Interested Article - Евдом
- 2021-04-30
- 1
Евдом ( др.-греч. Ἕβδομον (προάστειον) «седьмое (предместье)»; совр. Бакыркёй ) — пригород на юго-западе Константинополя , расположенный в семи римских милях от центра города , то есть в 4 километрах от Золотых ворот Константинополя по направлению Эгнатиевой дороги на берегу Мраморного моря . В Евдоме находилось значительное количество важных для Византийской империи сооружений. Все эти позднеантичные постройки сильно пострадали от арабов в 674—677 годах, затем во время осады Константинополя в 717—718 годах и во время вторжения болгарского хана Крума в 813 году. При Василии I Македонянине (867—886) были проведены масштабные реставрационные работы. В X веке, согласно сведениям Константина Порфирородного , Евдом вернул себе былое значение как место императорских торжеств. Из его подробных описаний в трактате « О церемониях » известно, что там в IV—X веках часто происходили коронации византийских императоров , оттуда начинались триумфальные процессии в сторону Золотых ворот столицы. До 1921 года здесь находилась греческая деревня Макрохори, в настоящее время ставшая районом Бакыркёй Стамбула .
Расположение
После падения Византии место расположения Евдома было забыто, и французский путешественник Пьер Жиль , посетивший Константинополь в середине XVI века , помещал его в доминирующие над Влахернами холмы. Его мнение основывалось на том, что никакая местность, называемая пригородом, не может находиться в семи милях от города . Для того, чтобы согласовать с этой теорией известные ему сведения Созомена о том, что император Феодосий I «достигши седьмой мили, он молился Богу в тамошней церкви, которую выстроил в честь Иоанна Крестителя » , Жилю пришлось предположить, что слово «семь» не относится не к расстоянию, а к номеру, под которым было известно это предместье . Соответственно, по мнению Жиля, построенная церковь находилась на расстоянии одной мили. Поскольку постройка церкви относилась к периоду до возведения стен Феодосия , Жиль отсчитывал расстояние от более ранних стен Константина. Подходящие развалины он нашёл на Шестом холме около дворца Богдан серай. Французский византинист XVII века Шарль Дюканж , хотя и не мог признать верным экзотическое толкование Жиля выражения «седьмая миля», допускал, что после возведения Феодосиевых стен значительная часть пригорода могла попасть в черту города, в том числе и Евдом, протянувшийся от седьмой мили до городских стен. При этом он отвергал предложенную Жилем локализацию церкви Иоанна Крестителя, поскольку, по сведениям Константина Порфирородного , она в X веке находилась за городскими стенами. В целом Дюканж разделял недоумение Жиля о том, как пригород мог быть столь удалён. В качестве дополнительных аргументов он указывал на неудобство, в противном случае, известных из источников процессий из города к Кампусу и странность выбора такого места для установления осады города, как это известно для аваров . Дюканж, придавая вопросу о расположении Евдома большое значение, посвятил ему специальный трактат, который потом неоднократно переиздавался .
По этому вопросу с Дюканжем вёл полемику ( Disput. de Basilicis, quas primi Francorum reges condiderunt , Paris, 1658—1660, cap. VIII). Валезий доказывал, ссылаясь на античные источники, что само полное название предместья Septimum milliarium указывает на то, что оно находилось у седьмого милевого столба по дороге во Фракию . С ним был согласен его старший и более знаменитый брат Генрих Валезий , который указал расположение Евдома в примечаниях к изданным им «Деяниям» Аммиана Марцеллина . Авторитет Дюканжа позволил просуществовать этой ошибке до XIX века. В 1878 году правильное расположение указал Ф. В. Унгер , вслед за ним точку зрения Валезия поддержали Н. П. Кондаков и Д. Ф. Беляев , однако общепринятой локализация у деревни Макрохори стала после только выхода в 1899 году монографии о топографии Константинополя . Миллиген связал Евдом с современной ему деревней Макрикёй ( Makri-Keuy ), возникшей на месте греческого поселения Макрохори .
Важность Евдома для Константинополя объясняется в первую очередь его удобным расположением. Обширная равнина с избытком воды стала подходящим местом для размещения вблизи столицы крупного военного лагеря. В связи с ярко выраженным военным характером власти в ранний период византийской истории , здесь часто бывали императоры , и Евдом постепенно превратился в императорский квартал . Таким образом, слово «Евдом» использовалось в двух значениях: столичное предместье ( проастерий ) и место императорских торжеств ( др.-греч. προχέσσος ) .
События
С узкого края градского, который к Австру взирает,
Ровное поле открыто вблизи: зане отовсюду
Понт окружает, лишь узкою быв размежёван стезёю.
Вероятно, изначально Евдом был местом сбора и тренировки византийских войск во Фракии . Здесь император Феодосий I собирал свою армию перед походом в Италию против узурпатора Евгения . Здесь были размещены готские войска под командованием Гайны , отозванные императором Аркадием с войны с Аларихом . Во время смотра этих войск в присутствии императора был убит префект претория Руфин . В правление Анастасия I в Евдоме встала лагерем осадившая Константинополь 60-тысячная армия Виталиана . Удобство Евдома для захвата власти военным путём оценили в своё время Фока и Лев V Армянин . В Евдоме находилось Марсово поле ( др.-греч. Κάμπος или др.-греч. Κάμπος τοῦ τριβουναλίον , лат. Campus tribunalis , «поле трибунала») Константинополя, сходное по назначению с аналогичным полем в Риме . На нём проходили тренировки новобранцев и популярные в народе конные игры в мяч .
При святом Прокле в Константинополе происходили страшные землетрясения в продолжении четырёх месяцев. Устрашённые византийцы выбежали из города на так называемое Поле, где, вместе с епископом своим, проводили дни и ночи в горячих молитвах к Богу. В один день, когда земля ужасно тряслась, и весь народ непрестанно восклицал: « Господи, помилуй! » вдруг в третьем часу, в глазах всех, какой-то юноша божественною силою восхищен был на воздух, где слышал божественный глас, повелевавший ему возвестить епископу и народу такую молитву: « Святый Боже, святый крепкий , святый бессмертный, помилуй нас!» ничего не прибавляя к этим словам. Святой Прокл, приняв это повеление приказал народу так петь, и землетрясение тотчас прекратилось. Блаженная Пульхерия и брат её , восхищённые сим чудом, положили во всей вселенной петь эту песнь. И с того времени во всех церквах она ежедневно поётся.
Местом коронаций императоров в IV—V веках являлся известный по описанию Фемистия Трибунал ( др.-греч. ἐν τῷ Τριβουναλίω τοῦ Ἑβδόμον ). Это была возвышенная каменная платформа, которую в 364 году воздвиг наряду с другими постройками и статуями император Валент (364—378) в память о своей коронации . Затем здесь короновались все императоры вплоть до Василиска (475). В дальнейшем для этой цели Евдом использовался нерегулярно: Маврикий (582), Фока (602), Лев III Исавр (717), Лев V Армянин (813) и Никифор Фока (963) . Наиболее подробные, практически поминутные описания церемоний коронации приведены в трактате « О церемониях » для Льва III Исавра (подробное описание см. в специальной статье ) и Никифора Фоки . Из того же источника известно описание триумфального вступления в столицу императора Василия I Македонянина с сыном Константином . Возвратившись в 873 году из похода против павликан , Василий и Константин остановились сначала в расположенном на азиатском берегу дворце Иерии, оттуда прибыли в Евдом, где были встречены народом и синклитом . Прежде всего император с сыном отправились в храм Иоанна Предтечи, откуда, помолившись, отправились к Золотым воротам . Сходная церемония известна и под 879 годом .
Феофилакт Симокатта рассказывает о том, как император Маврикий на девятом году своего царствования, в поисках знамения, молился в соборе Святой Софии , храме Живоносного Источника в и Евдоме . Во время частых в то время землетрясений в Евдоме спаслось население столицы. В молениях о прекращении бедствий принимали участие император и патриарх . Феофан Исповедник сообщает, что однажды на такую службу отличающийся благочестием император Маврикий и патриарх Анатолий пришли пешком. Согласно обычаю, на Кампосе проходили ежегодные крестные ходы в память о наиболее разрушительных землетрясениях . При этом Евдом был также местом публичных казней и местом, где выставляли головы казнённых, как, например, головы императора Маврикия и его пяти сыновей .
При Валенте в Евдоме были построены порт и набережная, настолько роскошная, что Фемистий счёл возможным упрекнуть императора в забвении самого города . При Юстиниане I порт был обновлён. В нём причаливали корабли, приплывающие к Константинополю с юга. Так, здесь в 402 году отслужил литургию в соборе Иоанна Крестителя прибывший из Кипра епископ Епифаний . Сюда же пришёл император Фока наблюдать прибывший из Карфагена флот претендовавшего на престол Ираклия . В 673 году арабский флот «двинувшись к Фракии , протянулся от западного мыса Евдомы, или Магнавры до восточного мыса Кикловиа» . В 708 году через Евдом в Константинополь прибыл папа Константин .
Постройки
Дворцы и общественные здания
Магнаврский дворец в Евдоме, носящий то же название, что и одно из сооружений Большого константинопольского дворца , был построен при Маркиане (450—457). Согласно трактату « О церемониях », в нём сенат торжественно встречал возвращавшихся из победоносных походов императоров, после чего начиналось триумфальное шествие до собора Святой Софии . Положение дворца устанавливается на основании приведённого выше указания Феофана Исповедника о нападении арабского флота в 673 году Упоминаемый в этом сообщении «западный мыс» идентифицируется с мысом, располагавшимся восточнее основанного в XVI веке порохового завода. В этом дворце перед смертью в 582 году император Тиберий II , созвав представителей духовенства, армии и народа, «приказал вынести себя на своем ложе в дворцовую залу под открытым небом, соединённую с устланным коврами помещением дворца блестящим вестибюлем и прославленным входом» и в этой обстановке провозгласил императором Маврикия . Здесь же Тиберий и умер 14 августа того же года .
При Юстиниане I в Евдоме на берегу был построен ещё один дворец, Jucundianæ или Secundianæ . В своём панегирике этому императору « О постройках » современник строительства Прокопий Кесарийский ограничивается следующим описанием этого сооружения: «Достаточно будет сказать, что это были подлинные дворцы; при их создании присутствовал и их строительством лично руководил император Юстиниан; не было здесь ничего упущено из виду, кроме денег. Огромность их расхода больше, чем это можно выразить словами» . Возможно, название дворца связано с именем родственника императора Анастасия консула 511 года . Перед дворцом стояла статуя Юстииана, установленная на перенесённую с форума Константина порфировую колонну. Эта колонна была разрушена землетрясением 577 года .
В то же царствование были построены форумы , портики и бани . В этом районе известно 5 крытых цистерн и несколько открытых, в том числе одна из крупнейших в Константинополе , также известная как цистерна Филдами, размером 127 на 76 метров .
Крепости
Были построены две башни: на западе др.-греч. Στρογγύλον Καστέλλιον или др.-греч. Κυκλόβιον (Кикловиа, «Круглая крепость» — названная так «согласно форме этого укрепления» ) и Theodosianæ на востоке, в которой размещались казармы элитной стражи Theodosiani . Упомянутая Феофаном Исповедником в связи с нашествием аваров крепость Кикловиа (Киклобион) находилась примерно в 2½ милях от Золотых ворот и была настолько тесно связана с Евдомом, что зачастую весь пригород назывался по её названию. Так, в одном из источников евдомская церковь Иоанна Евангелиста называется находящейся в Киклобионе. Также, если Иоанн Антиохийский , говоря о прибывшем флоте Ираклия I , называет Евдом, Пасхальная хроника в качестве географического ориентира называет Круглую крепость. Вероятно, крепость находилась в современном районе Стамбула Зейтинбурну . Крепость Киклобион входила в цепь береговых укреплений. В правление Юстиниана I она, в числе многих других, была отремонтирована и соединена хорошей дорогой с другой крепостью Регием (район Стамбула). Гарнизоны этих и других ближайших к Константинополю крепостей были вызваны Юстинианом к столичным войскам для подавления восстания Ника .
Церкви
Церковные источники утверждают, что посвящённая евангелисту Иоанну церковь была возведена в Евдоме уже при Константине Великом . Даже если не так, то её существование к 400 году считается достоверным — она упоминается в связи с мятежом Гайны , в ней отслужил мессу Епифаний Кипрский . Немного позже в этой церкви египетские монахи, называемые «длинными братьями», передали петицию императорской чете против своих противников. Затем церковь не упоминается в источниках до середины IX века, когда она, вместе с другими, была реставрирована. С этой церковью был тесно связан существовавший в Евдоме монастырь , но до первой четверти XI века о его обитателях известны только редкие упоминания. По сообщению арабского историка Яхьи Антиохийского , за несколько дней до своей смерти император Василий II Болгаробойца попросил своего брата Константина VIII похоронить себя «не с царями, а чтобы могила его была в маленьком монастыре, который он определил и назвал, имени св. Иоанна евангелиста, за Константинополем, и чтобы ему там покоиться вместе со странниками» . Далее евдомский монастырь упоминается около 1074 года как основной источник благосостояния могущественного при императоре Михаиле VII евнуха Никифорицы . Несколько лет спустя этот дар был отобран Никифором Вотаниатом и передан вдове Михаила VIII Марие и её сыну Константину . Вероятно, существовала традиция 8 мая отмечать в церкви Иоанна Евангелиста праздник этого апостола, сообщения о таких событиях известны в 452 и 1081 годах .
Достоверно известно, что к концу латинской оккупации церковь и монастырь были полностью разрушены, что известно из рассказа Георгия Пахимера об обнаружении вскрытой могилы Василия II в 1260 году. Надпись, сделанная на саркофаге Василия II, известна благодаря обнаруженной Дюканжем рукописи. В 1914 году обнаружил в районе деревни Макрикёй величественную подземную гробницу, возможно, принадлежащую Василию II . После этого времени упоминаний об этой церкви не известно . В ходе раскопок 1920—1921 годов между вокзалом Макрикей и турецким кладбищем был обнаружен мозаичный пол, принадлежащий церкви . Неподалёку были обнаружены остатки пяти из восьми стен восьмиугольного сооружения. По мнению руководителя раскопок Т. Макриди, первые руины принадлежали церкви Иоанна Евангелиста, а вторые — церкви Иоанна Крестителя. Это мнение основывалось на византийских источниках, согласно которым одна из церквей была в форме базилики , другая — мартириума .
При Феодосии I специально для размещения черепа Иоанна Предтечи был построен храм , освящённый 12 марта 392 года . Вероятно, это был старейший из нескольких десятков константинопольских храмов, посвящённых этому святому. К VI веку исходная церковь была разрушена, и Юстиниан I приказал на этом месте построить новую, по образцу собора в честь архангела Михаила в Анапле. Согласно описанию Прокопия Кесарийского, храм в Евдоме «окружает круглая галерея, прерывающаяся только на восточной его части. Посередине находится храм, сияющий мириадами оттенков разноцветных камней. Потолок храма в виде купола поднимается высоко в небо. Кто бы достойным образом мог всё перечислить и рассказать о высоких, идущих в высоте, как бы по воздуху, галереях этого строения, о внутренних покоях, о красоте мраморов, которыми повсюду покрыты и стены и пол? Сверх того огромно и количество золота, повсюду разлитого по храму, как бы сросшегося с ним» . По мнению французского специалиста по истории и топографии Константинополя Р. Жанена , маловероятно, чтобы храм, долгое время бывший местом коронации императоров, пришёл в такой упадок, чтобы его требовалось полностью перестраивать . К IX веку от собора остались только стены, и при Василии I собор был отреставрирован. С конца IX века храм ежегодно 5 июня становится местом празднования чудесного избавления от варварского нашествия , когда «казалось, что всё население будет предано смерти или плену». Процессия во главе с патриархом выходила из Золотых ворот, проходила через поле Трибунала. Торжества завершались молебном в храме Иоанна Крестителя . После упомянутой выше церемонии в честь Василия I и его сына этот храм больше в византийских источниках не упоминается .
Помимо этих двух главных храмов, в источниках упоминается ещё пять евдомских церквей:
- в честь мученицы Феодоты , принявшей смерть в Никее вместе со своими детьми в правление Диоклетиана . Храм был построен при Юстиниане I. Точное расположение церкви не известно ;
- построенная, согласно Федору Чтецу , в правление императора Аркадия (395—408) и при патриархе Аттике (406—425), то есть примерно в 406—408 годах, церковь для хранения мощей пророка Самуила . Эта церковь была разрушена во время сильного землетрясения 14 декабря 557 года и, вероятно, не была восстановлена, поскольку более не упоминается в источниках ;
- в честь мучеников Вениамина, Бении и Бинаии (память 29 или 30 июля). Их происхождение и время мученичества неизвестны. Храм располагался поблизости от императорского дворца ;
- в честь святых Мины и Миная . Про эту церковь ничего не известно, и никаких её следов не сохранилось ;
- в честь святого Вавилы у др.-греч. ἐν τοῖς Σαλλουστίου . Не известно, имеется в виду тот мученик Вавила, который был учителем в Никомедии , захороненным вместе с телами его 84 учеников в северной части Византия , или же епископ Вавила Антиохийский . В трактате « О церемониях » эта церковь называется « младенцев » ( др.-греч. τῶν Νηπίων ) .
Раскопки
С началом Первой мировой войны , в августе 1914 года в Османской империи началась мобилизация, и в деревне Макрикёй началось строительство больших казарм. В поисках материалов для постройки солдаты начали раскапывать небольшой заросший кустарником холм. Несколько дней спустя они обнаружили там широкий колодец, сообщающийся с подземными переходами. О находке тут же было сообщено военному руководству, которое поставило в известность Археологического музея Стамбула , который направил для проведения исследований своего сотрудника . С разрешения военных Т. Макриди произвёл первоначальный осмотр постройки, которая оказалась в прекрасном состоянии, однако исследования смогли начаться только после заключения перемирия . После визита директора ( фр. École française d'Athènes ) известного археолога с разрешения коменданта французских оккупационных войск генерала в июле 1921 года раскопки были возобновлены . В ходе осмотра территории было обнаружено множество античных обломков, в том числе остатки рухнувшей в результате землетрясения колонны с латинской надписью, упоминающей императора Феодосия II .
Основные исследования были связаны с обнаруженным подземным сооружением, расположенным в 1½ километрах к северо-востоку от вокзала Макрикёй, рядом с казармами, где теперь разместились французские войска. Подземелье, скрытое наслоениями известковых пород , представляло в плане круг диаметром 15,35 м, разделённый греческим крестом на четыре равные части. Между перекладинами креста установлены четыре массивные вделанные в стены колонны. Внутренняя поверхность стены до высоты 1,5 м выложена обтёсанным камнем местного происхождения. Затем идёт слой кирпичной кладки, доводящей высоту стены до 3,5 м, выше лежат слои из необработанного камня . Каждый их четырёх нефов подземелья перекрыт своим цилиндрическим сводом , а в каждой из четырёх массивных внутренних колонн находятся углубления для саркофагов . Каждый из саркофагов был пронумерован греческими буквами . Согласно надписи на третьем из них, он принадлежал некоему Епифанию. Саркофаги несут следы давнего разграбления, двух из них нет на положенных местах . Рассматривая гипотезу о возможности того, что в этом подземелье мог ранее находиться саркофаг императора Василия II Болгаробойцы , Т. Макриди отмечает, что, согласно источникам, саркофаг императора находился в церкви, разрушенной уже к 1260 году, и это описание не может быть отнесено к обнаруженной подземной гробнице. При этом, другие известные императорские саркофаги имеют другие размеры, и они бы не поместились в ниши этого подземелья .
Постепенно, ввиду сложностей ведения раскопок в центре агломерации , опасности оползней, сопротивления местных жителей, раскопки были свёрнуты. После отбытия французских войск летом 1923 года они прекратились окончательно. На вход в подземелье была установлена железная дверь, которая к 1940 году была засыпана до уровня свода .
Исследования 1930-х годов позволили выявить наземные структуры, идентифицированные как остатки Трибунала и церкви Иоанна Крестителя с сохранившимися фрагментами мозаичного пола . Также был обнаружен и исследован 11-метровый фрагмент колонны Феодосия II .
Примечания
- Комментарии
- О самом событии рассказывает Аммиан Марцеллин , называя место её проведения просто предместьем .
- Согласно Пасхальной хронике .
- Не известно точно, какое нашествие имелось в виду. Возможно, это было аварское нашествие 617 года .
- Источники и использованная литература
- Феофилакт Симокатта, История, 8, X, 1
- , p. 316.
- , p. 318.
- ↑ Созомен , Церковная история, VII, 24
- ↑ , с. 58.
- , pp. 319—320.
- , с. 59.
- , p. 317.
- , pp. 113—114.
- , с. 62—63.
- ↑ , p. 409.
- , p. 328.
- , p. 32.
- , pp. 328—329.
- Аммиан Марцеллин . Деяния, кн. XXVI, ч. 4, § 3.
- ↑ , p. 331.
- ↑ , p. 317.
- , с. 66.
- , p. 155.
- Феофилакт Симокатта, История, 5, XVI
- , с. 72.
- , pp. 329—330.
- Феофан Исповедник , Хронография, л. м. 5896
- ↑ Феофан Исповедник, Хронография, л. м. 6165
- , p. 325.
- Феофилакт Симокатта, История, 1, I, 2
- , p. 138.
- Прокопий Кесарийский, О постройках, книга I, XI, 17
- , p. 139.
- ↑ , p. 335.
- , pp. 49—50.
- Прокопий Кесарийский, О постройках, книга IV, VIII, 4
- , p. 327.
- , с. 206.
- , с. 69.
- , p. 1475.
- , pp. 267—268.
- , pp. 41—43.
- , pp. 268—269.
- , p. 269.
- , p. 315.
- Прокопий Кесарийский , О постройках , книга I, VIII, 12—14
- , pp. 313—315.
- , p. 75.
- , pp. 315—316.
- Прокопий Кесарийский (память 29 июля), О постройках , книга I, IV, 28
- , p. 146.
- , pp. 450—451.
- , p. 62.
- Прокопий Кесарийский , О постройках , книга I, IX, 16
- , p. 335.
- , pp. 55—56.
- , pp. 363—365.
- , p. 2.
- , pp. 198—199.
- , pp. 366—367.
- , p. 369.
- , pp. 375—386.
- , p. 387.
- , pp. 3—4.
- , pp. 5—16.
- , pp. 17—32.
- , pp. 33—43.
Ссылки
Литература
Первичные источники
- Клавдий Клавдиан . Полное собрание латинских сочинений / Пер., вступ. ст., коммент. и указ. Р. Л. Шмаракова . — СПб. : Издательство СПбГУ, 2008. — 838 с. — 500 экз. — ISBN 978-5-288-04569-1 .
- Прокопий Кесарийский. Война с готами. О постройках . — М. : Арктос, 1996. — ISBN 5 85551 143 X .
- Созомен . . — СПб. , 1851. — 636 с.
- Феофан Исповедник . Летопись византийца Феофана от Диоклетиана до царей Михаила и сына его Феофилакта. — М. , 1884.
- Феофилакт Симокатта . История. — М. : Издательство АН СССР, 1957. — 222 с. — 3500 экз.
- Яхья Антиохийский . Извлечение из летописи Яхьи Антиохийского / В. Р. Розен . — СПб. , 1883.
Исследования
- на английском языке
- MacCormick M. Eternal victory. — Cambridge: Cambridge University Press, 1986. — 452 p. — ISBN 0521386594 .
- Millingen A. . — London, 1899. — 361 p.
- The Oxford Dictionary of Byzantium : [ англ. ] : in 3 vol. / ed. by Dr. Alexander Kazhdan . — N. Y. ; Oxf. : Oxford University Press , 1991. — 2232 p. — ISBN 0-19-504652-8 .
- на немецком языке
- Unger F. W. . — Wien, 1878. — 334 p.
- на русском языке
- Чекалова А. А. Константинополь в VI веке. Восстание Ника. — 2 изд.. — СПб. : Алетейя, 1997. — 328 с. — 1800 экз. — ISBN 5-89329-038-0 .
- на французском языке
- Demangel R. // Bulletin de correspondance hellénique. — 1939. — Т. 63 . — С. 275—284 . — doi : .
- Demangel R. // Bulletin de correspondance hellénique. — 1942. — Т. 66-67 . — С. 346—347 . — doi : .
- Demangel R. // Recherches françaises en Turquie. — Paris, 1945. — Т. 3 .
- Diehl Ch. // Comptes rendus des séances de l'Académie des Inscriptions et Belles-Lettres. — 1922. — Т. 66e année , № 3 . — С. 198-207 . — doi : .
- Janin R. // Échos d'Orient. — 1938. — Т. 37 , № 191-192 . — С. 312-351 . — doi : .
- Janin R. Constantinople Byzantine. — Paris, 1950. — 482 p.
- Janin R. La géographie ecclésiastique de l'Empire Byzantin: Le siège de Constantinople et le patriarcat oecuménique. Les églises et les monastères. — Paris, 1969. — 605 p.
- Macridy-Bey Th, Ebersolt J. // Bulletin de correspondance hellénique. — 1922. — Т. 46 . — С. 356-393 . — doi : .
- Thibaut J.-B. // Échos d'Orient. — 1922. — Т. 21 , № 125 . — С. 31-44 . — doi : .
- 2021-04-30
- 1