Корф, Иоганн Альбрехт
- 1 year ago
- 0
- 0
Хрисотриклиний (от др.-греч. Χρυσοτρίκλινος , «золотая палата») — одна из частей константинопольского Большого дворца , в которой византийские императоры проводили ежедневные приёмы чиновников , послов и знатных иностранцев, производилось производство в чины, устраивались торжественные обеды. Это помещение имело огромное значение в византийском придворном церемониале — большинство церемоний здесь начинались или заканчивались.
Современными исследователями Хрисотриклиний помещается в районе Нижней террасы дворцовых сооружений. Основной источник сведений — составленный в X веке императором Константином Багрянородным (913—959) трактат « О церемониях ». . Хрисотриклиний был построен при императоре Юстине II (565—578), дополнительно украшен при его преемнике Тиберии II (578—582), и к X веку стал центром дворцового комплекса. Это был купольный тронный зал восьмиугольной формы. Распространённым является сравнение этого помещения с равеннской базиликой Сан-Витале и константинопольским собором Святых Сергия и Вакха .
Значение Хрисотриклиния определялось из его положения в системе помещений Большого дворца. Золотая палата непосредственно примыкала к жилым покоям императоров ( др.-греч. Κοιτών ), тогда как другие тронные залы отстояли от них довольно далеко или даже находились в других зданиях.
Постройку Хрисотриклиния обычно приписывают императорам Юстину II и Тиберию II , следуя мнению французского историка XVII века Шарля Дюканжа ( Constantinopolis christiana , 1680). Соглашаясь с этим мнением, французский археолог XIX века Шарль Лабарт полагал, что Юстин II взял за образец построенную при Юстиниане I (527—565) Церковь Святых Сергия и Вакха , так же имеющую в своей основе залу, ограниченную восемью арками, ведшими в помещения разного размера ( др.-греч. καμάράι , «кама́ры»). Как и в храме, над ними возвышался купол, пробитый 16 полукруглыми аркообразными окнами. Расположение арок и назначение восточной и западной из них также напоминало храм. Вероятно, восточная арка была наибольшей и оканчивалась большой нишей или конхой . В этой нише на возвышении находился царский трон, подобно тому как в храме на этом месте ставился престол . Такая организация помещения, вероятно, восходит к древнеримским базиликам . Возможно также, что Хрисотриклиний появился в результате проведённой при Юстине II реконструкции дворца Гормизды .
Форма Хрисотриклия не известна, как и формы его восьми частей . Тем не менее, общеупотребительным является обозначение формы Хрисотриклиния как восьмиугольной . Восьмиугольность является распространённым мотивом позднеантичного дворца, обнаруживаясь в константинопольском , Латеранском баптистерии в Риме , Гамзиграде в Сербии . О том, что Хрисотриклиний состоит из восьми аркообразных элементов известно из главы II.15 трактата « О церемониях ». При этом для восточного помещения употребляется термин « конха », а для остальных семи — «камара» .
Сведения о частях Хрисотриклиния известны в связи с упоминаниями в различных обрядах и церемониях. Наибольшее значение имела восточная конха, в которой находился императорский трон, использовавшийся для менее значимых аудиенций, чем знаменитый в Магнаврском дворце . Помимо него там стояло несколько более простых и менее роскошных переносных кресел, на которые цари садились в случае обычных приёмов; в зависимости от важности мероприятия выбиралось кресло и одежды императора. Так, для ежедневных приёмов царь садился в золочёное кресло с правой стороны трона, а для воскресных приёмов и встреч с послами и иностранцами в кресло с левой стороны, покрытое пурпурным покровом. Некоторые из этих кресел использовались во время обедов соправителями императора или кесарями . Из указания источника, что по сторонам от трона во время торжественных обрядов становились ближайшие к царю сановники из евнухов и царская гвардия, можно сделать вывод, что восточная конха была достаточно обширна. Там же находилась икона Спасителя , перед которой императоры обычно молились ежедневно при выходе из внутренних покоев и при возвращении обратно. О том, какова была эта икона существуют разные мнения. По предположению Лабарта это было мозаичное изображение сидящего на троне Христа , тогда как Иоганн Рейске полагал, что в восточной конхе находилась золотая сидячая статуя Христа, подобная статуе Зевса в Олимпии .
Из Хрисотриклиния вело несколько отделанных серебром дверей. Из восточной камары можно было попасть в Илиак ( др.-греч. τό ήλιακόν ) — двор или открытую площадку. Вероятно, центральные двери предназначались для прохода исключительно императора. Согласно Лабарту, существовали так же внутренние двери, отделявшие проход к внешним восточным дверям от залы Хрисотриклиния. Это мнение опровергает русский историк византийских императорских обрядов Д. Ф. Беляев , доказывая неправильное понимание значения понятия «илиак» французским исследователем . Напротив восточной конхи находилась западная камара, также с серебряными дверями, ведшими в портик Хрисотриклия, называвшегося Трипетоном или Орологием, так как в нём стояли дворцовые часы. Через эти двери при необходимости проходили дворцовые чины, вводились новокрещённые дети в среду пасхальной недели , а в пасхальный четверг тут проходил патриарх во главе высшего духовенства. В ряде обрядов упоминается раздвижная завеса западной двери, через которую проходил при посвящении в должность доместик схол , а в Вербное воскресенье приносил Символы веры греч. πίστεως σύμβολα орфанотроф . Упоминается также подъёмная завеса, начиная от которой папия трижды проходил до императора с кадилом . О сооружении серебряных дверей Хрисотриклиния в царствование императора Константина Багрянородного сообщает Продолжатель Феофана :
Прекраснолюбивый царь построил серебряные ворота Хрисотриклиния, его рвение соорудило также серебряный стол для приема гостей и украшения столовой (красу ему придавали многоцветные материалы, плиты и природный цвет), и доставлял стол званым гостям больше радости, чем сладость пищи.
Положение остальных камар известно с ещё меньшей степенью уверенности. О находившейся направо от западных дверей известно только то, что в ней патриарх в четверг пасхальной недели перед обедом снимал свой омофор , а после обеда надевал его обратно. В следующей направо камаре служила столовой для небольших обедов, и именно в ней Константин Багрянородный установил упомянутый выше серебряный стол; во время больших торжественных обедов царь сидел в зале под куполом. В юго-восточном углу Хрисотриклиния находилась камара, назначение которой не известно . По Лабарту это была камара , однако другие исследователи считали это мнение ошибочным. За камарой св. Феодора находился др.-греч. εύκτήριον , домовой храм св. Феодора, служивший царской ризницей и хранилищем императорских регалий. Тут император переодевался в хламиду и венец при необходимости выхода в какой-либо из дворцовых храмов. Греческий археолог размещал этот храм в северо-восточном углу Хрисотриклиния и с ним в этом был согласен Д. Ф. Беляев . Близ камары св. Феодора находился Филак, или царское казнохранилище, через которое проходили из Пантеона к двери, ведущей в илиак Хрисотриклиния. Через Филиак можно было пройти и в галерею 40 мучеников. За Филиаком на северной стороне, напротив камары, ведшей в китон царя, находилась камара Пантеона. Западнее была камара, в которой находилась скамья, на которую папия после открытия дворца клал ключи. Возможно, за этой камарой находился Диэтарикий —помещение для диатариев (подчинённых папии, заведовавших отдельными покоями) .
Главная зала Хрисотриклиния и его камары освещались маслом, горевшим в поликандилах . Освещением занимался специальный персонал, находившийся в ведении великого папии .
|
Этот раздел статьи
ещё
не написан
.
|