Interested Article - Чирчубёвур
- 2020-01-15
- 2
Чи́рчубё́вур ( Киркьюбё , Киркебё ; фар. Kirkjubøur, Kirkjubø , дат. Kirkebø ) — деревня, расположенная на острове Стреймой , одном из островов Фарерского архипелага . В Средние века имела статус религиозной и культурной столицы Фарерских островов. На территории деревни расположена самая большая ферма архипелага, а также одни из старейших построек — средневековые храмы и жилые дома.
Название
Название деревни означает «ферма с церковью» и впервые встречается в источниках в 1584 году в данифицированных формах Kirckeby и Kircke Boe gaardt . Исторический анализ топонимических материалов показал, что названия фарерских населённых пунктов, имеющие в составе элемент «-bø» , изначально привязывались к фермам с наибольшим количеством земель. Местные жители также называют современное поселение Хайма-оа-Гари ( фар. Heima á Garði ) .
География
Чирчубёвур расположен в юго-восточной части острова Стреймой, в месте соединения проливов фар. Inni í Bø ) . За ней, далее к северу, находится возвышенность (высота 351 м), а к востоку от неё — вершина (высота 306 м) .
и . Окружающая местность представляет собой тонкую полосу равнинного побережья, которая находится у подножья крутой горы . Территория к северу от поселения, на которой расположены пахотные земли, называется Инни-уй-Бё (К юго-востоку от Чирчубёвура находится мыс Чирчубёнес ( фар. Kirkjubønes ) — крайняя южная точка острова Стреймой. На полпути между Чирчубёвуром и Чирчубёнесом расположены остатки деревни , заброшенной в XIX веке . Рядом с ними, у побережья, находится подводная скала Бёбоанир ( фар. Bøboðarnir ). К юго-западу от Чирчубёвура, неподалёку от берега, находится небольшой остров Чирчубёхёльмур ( фар. Kirkjubøhólmur ). Имеются сведения о том, что ранее этот остров был соединён с материком, а скала Бёбоанир была островом. Согласно фарерской устной традиции , Бёбоанир и земля, соединявшая Чирчубёхёльмур с Чирчубёвуром, были размыты во время так называемого «сретенского шторма» ( фар. kyndilsmessan harða ), который, по мнению учёных, мог произойти в одно из Сретений между 1592 и 1650 годами . Исследователи также отмечают, что такое серьёзное изменение ландшафта вряд ли могло произойти одномоментно, однако побережье вокруг Чирчубёвура ранее действительно имело бо́льшую площадь и серьёзно изменялось на протяжении веков под воздействием прибойных волн .
Административно Чирчубёвур относится к коммуне Торсхавн региона . До 2005 года Чирчубёвур являлся отдельной коммуной, в которую также входило соседнее поселение .
История
Точное время основания Чирчубёвура неизвестно. По одной из версий, первое поселение на месте современного Чирчубёвура было основано ирландскими монахами. Также имеются сведения о том, что в 564 году эту местность посещал монах Брендан, впоследствии причисленный к лику святых. Для подтверждения этой версии используется местная топонимика — небольшой залив, расположенный к юго-востоку от Чирчубёвура, называется Брандансвуйк или Брандасвуйк ( фар. Brandansvík, Brandarsvík ; букв. «бухта Брендана») . Современными исследователями доказательство присутствия на Фарерах доскандинавских ирландских поселенцев с использованием данных топонимики рассматривается как недостаточно убедительное .
Около 1020 года Фарерские острова стали надёжно контролироваться викингами . Благодаря своему географическому расположению Чирчубёвур быстро стал самой большой и богатой фермой архипелага. Морское течение выбрасывало на побережье рядом с поселением большое количество плавника , который использовался в качестве топлива и строительного материала в связи с почти полным отсутствием на Фарерских островах леса, а также водорослей, которые высушивались и использовались как удобрение . К Чирчубёвуру относилась вся территория Стреймоя, лежащая к югу от Тинганеса , включая Вельбаставур и Арджир . Хотя Чирчубёвур не упоминается в « Саге о фарерцах », согласно устной традиции, именно здесь проживали одни из персонажей саги — зажиточный бонд Торхалль Богатый, его жена Бирна и её второй муж Сигурд Торлакссон .
В начале XI века на Фарерских островах начало распространяться христианство . Вероятно, Чирчубёвур в это время использовался в качестве базы епископами-миссионерами . В 1067 году архиепископ Гамбург-Бременской епархии учредил на Фарерских островах отдельный диоцез с центром в Чирчубёвуре . Этот факт свидетельствует о том, что в конце XI века Чирчубёвур считался гораздо более важным населённым пунктом, чем Торсхавн — будущая столица архипелага . Между 1104 и 1139 годами на Фарерских островах появляется первый собственный епископ по имени Гудмунд, который, по легенде, приобрёл для Церкви значительное количество объектов недвижимости в Чирчубёвуре у Гэсы — младшей дочери одного из героев «Саги о фарерцах» Сигурда Торлакссона — в качестве наказания за нарушение ей поста .
В XII веке в Чирчубёвуре открылась приходская школа, которая стала первым учебным заведением архипелага и впоследствии приобрела известность благодаря весьма высокому стандарту образования . С 1162 или 1163 по 1174 год епископом Фарерских островов был Хрои, который, согласно « Саге о Сверрире », будучи дядей будущего короля Норвегии Сверрира , воспитывал его и обучал в приходской школе в Чирчубёвуре . К северо-востоку от поселения находится пещера Сверрисхола ( фар. Sverrishola ; букв. «пещера Сверрира»), в которой, по легенде, Сверрир был тайно рождён . К концу XII века Чирчубёвур состоял из примерно 70—80 хозяйств и насчитывал более 1000 жителей .
Самым известным епископом Фарерских островов был занимавший эту должность с 1269 по 1308 год бергенский священник , известный в своё время как выдающийся проповедник и чрезвычайно образованный человек. При Эрленде Церковь на Фарерских островах серьёзно обогатилась, приобрела большое количество земли и укрепила свою власть . Эрленд также являлся одним из инициаторов написания « » — королевского декрета , являвшегося кодификацией существовавших на Фарерских островах законов . При этом среди фарерцев Эрленд был непопулярен из-за повышения им десятины и отчуждения большого количества недвижимости в пользу Церкви. Королю Норвегии Хакону V поступали жалобы по поводу деятельности епископа от населения архипелага. Вследствие этого в последние годы жизни Эрленд был вынужден находиться в Норвегии, где и умер в 1308 году. По легенде, тело Эрленда было захоронено в Чирчубёвуре . В 1420 году могила Эрленда была вскрыта в связи с возможной его канонизацией. В захоронении была обнаружена свинцовая табличка с надписью на латыни, гласящей, что при Эрленде был построен первый дом из камня на Фарерах, а также возведена каменная епископская церковь вместо сгоревшей деревянной . Это сообщение позволяет предполагать, что именно при Эрленде в Чирчубёвуре был построен каменный собор святого Магнуса .
С конца XIV века Чирчубёвур начинает утрачивать своё центральное значение для архипелага. Примерно в это же время Норвежское королевство начинает утрачивать свою независимость и Фареры постепенно переходят под юрисдикцию Дании . В 1538 году на Фарерских островах началась Реформация . К этому моменту Церковь владела половиной всей земли и недвижимости архипелага. Две трети всей церковной собственности было конфисковано королём Кристианом III в пользу датской короны . Государственную землю стали сдавать в аренду для возделывания и проживания крестьянам, которых стали называть королевскими ( фар. kongsbóndi ) . В 1550 году, когда вся церковная земля стала принадлежать датскому королю, относившаяся к Чирчубёвуру деревня Ути-оа-Бё была закреплена за тогдашним лёгмадуром архипелага . Примерно в это же время остальная земля в Чирчубёвуре перешла к семье Патуссонов, прибывшей на Фареры из Дании . Также после Реформации все храмы архипелага стали лютеранскими , языком богослужения стал датский . В 1541 году приходская школа в Чирчубёвуре была закрыта, а центром образования на островах стала латинская школа , открытая в Торсхавне в 1547 году .
Первым и последним лютеранским епископом Фарерских островов стал в 1540 году бергенский священник Ставангера и больше не возвращался на Фареры. По одной версии Рибер покинул архипелаг из-за разграбления его дома и храма пиратами, по другой — из-за сопротивления, которое оказывало население островов распространению новой веры. После отъезда Рибера Фарерские острова стали пробством внутри диоцеза Бьёргвина , а священнослужители стали проживать на Эстурое , вследствие чего Чирчубёвур перестал быть религиозным центром архипелага . В 1609 году в Торсхавне была построена первая церковь , вследствие чего столица архипелага стала новой резиденцией пробстов и центром северо-западного прихода Стреймоя, к которому стал относиться и Чирчубёвур .
, выбравший, как и его предшественники, в качестве резиденции Чирчубёвур. Однако уже в 1556 или 1557 году он вернулся в Норвегию, стал епископомДатский священник и топограф Чирчубёаргарур . Также, согласно Дебесу, церковь святого Олафа в то время всё ещё стояла и использовалась, а собор святого Магнуса уже имел вид руин, но был относительно нетронут и его ещё можно было достроить до полноценного храма . В 1772 году на Чирчубёвур сошёл оползень , разрушивший деревянные постройки и повредивший северо-восточный угол собора святого Магнуса .
в своей книге «Описание Фарерских островов и их обитателей», изданной в 1673 году, сообщал, что в Чирчубёвуре «прежде было много каменных зданий, которые теперь разрушены, остался лишь один каменный дом с большой бревенчатой гостиной, построенный в старой манере», судя по всему, имея в видуСерьёзный антикварный интерес к Чирчубёвуру и находящимся в нём памятникам старины возник в начале XIX века. С этого времени начинают появляться научные работы, посвящённые описанию древних построек поселения, а также проводятся их археологические исследования и частичные реставрации .
В 1832 году в Чирчубёвуре был найден старейший рунический камень Фарерских островов. Согласно двум наиболее распространённым версиям, он относится либо к третьей четверти IX века, либо к началу XI века. Ныне чирчубёвурский камень хранится в .
В середине 50-х годов XX века в городе проводились масштабные раскопки, в которых участвовала большая группа специалистов с Фарерских островов, из Дании и Норвегии. Исследования затронули весь комплекс зданий древнего диоцеза. В частности, был вскопана земля в руинах собора святого Магнуса, а также обнаружены фундаменты построек, прилегавших к дворцу епископа и располагавшихся к западу от церкви святого Олафа — как каменных зданий, так и выполненных из дерева . Нижние части стен некоторых каменных построек были отреставрированы и приподняты до определённой высоты для того, чтобы показать первоначальные размеры зданий .
На 2020 год королевским крестьянином в деревне являлся Йоуаннес Патуссон — праправнук и тёзка известного фарерского политика Йоуаннеса Патуссона , представитель семнадцатого поколения семьи Патуссонов, владеющих землёй в Чирчубёвуре. По старинной традиции Патуссоны также обладают правом пасти скот на маленьком острове , расположенном у северного побережья Сандоя , в десяти километрах от Чирчубёвура . Другими известными представителями семьи Патуссонов, родившимися и жившими на ферме в Чирчубёвуре, являются
- Хелена Патуссон — общественная деятельница ;
- — путешественник ;
- Сверри Патуссон — писатель ;
- — ботаник ;
- Эрлендур Патуссон — политик ;
- — художник и путешественник .
Год | Численность | |
---|---|---|
1801 | 48 | |
1850 | 52 | |
1916 | 27 | |
1921 | 24 | |
1925 | 39 | |
1930 | 26 | |
1935 | 24 | |
1945 | 33 | |
1950 | 28 | |
1955 | 36 | |
1960 | 40 | |
1966 | 42 | |
1970 | 46 | |
1977 | 44 | |
1985 | 55 | |
1986 | 57 | |
1987 | 56 | |
1988 | 57 | |
1989 | 56 | |
1990 | 58 | |
1991 | 56 | |
1992 | 53 | |
1993 | 54 | |
1994 | 57 | |
1995 | 53 | |
1996 | 51 | |
1997 | 64 | |
1998 | 63 | |
1999 | 61 | |
2000 | 65 | |
2001 | 72 | |
2002 | 75 | |
2003 | 77 | |
2004 | 71 | |
2005 | 67 | |
2006 | 73 | |
2007 | 71 | |
2008 | 71 | |
2009 | 71 | |
2010 | 73 | |
2011 | 78 | |
2012 | 74 | |
2013 | 77 | |
2014 | 76 | |
2015 | 74 | |
2016 | 83 | |
2017 | 81 | |
2018 | 75 | |
2019 | 74 | |
2020 | 82 | |
2021 | 88 | |
2022 | 88 |
Общественная инфраструктура
Бо́льшая часть земли в Чирчубёвуре относится к территории, охраняемой от застройки с целью сохранения местной природы и культурного наследия. Исключение составляют три небольших участка земли, которые заняты одним из двух кладбищ, рекреационной зоной и портово-причальным комплексом, а также узкая полоса земли у подножия горы, которая выделена под частные жилые дома. Среди них особым статусом наделено крестьянское хозяйство, на территории которого разрешено заниматься земледелием и животноводством. Ферма в Чирчубёвуре — крупнейшая на Фарерских островах. Жители посёлка, не занятые работой на ферме или местным садоводством, работают в Торсхавне .
В посёлке расположено два кладбища: одно — закрытое для захоронения — при церкви святого Олафа, другое — с продолжающимися захоронениями — в западной части посёлка, на улице Уй-Лоабё ( фар. Í Lágabø ) . В центре деревни, в пространстве между параллельными улицами Гамливевур ( фар. Gamlivegur ) и Овеаривевур ( фар. Ovarivegur ) расположены детская площадка и небольшое футбольное поле . Ближайшая государственная школа расположена в Вельбаставуре . Помимо школьных занятий, она также используется для проведения местных выборов . Ближайший кабинет коммунального врача находится в Торсхавне . В посёлке нет магазинов, кроме открытой летом сувенирной лавки, а также отсутствуют гостиницы .
С 2016 по 2018 год в Чирчубёвуре располагался ресторан современной звезду Мишлена .
«KOKS» . За это время заведение успело получить свою первуюТранспорт
В Чирчубёвуре находится конечная остановка проходящих через Торсхавн автобусных маршрутов № 5 (ходит с понедельника по пятницу до Кальдбака ) и № 7 (ходит по субботам до Кодлафьордура ) .
К северу от Чирчубёвура расположен порт
, откуда ходят паромы до деревни на Сандое .Достопримечательности
- Руины кафедрального собора святого Магнуса , возведение которого началось, вероятно, в начале XIV века. Точно не известно, был ли храм в какой-то момент достроен и совершались ли в нём богослужения .
- Церковь святого Олафа , построенная примерно во второй половине XIII века — единственный действующий средневековый храм Фарерских островов и старейшая из действующих церквей архипелага . В частности, в 2018 году здесь было проведено православное богослужение .
- Чирчубёаргарур — традиционный деревянный крестьянский дом, построенный в Средние века на фундаменте, оставшемся от каменного дома епископа, заложенного в XI веке. В более старой части дома, называющейся «стоккастова» ( фар. stokkastova — « сруб »), расположен музей. В помещении под названием «рокстова» ( фар. roykstova — «комната с очагом») проживают представители семнадцатого поколения семьи Патуссонов, жившей в этом доме со второй половины XVI века. Таким образом, эта постройка является старейшим деревянным жилым домом в Европе .
- «Морг» ( фар. Líkhús ) — остатки третьей средневековой церкви, находящиеся в ста метрах к востоку от собора святого Магнуса. Вокруг храма ранее находилось кладбище . По одной версии, эта церковь была возведена в начале XII века в честь Богородицы , по другой — в середине XV века в честь святого Брендана .
Примечания
Комментарии
- Дж. В. Ч. Янг со ссылкой на Д. Брууна сообщает о каменной табличке , однако в первоисточнике в качестве материала указан свинец , как и в некоторых публикациях Брууна и других, более поздних источниках .
Источники
- / Составитель В. С. Широкова. Редактор К. Т. Бойко. — М. : ГУГК , 1967. — С. 16—17. 1 февраля 2020 года.
- Лист карты P-29-В,Г. Масштаб: 1:500 000.
- ↑ .
- ↑ , s. 22.
- ↑ , p. 94.
- (фар.) . Umhvørvisstovan . Дата обращения: 15 апреля 2022. Архивировано из 4 ноября 2016 года.
- , p. 25.
- ↑ .
- (фар.) . Hagstova Føroya . Дата обращения: 5 апреля 2022. 3 сентября 2021 года.
- (фар.) . Hagstova Føroya . Дата обращения: 15 апреля 2022. 14 мая 2022 года.
- ↑ , p. 452.
- , p. 27.
- Arge, S. V. (англ.) // Arctic Anthropology. — 1991. — Vol. 28 , no. 2 . — P. 101—120 . 14 апреля 2022 года.
- ↑ , p. 66.
- Debes, H. J. (фарерск.) . — Tórshavn: Føroya Skúlabókagrunnur, 2000. — С. 147. — 287 с. — ISBN 99918-0-256-8 .
- , p. 113.
- ↑ , p. 46.
- Strauch, D. (нем.) . — De Gruyter , 2011. — S. 189. — ISBN 978-3-11-025076-3 .
- , p. 89.
- , pp. 62—63.
- , s. 128.
- , p. 107.
- , p. 64.
- ↑ , p. 61.
- , p. 65.
- , p. 52—53.
- , p. 66—67.
- ↑ , p. 71.
- Bugge, A. Erkebiskop Henrik Kalteisens Kopibog (норв.) . — Christiania, 1899. — С. .
- Bruun, D. (датск.) // Architekten: meddelelser fra akademisk architektforening. — Kjøbenhavn, 1906. — Bd. 8 . — S. 422 . 15 сентября 2022 года.
- Færø Amt // (датск.) / Udgivet ved Daniel Bruun. — Kjøbenhavn og Kristiania: Gyldendalske Boghandel - Nordisk Forlag , 1922. — Т. IV. — С. 74. 15 сентября 2022 года.
- , s. 131.
- , p. 74.
- ↑ , s. 139—140.
- ↑ , p. 64.
- , pp. 112.
- , s. 140.
- , s. 154.
- , p. 96.
- , s. 86—87.
- , s. 89—91.
- Debes, L. J. (датск.) . — Kiøbenhaffn, 1673. — С. 290. 1 июля 2023 года.
- , s. 140.
- , s. 27—29.
- , s. 141.
- Dahl, S. (англ.) // Medieval Archaeology. — 1970. — Vol. 14 , iss. 1 . — P. 60—73 . — doi : . 17 июля 2022 года.
- Vanherpen, S. . (англ.) . Дата обращения: 17 июля 2022. 17 июля 2022 года.
- , s. 29.
- , s. 25—26.
- , pp. 112—114.
- ↑ (дат.) . Dansk Kvindebiografisk Leksikon . Дата обращения: 3 октября 2022. 3 октября 2022 года.
- (дат.) . Dansk Biografisk Leksikon . Архивировано из 8 января 2022 года.
- Jóhansen, J. (фарерск.) // Fróðskaparrit. — 1985. — P. 51—98 . — ISSN . 3 октября 2022 года.
- (норв.) . Store norske leksikon . Архивировано из 19 октября 2020 года.
- (дат.) . Trondur Paturssons hjemmeside . Дата обращения: 3 октября 2022. 8 декабря 2004 года.
- ↑
- ↑
- (фар.) . Tórshavnar kommuna . Дата обращения: 30 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Tórshavnar kommuna . Дата обращения: 30 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Tórshavnar kommuna . Дата обращения: 30 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Tórshavnar kommuna . Дата обращения: 30 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Tórshavnar kommuna . Дата обращения: 30 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Tórshavnar kommuna . Дата обращения: 30 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Kringvarp Føroya (17 мая 2016). Дата обращения: 31 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Kringvarp Føroya (19 февраля 2018). Дата обращения: 31 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- (фар.) . Tórshavnar kommuna . Дата обращения: 7 августа 2022. 3 июля 2022 года.
- (фар.) . Fólkakirkjan . Дата обращения: 30 августа 2022. 30 августа 2022 года.
- . Русская Православная Церковь в Исландии (20 января 2018). Дата обращения: 31 августа 2022. 29 августа 2022 года.
- , p. 67.
- , p. 62.
- Arge, S. V. , Mehler, N. (англ.) // Across the north sea: Later Historical Archaeology in Britain and Denmark c. 1500—2000 AD. — 2012. — P. 175—186 . — ISBN 978-87-7674-658-2 . 18 июня 2016 года.
Литература
- Arge, S. V. Kirkjubøur - Færøernes middelalderlige bispesæde – Monumenter og bevaring (датск.) // / Símun V. Arge & Andras Mortensen, red.. — Tórshavn: Føroya Fornminnissavn, 2008. — S. 21—35 . — ISBN 978-99918-3-262-3 .
- Debes, H. J. (фарерск.) . — Tórshavn: Føroya Skúlabókagrunnur, 1995. — 255 с. — ISBN 99918-0-060-3 .
- Ecott, T. (англ.) . — London: Short Books, 2020. — ISBN 978-1-78072-423-2 .
- Guttesen, R. (англ.) // Geografisk Tidsskrift. — 1992. — Vol. 92 , iss. 1 . — P. 22—28 . — doi : .
- (англ.) / Edited by Rolf Guttesen. — København: Det Kongelige Danske Geografiske Selskab and Kort & Matrikelstyrelsen, 1996. — ISBN 87-7421-951-0 .
- Høj, C. , Carlsson, J. C. , Árnason við Úlvsá, J. M. (фарерск.) . — Føroya Skúlabókagrunnur, 1999. — 162 с. — ISBN 99918-0-230-4 .
- Merten, K. (нем.) . — LIT Verlag, 2017. — 320 S. — ISBN 978-3-643-13580-3 .
- Proctor, J. (англ.) . — 5th edition. — Bradt Travel Guides, 2019. — 184 p. — ISBN 9781784776329 .
- di Robilant, A. (англ.) . — New York: Alfred A. Knopf, 2011. — ISBN 978-0-307-26985-0 .
- Swaney, D. (англ.) . — 1st edition. — Lonely Planet , 1991. — ISBN 0864420927 .
- Young, G. V. C. (англ.) . — Shearwater Press, 1979. — ISBN 0904980200 .
Ссылки
- (англ.) . Tjóðsavnið . Дата обращения: 8 апреля 2022.
- Krogh, K. J. , Guttesen, R. . (дат.) . Den Store Danske . Архивировано из 9 марта 2022 года.
- 2020-01-15
- 2