Гамильтон, Джеймс, 1-й лорд Гамильтон
- 1 year ago
- 0
- 0
Э́дмонд Мур Га́мильтон ( англ. Edmond Moore Hamilton ; 21 октября 1904 , Янгстаун , Огайо — 1 февраля 1977 , Ланкастер , Калифорния ) — американский писатель-фантаст, популярный в середине XX века . Считается одним из основателей направления « космической оперы » в жанре научной фантастики .
Эдмонд Мур Гамильтон родился 21 октября 1904 года в США в городе Янгстаун (штат Огайо ). Он стал третьим ребёнком в семье. Его отец работал в местной газете художником-карикатуристом, мать до замужества преподавала в школе. После рождения сына отец Эдмонда оставил работу в газете и приобрёл небольшую ферму в деревне . В 1911 году он получил работу в , куда и переехала вся семья.
В школе Эдмонд Гамильтон был вундеркиндом и окончил её досрочно, в 14 лет. Сразу поступил в престижный колледж «Вестминстер» в городе Ист-Уилмингтон, на физический факультет. Первый и второй курсы студент Гамильтон окончил блестяще и даже получил поощрение от руководства колледжа как один из самых способных учеников, но с третьего курса был отчислен за непосещаемость и неуспеваемость.
В научной фантастике его дебют начался с рассказа «Бог — чудовище Мамурта», который появился в 1926 году , в августовском выпуске журнала Weird Tales . В том номере по рейтингу Гамильтон уступил только своему кумиру Абрахаму Мерриту , оттеснив на третье место популярного в то время автора литературы ужасов Говарда Лавкрафта . Гамильтон быстро стал одним из главных членов группы писателей, публиковавшихся в Weird Tales и собранных главным редактором журнала Фарнсуортом Райтом. В ту же группу ещё входили такие известные писатели, как Говард Лавкрафт и Роберт Говард . В период с 1926 по 1948 год в журнале Weird Tales было опубликовано 79 произведений Гамильтона. Это сделало его одним из самых плодовитых писателей.
Начиная с 1928 года, на страницах Weird Tales Гамильтон публикует свой «Межзвёздный патруль» — цикл из 8 повестей, являющийся первой « космической оперой » (в современном понимании этого термина). В нём писатель заложил каноны этого жанра, ставшие для него определяющими на десятилетия вперёд: межзвездные и даже межгалактические перелёты, космические пираты, «звёздные войны» с участием огромных армад боевых звездолётов, звёздная федерация (у Гамильтона «Объединенные звезды»), включающая большую часть Галактики.
В период между концом 1920-х и началом 1930-х годов, Гамильтон публиковался во всех американских pulp-журналах , издававших научную фантастику. Рассказ Гамильтона «Остров безрассудства» ( The Island of Unreason ) (журнал Wonder Stories , май 1933 ) был награждён, как лучший научно-фантастический рассказ года, премией Жюля Верна (это была первая НФ премия, вручаемая по результатам голосования читателей — прообраз премии Хьюго , учреждённой в 1953 году ).
В тот период времени Гамильтон был почитаем и считался ветераном среди писателей, сотрудничавших с Weird Tales . В конце 30-х годов в Weird Tales были напечатаны несколько выдающихся фантастических рассказов Гамильтона, из которых наибольшей популярностью пользовался рассказ «Кто имеет крылья» ( He That Hath Wings ) ( 1938 ), впоследствии переиздававшийся чаще остальных.
Затем Гамильтон погрузился в создание серии рассказов, главным действующим лицом которых был супергерой Курт Ньютон, более известный как «капитан Фьючер» ( Captain Future ) . В 40-50-е годы Гамильтон написал сотни рассказов в рамках этой серии. Они первоначально печатались в журналах, а позднее были опубликованы в виде 13 «романов». Сериал пользовался большой популярностью, но сам автор никогда не относился к нему серьёзно — для него это была лишь работа на заказ.
Идея создания сериала принадлежала нью-йоркскому редактору Морту Вайзенгеру, который при этом вдохновлялся популярным в те годы персонажем Док Севедж ( англ. Doc Savage ) — идеальным героем, сочетавшим в себе черты учёного и бойца. Рассказы о его приключениях публиковались в одноимённом журнале. М. Вайзенгер решил сделать то же самое, только на космических декорациях будущего (Док Севедж был современником — жил и действовал в XX веке).
Для написания серии Вайзенгер сразу решил нанять именно Эдмонда Гамильтона. В июне 1939 года он пригласил последнего на встречу, отправив ему письмо с примерным описанием сериала. Гамильтону нужны были деньги, но из-за своей примитивности большая часть идей Вайзенгера ему решительно не понравилась. Гамильтон поехал в Нью-Йорк и убедил Вайзенгера, что цикл о Фьючере нужно делать по-другому. После того, как Вайзенгер согласился с ним, Гамильтон начал работать.
О том, что сам писатель никогда не относился к этому проекту серьёзно, лучше всего говорят его собственные слова: « Поначалу мне платили так мало за эти романы, что я отсылал в редакцию первый черновик прямо из печатной машинки, без всякой правки. После публикации шестого романа ставка была увеличена, так что я стал дорабатывать черновики, и тексты стали получше… ».
Скорее всего, именно цикл о капитане Фьючере имел в виду шведский писатель и критик Сэм Люндвал , который писал в своей « Иллюстрированной истории фантастики »: « Эдмонд Гамильтон (1904—1977) был удивительно зрелым и восприимчивым автором, который мог бы стать одним из самых великих писателей-фантастов, если бы не тратил так много времени и сил на мелодраматическую „космическую оперу“…, ибо другие космооперы, написанные Гамильтоном тогда же, в 40-е, но никак не связанные с капитаном Фьючером,— такие как „Три планетёра“ (1940) или самый известный его роман „Звёздные короли“ (1947) — стоят на много порядков выше, чем этот коммерческий сериал» .
В 1946 году Эдмонд Гамильтон женился на писательнице Ли Дуглас Брэкетт , которая тоже писала фантастику. Их познакомил близкий друг Гамильтона, писатель-фантаст Джек Уильямсон . Через три года после свадьбы чета Гамильтонов поселилась на востоке США, на ферме в Кинсмене (Огайо), принадлежавшей дальним родственникам Гамильтона.
В послевоенные годы популярность Гамильтона пошла на убыль. К началу сороковых у него вырабатывается более чистый литературный язык, психология персонажей прорисовывается им глубже. Но писатель не сумел найти общий язык с Джоном Вудом Кэмпбеллом , главным редактором журнала « Astounding SF », который за несколько лет умелого руководства сумел сделать свой журнал ведущим фантастическим изданием Америки. Писатели, публиковавшиеся в Astounding , «автоматически» становились популярными. Однако Кэмпбелл отличался «диктаторской» манерой управления — у Гамильтона слишком много времени стало уходить на исправления и переписывания произведений. Как вспоминал писатель после неудачного опыта сотрудничества с Кэмпбеллом: « Больше я не посылал ему рассказов. По простой причине: я не мог заработать на жизнь, сочиняя для Джона Кэмпбелла. А ему не нравились авторы… сотрудничающие с другими журналами » (интервью П. Н. Хейдену).
Гамильтон продолжил сотрудничество с менее популярными журналами и опубликовал в них несколько удачных романов: « Звезда жизни » ( 1959 ), « Город на краю света » ( 1951 ), « Битва за звезды » ( 1961 ), « Хранители звезд » ( 1960 ). Также пользовалась популярностью трилогия о Звёздном Волке: « Звёздный волк I: Оружие извне » ( 1967 ), « Звёздный волк II: Закрытые миры » ( 1968 ), « Звёздный волк III: Мир звёздных волков » ( 1968 ).
Эдмонд Гамильтон умер 1 февраля 1977 года, на 73-м году жизни, не дождавшись публикации своего последнего сборника, составленного женой — « Лучшее Эдмонда Гамильтона » (1977).
В романе Капитан Футур впервые упомянул спутник Плутона Харон, за 38 лет до его открытия