Реджиналд Саути и скелеты
- 1 year ago
- 0
- 0
Роберт Саути ( англ. Robert Southey ; 12 августа 1774 года — 21 марта 1843 года) — английский поэт - романтик , представитель « озёрной школы ». В наше время известен главным образом сказкой « Три медведя ».
Роберт Саути родился 12 августа 1774 года в Бристоле . Учился в Вестминстерской школе и в Оксфорде , где познакомился с Кольриджем . В молодости увлекался идеями французской революции и написал драму « Уот Тайлер » в революционном духе.
Много путешествовал, жил в Испании и Португалии ; ему принадлежат переводы рыцарских романов (в частности, знаменитого « Амадиса Галльского », цикла о палмейринах и лучшего сочинения этой серии « Палмейрина Английского »), а многие его баллады написаны на сюжеты из истории и легенд этих стран, например, «Королева Урака и пять мучеников» ( Queen Orraca, and the Five Martyrs of Morocco , 1803).
Саути написал 5 больших описательных поэм — каждая на сюжет из мифологии разных народов: «Талаба-разрушитель» (1801), «Мэдок» (1805), «Проклятие Кехамы» (1810), «Родерик, последний из готов» (1814), «Видение суда» (1821).
«Родерик» — самое удачное из эпических произведение Саути, написанное на сюжет из борьбы христиан- вестготов с маврами. В этой поэме много страсти, движения; подъём патриотических чувств прекрасно изображен; стих очень художественный и мелодичный. В лирической поэзии Саути много страстности: он пламенно ненавидел Наполеона , написал, среди других официальных «стихотворений на случай», нежную поэму «На смерть принцессы Шарлотты» и много других маленьких стихотворений, идиллических и отчасти добродушно юмористических.
После того, как в 1803 году вышел дебютный сборник стихов 17-летнего Генри Кирка Уайта критика отнеслась к молодому поэту довольно сурово, но Саути сумел разглядеть в юноше талант и взял его под своё крыло. Их дружба продлилась до самой скоропостижной смерти Уайта в 1806 году .
В 1813 году был избран придворным поэтом-лауреатом ; после Саути это звание стало лишь почётным титулом первого поэта страны, но для него оно ещё было связано с обязанностью писать оды, посвящённые членам королевской семьи (в то время крайне непопулярной) по различным официозным поводам. Саути критиковался многими современниками (в частности, Байроном : в начале « Дон Жуана » и в сатирической поэме «Видение суда», созданной в ответ на одноимённое сочинение Саути) за сервилизм по отношению к монарху и к европейской реакции 1810—1820-х годов.
Саути ввёл в английский язык немало новых слов. Например, в 1809 году в журнале Quarterly review он употребил слово « автобиография », предрекая бум автобиографий в будущем. В 1819 году Саути в сочинении «История Бразилии» позаимствовал из гаитянского французского языка слово « зомби ».
Роберт Саути оказал заметное влияние на русскую литературу. Фактами русской поэзии стали его баллады « », « », « », « », переведённые В. А. Жуковским . Его творчество высоко ценил Пушкин , переведший начало «Гимна пенатам» и «Мэдока», а также вдохновившийся сюжетом его «Родерика» для создания оригинальной поэмы на этот же сюжет («Родрик»).
Примечательно, что сам поэт интересовался Россией, о чём свидетельствует его сатирическая баллада «Поход на Москву » ( The March to Moscow , 1813), где он высмеивает завоевательные планы Наполеона.
В начале XX века Саути переводили Гумилёв и Лозинский . В 1922 году в издательстве « Всемирная литература » появилось первое в России отдельное издание баллад Саути, составленное Н. Гумилёвым. В 2006 году вышло подготовленное Е. Витковским двуязычное издание, значительную часть которого составляют новые переводы.