдоров-Давыдов соглашался с Бялыницким-Бирулей в том, что картина «далась Левитану не благодаря тому или другому этюду», «она писалась не с этюда, и, уж конечно, это не увеличенный этюд». По словам Фёдорова-Давыдова, «картина кажется в конце концов гораздо более сочинённым пейзажем, чем это есть на самом деле» , при этом степень «сочинённости» полотен Левитана измеряется «степенью синтезирования реального вида в картинный пейзажный образ» .
Эскизы и этюды
В Государственной Третьяковской галерее хранятся два первоначальных графических эскиза-варианта к картине «Над вечным покоем». Рисунки, датируемые 1893 годом и имеющие общее название «Перед грозой», выполнены графитным карандашом на одном листе бумаги (общий размер 18 × 16 см , инв. 5689) . Верхний рисунок считается первым, а нижний — вторым. По словам искусствоведа , эти «торопливые наброски» — «ещё даже не эскизы, а всего лишь первая родившаяся мысль, в которой содержится зерно будущей картины». Левитан показывает беспокойство в природе, связанное с приближением грозы. Нижний набросок сделан с более высокой точки зрения, чем верхний, так что изображённые на нём водные пространства озера кажутся более грандиозными. В рисунках чувствуется спешность работы художника, которая проявляется в неровном и рваном штрихе, в также в контурности очертания изображённых предметов . По утверждению Е. А. Бялыницкой-Бирули (вдовы художника Витольда Бялыницкого-Бирули ), на этих рисунках изображён пейзаж озера Островно с Троицкой церковью на берегу .
В том же 1893 году, продолжая работу над картиной «Над вечным покоем», Левитан создал несколько живописных этюдов. Один из них — «Облачное небо» (бумага на картоне, масло, 17,8 × 26,2 см ) — хранится в собрании Государственного Русского музея ( инв. Ж-1218), куда он поступил в 1927 году; до этого он находился в коллекции К. Д. Ермакова . Другой этюд — «Небо» — хранится в частном собрании в Москве (по сведениям на 1966 год, в коллекции Р. К. Викторовой ). По-видимому, эти этюды с изображением грозового неба были созданы художником в разное время, так как на одном из них («Облачное небо») изображены тёмно-фиолетовые облака на голубом небе, а на другом («Небо») — облака серые, а для написания неба использованы жёлтые и розовые цвета . Ещё один этюд — «Озеро» — также хранится в частном собрании в Москве (по сведениям на 1966 год, в коллекции Л. Ф. Ильичёва ).
Летом 1893 года Левитаном была создана пастель «Забытые» (нынешнее местонахождение неизвестно), на которой изображено «расположенное на косогоре заброшенное кладбище с покосившимися крестами» . По мнению Алексея Фёдорова-Давыдова, «несомненно, что этот мотив был использован в картине „Над вечным покоем“, в том числе вырисовывающиеся на фоне воды надмогильные кресты» . Пастель «Забытые» экспонировалась на 13-й периодической выставке Московского общества любителей художеств , состоявшейся в 1893—1894 годах, а также на посмертной выставке Левитана 1901 года .
В 1893 году Левитан написал большой живописный эскиз для будущей картины «Над вечным покоем» (холст, масло, 95 × 197 см , ГТГ , инв. 1487) . В основу его композиции был положен второй из графических эскизов-вариантов «Перед грозой», но с некоторыми изменениями: уменьшилась доля водной поверхности в правой части, дальний островок превратился в соединённую с берегом косу , а «церковь ампирной архитектуры заменилась старинной деревянной клетской » . По сравнению с окончательным вариантом картины, на большом эскизе — особенно в его правой части — значительно большее место занимает изображённый на переднем плане берег . В 1898 году этот эскиз экспонировался на проходившей в Санкт-Петербурге выставке русских и финляндских художников . Делясь впечатлениями о выставке, художник Николай Дубовской в письме к Николаю Касаткину от 20 января 1898 года писал, что она «производит впечатление талантливостью экспонентов», и что «лучшая вещь на выставке — „Над вечным покоем“ Левитана (эскиз картины)» . С выставки эскиз был приобретён у автора Павлом Третьяковым. В 1899 году, после смерти коллекционера, его наследники передали эскиз в Третьяковскую галерею .
Кроме этого, к подготовительным материалам, использованным художником при работе над картиной «Над вечным покоем», исследователи творчества Левитана относят написанный в 1888 году этюд «Деревянная церковь в Плёсе при последних лучах солнца» (бумага на картоне, масло, 14 × 24 см , частное собрание) . Этот этюд, созданный в Плёсе , в 1898 году был приобретён у автора коллекционером Алексеем Ланговым , который вспоминал, что это произведение ранее находилось в Третьяковской галерее, а затем, по совету художника Михаила Нестерова , Левитан использовал его для написания церкви на картине «Над вечным покоем». По словам Лангового, «Левитан последовал этому совету, взял у П. М. Третьякова обратно свой этюд и написал на картине вместо обычной сельской церкви эту старую церковь г[орода] Плёса», после чего Третьяков «сказал Левитану, что этюд этот стал ему не нужен, и предложил взять его обратно, заменив другим по его выбору» .
Живописные этюды для картины «Над вечным покоем»
Отзывы
В обзорной статье о 22-й выставке передвижников, опубликованной в 1894 году в журнале « Артист », писатель и публицист Василий Михеев называл полотно «Над вечным покоем» «истинным пейзажем-картиной», добавляя, что он не знает иного пейзажа, в той же мере удовлетворяющего «требованиям этого типа». Отмечая смелость и оригинальность замысла художника, Михеев писал, что для понимания этой картины в неё надо уйти, с её подробностями надо освоиться, чтобы ощутить, какой «своеобразный и сильный аккорд „настроения“» производят все её детали . По словам Михеева, эта картина Левитана — « симфония , странная с первого раза, но неуловимо охватывающая душу, стоит только довериться её впечатлению» . К живописным недостаткам картины Михеев относил не вполне удавшееся художнику изображение воды, а также некоторую грубоватость облаков, в которых «хотелось бы почувствовать <…> более стихийной мощи». Тем не менее, по мнению Михеева, эти недостатки не мешают тому, чтобы воспринимать произведение Левитана как «картину души человеческой в образах природы» и «образец высокий по силе и оригинальности» .
Во вступительной статье к альбому, посвящённому 100-летию со дня рождения Левитана, искусствовед писал, что в картине «Над вечным покоем» художник «поднимается до трагедийного пафоса», стремясь «выразить в образе природы философские раздумья о своём времени, своей эпохе» . Не считая это полотно центральным в творчестве Левитана, Прытков тем не менее признавал, что оно относится к самым значительным творениям художника. Отмечая «трагизм настроения» и «символический характер созданного образа», Прытков писал, что в этом произведении Левитан попытался показать «вечное противоречие между величественно прекрасными силами природы и жалкой судьбой человека в ней» .
В монографии о творчестве Левитана, вышедшей в 1966 году, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что в картине «Над вечным покоем» рассматривается вопрос об «отношении человеческого бытия к вечной жизни природы». С одной стороны, художник показывает «грандиозный разворот водного пространства озера и ещё более величественное пространство неба», а с другой — небольшой мысок, на котором находятся старая церковь и заброшенное сельское кладбище. По словам Фёдорова-Давыдова, «из этого сопоставления природы и следов человеческого бытия в ней и образуется исполненный возвышенной скорби и трагической героики пейзаж» . По его мнению, именно в этой картине «со всей силой и широтой, во всей зрелости левитановского мастерства» развернулась «идея сопоставления человеческой жизни с величественной, живущей своей жизнью, своим бытием грандиозной стихией природы» .
Проводя сравнительный анализ трёх произведений из «драматического цикла» Левитана первой половины 1890-х годов, искусствовед писал, что если в первой картине трилогии — « У омута » — «выражение переживаний и осмысления художником диссонансов и противоречий бытия носило глубоко личный, почти иррациональный характер», во второй картине — « Владимирке » — преобладающим оказывалось «социально-историческое „измерение“ образного строя», то в третьей, заключительной картине — «Над вечным покоем» — «левитановское драматическое „мышление в образах“ обретает почти натурфилософский , планетарный в своей сущности масштаб» . По словам Петрова, полотно «Над вечным покоем», во многом перекликающееся с картиной Алексея Саврасова «Могила на Волге» (1874, Государственный художественный музей Алтайского края ), наследует «традицию элегических размышлений в искусстве» и представляет собой «подлинно монументальный образ, своего рода эпическую элегию » .
Искусствовед Виталий Манин отмечал, что мотив, композиция и цветовая гамма полотна «Над вечным покоем» «глубоко характерны для русской природы». Обсуждая философскую значительность произведения, он писал, что образ картины «вызывает множество ассоциаций, аллюзий, предположений» . По словам Манина, в «нарочитости экспрессивной пластики картины» легко прочитывается «ощущение мощи природной стихии и подразумеваемых в ней смысловых значений». По его мнению, полотно «Над вечным покоем» — «одно из самых экспрессивных произведений художника, динамичных и „ассоциативных“» .
См. также
Примечания
- , с. 360—361.
- ↑ (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 2 октября 2019. 2 мая 2019 года.
- ↑ , с. 67.
- ↑ , с. 46.
- , с. 362—363.
- ↑ , с. 48.
- , с. 296.
- , с. 575—576.
- , с. 84.
- , с. 33—35.
- (HTML). isaak-levitan.ru. Дата обращения: 31 августа 2019. 9 апреля 2012 года.
- ↑ , с. 125—126.
- ↑ , с. 172.
- ↑ , с. 229.
- ↑ .
- ↑ , с. 142.
- Д. Л. Подушков . (HTML). Удомельская старина — starina.tverlib.ru. Дата обращения: 2 октября 2019. 1 августа 2018 года.
- ↑ , с. 116—126.
- , с. 80.
- ↑ , с. 10.
- , с. 47.
- , с. 171.
- ↑ , с. 360.
- , с. 48—49.
- ↑ , с. 419.
- , с. 446.
- , с. 123—127.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 2 октября 2019. 15 апреля 2018 года.
- , с. 53.
- ↑ , с. 45.
- , с. 46—47.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 2 октября 2019. 6 сентября 2018 года.
- ↑ , с. 184.
- ↑ , с. 185.
- , с. 230.
- ↑ , с. 376.
- , с. 3—4.
- , с. 20.
- , с. 989.
- К. Чернова . (HTML). Советская Сибирь — www.sovsibir.ru (6 мая 2015). Дата обращения: 22 сентября 2019. 24 марта 2019 года.
- , с. 463.
- , с. 471.
- А. Махонин. (HTML). Ведомости — www.vedomosti.ru (18 октября 2010). Дата обращения: 1 октября 2019. 3 октября 2015 года.
- (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 1 октября 2019. 4 мая 2017 года.
- С. А. Уваров . (HTML). Известия — iz.ru (20 ноября 2018). Дата обращения: 1 октября 2019. 14 августа 2019 года.
- (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 1 октября 2019. 15 ноября 2018 года.
- (HTML). www.msk-guide.ru. Дата обращения: 30 сентября 2019. 1 октября 2019 года.
- ↑ , с. 29.
- , с. 181.
- ↑ , с. 174.
- , с. 182—184.
- , с. 182.
- , с. 34.
- , с. 171.
- ↑ , с. 176.
- О. В. Чурюканова. . — М. : Litres , 2018. — С. 30—31. — ISBN 9785041183974 .
- (HTML). plesru.ru. Дата обращения: 28 сентября 2019. 28 марта 2019 года.
- ↑ , с. 37.
- , с. 174.
- И. Б. Збарский . . — М. : Вагриус , 2000. — С. 250. — 315 с. — (Мой 20 век). — ISBN 9785264001772 .
- ↑ , с. 175.
- , с. 178.
- , с. 180.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 24 августа 2019. 19 апреля 2015 года.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 24 августа 2019. 21 апреля 2015 года.
- , с. 28.
- ↑ , с. 107.
- , с. 170.
- ↑ , с. 398.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 24 августа 2019. 12 июля 2016 года.
- , с. 208—209.
- ↑ , с. 209.
- , с. 106.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 24 августа 2019. 21 апреля 2015 года.
- , с. 176—177.
- , с. 275.
- ↑ , с. 185.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 31 августа 2019. 19 апреля 2015 года.
- , с. 125.
- , с. 126.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 2 октября 2019. 26 сентября 2019 года.
- , с. 8.
- , с. 8—9.
- (HTML). catalog-marok.ru. Дата обращения: 2 октября 2019. 2 октября 2019 года.
- , с. 84—85.
- , с. 87.
- , с. 228.
Литература
- Иванов Л. И. В родных местах // Новый мир . — 1963. — № 3 . — С. 174—200 .
- Карлсен Г., Кочик О. Я. , Виктурина М. П. Особенности техники живописи Левитана // Художник . — 1963. — № 3 . — С. 30—34 .
- Кац Л. И. Художники в Удомельском крае. — Калинин : Московский рабочий , 1983. — 144 с.
- Левитан И. И. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов . — М. : Искусство , 1956. — 335 с.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М. : Искусство , 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484 .
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М. : Белый город , 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6 .
- Михеев В. М. // Артист . — 1894. — № 37 (кн. 5) . — С. 121—133 .
- Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб. : Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8 .
- Петров В. А. Исаак Левитан. — М. : Белый город , 2000. — (Мастера живописи). — ISBN 5-7793-0250-2 .
- Подушков Д. Л. . — Тверь : СФК-офис, 2009. — 416 с. — ISBN 9785915040082 .
- Подушков Д. Л. // Левитановские чтения. Материалы научно-практической конференции (3—4 октября 2011 года) / И. В. Доступова . — Плёс : Плёсский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, 2014. — С. 116—126 . — ISBN 9785897292141 .
- Пророкова С. А. Левитан. — М. : Молодая гвардия , 1960. — 240 с. — ( Жизнь замечательных людей ).
- Прытков В. А. Исаак Ильич Левитан. К 100-летию со дня рождения. — М. : Советский художник , 1960. — 70 с.
- Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М. : Искусство , 1989. — 430 с.
- Сизов В. И. XXII Передвижная выставка Товарищества передвижных художественных выставок // Русские ведомости . — 1894. — № 110 (23 апреля) . — С. 3—4 .
- Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М. : Искусство , 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М. : Искусство , 1966. — 403 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Картина И. Левитана «Озеро» // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М. : Искусство , 1975. — С. 574—588. — 739 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Русский пейзаж XVIII — начала XX века. — М. : Советский художник , 1986. — 304 с.
- Харитонова Н. С. . — М. : ВГИК , 2018. — 162 с. — ISBN 978-5-87149-239-0 .
- Чижмак М. С. // Третьяковская галерея . — 2010. — № 3 . — С. 58—71 .
- Чуйко В. В. На выставке у передвижников // Всемирная иллюстрация . — 1894. — Т. 51 , № 1314 . — С. 230 .
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
- Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов . — М. : Искусство , 1966. — 240 с.
- Мастера советского искусства о пейзаже / Е. И. Боданова . — М. : Издательство Академии художеств СССР, 1963. — 152 с.
- Товарищество передвижных художественных выставок. Письма, документы. 1869—1899 / В. В. Андреева , М. В. Астафьева , С. Н. Гольдштейн , Н. Л. Приймак . — М. : Искусство , 1987. — 668 с.
- / В. А. Ламин . — Новосибирск : Новосибирское книжное издательство, 2003. — 1072 с. — ISBN 5-7620-0968-8 .
Ссылки
- в базе данных Третьяковской галереи
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 24 августа 2019. 28 сентября 2016 года.
- (HTML). isaak-levitan.ru. Дата обращения: 24 августа 2019. 8 ноября 2016 года.
- (HTML). www.rodon.org. Дата обращения: 24 августа 2019. 19 апреля 2019 года.
- (HTML). Радио « Эхо Москвы » — echo.msk.ru (1 февраля 2009). Дата обращения: 22 сентября 2019. 2 февраля 2009 года.
- (HTML). Телеканал « Культура » — tvkultura.ru. Дата обращения: 28 сентября 2019.
- 2021-09-23
- 1