Палеография
- 1 year ago
- 0
- 0
Армя́нская палеогра́фия — раздел палеографии , изучающий историю эволюции форм армянского письма и его начертания. Данное понятие включает также описание развития армянского письма .
Армянский алфавит был создан в 405 году в городах Эдесса и Самосата учёным-монахом Месропом Маштоцем . Как и в случае других письменных систем мира, на протяжении более 1600 лет графическое начертание армянских букв претерпело некоторые изменения . Основные 4 графические формы армянского письма Средних веков — еркатагир, болоргир, нотргир и шхагир . Из них, первый является маюскульной формой, остальные три — минускульной формой начертания букв . Наиболее распространёнными были формы еркатагир и болоргир . В пределах каждого из этих видов возможны определённые вариации .
По мнению некоторых исследователей, истоки классификации рукописных шрифтов необходимо искать в самых ранних дискуссиях по искусству письма, которые обнаруживаются в первых армянских работах по грамматике. В конце V века грекофильской школой было переведено на армянский язык «Грамматическое искусство» Дионисия Фракийского . Существуют целый ряд средневековых армянских комментариев, которые рассматривают эту грамматику и грамматику в целом. Их авторы — жившие в VI—XI веках Давид Анахт , Аноним, Мовсес Кертог , Степанос Сюнеци , Амам Аревелци и Григор Магистрос . Шестой раздел работы Дионисия озаглавлен «Письмена». Все армянские комментаторы также посвящали этот раздел буквам алфавита под заглавием «О письменах» ( арм. Յաղագս տառի ). Размер этих разделов варьируется от одной до шести страниц, однако все они рассматривали фонетические и другие аспекты 36 букв армянского алфавита. Только в комментарии Амама дается краткое воображаемое описание каждого из армянских письмён. Наиболее крупными среди поздних армянских авторов занимавшихся грамматикой, были писавшие в XIII веке Вардан Аревелци и Ованес Ерзнкаци .
Более поздние исследователи армянского алфавита, — Ривола, Шрёдер и Аноним, находились, хотя и не всегда, под влиянием этого раздела грамматики Дионисия, а также его армянских переводчиков и комментаторов. Эти поздние авторы добавляли в стандартный перечень букв, вместе с их звучанием и значением, также краткие комментарии о различных шрифтах, которыми пишется армянский .
Палеографические вопросы, особенно касающиеся типов шрифта, возможно, были рассмотрены во множествах работ, известных как руководства для писцов. Самый ранний из таких трудов появился в XII веке в Киликийской Армении, принадлежит Аристаксу Гричу и называется «Открытое изучение различных слов». Существует работа учёного XIII века Григора Скевраци «Наставление об искусстве писания». В XV веке Григор Татеваци , в свою очередь, написал комментарии к обеим авторам. Дифференцирование между различными видами армянского шрифта вероятно берёт начало именно с таких работ, а не в грамматиках. Уже к началу XVII века созданные на западных языках по западной научной модели грамматические труды посвящённые армянскому языку, содержат классификацию рукописных шрифтов .
Таблицы с изображением иноземных алфавитов были популярны в Европе уже в XVI веке, ещё до формирования палеографии как научной дисциплины на рубеже XVII—XVIII веков. Среди таких книг одно из самых ранних упоминаний об армянском алфавите есть в «Recueil d’anciennes écritures», составленной в 1566—1567 годах , секретарём короля Франции Карла IX . На 21-м листе этой работы имеется «Alphabet d’Armenye», который, по словам Хамона, он скопировал из коллекции в Фонтенбло . В 1623 году Sacra Congregatio de Propaganda Fide опубликовала краткий Alphabetum Armenum с плохо написанными армянскими подзаголовками. В этой маленькой брошюре, алфавитная таблица занимает 4 страницы, однако в ней нет упоминаний о типах шрифта .
В научной литературе названия армянских средневековых форм письма обнаруживаются еще в прото-палеографических дискуссиях . Так, в 1624 году в своей «Грамматике» армянского языка писал o трёх формах армянского письма: болоргире (Poluerchir, Orbicularis nempe littera), нотргире (Noderchir, idest, Notariorum littera) и еркатагире (Erghathachir, Ferrea … littera). Научные дискуссии о типах армянских письмён продолжились и в период возникновения палеографии как научной дисциплины на рубеже XVII—XVIII веков. В 1711 году Иоганн Шрёдер в разделе «De Orthographia» своего труда «Сокровищница армянского языка», рассмотрел палеографические вопросы. Шрёдер привёл таблицу разных форм армянского письма с комментариями на одной странице. В 1730 году анонимный автор подготовил грамматику армянского языка на французском, в которой также обнаруживается секция о стилях армянских письмён под заглавием «De l’orthographe». В 1823 году руководитель кафедры армянского языка Школы восточных языков в Париже в разделе «Des Lettres, des Syllables, et des Signes orthographiques» своей объёмной «Грамматики», передаёт общие данные о различных видах армянского письма и их использовании. Последний, сравнивал эволюцию армянского шрифта с различными типами шрифтов латиницы. Джрпетян впервые предложил периодизацию развития каждого из типов . Палеографические вопросы также рассмотрены в «Грамматике армянского языка» Месропа Тер-Арутюняна, изданной в 1826 году . Наиболее подробно рассматривает тему мхитарист Гукас Инчичян в 3-м томе своего «Археологического описания земли Армянской», изданном в 1835 году .
Однако как самостоятельная дисциплина армянская палеография сложилась с конца XIX века . Начало научного изучения армянской палеографии было заложено в 1898 году, когда А. Ташяном был составлен список армянских рукописей книгохранилища Венских мхитаристов и первое пособие по армянской палеографии . Поводом для его написания стало обнаружение в Египте греко-армянского папируса . В книге даётся описание средневековых видов письмён, история их названий, датировка, касающиеся палимпсестов вопросы и т. д. Классификация Ташяном армянских письмён сохранила свою научную ценность и сейчас . Незадолго до этого, в 1892 году, отдельные вопросы армянской палеографии были рассмотрены в труде «Армянские письмена» И. Арутюняна . Вопросы, касающиеся истории армянских букв и искусства рукописной книги, рассматриваются в книге Г. Овсепяна «Искусство письма у древних армян» (1913) . В этом альбоме- факсимиле представлены 143 образца армянского письма V—XVIII столетий, сделанные на мягком материале, камне или металле. Труд Овсепяна сохранил своё значение и поныне . В досоветское время были изданы лишь эти два специализированных труда, которые посвящены армянской палеографии .
Палеографии посвящён труд Рачии Ачаряна «Армянские письмена» (1928), в котором подробно анализируется история происхождения армянских букв и их графическое развитие. В своей книге Ачарян использовал труды Ташяна и Овсепяна . Определённую научную ценность представляет книга К. Кафадаряна «Первоначальные формы армянского письма» (1939). Теме происхождения армянских букв и их связи с арамейскими посвящена статья А. Периханяна «К вопросу о происхождении армянской письменности» . Серьёзный вклад в дело изучения истории и графической эволюции армянских письмён внёс А. Абрамян, издавший в 1959 году монографию «История армянского письма и письменности» . Последний рассматривает вопросы аббревиатуры, идеограммы , криптограммы и т. д. В 1987 году вышла «Армянская палеография» Степана Мелик-Бахшяна . Вопросами армянской палеографии занимались также Г. Левонян, Левон Хачерян , Э. Агаян и другие. Важным вкладом в изучение вопроса стало издание в 1960—1973 годах «Свода армянских надписей», состоящего из 4 томов.
В 2002 году в авторстве М. Стоуна, Д. Коюмджяна и Х. Лехмана был издан «Альбом армянской палеографии» . Труд был признан важным достижением в области арменистики .
Армянский язык использует оригинальный армянский алфавит. Алфавит был создан в 405 году учёным и священником Месропом Маштоцем , а его появление сталo важнейшей вехой на пути духовного развития армян . Изначально, он состоял из 36 букв: 7 из них передавали гласные звуки, а 29 — согласные. В этом составе знаки приводятся в дреанеармянском переводе «Грамматического искусства» Дионисия Фракийского , сделанном во второй половине V века . В таком же количестве и порядке они приведены в акростихах поэтов VII века Комитаса Ахцеци и Давтака Кертога . Алфавит совершенно точно передаёт фонемный строй армянского языка , фонетическая структура которого на протяжении более 1600 лет сохраняется почти без изменений . Исследователи, такие как Гюбшман , Мейе , Маркварт и другие, называют его «наиболее совершенным для своего времени фонетическим письмом» . В XI веке были добавлены лишь две буквы — Օ и Ֆ .
О происхождении армянской графики существуют различные теории . Были высказаны мнения о том, что при создании графики армянских букв, Маштоц принял в качестве основы (либо использовал) греческое , разновидности среднеперсидского или арамейского письма. Мюллер выводил происхождение армянской письменности от семитских народов и Авесты . Севак предполагал возможность южносемитского происхождения . Вслед за ним, Ольдерогге обнаружил сходство армянского и эфиопского письма . Согласно последнему, большинство учёных возводят алфавит Маштоца либо к пехлеви (среднеперсидскому), либо к арамейскому алфавитам . Среди таких специалистов — Маркварт, Юнкер и Петерс . Енсен считает неясной степень влияния этих графических образцов на армянское письмо . Гамкрелидзе считает буквы армянского письма результатом оригинального творчества его создателя «по определённому принципу», не исключая возможности использования доступных графических образцов различных систем письма . Муравьёв предполагает полную самостоятельность армянской графики .
1.Фрагмент
греко-армянского папируса
. Датируется V—VII веками
2. Фрагмент манускрипта V века |
Для выработки методологии описания эволюции армянского письма важное значение имеют наиболее ранние сохранившиеся его памятники. Древнейшим образцом армянского лапидарного письма (на камне) считается надпись феодала Сааке Камсаракана, высеченная на храме в Текоре — самое позднее, в 490 году , то есть всего через 50 лет после смерти Маштоца . Надпись не имеет чёткой датировки , но во второй строке в качестве основателя монастыря упоминается католикос Иоанн Мандакуни , который пребывал на этой должности в 478—490 годах . Среди ранних армянских надписей учёные выделяют также надпись из Двина VI века, и надпись из церкви Святой Рипсиме 618 года . Также, на Святой земле сохранилась недатированная армянская надпись V века и мозаика V—VI веков .
Наиболее ранние фрагментарные манускрипты на пергаменте относятся к V—VI векам . Древнейшие образцы армянского письма сохранились также в палимпсестах , среди которых, например, «Санасарское Евангелие», написанное на тексте V века . Не позже 640 года датируется греко-армянский папирус , найденный в Египте в конце XIX века. Папирус содержит греческий текст, написанный армянскими буквами. Самая ранняя сохранившаяся чётко датированная рукопись на армянском — « Евангелие царицы Млке », была создана в 862 году . Важное значение для армянской палеографии имеет также , переписанное в 887 году. Ранее этих Евангелий была написана недатированная « Евангелие Вехамор », которая исследователями обычно датируется VII—VIII веками, и предположительно является древнейшей сохранившейся полноценной армянской рукописью . Древнейшая армянская рукопись на бумаге относится к 981 году . Она написана письмом еркатагир и болоргир. Манускрипт примечателен и тем, что представляет собой самый ранний экземпляр болоргира .
Для изучения армянской палеографии также важны и другие находки, например, золотой перстень Сасанидской эпохи с геммой на древнеармянском. Надпись выгравирована округлым еркатагиром и датируется периодом V—VII веков .
Изначально писчим материалом служил пергамент , а папирус в Армении не применялся . В середине XX века насчитывалось около 24 000 (по современным данным более 30 000 ) армянских рукописей. Их научная каталогизация началась уже в XVIII веке . Большая часть армянских рукописей датирована . Как рукописи, так и лапидарные надписи, относящиеся к первым векам письменности, отличаются стабильностью в начертаниях знаков .
Важной палеографической проблемой является вопрос о том, какие именно формы букв использовал сам Месроп Маштоц. Большинство учёных считают, что Маштоц изобрёл и использовал шрифт, аналогичный форме, которая ныне именуется месроповским еркатагиром . Именно этот большой, вертикальный и округлённый маюскул встречается в ранних надписях. Считается, что из этой первоначальной формы еркатагира далее вышел прямолинейный еркатагир и разные вариации маюскула. В конечном счёте этот шрифт развился в болоргир, а со временем — в нотргир и шхагир . Таким образом, формы букв прошли определённые этапы развития . Сохранились рукописи со шрифтами переходного характера . В. Калцолари и М. Стоун предполагают, что первоначальная форма еркатагира должна была быть более скорописной и курсивной — как греческие и сирийские письмена того времени. Считается маловероятным, что для перевода Библии — задачи, которая заняла десятилетия, Маштоц и его ученики могли использовать трудоёмкую форму еркатагира .
Термин гир — « письмо » — встречается во всех 4 названиях форм армянских букв . В средневековых источниках упоминаются лишь 3 названия — еркатагир, болоргир и нотргир, тогда как шхагир — термин относительно новый .
Буква | еркатагир | болоргир | шхагир | нотргир | |
---|---|---|---|---|---|
округлый | прямолинейный | ||||
Ա | |||||
Բ | |||||
Գ | |||||
Դ | |||||
Ե | |||||
Զ | |||||
Է | |||||
Ը | |||||
Թ | |||||
Ժ | |||||
Ի | |||||
Լ | |||||
Խ | |||||
Ծ | |||||
Կ | |||||
Հ | |||||
Ձ | |||||
Ղ | |||||
Ճ | |||||
Մ | |||||
Յ | |||||
Ն | |||||
Շ | |||||
Ո | |||||
Չ | |||||
Պ | |||||
Ջ | |||||
Ռ | |||||
Ս | |||||
Վ | |||||
Տ | |||||
Ր | |||||
Ց | |||||
Ւ | |||||
Փ | |||||
Ք | |||||
Օ | |||||
Ֆ |
1.
, 887 год
. Округлый еркатагир
2. Четвероевангелие, XI—XII века. Прямолинейный еркатагир |
Еркатагир — древнейший из армянских шрифтов , известен с V века. Слово в переводе означает «железное письмо» . «Новый словарь древнеармянского языка» (1836) даёт для него значение « написанный железным стилосом » . По другой версии, название возникло из-за используемого в чернилах оксида железа . Более современные исследовали склонны связывать термин с железным долотом , которым вырезались письмена в каменных надписях . В истории армянской письменности он аналогичен раннелатинскому письму унциал и кириллическому уставу . Сам термин «еркатагир» впервые встречается в колофоне Евангелия, датируемом 911 годом . Согласно классификации, принятой в теории письма, еркатагир и его разновидности относятся к маюскульной группе шрифтов. Две основные формы древнеармянского маюскульного письма — это округлый и прямолинейный еркатагир .
Округлый еркатагир формируется соединением вертикальных осей и связывающих их дуг и углов при небольшом количестве горизонтальных прямолинейных элементов. Связи между буквами и словораздел отсутствуют. Округлый еркатагир употреблялся до XIII века, после чего использовался для заглавий . Уже Ачарян полагал, что это — наиболее ранний из двух видов . Такого же мнения Юзбашян . Стоун также поддержал эту версию . Рассел считает наиболее вероятным, что в V веке существовали оба вида . Округлый еркатагир называют также «собственно месроповским» .
Другая разновидность этого шрифта — «прямолинейный еркатагир». Как и «округлый», он удержался до XIII века. Наиболее ранние датированные памятники восходят к X столетию. Он называется также «средним еркатагиром» , «среднемесроповским» или полуунциал . В нём дугообразные или ломаные связи уступают место прямолинейным, он рисовался вертикально или с наклоном вправо .
Наряду с двумя основными видами маюскульного письма иногда выделяют также «мелкий еркатагир». Фактически — это уменьшенный в размерах прямолинейный еркатагир. Так как он не содержит конструктивных отличий, целесообразность выделения его в самостоятельный вид письма оспаривается .
Буквы писались между двумя воображаемыми параллельными линиями, а образующие элементы почти не выходили за пределы строки. Исключение составляли буквы Փ и Ք . С XIII века еркатагир применялся лишь при написании заглавных букв, заглавий или заглавных строк . На нём продолжали создаваться лапидарные надписи.
1. Фрагмент из рукописи «
Утешение при лихорадках
»
Мхитара Гераци , написанный в 1279 году, пример «киликийского болоргира» 2. Фрагмент из рукописи « Судебника » Мхитара Гоша , написанный в 1184 году, пример «восточного болоргира» |
Вопрос о том, существовал ли болоргир одновременно с еркатагиром в V веке или эволюционировал от последнего, в науке окончательно не решён . Идею одновременного существования еркатагира и болоргира предложил Овсепян — один из первых исследователей армянской палеографии, ещё в начале XX века . Санджян также полагает , что этот шрифт существовал уже с V столетия. Муравьёв не исключает возможность изначального существования одновременно с еркатагиром обычного курсивного скорописного письма, но, исходя из теоретических соображений, считает это маловероятным . Принято считать, что болоргир постепенно эволюционировал от еркатагира в результате стремления писцов экономить время и пергамент . из Гарвардского университета отмечает, что болоргир как разновидность шрифта начал зарождаться в V веке и что, вероятно, письмена Маштоца изначально были различными и универсальными .
Самая ранняя рукопись на нём встречается с X века , хотя в «Лазаревском Евангелии» 887 года уже обнаруживаются образцы болоргира . Вероятно, эта графическая форма возникла ещё раньше: некоторые буквы этой формы встречаются в греко-армянском папирусе VI—начала VII века, а также в ряде раннехристианских надписей того же периода . Таким образом, греко-армянский папирус становится важным звеном для изучения эволюции еркатагира в болоргир . Сам термин впервые зафиксирован в колофоне конца XII века . Болоргир являлся доминирующим типом письма с XIII по XVI век . С XVI века болоргир также лежит в основе наиболее распространённого армянского печатного шрифта . Западные исследователи начала XVII века предлагали латинские эквиваленты названию этого письма: Ф. Ривола и К. Галанус — orbicularis , И. Шрёдер — rotunda .
В своей графической форме он мало отличается от еркатагира и представляет его уменьшенную форму. Так, согласно Коюмджану лишь 16 из 36 армянских букв обнаруживают графические отличия между маюскульной и минускульной формами, притом в половине случаев эти отличия незначительны. Предполагаемое эволюционное развитие касается именно этих букв . Согласно различия между этими двумя типами шрифта незначительны или вообще отсутствуют, он выделяет лишь 9 букв, имеющих наиболее отличающиеся формы : Ա—ա, Ձ—ձ, Մ—մ, Յ—յ, Շ—շ, Չ—չ, Պ—պ, Ջ—ջ, Ց—ց. Подразделяется, по мнению большинства исследователей, на два вида — восточный и киликийский . Коюмджян отмечает также переходную форму . Киликийский болоргир более каноничный и изящной формы, восточный вариант близок прямолинейному еркатагиру . Болоргир относится к шрифтам «четырёхлинейного» характера . В таком графическом начертании «тело» буквы лежит на строке между двумя воображаемыми параллельными линиями, за пределы которых, ограниченных другой парой воображаемых линий сверху и снизу, вытягиваются вверх и вниз выносные элементы — дуги, хвосты, крюки, зигзаги и др. Как правило, буквы писались с наклоном вправо, хотя иногда встречается написание и с вертикальной осью. Уже в этом шрифте появляется определённая тенденция к связи. Изначально между группами слов, а позднее также отдельными словами, появляется дистанция . В отличие от ранее доминировавшего еркатагира, болоргир писали, а не рисовали .
Ряд специалистов переводит термин как «круглое письмо» , хотя болоргир образуется сочетанием почти исключительно прямолинейных элементов. На армянском слово «болор» означает не только «круглый» или «округлый», но имеет также значение «весь» или «целый», то есть «полный» .
1. Фрагмент
рукописи перевода
«Об истолковании» Аристотеля нотргиром
2. Фрагмент из средневековой рукописи шхагиром |
Шхагир лежит в основе современной скорописи . Санджян переводит этот термин как « наклонное письмо» . Коюмджян возражает против такой версии, переводя слово как «тонкий» . Шхагир встречается как прямой формы, так и с наклоном . Известен он уже с X—XI веков . Наиболее ранний его пример датируется 999 годом . Также обнаруживается схожесть между некоторыми формами шрифта греко-армянского папируса и шхагиром . Относительно широкое распространение он получил лишь с XVII—XVIII веков , употребляясь обычно в памятных записях . Он образуется сочетанием прямолинейных, ломаных и округлых элементов. Одно из графических отличий этого шрифта — все его элементы писались одной небольшой толщиной . Сам термин, по-видимому, появился в XVIII веке . Как правило, не подразделяется на виды .
Нотргир переводится как « нотариальное письмо» . Считается, что форма письма нотргир формировалась в XIII столетии , а самые древние из сохранившихся образцов относятся к XIV веку . Согласно Стоун, сам термин впервые зафиксирован в XV веке , однако большее распространение получил в XVI—XVIII веках, особенно среди армянской диаспоры , и впоследствии стал также популярным шрифтом в печати . Этот шрифт мельче болоргира и формируется соединением прямолинейных, округлых и волнистых элементов. Использованием скорописных форм нотргира достигалась экономия писчего материала. Он сочетает в себе элементы как болоргира, так и шхагира . Нотргиром писались в основном неофициальные тексты: колофоны рукописей, канцелярские документы и так далее . Как и шхагир, не подразделяется на виды .