Interested Article - Мадурцы

Мадурцы в национальной одежде. Фотография первой половины XX века

Маду́рцы ( мад. Suku Madhurâ , индон. Suku Madura ) — народ в Индонезии , основное население острова Мадура . Значительное количество проживает в других регионах страны, прежде всего на востоке острова Ява . Общая численность — более 7 млн человек.

Родным языком является австронезийский мадурский язык , в котором выделяется несколько диалектов . Абсолютное большинство мадурцев исповедует ислам суннитского толка и пользуется репутацией весьма ревностных верующих.

Исторически основные отрасли хозяйства — скотоводство и добыча соли . В Индонезии широкой известностью пользуется такая национальная традиция мадурцев, как гонки на бычьих упряжках , а также сохраняющийся среди них обычай жестокой мести за оскорбления — чарок .

Численность и расселение

Официальные и академические данные о численности мадурцев существенно разнятся. В ходе общенациональной переписи населения , проведённой в Индонезии в 2010 году , к этой народности себя отнесло 7 179 356 человек, то есть 3,03 % населения страны . В свою очередь, некоторые научные источники оперируют значительно бо́льшими цифрами — порядка 10,5—10,8 миллиона . В любом случае мадурцы относятся к числу наиболее крупных народов Индонезии — так, по результатам переписи 2010 года они занимают по численности четвёртое место после яванцев , сундов и батаков .

Исторически мадурцы населяют остров Мадура и находящуюся к востоку от него группу более мелких островов Яванского моря ( Камбинг , Сапуди, (англ.) и др.): здесь их численность составляет около 3,3 млн человек — более 90 % населения этих территорий. Примерно такое же количество мадурцев проживает на востоке острова Ява, и ещё более 400 тыс. человек — в различных районах индонезийской части острова Калимантан . Кроме того, десятки тысяч представителей этой народности живут в других регионах Индонезии: в частности, значительные общины мадурцев имеются в столице страны Джакарте (около 80 тыс. человек), на Бали (около 30 тыс. человек) и в провинции Банка-Белитунг (более 15 тыс. человек) . Имеются также небольшие мадурские общины в сопредельных с Индонезией странах Юго-Восточной Азии , в частности в Сингапуре .

Язык

Ареал мадурского языка на Мадуре и Яве отмечен зелёным

Мадурцы говорят на мадурском языке , входящем в западнозондскую зону австронезийских языков . В его рамках выделяется несколько диалектов , причём ранее специалисты говорили о двух или четырёх, а сейчас превалирует мнение о шести диалектах. Наиболее развитым в лексическом плане считается суменепский диалект, который лежит в основе литературного мадурского языка, тогда как в социально-экономической жизни наиболее распространён и значим банкаланский диалект .

В некоторых местностях Восточной Явы со значительным мадурским населением формируется своеобразное смешанное мадурско-яванское наречие . Помимо родного языка, большинство мадурцев свободно владеет государственным языком Индонезии — индонезийским , часть живущих на Яве владеет также яванским .

Религия

По вероисповеданию абсолютное большинство мадурцев — мусульмане - сунниты . Христиане (в основном протестанты ) составляют не более 0,11 % народности, доля же исповедующих другие религии ещё меньше . В отличие от значительной части своих индонезийских единоверцев, мадурцы пользуются репутацией весьма ревностных приверженцев ислама. Важную роль в их духовной и общественной жизни играют мусульманские богословы. Значительная часть мадурцев проходит обучение в традиционных религиозных школах — (англ.) .

Социально-экономический уклад

Основные занятия

Мадурка за выделкой батика

Главное традиционное занятие мадурцев — животноводство . Они разводят главным образом крупный рогатый скот : на Мадуре и нескольких близлежащих островах выведена особая (англ.) на основе гибридизации бантенга и зебу . Также выращиваются козы , лошади и птица, в том числе бойцовые породы кур .

Исторически важной отраслью хозяйства на Мадуре является добыча соли . Земледелие у мадурцев Мадуры в силу низкой плодородности местных почв развито весьма слабо, в то время как у яванских мадурцев оно практикуется более широко. Основные сельскохозяйственные культуры кукуруза , маниок , рис , табак , кофе , бобовые , гвоздика . Среди ремёсел традиционно наибольшее значение имеют выделка кож , гончарное производство , изготовление батика , кузнечное дело , изготовление лодок и небольших судов . Мадурцы, проживающие в прибрежных районах, активно занимаются рыболовством и торговлей . Жители крупных городов, в частности восточнояванской Сурабаи , активно вовлечены в современные отрасли экономики .

Жилища

Традиционные поселения мадурцев имеют разбросанную, реже — линейную планировку, подчинённую направлениям дорог. В большинстве деревень имеются загоны для скота. Дома строятся из бамбука , часто устанавливаются на невысоких сваях . Имеют каркасную конструкцию, обычно дополняемую верандой . Крыши кроются пальмовыми листьями или тростником , с последней трети XX века всё большее распространение получает черепица .

Миграции по стране

Низкая урожайность почв на Мадуре издавна служила причиной массового выезда местного населения за пределы острова, в том числе в рамках масштабных трансмиграционных программ , осуществлявшихся как нидерландской колониальной администрацией , так и властями независимой Индонезии. В результате к концу XX века более половины этнических мадурцев оказалось расселено за пределами исторического ареала проживания народности — главным образом в восточной части Явы и на Калимантане .

На территории Явы мадурцы проживают уже несколько столетий, образуя в некоторых северо-восточных районах острова этническое большинство. При этом они, как правило, благополучно уживаются с яванцами, близкими им по языку, культуре и жизненному укладу. Широко распространены смешанные явано-мадурские браки. Более того, в отдельных местностях Восточной Явы сложились значительные общины потомков таких браков — пендалу́нганов ( индон. pendalungan ), которые отличаются своеобразными культурными традициями, в разной степени сочетающими мадурские и яванские элементы .

Иная ситуация зачастую складывается в провинциях Западный Калимантан и Центральный Калимантан , куда мадурцы переселялись в рамках трансмиграций в 1900-е и 1950 1990-е годы. Туземное население, прежде всего даяки , достаточно настороженно относится к пришельцам, усматривая в них угрозу для своей традиционной жизнедеятельности. Взаимному недоверию способствуют этнокультурные и религиозные различия (большинство даяков — христиане либо анимисты ) . На рубеже XX и XXI веков частые бытовые конфликты и имущественные споры между мадурцами и даяками в различных местностях индонезийского Калимантана вылились в серию масштабных вооружённых столкновений, унёсших, по разным оценкам, от нескольких сотен до нескольких тысяч жизней. Десятки тысяч мадурцев были вынуждены перебраться с Калимантана на Мадуру и Яву. К середине первого десятилетия XXI века обстановка в целом стабилизировалась, что дало возможность для возвращения большей части мадурских беженцев на Калимантан .

Культура и национальные традиции

Народное творчество, костюм, кухня

Сате по-мадурски отличается особым сладко-острым маринадом

В культурном плане мадурцы достаточно близки восточным яванцам — имеют сходные с ними формы устного народного творчества , музыки (в частности гамелан ), танцев , театра теней ваянг . В то же время национальный костюм мадурцев весьма специфичен, особенно у мужчин — совершенно чёрный длиннополый кафтан с широким поясом , под который чаще всего поддевается рубаха в широкую красно-белую полосу и клетчатый саронг , типичный и для других народов Индонезии. Женский наряд — тёмно-синяя или пёстрая кофта в сочетании с саронгом .

Для национальной кухни мадурцев характерна довольно большая роль мяса , из которого прежде всего готовятся миниатюрные шашлычки сате в особом сладковатом маринаде и густые острые супы , пользующиеся широкой популярностью во многих регионах Индонезии. Кроме того, для мадурских кулинарных традиций характерно активное использование кукурузы и в целом бо́льшая солёность блюд в сравнении с другими региональными кухнями страны .

Гонки на быках и коровьи конкурсы красоты

Гонки на бычьих упряжках и коровьи конкурсы красоты — излюбленные зрелища мадурцев

В культуре мадурцев весьма заметно отразилась особая роль скотоводства в их хозяйственном укладе. Уникальной традицией островитян уже не менее пяти столетий являются гонки на бычьих упряжках , в ходе которых самцы местной породы крупного рогатого скота запрягаются попарно в специальные лёгкие повозки-волокуши, управляемые возницами — как правило, юношами или подростками. Заезды организуются последовательно на деревенском, районном, окружном и общемадурском уровнях ежегодно в августе — октябре. Гонки обычно сопровождаются выступлениями гамеланов и народными гуляниями и являются своего рода «визитной карточкой» Мадуры, её главной туристической достопримечательностью .

К концу 1980-х годов популярность мадурских бычьих гонок выросла настолько, что победителю финальных соревнований стал вручаться переходящий приз от имени президента Индонезии . Кроме того, сцена гонок изображалась на реверсе монеты достоинством 100 индонезийских рупий , выпускавшейся в 1991 1998 годах .

Другим обычаем, связанным с мадурской породой скота, являются конкурсы красоты среди коров — сапи-сонок . Их также проходят в несколько последовательных этапов в соответствии с административным делением острова, а финальный тур обычно проводится накануне финала бычьих гонок. Коров, отобранных для конкурсов, освобождают от сельскохозяйственных работ, им обеспечивается весьма тщательный уход. На смотрах животные выступают в парных упряжках, обвешанные украшениями под аккомпанемент оркестра. Несмотря на то, что практика сапи-сонока возникла достаточно недавно — в 1960-е годы , этот обычай уже получил широкую известность за пределами Мадуры и привлекает немалое число индонезийских и зарубежных туристов .

Чарок

Непростые условия социально-экономической жизни мадурцев наложили заметный отпечаток на их национальный характер. Им часто свойственны трудолюбие, упорство, храбрость, прямота и в то же время резкость, обидчивость, крайняя бережливость, замкнутость и недоверие к чужим, особенно заметные на фоне добродушия и общительности их соседей — яванцев .

В сельских районах Мадуры до сих пор не изжита древняя традиция убийства в качестве мести за оскорбление или решения бытового конфликта, называемая здесь чаро́к ( мад. carok , буквально — «бой чести»). Так, в 1990-е годы в каждом из четырёх округов Мадуры правоохранительными органами ежегодно регистрировалось несколько десятков случаев чарока . Поводом для чарока, согласно местной криминальной статистике, чаще всего становятся приставание к женщине или имущественный спор, однако случается, что на столь жестокую месть мадурца подвигает недостаточно вежливое обращение в общественном месте .

Орудием мщения практически всегда становится челурит — традиционный мадурский серп , который является наиболее распространённым крестьянским орудием. В подобных случаях мститель обычно заблаговременно готовит челурит к делу, произнося над ним особые заклинания . Иногда в «бою чести» принимают участие по несколько человек с каждой стороны — родственники и друзья обиженного и обидчика. Подобные массовые побоища неоднократно имели место на Мадуре уже в XXI веке. Наиболее кровопролитный чарок произошёл 13 июля 2006 года в деревне Буджур-Тенгах ( индон. Bujur Tengah ) на севере острова: в поножовщине погибли семь и были тяжело ранены по крайней мере девять человек .

Примечания

  1. , p. 31.
  2. , с. 305.
  3. , с. 304.
  4. . Etnolog.Ru: Энциклопедия народов мира . Дата обращения: 15 марта 2019. 1 апреля 2020 года.
  5. , p. 38.
  6. в Ethnologue. Languages of the World .
  7. Dr. W. Dyah Laksmi Wardhani, M.Pd. (индон.) . Pusat Kajian Budaya dan Bahasa Indonesia. Дата обращения: 29 марта 2019. 29 марта 2019 года.
  8. Iqbal Nurul Azhar. (индон.) . Fakultas Bahasa dan Sastra Universitas Negeri Yogyakarta (2008). Дата обращения: 27 марта 2019. 27 марта 2019 года.
  9. (англ.) . Joshua Project. Дата обращения: 15 марта 2019. 13 октября 2015 года.
  10. Widiala T. S. M., Udo H. M. J., Oldenbroek K., Budisatria I. G. S., Baliarti E. and A. J. van der Zijpp. (англ.) . Cambridge University Press . Дата обращения: 15 марта 2019. 18 мая 2015 года.
  11. Andrew Chang. (англ.) . ABC News (27 февраля 1999). Дата обращения: 15 марта 2019. 7 марта 2016 года.
  12. (англ.) . GlobalSecurity.org. Дата обращения: 15 марта 2019. 10 октября 2019 года.
  13. (англ.) . Дата обращения: 8 мая 2015. Архивировано из 27 февраля 2014 года.
  14. (индон.) . (28 октября 2014). Дата обращения: 15 марта 2019. 4 июня 2015 года.
  15. (индон.) . Kompas (30 октября 2013). — Электронная версия газеты «Компас». Дата обращения: 15 марта 2019. 4 марта 2016 года.
  16. Robertus Pudyanto. (англ.) . Modern Farmer (8 января 2014). Дата обращения: 15 марта 2019. 11 ноября 2021 года.
  17. (англ.) . Numista . Дата обращения: 15 марта 2019. 3 декабря 2015 года.
  18. , pp. 102—104.
  19. , p. 145.
  20. , p. 170.
  21. , p. 150.
  22. , p. 4.
  23. , p. 147.
  24. , p. 40.
  25. (индон.) . (18 июля 2006). — Электронная версия журнала «Гатра». Дата обращения: 15 марта 2019. Архивировано из 16 марта 2019 года.
  26. . (индон.) . (10 мая 2007). — Новостной портал «Okezone.com». Дата обращения: 15 марта 2019. 29 марта 2019 года.

Литература

Источник —

Same as Мадурцы