Interested Article - Акынджи


- 2021-10-21
- 1
Акынджи́ (от тур. akın — «рейд, набег, нападение») — иррегулярная турецкая лёгкая маневренная и быстро перемещавшаяся конница. Основа армии в начальный период существования османского государства. В мирное время совершали набеги на пограничные земли. Вместе с сипахами и янычарами составляли основу войска в Османской империи до конца XVII века. Организация акынджи носила название акынджлик .
Предыстория

, 1579
Акынджлик изначально была создана для защиты границ как развитие системы уджей , унаследованной у Сельджукской империи . История самих османов начиналась как история уджа — приграничного бейлика . Во времена Османа I и Орхана I османский бейлик имел две такие пограничные зоны, два своих уджа. Первым было направление Изник — Измит , затем появилась зона Гелиболу . Османы тоже называли такие области удж . Удж управлялся беем, положение которого переходило от отца к сыну. Таких племенных беев османы называли акынджи-бей или удж-бей .
В сельджукской империи удж-бей был самостоятелен, он только платил фиксированный налог султану один раз в год. Помимо этого удж-бей был свободен в своей деятельности, султан не претендовал на новые, завоёванные удж-беями, территории. В османской же организации государства акынджи все действия выполняли от имени султана. Султан мог выделить дирлик («средство для жизни», «кормление» — общее название всякого вида государственного содержания в виде денег или дохода с земельного владения) для акынджи на завоёванных территориях, а потом и преобразовать дирлик в частное поместье . Османские хроники сообщают, что основы акынджлика были заложены Кёсе Михалем .
Организация
… аканци[акынджи], которым не платят, за исключением добычи, которую они могут получить в партизанской войне. Эти люди не располагаются в лагере с остальной армией, но идут вперёд, грабят и опустошают страну врага со всех сторон, и все же они поддерживают отличную и превосходную дисциплину между собой, как в грабеже так и в исполнении своих дел. В этом подразделении было тридцать тысяч человек, удивительно хорошо подготовленных ...
Осман I и Орхан I использовали иррегулярную лёгкую конницу — традиционное военное формирования кочевников, благодаря которой были заложены основы территории Османского государства. Окончательно акынджлик как военное подразделение был сформирован Эвренос -беем .
Государство не выделяло жилья акынджи, не платило содержания, не обеспечивало снаряжением и оружием. Акынджи всё добывали себе сами. В свою очередь, они были освобождены от уплаты налогов на добычу. Были определённые условия для того, чтобы попасть в корпус: акынджи выбирались только из сильных, молодых и смелых. Каждый кандидат в акынджи должен был предоставить рекомендацию имама, старосты деревни или известного человека . Акынджи регистрировались, копии их списков хранились в Стамбуле. В реестровых книгах записывалось имя бойца, имя отца, место происхождения. Акынджи-бея (командира) назначал султан или сардар . Это был важный пост; в известных семьях Михалоглу, Эвреносоглу, Тураханоглу, Малкочоглу мужчины в течение нескольких поколений служили в корпусах акынджи и становились его командирами. Первые командиры акынджи в Румелии: Эвренос -бей в Албании , Турахан-бей в Морее , Михалоглу в Софии , Малкочоглу в Силистре . Корпусы акынджи назывались по этим первым командирам: Михалли, Тураханли .

Pannoniae historia chronologica, 1608
Согласно уставу акынджи, на каждых десять солдат приходился один онбаши (капрал), на каждую сотню — субаши , на каждую тысячу — бигбаши (майор). Число акынджи менялось в зависимости от потребностей государства . При Орхане было зарегистрировано 2 000 акынджи, во время битвы на Косовом поле их было 20 000, при Сулеймане I только в корпусе Михалли было 50 000 человек, в Морее в корпусе Тураханли было 7 000 акынджи в 1559 году. В 1625 году общее число акынджи было 2 000 человек . В мирное время акынджи могли жить где угодно, но от них требовалось постоянно тренироваться и поддерживать себя в форме. Защита акынджи состояла преимущественно из кожаных доспехов и щитов, а в качестве оружия они использовали луки, арканы, мечи. Акынджи не были способны штурмовать крепости и города, поэтому они привлекались султанами в основном для участия в разведывательных и пограничных рейдах. В военное время использовались для разведки и отдельных операций с целью грабежа и устрашения населения на маршрутах движения армии султана . Обычно в походах составляли либо авангард армии, либо арьергард . Акынджи вели с собой запасных лошадей, в случае победы на них вывозили добычу. Чаще всего султаны использовали акынджи в европейских кампаниях, но при Мехмеде II , Баязиде II и Селиме I акынджи воевали и в Анатолии .
В октябре 1595 года у города Джурджу , когда османская армия отходила после битвы при Кэлугерени , корпус понёс огромные потери. По словам Хаммера , большинство акынджи были убиты там, и корпус так и не восстановился после этого события. В начале похода было зарегистрировано 50 000 акынджи, после «инцидента у моста в Джурджу» их количество никогда уже не превышало 2—3 тысячи . В 1604 году Ахмед I отдал распоряжение Али-бею Михалоглу присоединиться к экспедиции против Венгрии. Но акынджи быстро перешли к новым формам ведения войны. Они стали артиллеристами и оружейниками, и потребовали ввести свои подразделения в регулярную армию. Их индивидуальность была утрачена. Историк упадка Османской империи, Кочи-бей, в 1630 году писал, что «контингенты акынджи стали либо платными войсками, либо рядовыми солдатами, либо отказались от своих позиций, осталось около 2000 акынджи» . Роль акынджи перешла к татарской коннице. Окончательно акынджи исчезли из османской армии в 1826 году .
Примечания
- ↑ , p. 496.
- ↑ .
- ↑ .
- , p. 121.
- , p. 112.
- , p. 305.
Литература
- Alkan M. // Akademik Bakış. — 2013. — Vol. 7 (13). — S. 107—116. (тур.)
- Alkan M. // IBAC. — 2012. — Vol. 2. — S. 492—501. (англ.)
- Boissard J. J. . — Frankofurt, 1608. — Vol. 2. — 375 p. (лат.)
- Decei A. Akindji // Encyclopaedia of Islam . New ed / ed. by H.a.R. Gibb ; J. H. Kramers ; E. Lévi-Provençal ; J. Schacht; B. Lewis & Ch. Pellat . Assisted by S. M. Stern , C. Dumont and R. M. Savory . — Leiden: E.J. Brill , 2000. — Vol. I. — P. 340. — ISBN 978-0-691-01078-6 .
- Hammer-Purgstall J.; Hellert J.-J. . — Paris: Bellizard Barthès, Dufour & Lowell, 1836. — Vol. 7. — 439 p. (фр.)
- Özcan A. // Islamansiklopedisi . — 1989. — Vol. 2. — S. 249—250. (тур.)

- 2021-10-21
- 1