Interested Article - Всемирная выставка (1867)

Всеми́рная вы́ставка ( фр. Exposition universelle d’Art et d’industrie ) проходила с 1 апреля по 3 ноября 1867 года в Париже на Марсовом поле (заняв 66,8 га). Выставку посетило около 9 миллионов человек, в том числе целый ряд высокопоставленных и правящих особ, среди которых был и российский император Александр II , на которого в ходе её мероприятий было совершено покушение. Выставка выделялась своей обширной культурной программой, с ней связано создание и премьера нескольких произведений искусства получивших международное признание. Благодаря этой и последующим выставкам Париж на несколько десятилетий стал основным и наиболее известным местом проведения международных выставок.

История

История возникновения международных выставок

Прообразом Всемирных выставок были выставки, которые зародились в Европе ещё в XVIII веке в форме различных экспозиций, представленных в аристократических салонах. Целью подобных показов было представление различных художественных ценностей и поднятие престижа королевской власти. К таким показам, например, можно отнести выставку художественных произведений, проведённую в 1757 году во Франции. Первоначально на подобных выставках демонстрировались только произведения искусства, позже на них стали появляться и промышленные экспонаты и образцы.

В некоторых европейских центрах — Париже (1743), Дрездене (1765), Берлине (1786) — стали проводиться небольшие торговые выставки, где демонстрировались образцы местной промышленности. По распространённой точке зрения, впервые идею о проведении общенациональных выставок выдвинул в 1798 году министр внутренних дел Франции Франсуа де Нёфшато , а вскоре она была реализована правительством страны. Так, 19 сентября 1798 года на Марсовом поле была открыта выставка , которая продлилась пять дней и на которой 119 национальных промышленников и производителей в 58-ми деревянных витринах демонстрировали свою продукцию .

Следующие выставки 1801 и 1803 годов проходили в Лувре , а выставка 1806 года была проведена на площади перед Домом инвалидов . На ней в течение 24 дней было представлено 1462 предпринимателя, которые демонстрировали свою продукцию. По примеру Франции промышленные выставки стали организовываться и проводиться в других городах и странах Европы ( Мюнхен — 1818 год, Берлин и Дрезден — 1824 год, Санкт-Петербург — 1829 год и др.) .

Появление Всемирных, или, как их ранее называли, Великих всемирных выставок, было исторически предопределено и вызвано бурным развитием промышленности к середине XIX века, прежде всего в Англии, Франции и Германии . Проведение международных выставок также связано с Францией и возникло на базе развития и традициях проведения французских национальных выставок (до 1849 года их было проведено десять) , кульминацией которых послужила , которая имела значительный международный резонанс и произвела такое сильное впечатление, что некоторое время спустя начали регулярно проводить Континентальные выставки .

Первая всемирная выставка (Великая выставка промышленных работ всех народов) была проведена в лондонском Гайд-парке в 1851 году . Во Франции в XIX веке всемирные выставки проводились в 1855 , 1867, 1878 , 1889 и в 1900 годах . Начиная с Первой универсальной выставки 1855 года (Всемирная выставка трудов промышленности, сельского хозяйства и изящных искусств) и вплоть до конца 1930-х годов Париж стал основным и наиболее известным местом проведения международных выставок, задуманных как интернациональные конкурсы-демонстрации новейших достижений промышленности, науки, техники, культуры и искусства .

Подготовка и проведение выставки

Всемирная выставка 1867 года

Историю подготовки и возникновения выставки относят к 1863 году, когда в своём декрете император Наполеон III официально призвал нацию провести очередную Всемирную выставку. Всемирные выставки обычно проводились под определённым девизом, который определял основную тему выставки . В качестве основополагающей идеи этой выставки была предложена мысль о том, что богатства природы должны служить всеобщей гармонии народов . Это была вторая Всемирная выставка, проводившаяся в Париже, и седьмая по счёту в мире. На ней была представлена 41 страна . Подготовка и проведение выставки широко обсуждались в прессе, в том числе и в США . Так, Марк Твен в своём романе «Простаки за границей» (1869) отмечал:

«Все ехали в Европу — я тоже ехал в Европу. Все ехали на знаменитую Парижскую выставку — я тоже ехал на знаменитую Парижскую выставку. В те дни пароходные линии вывозили из различных портов Соединенных Штатов в общей сложности около пяти тысяч американцев в неделю. Если за этот месяц мне и довелось встретить десяток знакомых, не уезжающих на днях в Европу, то у меня об этом не сохранилось ясных воспоминаний».

Один из очевидцев подготовки к выставке писал о поражающих воображение сроках и масштабах проведённых работ :

«В течение нескольких месяцев, каменистая, неровная и пустынная местность вдруг преобразилась в цветущий прекрасный оазис. Явились ручьи, пруды, прекрасные старые деревья, редкие цветы, каскады, яркая зелень, громадное здание самой выставки и, по крайней мере, ещё сорок других построек, более или менее замечательных в архитектурном отношении. От прежнего Марсова поля ничего не осталось под искусною рукою г. Барилле, главного распорядителя всех сооружений».

Выдающиеся писатели Франции, среди которых можно назвать Виктора Гюго , Теофиля Готье , Александра Дюма (сына) , Эрнеста Ренана , Шарля Огюстена де Сент-Бева , были привлечены к освещению выставки и созданию путеводителя «Paris-Guide» по столице новой Всемирной выставки . На основе предисловия к этому своеобразному путеводителю и в связи с тем, что Гюго существенно дополнил и расширил его, превысив первоначально намеченный объём, он создал исторический очерк «Париж», который в итоге пришлось издать отдельной брошюрой в виде приложения к этому гиду.

Следует отметить, что не все во Франции воспринимали выставку так однозначно оптимистично и в положительном свете. Так, братья Гонкур в своём « Дневнике » 16 января 1867 года пророчески отмечали и её негативные аспекты для культуры: «Всемирная выставка — последний удар по существующему: американизация Франции, промышленность, заслоняющая искусство, паровая молотилка, оттесняющая картину, ночные горшки в крытых помещениях и статуи, выставленные наружу, словом, Федерация Материи» .

Эмиль Золя в своём романе «Деньги» (фр. L’Argent , 1891) из цикла романов « Ругон-Маккары » описывал открытие выставки следующим образом :

«Всемирная выставка 1867 года открылась первого апреля с небывалым триумфом, среди непрерывных празднеств. Начался самый блестящий период Империи, период разнообразнейших увеселений, превративших Париж во всемирную гостиницу, разукрашенную флагами, полную музыки и песен, гостиницу, в каждом уголке которой чревоугодничали и предавались разврату. Никогда ещё ни одно царствование в апогее своей славы не созывало народы на такое грандиозное пиршество. К сверкающему огнями Тюильри со всех концов земного шара направлялась в сказочном апофеозе длинная вереница императоров, королей и князей».

Валентин Пикуль в своём историческом романе « Битва железных канцлеров » (1977) характеризовал выставку и царившую на ней атмосферу таким образом: «…вавилонское столпотворение приезжих, битком набитые отели; лошади с трудом влекли переполненные омнибусы , извозчики стали королями положения; удушливая теснотища на бульварах; по Сене жужжали специально построенные пароходы-мухи ( Mouhses ), — всё двигалось и спешило на Марсово поле, где раскинулась шумная „ярмарка тщеславия“ человеческого» .

Среди царственных особ и представителей высшего общества, которые побывали на выставке, можно отметить следующих лиц: королеву- консорта Португалии Марию Пиа Савойскую , будущего короля Швеции и Норвегии Оскара II , короля бельгийцев Леопольда II с женой Марией Генриеттой Габсбург-Лотарингской , императора Александра II, султана Османской империи Абдул-Азиза , принца Уэльского и будущего короля Великобритании Эдуарда VII , короля Баварии Людвига II , арабского эмира Абд аль-Кадира , сёгуна Японии Токугаву Ёсинобу , короля Пруссии Вильгельма I , Отто фон Бисмарка . Марк Твен описывал встречу императора Франции и султана Османской империи во время проведения выставки следующим образом:

"Наполеон III — представитель высшей современной цивилизации, прогресса, культуры и утончённости; Абдул-Азиз — представитель нации, по своей природе и обычаям нечистоплотной, жестокой, невежественной, консервативной, суеверной, представитель правительства, тремя грациями которого являются Тирания, Алчность, Кровь. Здесь, в блестящем Париже, под величественной Триумфальной аркой, первое столетие встречается с девятнадцатым.

На выставке произошёл инцидент, имевший значительное международное и политическое значение: 25 мая император Александр II, возвращаясь с парада вместе с Наполеоном III и своими сыновьями, великими князьями Александром и Владимиром , подвергся покушению со стороны эмигранта и деятеля польского освободительного движения, Антона Березовского . Во время выезда с ипподрома Лоншан Березовский приблизился к экипажу и выстрелил в Александра Николаевича, но ему успели помешать, пули попали в лошадь, а поляка удалось схватить. Этот инцидент, произошедший на французской территории, называют в числе причин, воспрепятствовавших дальнейшему сближению Франции и России накануне франко-прусской войны .

Культурная программа

Организаторы выставки обновили формат проведения выставки путём представления на ней широкой культурной программы. По несколько ироническим словам искусствоведа и критика В. В. Стасова , французы «выдвинули вперёд множество всяких затей internationales»: «здесь была и стрельба internationale в цель, и игра в шахматы internationale, и гонка судов internationale, и разные иные диковинки» . Кроме того, на выставке значительное место занимала концертно-музыкальная часть, которую в целом Стасов оценивал невысоко. По его мнению, члены комиссии, видимо, решили, что в таком формате «всемирная выставка уже решительно становится похожа на собрание олимпийских игр: древняя Греция и Рим всегда ведь шевелятся в глубине всякого французского воображения» .

Для придания выставке ещё более торжественного характера её устроители решили провести конкурс и исполнить соответствующие духу мероприятия гимн и кантату с соло, хорами и оркестром. Первый конкурс выявил лучшего автора текста: им стал семнадцатилетний Ромен Корню, одержавший победу над 222 конкурентами, представив текст под названием «Свадьба Прометея». Второй музыкальный конкурс на сочинение музыки на этот текст привлёк более сотни соревнующихся, а в последний тур вышли только четыре кантаты. Почётным президентом жюри был проживающий во Франции Джоаккино Россини , президентом — Даниэль Обер , в жюри входили Гектор Берлиоз , Джузеппе Верди , Амбруаз Тома , Фелисьен Давид , Шарль Гуно и др. Когда музыкальный конкурс, проходивший на условиях анонимности участников, был закончен и при присуждении премии вскрыли конверт с девизом из стихотворения Гюго, то выяснилось, что премию получил Камиль Сен-Санс (остальными участниками, которые вышли в финал, оказались Векерлен , Жюль Массне и Эрнест Гиро ) .

Однако несмотря на победу Сен-Санса, его кантата « Свадьба Прометея » (ор. 19), предварительно назначенная к исполнению на выставке 1 июля, была замещена «Гимном Наполеону III и его доблестному народу» на слова Эмильена Пачини, написанным Россини,— под теми предлогами, что звучность кантаты потеряется в огромном помещении Дворца промышленности, что произведение слишком длинно для данного мероприятия и нехваткой средств для музыкальной части выставки .

Гимн Россини для солистов, хора и оркестра был впервые исполнен 1 июля 1867 года в присутствии императора, императрицы Евгении и султана Османской империи Абдул-Азиза по случаю вручения наград и призов на выставке. В состав оркестра входило 800 инструменталистов (из них 600 было гражданских и 200 военных) и 400 хористов под руководством Жюля Коэна . По мнению Стасова, эта пьеса Россини оказалась «столько не гениальною, что никому не пришло в голову её и повторять» . Сам же Россини называл своё сочинение «застольной музыкой» .

Всего же на музыкальный конкурс на заданную тему «Гимн миру» прислали более 800 музыкальных произведений, а выступление хоральных обществ, по мнению Стасова, необходимо признать в целом малоудачным: «они пропели свои morceaux , получили какие следует награды и разошлись по домам, ни на кого не произведя никакого особенного впечатления». Кроме того, на выставке выступали военные оркестры из различных европейских стран .

Павильоны

Инженер Жан-Батист Крантц и архитектор Леопольд Гарди (1829—1894) задействовали 26 000 работников, чтобы возвести овальный павильон (490 на 380 м) с сотнями маленьких павильонов.

Панорама выставки

Главное здание, расположившееся на Марсовом поле, было построено из стекла и железа, в архитектурном плане имело вид эллипса размером 490 × 380 м и состояло из семи концентрических круговых галерей, каждая из которых была отведена для демонстрации экспонатов какого-либо большого тематического раздела, как то: Галерея машин, Мебель и моды, изящные искусства. Радиальные же проходы — так называемые улицы — конструктивно предназначались для разделения пространства здания на секторы, которые предназначались для размещения экспонатов какой-либо одной из стран-участниц. Экспонаты в каждом секторе намеренно располагали таким образом, что, обойдя выставочный дворец по кругу, посетитель видел тематически однородные экспонаты разных государств. Ширина галерей составляла в среднем 23 м, а максимальная высота — около 26 м .

Стасов сравнивал главное здание выставки с лондонским Хрустальным дворцом , построенным к Всемирной выставке 1851 года . Называя их яркими образцами современной архитектуры и отмечая, что французский павильон «носил черты не менее поразительные и самостоятельные», Стасов писал про него:

«Правда, этот дворец не был красив снаружи, и сам Наполеон III, несмотря на всё желание хвастаться созданною им выставкою, назвал это здание большим, некрасивым „газометром“. Но дворец выставки точно будто взял пример с восточных домов и построек; у них всегда гладкие, неприятные, пустынные стены на улицу — и бесконечные сокровища красоты и художества внутри, когда переступишь порог и войдешь внутрь этих угрюмых, печально вас сначала поразивших стен».

Особенно большое впечатление на русского критика и историка искусства производило внутреннее помещение дворца, его удобство и продуманность: «Ничто не может быть грандиознее входной залы, прорезавшей от портала и до самого сердца здание, концентрические кольца, одни в другие вдвинутые, из которых состоял план дворца», а также отдельные здания и павильоны «во всех стилях, во всех вкусах, какими был усеян парк вокруг главного здания, тоже представляли неслыханную, небывалую выставку архитектурной красоты и творчества».

Довольно критически настроенный к проведению международных выставок П. Д. Боборыкин всё же отмечал: «система распределения по нациям и по отделам была в этом „газовом заводе“ весьма удачная, гораздо больше помогавшая посетителю найти всё, что ему было нужно». Также Боборыкин отмечал, что вокруг главного здания были «потребительные заведения разных народов, попросту рестораны и кафе», в числе которых были представлены московские трактиры и чайные: «Купец Корещенко прославил себя на оба полушария. Его ресторан торговал бойко. И русских наезжало очень много в Париж; да и посетителей других национальностей влекло кулинарное и этнографическое любопытство. Во-первых — еда; во-вторых — цветные шёлковые рубашки московских половых ; в-третьих — две „самоварницы“, в сарафанах и кокошниках . Из них Авдотья стала быстро очень популярной, особенно между французскими любителями женского пола» .

Главный выставочный павильон из-за своей эллипсовидной формы и парка посредине был, по характеристике Боборыкина, похож на «блюдо заливного, обсыпанного зеленью» . Также центральный павильон часто сравнивали с гигантским крабом и с газовым заводом . Ханс Христиан Андерсен , в своей сказке «Дриада» называя выставку «всемирным базаром», « фата-морганой », новым чудом света и боевой ареной мирного времени, писал :

«На бесплодном, песчаном Марсовом поле», — говорили одни, — «распустился роскошный цветок искусства и промышленности, гигантский подсолнечник, и по лепесткам его можно изучить географию, статистику и всякую механику, искусства и поэзию, познать величину и величие всех стран света!» «На Марсовом поле», — говорили другие, — «вырос сказочный цветок, пёстрый лотос, распустивший над песком свои зелёные листья, словно бархатные ковры; распустился он раннею весною, летом достигнет апогея своей красоты, а осенью ветер развеет его лепестки, и от него не останется и следа!».

Кроме главного дворца, возвели ещё 211 больших и малых павильонов . Начиная с этой выставки страны-участницы стали размещать свои экспозиции в специально построенных ими национальных павильонах. В 1867 году посетители смогли увидеть тирольскую деревню, русскую избу, египетский караван-сарай , восточный минарет , турецкие бани, китайский театр, английский коттедж, американское ранчо , голландскую ферму, японский киоск и реконструкцию римских катакомб .

Густав Эйфель разработал стеклянную «Галерею станков» ( фр. Palais des machines ), функционировавшую также на Всемирных выставках в Париже в 1867, 1878 и 1889 годах.

На отдельной территории, на островах Бийянкур и Сеген (ниже по течению Сены ), располагалась сельскохозяйственная часть выставки .

Наибольшую площадь в главном павильоне занимала экспозиция из Франции и её колоний — 63,5 тыс. м², Англия — 21 тыс. м², Пруссия — 12,7 тыс. м², Австрия — 8,3 тыс. м², США — 2,8 тыс. м² и Российская империя — 2,9 тыс. м² .

Для освещения выставки применялись около 10 тыс. газовых светильников со стеклянными белыми колпаками. С этой целью от парижского газового завода был проложен чугунный трубопровод и газоразводящая сеть длиной 11 км. Общественный порядок на территории выставки обеспечивали 740 гвардейцев и полицейских .

Выставка и экспонаты

Всемирная выставка на полотне Эдуара Мане
Император Александр II и императрица Евгения на празднике в честь иностранных правителей 10 июня 1867 года.

Выставку по традиции открывал семиметровый хрустальный фонтан французской фирмы Баккара .

Выставка состояла из 10 групп, разделённых на 95 классов . Из около 50 тыс. экспонатов выставки более 11,5 тыс. представляли Францию и её колонии. Англия послала почти 3,4 тыс. своих экспонатов, Пруссия — 2,2 тыс., Россия — около 1,3 тыс. .

Береговая короткая пушка Круппа весом около 1000 фунтов, позднее подаренная Александру II и принятая на вооружение Кронштадтской крепости как 14-дюймовка обр. 1867 г.

52 200 участников из 42 стран представили множество технических новинок, свидетельствовавших о новом применении электричества, — телеграфный аппарат Хьюга, электрические фары, подводный кабель. Электрические изобретения вдохновили посетившего выставку Жюля Верна на написание « Двадцать тысяч льё под водой ». Кроме этого романа, писатель упоминает выставку также в романе « Плавучий остров ». Также были продемонстрированы гидравлический лифт , шарикоподшипники , железобетон , , механическая тестомешалка и более совершенные земледельческие орудия. Золотой медали удостоились Николаус Отто и Ойген Ланген за изобретение поршневого аэродвигателя . На выставке была представлена очередная стальная болванка от компании Круппа весом в 38,4 т, которая была предназначена для выделки из неё вала пароходной машины и с одного конца была откована на 8 граней. Крупп выставил пушку, которая в рекламе представлялась как «монстр, какого ещё не видел свет» и имела следующие параметры: её ствол весил 50 т, а лафет — 40 т. На выставке прусскому промышленнику за неё присудили «Гран-при», а император Наполеон III даже пожаловал ему офицерский знак ордена Почётного легиона, а уже через три года во время франко-прусской войны, положившей конец империи, крупповская артиллерия будет обстреливать Париж. Также Пруссия представила образцовую гильотину, способную отрубать по 6—8 голов сразу .

Англия вновь демонстрировала металлургическую продукцию Г. Бессемера . На выставке Пьером Мартеном был представлен разработанный им в 1864 году мартеновский процесс , который по сравнению с бессемеровским был медленнее, но давал более качественную сталь и позволял переплавлять в неё не только чугун, но и железный лом. Мартен показал на выставке металлические изделия, выполненные по его методу: стальные листы, бандажи для паровозов, ружейные стволы, лафеты и фасонные отливки значительных размеров. Дополняя друг друга, эти два новых металлургических способа превратили литую сталь в дешёвый массовый материал: «от столовых приборов и шпилек для волос до быстроходных кораблей и каркасов для небоскребов» . Альфред Крупп получил Гран-при за применение нового (бессемеровского) метода производства стали (сам Бессемер удостоился за своё изобретение золотой медали) .

Отдельный павильон занимал макет судоходного Суэцкого канала , работы по сооружению которого были начаты Фердинандом Лессепсом и компанией Суэцкого канала в 1859 году и закончены через два года после проведения выставки . Интерес и восхищение публики вызвало небьющееся зеркало размером 7 на 4 м производства фирмы Сен-Гобен .

Официальным фотографом Всемирной выставки был назначен Пьер Пети . Среди известных посетителей также были Ханс Кристиан Андерсен , русский царь Александр II и баварский король Людвиг II .

Каменный топор из Маншкур-лез-Абвиль, выставленный на парижской выставке 1867 года

В «Галерее научной истории» французский археолог Жак Буше де Перт продемонстрировал археологические находки: доисторические зубы и изделия, кремнёвые наконечники для копий из Дордони и топоры, найденные в долине Соммы . Особое внимание публика уделила витрине с образчиками доисторического искусства, в частности, изображению мамонта, вырезанному на куске бивня, которые нашли в пещере Ла-Мадлен .

Несмотря на сопротивление деятелей польской эмиграции в Париже и, в частности, князя Адама Ежи Чарторыйского и его окружения, картина «Рейтан — упадок Польши» была показана на выставке, получила золотую медаль. Картину для своей коллекции приобрёл император Австрии Франц Иосиф I .

Представительство России на выставке

В качестве помощника генерального комиссара русского отдела от России на выставку был назначен Д. И. Менделеев . В марте 1867 года в составе комиссии по устройству русского павильона на выставке в Париже он выехал из России вместе со своим коллегой Н. Н. Зининым . Во время этой миссии он ознакомился с французской и европейской химической промышленностью. На выставке в качестве новинки был представлен тогда ещё малоизученный химический элемент уран , который экспонировался в виде кусков тяжёлого тёмного металла, своим видом напоминающего железо. Менделеев подержал кусок урана на ладони. Уран считался тогда металлом, имеющим небольшое практическое и научное значение, однако позже Менделеев пророчески писал про него: «Исследование урана, начиная с его природных источников, поведёт ещё ко многим открытиям, я смело рекомендую тем, кто ищет предметов для новых исследований, особо тщательно заниматься урановыми соединениями» .

Своеобразный научный отчёт о парижской выставке Менделеев опубликовал в виде почти двухсотстраничной книги «О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года» , в которой рассматривал европейские «произведения промышленности» в смысле «практического значения предметов по отношению к живым интересам России». Эта книга считается первой экономической работой русского естествоиспытателя . В этой работе Менделеев, характеризуя выставку, отмечал, что на ней «предметы искусств и этнографические занимали гораздо большее пространство, чем произведения промышленности», и писал по этому поводу следующее :

«Нельзя же считать за выставку промышленности, в обычном смысле этих слов, ни эти изящные, всюду рассеянные в парке, беседки, киоски, сельские домики, ни эти громадные оранжереи и акварии, которые видны в закрытом саду, ни эти мавританские, египетские и мексиканские дворцы, ни это множество кофейных и трактиров разных наций. От преобладания этих предметов выставка получила особый характер, какого не имела до сих пор ни одна выставка промышленности».

Далее, отмечая, что на этой выставке этнография и искусство получили преобладание, Менделеев писал: «Едва ли даже это не показывает направления к лучшему в деле промышленных выставок». Как указывает русский учёный, приоритетами выставки были: «Сперва этнография, потом изящные искусства, потом машины, ткани продукты металлургии и сельского хозяйства…» Также от России были командированы учёные Юлий Фрицше , Б. С. Якоби и Н. И. Кокшаров .

Русский отдел располагался в восьми галереях: первые две показывали предметы археологии и художественные произведения, остальные — изделия промышленности и земледелия. В русском отделе выставки демонстрировались многочисленные деревянные сооружения, среди которых значились: русская изба, конюшня для лошадей с Императорского конного завода, помещения для экипажей и конной сбруи, а также киргизская юрта , якутская ураса и справочная контора . Валентин Пикуль отмечал, что Россия впервые была так широко представлена на Всемирной выставке, но, не имея опыта в этом деле, «решила поразить Европу в область желудка». Он описывал российское представительство следующим образом :

«Русской науке и русским умельцам было чем похвастать на мировом рынке (у себя в Нижнем и хвастались!), но русский павильон в Париже по чиновной воле обратился в „обжорный ряд“. Правда, дело было налажено превосходно. Прислуживали расфранченные боярышни в жемчужных кокошниках, выступавшие будто павы, соколами порхали с палехскими подносами бедовые ребята-половые. Сюда ломилась толпа, дабы вкусить от русской кухни щей с кашей, расстегаев с кулебяками, окрошки и ботвиньи. Чёрную икру французы прозвали неприлично: cochonnerie russe, и, единожды попробовав паюсной, они тишком выплёвывали её под стол, говоря с возмущением: „Как русские могут переваривать такую мерзость?..“»

Всего же русский отдел насчитывал более 1300 предметов . Русские экспонаты в итоге получили 476 наград, в том числе два больших приза («Гран-При»): первый — академику Б. С. Якоби, второй — императору России за улучшение конских пород; медалей золотых было завоёвано — 21, серебряных — 93, бронзовых — 211; похвальных отзывов — 151, а также 26 памятных медалей по отделу археологии .

Влияние

Во время выставки проводилась работа по унификации международной системы мер и весов. Здесь был организован и вёл свою деятельность международный Комитет мер, весов и монет. С докладом от имени Комитета выступил академик Б. С. Якоби, который в нём «показал, что метрическая система мер принадлежит к той же категории объектов, что машины и орудия, железные дороги, телеграфы, таблицы логарифмов , которые обеспечивают экономию труда и реальное увеличение общественного богатства» .

Н. Н. Зинин по материалам выставки создал работу «Об анилиновых красках. Обзор Парижской всемирной выставки 1867 года», опубликованную в следующем году в Санкт-Петербурге. В этой брошюре, рассказывающей историю анилиновых красителей и технологию их производства, он, несмотря на успех и признание на выставке, ни разу не упомянул о себе как о первооткрывателе « реакции Зинина » и таким образом о том, «кому эта огромная отрасль промышленности была обязана своим появлением» .

Стасов отмечал выдающуюся архитектуру выставки, которая в целом превосходила по своим качествам здания выставок, на которых он присутствовал. Так, по его словам, архитектура, представленная на венской Всемирной выставке 1873 года , «даже издалека не может равняться с французскою»: «Много потрачено было тоже и здесь труда, знания, умения, но недоставало только французской гениальности и французского изящного вкуса» . Выставка в Париже и следующая выставка в 1873 году в Вене вывели экспозицию из одного центрального павильона, как это происходило до того, таким образом наметив тенденцию, реализованную уже в 1876 году в Филадельфии , — строительство специализированных павильонов, где демонстрировались экспонаты той или иной отрасли промышленности, что обозначило ещё один важный аспект международных выставок: «они всё в большей степени становились и смотром уникальных архитектурных сооружений, нередко представлявших собой яркие достижения инженерной мысли» .

Японская делегация

Впервые в национальном павильоне была представлена японская культура, которая заворожила многих художников, в том числе Винсента Ван Гога .

Именно во время выставки впервые были пущены туристические лодки Бато-Муш ( Bateaux Mouches ) по Сене .

21 октября 1867 в Парижской национальной опере состоялась премьера балета «Корсар» , посвящённая выставке. Жак Оффенбах создал оперетту «Великая герцогиня Герольштейнская» по либретто своих основных соавторов Анри Мельяка и Людовика Галеви , которая была поставлена в дни открытия выставки — 12 апреля 1867 года. Ханс Христиан Андерсен был поражён национальными павильонами и будущими технологическими изменениями, представленными на выставке, что отразилось в написанной им вскоре сказке «Дриада» (1868), которую писатель заканчивает следующими словами: «Всё это случилось в действительности. Мы сами были этому очевидцами во время всемирной парижской выставки 1867 г. Да, наше время — сказочное, диковинное время!» .

Улица Rue de L’Exposition неподалёку от Марсова поля названа в честь этой выставки.

Виктор Гюго , отмечая, что встреча наций, подобная встрече 1867 года, — это, по своей сути, «великий мирный договор», писал о её значении :

«Что же до самой выставки 1867 года, того, как она осуществлена, — не нам об этом судить. Она — то, что она есть. Мы полагаем, что она великолепна; но с нас достаточно уже самой идеи. А какова идея и какой путь она прошла — об этом скажут цифры. В 1800 году на первой всемирной выставке было двести участников; в 1867 году — их сорок две тысячи двести семнадцать».

Галерея

Примечания

  1. Сарников Н. . RFI (18 марта 2015). Дата обращения: 28 апреля 2019. 28 апреля 2019 года.
  2. Шпаков В. Н. Национальные промышленные выставки // История всемирных выставок. — М. : ACT: Зебра Е, 2008. — С. 9—17. — 384 с. — ISBN 978-5-17-050142-7 .
  3. Иноземцева И. Е. // Аналитика культурологии. — 2009. — Вып. 13 . 24 апреля 2019 года.
  4. Иванов А. В. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. — 2017. — Т. 19 , вып. 1—1 . — С. 66—70 . — ISSN . 24 апреля 2019 года.
  5. Макотина С. А. // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость. — 2011. — Вып. 1 (1) . — С. 179—193 . — ISSN . 24 апреля 2019 года.
  6. Симчук К. А. Всемирные выставки Парижа XIX века: градообразующая роль и общественное значение // Вестник Челябинского государственного университет. — 2014. — № 26 (355) . — С. 157—162 .
  7. Соколов А. С. Санкт-Петербург на Всемирных выставках в Париже 1867—1900 гг. // Триумф музея? / С.-Петерб. гос. ун-т, Гос. Эрмитаж ; [редколлегия: М. Б. Пиотровский и др.]. — СПб. : Осипов, 2005. — С. 278—305. — 460 с. — ISBN 5-98883-003-X .
  8. Шпаков В. Н. Богатства природы — гармоничному развитию народов. Париж, 1867 год // История всемирных выставок. — М.. — ACT: Зебра Е, 2008. — С. 45—63. — 384 с. — ISBN 978-5-17-050142-7 .
  9. Савинов Н. Н. Жорж Бизе. — М. : Молодая гвардия, 2001. — С. 124. — 356 с. — ISBN 5-235-02405-2 .
  10. Гонкур Э. и Ж. де. Дневник. Записки о литературной жизни: Избранные страницы: в 2 т. — М. : Художественная литература, 1964. — Т. 1. — С. 552.
  11. Золя, Эмиль. Деньги // Собрание сочинений в 26 томах. — М. : Художественная литература, 1964. — Т. 14. — С. 258.
  12. Пикуль В. С. . www.e-reading.club. Дата обращения: 27 апреля 2019. 28 апреля 2019 года.
  13. Лависс Э., Рамбо А. История XIX века. В 8 томах. Революции и национальные войны. 1848—1870 гг. — М. : Государственное социально-экономическое издательство (Соцэкгиз), 1938. — Т. 6. Часть вторая. — С. 97.
  14. Стасов В. В. Европейский концерт // Избранные сочинения в 3-х томах. — М. : Искусство, 1952. — Т. 1. — С. 174—187. — 736 с.
  15. Стасов В. В. Европейский концерт // Живопись, скульптура, музыка. Избранные сочинения. В 6 ч. Часть 1. — М. : Юрайт, 2019. — С. 199—213. — 427 с. — ISBN 978-5-534-09702-3 . — ISBN 978-5-534-09703-0 .
  16. Кремлёв Ю. А. Камиль Сен-Санс. — М. : Советский композитор, 1979. — С. 59—60. — 328 с.
  17. Вейнсток, Герберт. Глава 19 1867 – 1868 // Джоаккино Россини. Принц музыки.
  18. Боборыкин П. Д. . — Litres, 2017-09-05. — 772 с. — ISBN 9785457084452 .
  19. Стасов В. В. Живопись, скульптура, музыка. Избранные сочинения. В 6 частях. Часть 6. — М. : Юрайт, 2017. — С. 162—183. — 434 с.
  20. . ru.wikisource.org. Дата обращения: 28 апреля 2019. 8 декабря 2015 года.
  21. Мезенин В. К. . www.e-reading.club. Дата обращения: 22 апреля 2019. 22 апреля 2019 года.
  22. (англ.) . www.bie-paris.org. Дата обращения: 16 июля 2017. 18 июля 2017 года.
  23. (фр.) . — N o 107 . 14 января 2012 года.
  24. Гловели Г. Всемирные выставки как витрина и локомотив второй технологической революции // Экономическая политика. — 2013. — № 1 . — С. 96—115 .
  25. Придо Т. Глава первая. Появление современного человека // Кроманьонский человек / Пер. с англ. И. Г. Гуровой. — М. : Мир, 1979. — 160 с.
  26. Менделеев Д. И. . — М. : Юрайт, 2017. — Т. 4. — С. 254. — 354 с. — ISBN 9785040414765 .
  27. Менделеев Д. И. О современном развитии некоторых химических производств в применении к России и по поводу Всемирной выставки 1867 года // Сочинения. — Л.: М.: Издательство Академии наук СССР, 1950. — Т. 18. — С. 19—186.
  28. Менделеев Д. И. От редакции // Сочинения. — Л.: М.: Издательство Академии наук СССР, 1950. — Т. 18. — С. 9—18.
  29. Гумилевский Л. И. Зинин. — М. : Молодая гвардия, 1965. — С. 217—218. — 272 с.
  30. Ходнев А. Парижская выставка 1867 г. СПб., 1867. — С. 9
  31. Гюго, Виктор. Париж // Собрание сочинений в пятнадцати томах. — М. : Государственное издательство художественной литературы, 1956. — Т. 14. — С. 402—456. — 768 с.

Литература

  • Мезенин Н. А . Парад всемирных выставок. — М.: Знание, 1990. —160 с.
  • Симчук К. А. Всемирные выставки Парижа XIX века: градообразующая роль и общественное значение // Вестник Челябинского государственного университет. — 2014. — № 26 (355). — С. 157—162 .
  • Шпаков В. Н . История всемирных выставок. — М.: ACT: Зебра Е, 2008. — 384 с. — ISBN 978-5-17-050142-7 .
  • Ducuing, François, . (Paris: Bureaux d’Abonnements, 1867).
  • Ducuing, François, . (Paris: Bureaux d’Abonnements, 1867).
  • François Ducuing (Hrsg.): (недоступная ссылка) . (2 тома). S.n., Paris 1867.
  • Robert Bordaz: Le livre des expositions universelles 1851—1989. L’Exposition des Expositions Universelles inaugurée en juin 1983 . Union centrale des arts decoratifs, Paris 1983, ISBN 2-901422-26-8.
  • Monika Meyer-Künzel. . Dissertation Technische Universität Carolo-Wilhelmina, Braunschweig 1998, S. 45-46.
  • Erik Mattie: Weltausstellungen. Belser, Stuttgart 1998, ISBN 3-7630-2358-5.
  • (на англ.)

Ссылки

  • Логотип Викисклада На Викискладе есть медиафайлы по теме
  • Шпаков В.Н. Российский союз выставок и ярмарок (2000). — статья. Дата обращения: 23 июля 2013.
Источник —

Same as Всемирная выставка (1867)