Interested Article - Озеро (картина Левитана)
- 2020-02-12
- 1
«Озеро» — картина русского художника Исаака Левитана (1860—1900), над которой он работал в 1899—1900 годах. Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( инв. Ж-4262). Размер — 149 × 208 см . Также употребляются другие названия — «Озеро. Русь» и «Солнечный день. Озеро» .
Картина «Озеро» — последнее крупное произведение Левитана . Художник писал её незадолго до своей смерти, и она осталась неоконченной. Тем не менее это полотно считается главным произведением позднего Левитана, « лебединой песнью » художника . Впервые эта картина, под названием «Солнечный день», была выставлена на посмертной выставке Левитана, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году .
Полотно «Озеро» является одним из трёх самых больших по размеру произведений художника — наряду с картинами « У омута » (1892) и « Над вечным покоем » (1894), перекликаясь с последней по сюжету . При его написании Левитан использовал большое количество этюдов и эскизов , включая большой отработанный эскиз, находящийся в Нижегородском государственном художественном музее , и малый предварительный вариант картины , хранящийся в Государственной Третьяковской галерее .
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил полотно «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что оно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы» . По словам искусствоведа Михаила Алпатова , в картине «Озеро» Левитану удалось дать «собирательный образ своей родины» — в ней можно увидеть «и прошлое Руси, и её настоящее, и природу, и человека»; в этом произведении «слились воедино и личные переживания художника, и сама праздничная красота мира» .
История
Предшествующие события и работа над картиной
Сюжет озера интересовал Левитана с начала 1890-х годов. В 1893 году он написал относительно большую по размеру картину «На озере» (холст, масло, 109 × 163 см , Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева ) . В 1894 году Левитан закончил картину « Над вечным покоем » (холст, масло, 150 × 206 см , ГТГ ) , на которой изобразил широкое водное пространство, хотя было не вполне понятно, озеро это или река (над этим полотном художник работал на озере Удомля близ Вышнего Волочка ) . Тема озера присутствует в ряде произведений, которые он написал по итогам своего пребывания у озера Комо в северной Италии , включая картину «Озеро Комо» (холст, масло, 1895, 96 × 128 см , ГРМ ) . Также в этой связи упоминаются пастель 1895 года под названием «Хмурый день» (48 × 62 см , ГРМ ) и картина «Лесное озеро» (холст, масло, 1890-е, 48 × 80 см , Ростовский областной музей изобразительных искусств ) .
Летом 1898 года Левитан жил в имении Богородское, расположенном в Клинском уезде Московской губернии , недалеко от железнодорожной станции Подсолнечное (ныне — в черте города Солнечногорск ), на берегу озера Сенеж . Имение принадлежало семье Олениных — Владимиру Александровичу (правнуку Алексея Оленина — государственного секретаря и президента Академии художеств ) и его жене Елизавете Дмитриевне, урождённой Скарятиной . В письме к писателю Антону Чехову от 23 июня 1898 года Левитан сообщал: «Живу я здесь в великолеп[ном] месте: на берегу очень высоко[го] громадного озера, кругом меня леса, а в озере кишит рыба…» . Аналогичное описание можно найти в письме Левитана к художнице от 5 июля 1898 года: «Живу я в очень милом месте: озеро большое, горы, лес, полная тишина, даже слишком (впрочем, скоро нарушится всё это — приедут владельцы, Оленины), но всё-таки очень хорошо здесь» .
В Богородском Левитан написал ряд пейзажей, среди которых, в частности, была картина «Озеро. Весна» (холст, масло, 1898, 91 × 59 см , Пензенская областная картинная галерея имени К. А. Савицкого ), которую исследователи творчества художника рассматривают как одно из подготовительных произведений для будущей картины «Озеро» . Впоследствии, признавая сложный и синтетический характер образа, представленного Левитаном на полотне «Озеро», и сочинённость изображённого на нём пейзажа, искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов писал, что этот пейзаж «кажется гораздо более натурным», чем в картине «Над вечным покоем». По его словам, в картине «Озеро» Левитан «бессознательно воспроизводил <…> некое пережитое зрительное представление», которым могло явиться «то общее переживание, которое он получил летом 1898 года на озере Сенеж» .
С сентября 1898 года Левитан преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ), где возглавлял пейзажный класс . По воспоминаниям одного из учеников Левитана, художника , в начале 1899 года он дал им задание: написать иллюстрацию к стихотворению Александра Пушкина «Туча» («Последняя туча рассеянной бури! Одна ты несёшься по ясной глазури…») . В том же году, при подготовке к ученической выставке, Левитан показал Липкину большой эскиз, выполненный для картины «Озеро», отметив, что он относится к той же теме, по которой он дал задание. По воспоминаниям Липкина, Левитан сказал ему: «Я давно работаю над этой темой, хотел назвать эту вещь „Русью“, только, пожалуй, немного претенциозно, лучше попроще как-нибудь» . Литературовед Андрей Турков писал, что замысел Левитана был, возможно, в какой-то мере связан с его работой над иллюстрированием собрания сочинений Пушкина, издание которого к 100-летию со дня рождения поэта готовил Пётр Кончаловский . В то же время Алексей Фёдоров-Давыдов не соглашался с утверждением Липкина о том, что левитановский эскиз был тематически связан с пушкинской «Тучей». Он писал, что «образ картины ни в коей мере не напоминает это стихотворение», поскольку художник изобразил не тучу, не состояние природы после грозы, а светлые облака. Пейзаж, по выражению Фёдорова-Давыдова, «менее всего иллюстративен», и он «смотрится как реальная натура прежде всего» .
В конце апреля 1899 года Левитан уехал в деревню Окуловка Крестецкого уезда Новгородской губернии , где провёл остаток весны и бо́льшую часть лета. Там им были созданы картины «Сумерки. Луна», « Сумерки. Стога », «Летний вечер», «Сумрачно» и другие. Левитан также продолжал работу над подготовительными этюдами для будущего полотна «Озеро». В августе 1899 года художник вернулся в Москву .
Над окончательным вариантом картины «Озеро» Левитан работал в Москве, в доме-мастерской в Большом Трёхсвятительском переулке , выделенном ему в 1889 году предпринимателем и меценатом Сергеем Морозовым . В начале февраля 1900 года художника навестил учёный-естествоиспытатель Климент Тимирязев , который пришёл с женой и сыном. В мастерской Тимирязев увидел множество неоконченных полотен, среди которых была большая картина «Озеро». Учёному особенно понравился этюд к этой картине, который выделялся «богатой, радужной гаммой красок» . Левитан работал над полотном «Озеро» до первых чисел мая . В начале мая 1900 года, навещая в Химках студентов своего пейзажного класса, работавших там на пленэре на снятой для них даче, Левитан простудился, что привело к тяжёлому осложнению болезни сердца. Художник возвратился в Москву, но излечиться ему не удалось — он скончался 22 июля (4 августа) 1900 года. После его смерти в мастерской осталось около 40 неоконченных картин (включая «Озеро»), а также около трёх сотен этюдов .
Посмертная выставка и последующие события
Впервые картина «Озеро», под названием «Солнечный день», была выставлена на посмертной выставке Левитана, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году . На экспозиции, первая часть которой проходила в залах Императорской Академии художеств , а вторая — в помещении Московского общества любителей художеств , было представлено более 140 картин и множество этюдов . Прямо с выставки полотно было приобретено у Адольфа (Авеля) Левитана (брата художника) для Русского музея императора Александра III (ныне — Государственный Русский музей ). На обратной стороне холста сохранилась запись: «Левитан № 27 „Солнечный день“ 2200 руб.» . Репродукция картины, под названием «Озеро», была помещена в журнале « Мир искусства » ( № 1 за 1901 год) .
Впоследствии картина «Озеро» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на персональных выставках Левитана, состоявшихся в 1938 году в Государственной Третьяковской галерее и в 1939 году в Государственном Русском музее в Ленинграде , а также на юбилейной, посвящённой 100-летию со дня рождения художника выставке, проходившей в 1960—1961 годах в Москве, Ленинграде и Киеве (картина принимала участие только в ленинградской части выставки, вне каталога) . Она также входила в число экспонатов юбилейных выставок к 150-летию со дня рождения Левитана, проходивших в корпусе Бенуа Государственного Русского музея (с апреля по июль 2010 года) и в Новой Третьяковке на Крымском Валу (с октября 2010 года по март 2011 года) . Во время юбилейной выставки Левитана, проходившей в 2010—2011 годах в Москве, был проведён социологический опрос посетителей экспозиции. Согласно результатам этого опроса, среди десяти наиболее понравившихся зрителям произведений художника оказались только два полотна из Русского музея — «Заросший пруд» (7-е место) и «Озеро» (10-е место); остальные восемь картин из первой десятки входят в собрание Третьяковской галереи .
По рассказам современников Левитана, уже через десять лет после смерти художника картина «Озеро» «потемнела, местами пожухла и в большой мере утратила изначальные осиянность и яркость» . Впоследствии полотно неоднократно реставрировалось — в частности, перед персональной выставкой Левитана 1938 года, проходившей в Москве , а также в 1958 году, когда работу по восстановлению картины проводил ведущий реставратор Государственного Русского музея . В настоящее время картина «Озеро» выставляется в зале № 40 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Исаака Левитана, среди которых «Золотая осень. Слободка», «Лунная ночь. Деревня» и «Тишина» .
Описание
Композиция картины «Озеро» построена по трём планам. На первом, затенённом плане находятся камыши и водная рябь, на которую нашла тень от облака. На втором плане изображено освещённое солнцем водное пространство большого озера. Наконец, на третьем, самом дальнем плане находятся возвышенные берега с полями, пашнями, рощами, а также селениями с их домами и церквами . По голубому небу плывут облака, которые отражаются в озёрной воде. У верхнего края полотна изображено большое тёмное облако, которое соединяется с крупным белым облаком, находящимся справа от него .
По сравнению с первоначальным эскизом, где небо воспринималось в качестве фона, в окончательном варианте оно играет более заметную роль — многочисленные облака словно выплывают из-за горизонта, как будто бы догоняя друг друга; таким образом, возникает ощущение, что они движутся на зрителя и даже выходят за пределы полотна. По словам Алексея Фёдорова-Давыдова, «тема облаков с их движением, тенями от них и отражениями начинает занимать в общем строе пейзажа существенное, если не равноправное с изображением покрытых полями и оживлённых постройками берегов и глади озера место»; эта тема является немаловажной частью пейзажного образа и «средством его выразительности» . Облака, а также другие находящиеся на первом плане предметы (камыши и водная рябь с отражениями), играющие роль «обрамления», даны фрагментарно и обрезаны краем полотна: «этот импрессионистический приём создаёт впечатление продолжения картины за пределами рамы» .
Искусствоведы отмечали синтетичность изображённого на картине пейзажа, которая проявляется не только в том, что он был «сочинён» из нескольких натурных этюдов, но и в «собирательном, обобщающем характере самого образа, его идейной синтетичности», в том, что он представляет образ целой страны, — именно поэтому Левитан изначально хотел назвать его «Русью» . Более того, в какой-то мере синтезированным оказалось и состояние природы: с одной стороны, жёлтый цвет листвы деревьев и сжатых полей указывает на то, что дело происходит осенью, а с другой — освещение и облака выглядят совсем по-летнему. Возможно, художник намеренно выбрал день « бабьего лета », когда «торжественность осени сохраняет ещё очарование лета» .
Основу цветовой гаммы картины составляют сине-голубые, коричнево-зелёные, жёлтые и фиолетовые тона. В целом художник старался использовать яркие и чистые цвета, при этом даже белые облака были написаны им в разных тонах — желтоватых в освещённых местах и фиолетовых в затенённых. Для изображения полей и лугов используются жёлто-коричневые и зелёные цвета, листва деревьев написана в оранжево-коричневых тонах, в селениях на противоположном берегу озера видны красно-коричневые дома, выделяются белые пятна церквей. Для изображения воды используется голубой цвет с синей рябью и разноцветными отражениями. Левитан много раз переписывал воду с рябью на переднем плане, то добавляя, то убирая кувшинки . При детальном рассмотрении можно увидеть, что кажущиеся чисто декоративными целостные цветовые зоны разработаны с тонкими переходами и нюансами .
Картина «Озеро» написана большими, широкими мазками, которые подчёркивают весомость и материальную ощутимость изображённого . Наиболее массивно и корпусно исполнены освещённые солнцем облака и белая церковь. При работе над полотном художник использовал сложную технику, включавшую в себя неоднократные корпусные прописки и лессировки . В частности, для передачи беспокойной ряби воды на светло-голубой подготовительный слой наносились повторные прописки различных оттенков синего, фиолетового, серо-зелёного и розового цветов. В некоторых местах (в частности, при изображении камышей) повторные прописки по рельефному корпусному слою, без его предварительной счистки, вызвали некоторую сбивчивость фактуры, а перегрузка красочного слоя привела к потере эластичности. Кроме этого, более поздние прописки не получили достаточной связи с нижними слоями. Впоследствии это привело к образованию кракелюров и осыпанию повторных прописок, для устранения которых потребовались реставрационные работы .
Этюды, эскизы и варианты
В Государственной Третьяковской галерее хранятся три этюда для картины «Озеро» — «Ветреный день» (бумага на холсте, масло, 1898—1899, 14 × 18 см , инв. 5341, поступил в 1917 году из собрания семьи М. А. Морозова и М. К. Морозовой ) , «Последние лучи. Озеро» (бумага на картоне, масло, 17,6 × 26,2 см , инв. 9117, поступил в 1927 году через Государственный музейный фонд из Государственного музея нового западного искусства ; до этого был в собрании И. А. Морозова ) и «Ясный осенний день» (дерево, масло, 12,5 × 27,3 см , инв. Ж-123 , приобретён в 1961 году у московского коллекционера А. В. Гордона , до этого был в собрании Н. А. Соколова ) .
Этюды для картины «Озеро»
В Вятском художественном музее имени В. М. и А. М. Васнецовых хранится этюд «Озеро. Ветреный день» (картон, масло, 1898—1899, 11,3 × 17 см , инв. Ж-167 ), а в Государственном художественном музее Алтайского края — этюд «Облака» (холст на картоне, масло, 1890-е, 21,5 × 31,2 см , инв. Ж-1324 ; по другим данным — 1899, 21 × 31,5 см ).
Кроме этого, в каталоге юбилейной левитановской выставки 1960 года среди подготовительных работ для картины «Озеро», датированных 1898—1899 годами, были указаны ещё два этюда: «Осень. Река» (холст, масло, 32 × 46,5 см , собрание Т. В. Гельцер , ранее был в собраниях Е. В. Гельцер и А. Н. Ляпунова ) и «Озеро» (бумага на картоне, масло, 15 × 22,5 см , ГРМ , ранее был в собрании Н. Балашова ) . Составители более позднего каталога Русского музея полагают, что этюд «Озеро» был исполнен не для одноимённого полотна, а для картины «Серый день» (1890-е, Музей-квартира И. И. Бродского , Санкт-Петербург) .
В собрании Нижегородского государственного художественного музея находится одноимённый эскиз картины «Озеро» (холст, масло, 48,6 × 69,7 см или 48,8 × 69,7 см , инв. Ж-1157 ). Эскиз поступил в музей в 1954 году из Министерства культуры РСФСР . В разных источниках он датируется 1898-м , 1899-м или 1898—1899 годами .
Эскиз и этюды для картины «Озеро»
В Государственной Третьяковской галерее хранится первый вариант картины «Озеро» (холст, масло, 1898—1899, 27 × 36,5 см , инв. Ж-552). Как и сама картина, он экспонировался на посмертной выставке художника, проходившей в Санкт-Петербурге и Москве в 1901 году. После этого он побывал в коллекциях И. И. Трояновского , К. И. Трояновской , В. Н. Виноградова и О. Ф. Виноградовой , а в 1968 году был приобретён Третьяковской галереей .
Отзывы
Искусствовед Алексей Фёдоров-Давыдов относил картину «Озеро» к «замечательным творениям Левитана» и писал, что это полотно производит на зрителей «непосредственно большое и сильное впечатление, как могучая и прекрасная картина русской природы». По словам Фёдорова-Давыдова, в этом полотне — « лебединой песне » Левитана — художник «вновь утвердил те идеалы, которыми было проникнуто его искусство, и оставил его как завещание, вместе с теми новыми художественными проблемами, над решением которых его настигла смерть» . Отмечая, что Левитану удалось придать сочинённому пейзажу кажущееся единство, Фёдоров-Давыдов писал, что при этом художник не сумел полностью преодолеть его перегруженность и не смог до конца связать друг с другом «все сложные и противоречивые моменты и средства решения своей картины» .
По мнению искусствоведа Михаила Алпатова , в картине «Озеро» живописное мастерство Левитана «выглядит исключительно зрелым и окрепшим» . В отличие от более раннего полотна « Над вечным покоем », в котором грандиозность природы вызывает ощущение слабости человека, «Озеро» воспринимается как «настоящая песнь радостной, торжествующей, праздничной природы». По словам Алпатова, в полотне «Озеро» Левитану удалось дать «собирательный образ своей родины» — в нём можно увидеть «и прошлое Руси, и её настоящее, и природу, и человека»; в этом произведении «слились воедино и личные переживания художника, и сама праздничная красота мира» .
Искусствовед называл полотно «Озеро» главным произведением позднего Левитана и отмечал, что в нём художник добивался «монументального лиризма образа», пытаясь соединить «почти импрессионистическую непосредственность свежести и яркости солнечного дня» и декоративно-монументальное начало, которое связывает эту картину с традициями старинной фресковой живописи . Соглашаясь с Алпатовым, Петров писал, что «Озеро» можно рассматривать в качестве « антиномической пары » по отношению к картине «Над вечным покоем», поскольку в нём слышится не траурная, а «торжественно-мажорная музыка природы» .
В начале 2000-х годов искусствовед писала, что за столетие, минувшее со времени создания картины «Озеро», она не потеряла «своей высокой художественности и эстетической действенности». Мальцева отмечала, что, несмотря на некоторую живописную незавершённость левитановского пейзажа, он «сам собой ещё больше закрепляет за созданным образом предполагавшееся художником второе, более расширительное название» (имеется в виду альтернативное название «Русь»). По словам Мальцевой, «наличие в творчестве Левитана такого мажорного произведения закономерно», поскольку «оно органично сливается со многими его пейзажами последнего периода» .
Искусствовед Виталий Манин отмечал, что в последней незавершённой картине Левитана «Озеро. Русь» «с очевидностью проявились живописные поиски художника, открывающие искусство нового века ». По словам Манина, в основу нового метода осмысления мира легло «желание уловить мгновенное состояние атмосферы, переменчивость красок, подвижность воздуха и вместе с тем эскизная манера фиксации чувств и переживаний», при этом «былой масштаб мышления уступил место чуткому вслушиванию в жизнь природы, стремлению уловить её „психическое состояние“». Отмечая динамичность мазка и необычайную яркость красок, Манин писал, что «Озеро» «обогащает живопись взволнованной впечатлительностью вибрации цвета» и знаменует собой переход от былого покоя левитановских картин к живому движению .
По словам искусствоведа , полотну «Озеро» свойственны «поиски эпического начала при почти импрессионистической свежести восприятия натуры и исполнения». Круглов писал, что эта картина, несмотря на её неоконченность, производит цельное впечатление, является одной из вершин творчества Левитана и по праву считается «шедевром отечественной пейзажной живописи» .
Художник Константин Юон писал, что картина «Озеро», так же как и « Март » и « Свежий ветер. Волга », относится к произведениям Левитана, наполненным «радостью и счастливым ощущением жизни» .
См. также
Комментарии
- Для датировки событий, происходивших в Российской империи, используется юлианский календарь («старый стиль»).
Примечания
- , с. 179.
- ↑ , с. 106.
- , с. 228.
- ↑ , с. 13.
- , с. 11.
- , с. 313.
- , с. 574.
- , с. 293.
- ↑ , с. 40.
- , с. 296.
- , с. 575—576.
- , с. 294.
- , с. 575.
- ↑ , с. 369.
- ↑ , с. 314.
- ↑ , с. 28—29.
- ↑ , с. 576.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 15 апреля 2018. 15 апреля 2018 года.
- ↑ , с. 360—361.
- , с. 178.
- , с. 104.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 15 апреля 2018. 11 июля 2016 года.
- ↑ , с. 313.
- , с. 69.
- , с. 52.
- , с. 87.
- , с. 88.
- , с. 70.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 12 апреля 2018. 12 апреля 2018 года.
- , с. 297.
- , с. 235.
- ↑ , с. 218—219.
- , с. 148—149.
- , с. 149.
- , с. 391.
- , с. 63—64.
- , с. 69—70.
- , с. 41.
- , с. 218.
- , с. 153.
- ↑ , с. 67.
- , с. 71.
- , с. 222.
- // Мир искусства . — 1901. — Т. 5 , № 1 . — С. 21 .
- ↑ , с. 129.
- ↑ , с. 262.
- О. Лузина. (HTML). Фонтанка.ру — www.fontanka.ru (30 апреля 2010). Дата обращения: 18 августа 2021. 2 апреля 2018 года.
- (HTML). Музеи России — www.museum.ru. Дата обращения: 6 августа 2021. 4 мая 2017 года.
- , с. 616.
- ↑ , с. 107.
- , с. 62.
- , с. 272.
- , с. 68.
- (HTML). Отдел реставрации музейных ценностей ГРМ — restoration.rusmuseum.ru. Дата обращения: 3 апреля 2018. 29 декабря 2018 года.
- (HTML). Виртуальный тур по Русскому музею — virtual.rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 1 апреля 2018. 9 ноября 2017 года.
- , с. 580.
- ↑ , с. 308.
- , с. 138.
- ↑ , с. 308—309.
- , с. 42—43.
- , с. 311.
- , с. 139.
- , с. 312.
- , с. 261.
- , с. 368.
- (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021. 22 июня 2019 года.
- (HTML). Государственный художественный музей Алтайского края — ghmak.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021. 1 декабря 2021 года.
- , с. 37.
- , с. 66.
- , с. 105—106.
- ↑ , с. 8.
- ↑ .
- ↑ (HTML). Государственный каталог Музейного фонда Российской Федерации — goskatalog.ru. Дата обращения: 1 декабря 2021. 22 июня 2019 года.
- , с. 13.
- , с. 82.
- , с. 313.
- , с. 27—28.
- , с. 46.
- Каталог почтовых марок СССР / М. И. Спивак. — М. : Центральное филателистическое агентство «Союзпечать» Министерства связи СССР , 1983. — Т. 1 (1918—1969). — С. 457. — 512 с.
- , с. 41.
- , с. 303.
- , с. 17.
- , с. 196.
Литература
- Алпатов М. В. Левитан. — М. : Искусство , 1945. — 32 с. — (Массовая библиотека).
- Захаренкова Л. И. // Третьяковские чтения 2009. — М. : Экспресс 24 , 2010. — С. 219—225 . — ISBN 978-5-89580-105-5 .
- Иовлева Л. И. // Третьяковская галерея . — 2010. — № 3 . — С. 4—13 .
- Круглов В. Ф. Исаак Левитан. — М. : , 2001. — 50 с. — (Золотая галерея русской живописи). — ISBN 5-88896-051-9 .
- Лужецкая А. Н. Техника масляной живописи русских мастеров с XVIII по начало XX века. — М. : Искусство , 1965. — 290 с.
- Мальцева Ф. С. Мастера русского пейзажа. Вторая половина XIX века. Часть 4. — М. : Искусство , 2002. — 84 с. — ISBN 9785210013484 .
- Манин В. С. Русский пейзаж. — М. : Белый город , 2001. — 632 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0293-6 .
- Манин В. С. Русская пейзажная живопись. Конец XVIII — XIX век. — СПб. : Аврора , 2012. — 344 с. — ISBN 978-5-7300-0847-2 .
- Молчанов Б. Н. Картинная галерея им. К. А. Савицкого. Путеводитель. — Пенза: Приволжское книжное издательство (Пензенское отделение), 1979. — 110 с.
- Петров В. А. Исаак Ильич Левитан. — СПб. : Художник России, 1992. — 200 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0212-8 .
- Петров В. А. Исаак Левитан. — М. : Белый город, 2000. — ISBN 5-7793-0250-2 .
- Петрунина Л. Я. // Третьяковские чтения 2010—2011. — М. : Инико, 2012. — С. 606—618 . — ISBN 978-5-89580-106-2 .
- Пилипенко В. Н. Пейзажная живопись. — СПб. : Художник России, 1994. — 208 с. — (Русские живописцы XIX века). — ISBN 5-7370-0315-9 .
- Пророкова С. А. Левитан. — М. : Молодая гвардия , 1960. — 240 с. — (Жизнь замечательных людей).
- Прытков В. А. Исаак Ильич Левитан. К 100-летию со дня рождения. — М. : Советский художник , 1960. — 70 с.
- Рогинская Ф. С. Товарищество передвижных художественных выставок. — М. : Искусство , 1989. — 430 с.
- Турков А. М. Исаак Ильич Левитан. — М. : Искусство , 1974. — 160 с. — (Жизнь в искусстве).
- Фёдоров-Давыдов А. А. Исаак Ильич Левитан. Жизнь и творчество. — М. : Искусство , 1966. — 403 с.
- Фёдоров-Давыдов А. А. Картина И. Левитана «Озеро» // Русское и советское искусство. Статьи и очерки. — М. : Искусство , 1975. — С. 574—588. — 739 с.
- Филиппов В. А. Импрессионизм в русской живописи. — М. : Белый город , 2003. — 320 с. — ISBN 5-7793-0577-3 .
- Царёва Н. С. // Культура Алтайского края. — 2020. — № 3 . — С. 36—39 .
- Чижмак М. С. // Третьяковская галерея . — 2010. — № 3 . — С. 58—71 .
- Чурак Г. С. // Наше наследие . — 2010. — № 95 . — С. 30—43 .
- Горьковский государственный художественный музей / П. П. Балакин . — Л. : Художник РСФСР , 1986. — 192 с.
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Красная площадь, 2001. — Т. 4: Живопись второй половины XIX века, книга 1, А—М. — 528 с. — ISBN 5-900743-56-X .
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Ленинград: Аврора и Искусство , 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / Г. Н. Голдовский , В. А. Леняшин . — СПб. : Palace Editions, 2016. — Т. 6: Живопись второй половины XIX века (К—М). — 176 с. — ISBN 978-5-93332-565-9 .
- Государственный Русский музей — Из истории музея / И. Н. Карасик , Е. Н. Петрова . — СПб. : ГРМ , 1995. — 312 с. — ISBN 5-900872-04-1 .
- Исаак Ильич Левитан. Письма, документы, воспоминания / А. А. Фёдоров-Давыдов . — М. : Искусство , 1956. — 335 с.
- Исаак Ильич Левитан. Каталог выставки к столетию со дня рождения (1860—1960) / С. Н. Гольдштейн , Н. Ю. Зограф , Л. И. Иовлева . — М. : Издательство Академии художеств СССР, 1960. — 114 с.
- Исаак Ильич Левитан. Документы, материалы, библиография / А. А. Фёдоров-Давыдов . — М. : Искусство , 1966. — 240 с.
- Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник — 2003 / Т. Б. Князевская , В. И. Васильев . — М. : Наука , 2004. — 648 с. — ISBN 5-02-032662-3 .
- Художники народов СССР. Библиографический словарь / Т. Н. Горина . — М. : Искусство , 1972. — Т. 2 (Бойченко — Геонджиан).
Ссылки
- (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 8 ноября 2017. 7 ноября 2017 года.
- (HTML). Виртуальный тур по Русскому музею — virtual.rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 8 ноября 2017. 9 ноября 2017 года.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 15 апреля 2018. 28 сентября 2016 года.
- (HTML). isaak-levitan.ru. Дата обращения: 15 апреля 2018. 28 сентября 2012 года.
- А. А. Фёдоров-Давыдов . (HTML). isaak-levitan.ru. Дата обращения: 16 марта 2018. 28 сентября 2012 года.
- (HTML). www.rodon.org. Дата обращения: 13 апреля 2018. 28 сентября 2012 года.
- 2020-02-12
- 1