Interested Article - Акра (Иерусалим)

Акра на миниатюре в средневековом манускрипте

Акра ( ивр. חקרא ‎ или חקרה, арам. Хакра , от др.-греч. Ἄκρα , «высокое, укреплённое место») — крепость в Иерусалиме , построенная Антиохом Эпифаном , правителем государства Селевкидов , после разграбления города в 168 году до н. э. Крепость сыграла значительную роль в событиях вокруг восстания Маккавеев и формирования Хасмонейского царства. Она была уничтожена Симоном Маккавеем во время этой борьбы.

Ранее была распространена точка зрения, что это «название одного из кварталов древнего Иерусалима , так называемого Нижнего города , окружавшего Верхний город (собственно Сион ) полукругом с юга, что это та самая „крепость Сиона“, которую построил царь Давид и назвал её градом Давида ».

Точное местоположение Акры, важное для изучения эллинистического Иерусалима, было предметом длительных дискуссий. Историки и археологи предлагали различные места в Иерусалиме, полагаясь главным образом на выводы, сделанные из нарративных источников. Дискуссия перешла на другой уровень в конце 1960-х годов в связи с началом археологических раскопок. Новые открытия вызвали переоценку древних литературных источников, географии Иерусалима и ранее обнаруженных артефактов. интерпретировал группу строений в юго-восточном углу платформы Храмовой горы как ключ к возможному положению Акры. Во время раскопок 1968—1978 годов в районе, прилегающем к южному склону горы, были обнаружены элементы, которые, возможно, были связаны с Акрой, включая комнаты в казарме и огромную цистерну . В ноябре 2015 года Управление древностей Израиля объявило о возможном обнаружении Акры в другом месте, к юго-западу от Храмовой горы и к северо-западу от города Давида .

История

Предпосылки строительства

A robed woman raises her hands in grief over dead bodies strewn across the steps of a pedimented temple while a seated man holding a scepter sits and observes from the background

Мученичество Маккавеев (1863).
Женщина воздевает руки к небу над мёртвыми телами, лежащими на ступенях храма. Антиох изображён сидящим на троне

После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. территорию Иудеи оспаривали Птолемей , правивший в Египте , и Селевк , обосновавшийся в Сирии и Месопотамии . Победа императора Антиоха III над Птолемеями в 200 году до н. э. в привела Иудею под контроль Селевкидов . Еврейское население Иерусалима помогало Антиоху во время его осады , укреплённой базы египетского гарнизона Иерусалима . Их поддержка была вознаграждена уставом, утверждавшим еврейскую религиозную автономию, в том числе запрет иностранцам и нечистым животным находиться в Храме, а также выделением официальных средств для совершения религиозных обрядов в Храме . Несмотря на то, что им дали свободу отправлять свой культ, многие евреи переняли элементы греческого образа жизни. Имперская культура предлагала путь к политическому и материальному прогрессу, и это привело к формированию эллинистической элиты среди еврейского населения. Эллинизация породила напряжённость между евреями, придерживавшимися традиций, и их собратьями, которые приняли греческую культуру .

В 175 году до н. э. трон Селевкидов занял Антиох IV Эпифан . Вскоре после этого к Эпифану обратился Йешуа (Ясон), брат первосвященника Хоньо III (иногда по ошибке его путают с Ионатаном ), с просьбой о назначении на должность первосвященника Израиля. Йешуа, сам полностью эллинизированный и называвший себя Ясон, пообещал увеличить дань, уплачиваемую городом, и установить в нём инфраструктуру греческого полиса , включая гимнасий и эфебион . Прошение Ясона было удовлетворено, но после 42-месячного правления он был изгнан Антиохом и вынужден бежать в Аммон . Тем временем Антиох IV дважды вторгся в Египет (в 170 г. до н. э. и в 169 г. до н. э.) и разгромил птолемеевские армии . Победы Антиоха были недолговечными. Его намерение объединить царства Селевкидов и Птолемеев встревожило быстро расширяющееся римское государство , которое потребовало, чтобы он вывел свои войска из Египта . Во время египетской кампании Антиоха в Иерусалиме распространился ложный слух о том, что он был убит. В этой неопределённости Ясон собрал отряд из 1000 последователей и попытался захватить Иерусалим штурмом . Атака была отбита, но когда сообщение о восстании дошло в Египет к Антиоху, он заподозрил иудейских подданных в нелояльности. В 168 году до н. э. Антиох IV напал на Иерусалим, разграбил храмовую казну и убил тысячи его жителей . Отказавшись от мягкой политики своего отца, Антиох IV издал декреты, запрещающие традиционные еврейские обряды и преследующие религиозных евреев. Храмовые ритуалы были прекращены, еврейское соблюдение субботы запрещено, и обрезание было объявлено вне закона .

Строительство

Чтобы укрепить свою власть над городом, следить за событиями на Храмовой горе и защищать эллинизированное население в Иерусалиме, Антиох разместил в городе гарнизон :

Оградили город Давидов большою и крепкою стеною и крепкими башнями, и сделался он для них крепостью.
И поместили там народ нечестивый, людей беззаконных, и они укрепились в ней; запаслись оружием и продовольствием и, собрав добычи Иерусалимские, сложили там, и сделались большою сетью.
И было это постоянною засадою для святилища и злым диаволом для Израиля.
Они проливали невинную кровь вокруг святилища и оскверняли святилище. Первая книга Маккавейская , 1: 33—37

Название «Акра» произошло от греческого слова « акрополь » и означало возвышенное укреплённое место с видом на город. В Иерусалиме это слово стало символом антиеврейского язычества: крепость «нечестивых и злых» . Доминировавшая как над городом, так и над окрестностями, крепость была занята не только греческим гарнизоном, но и эллинизированными евреями .

Иуда Маккавей осаждает Акру. Миниатюра из , 1430 г.

Селевкидские репрессии и запрет религиозных ритуалов встретили сопротивление среди коренного населения. В то время как Антиох был занят на востоке в течение 167 года до н. э., священник Маттафия Хасмоней поднял восстание против его власти . И администрация Антиоха, и местная администрация не поняли масштабы восстания. В 164 году до н. э. Иуда Маккавей освободил Иерусалим и вновь освятил храм. Хотя окружающий город пал, Акра держалась . Маккавей осадил крепость, жители которой обратились с призывом к царю Селевкидов (теперь Антиоху V ) за помощью. Силы Селевкидов была брошены на подавление восстания. Когда они осадили Бет-Цур, Маккавей был вынужден отказаться от своей осады Акры и сразиться с Антиохом. В последующей битве при Беф-Захарии Селевкиды одержали первую победу над Маккавеями, и Маккавей был вынужден уйти . Акра сохранялась в качестве греческой ещё 20 лет, в течение которых она выдержала несколько попыток Хасмонеев вытеснить греческий гарнизон .

Разрушение

Иуда был убит в 160 году до н. э., и его сменил брат Ионатан , который попытался построить заграждение, чтобы отрезать пути снабжения Акры. Ионатан уже собрал силы, необходимые для этого, но он был вынужден противостоять вторжению армии Селевкидов под началом Диодота Трифона . Ионатан был приглашён на переговоры, где Трифон захватил его с сопровождающими и всех убил . Ионатана сменил другой брат, Симон , который осадил и, наконец, захватил Акру в 141 году до н. э. Два источника содержат информацию о судьбе Акры, хотя их сообщения противоречат друг другу. Согласно Иосифу Флавию , Симон разрушил Акру после изгнания её жителей, а затем велел срыть холм, на котором она стояла, чтобы холм был ниже храма. Тем самым Симон помешал любому будущему завоевателю Иерусалима его использовать против города . Сообщение в Первой книге Маккавеев рисует другую картину:

И умилосердился над ними Симон, и не сражался с ними, а только выгнал их из города, и очистил домы, в которых находились идолы, и так вошел в город с славословиями и благословениями
И выбросил из него все нечистое, и поселил там мужей, соблюдающих закон, и укрепил его, и устроил в нём для себя жилище.
Бывшим же в Иерусалимской крепости не позволяли ни входить, ни вступать в страну, ни покупать, ни продавать, и они терпели сильный голод, и многие из них погибли от голода.
Тогда воззвали они к Симону о мире, и он дал им его, но выгнал их оттуда и очистил крепость от осквернения,
и взошел в неё в двадцать третий день второго месяца сто семьдесят первого года с славословиями, пальмовыми ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен великий враг Израиля.
И установил каждогодно проводить этот день с весельем, и укрепил гору храма, находящуюся близ крепости, и поселился там сам и бывшие с ним. Первая книга Маккавейская , 13:47—52.

Таким образом, по этой версии Симон не сразу уничтожил Акру, но вместо этого занял её и даже мог проживать внутри неё. Первая книга Маккавеев не упоминает о дальнейшей судьбе Акры. Крепость представляла собой внутренний пункт для контроля над Иерусалимом и его окрестностями. Если она находится в городе Давида, как считает большинство учёных, её расположение мало добавило бы защиты Иерусалима от внешних угроз. Возможно, она перестала использоваться и была снесена в конце II века до н. э. после строительства хасмонейской крепости ( ивр. בִּירָה ‎ — замок, крепость, место не идентифицировано) и дворца Хасмонеев в верхнем городе Иерусалима (юго-западный холм, древнейшая часть Иерусалима) .

Профессор Бецалель Бар-Кохба предлагает другую теорию: Акра все ещё стояла в 139 году до н. э., когда Антиох VII Сидет потребовал её от Симона вместе с Яффо и Гезером , двумя эллинизированными городами, захваченными Симоном . Симон был готов обсудить эти два города, но не упомянул об Акре . Именно в этот момент он, должно быть, определил её судьбу, чтобы не дать Селевкидам в будущем способ удерживать Иерусалим. Когда Антиох VII покорил город во время правления Гиркана I , все его требования были удовлетворены — кроме тех, которые требовали размещения гарнизона Селевкидов в городе. Возможно, Гиркан отказался, и Антиох принял отказ, потому что негде было разместить гарнизон, поскольку Акры уже не было. Таким образом, можно полагать, что Акра была разрушена Симоном примерно в 130-х годах до н. э.

Расположение

назвал проблему местоположения Акры «одной из величайших археологических тайн» Иерусалима . До сих пор нет однозначного ответа на вопрос, где Акра была построена. Месторасположение Акры важно для понимания развития событий в Иерусалиме во время борьбы между Маккавеями и Селевкидами . Это стало предметом дебатов среди современных учёных . Наиболее подробное древнее описание устройства и местоположения Акры найдено в « Иудейских древностях » и в « Иудейской войне » Иосифа Флавия , где она описана как находящаяся в Нижнем городе, на холме с видом на Храм :

...срыв городские стены, укрепил находившийся в нижней части города холм, называвшийся Акрою. Этот холм был высок и господствовал над храмом; поэтому-то царь и укрепил его высокими стенами и башнями и поместил тут македонский гарнизон. Кроме того, в этой крепости остались также безбожники из народа и все гнусные люди, которые причинили своим согражданам много бедствий. «Иудейские древности»

Второй холм, названный Акрой, на котором стоял Нижний город, был, напротив, покат с обеих сторон. Против него лежал третий холм ниже Акры, от природы и прежде отделённый от неё широкой впадиной; но Асмонеи во время своего владычества заполнили эту долину, чтобы связать город с храмом; вместе с тем была снесена часть Акры; высота её понижена для того, чтобы храм возвышался над нею. «Иудейская война»

Месторасположением «нижней части города», в другом месте называемой «Нижний город», во времена Иосифа Флавия (1 век н. э.) принято было считать юго-восточный холм Иерусалима, изначальный городской центр, традиционно известный как Город Давида . Однако это место, расположенное к югу от Храмовой горы , в наши дни значительно ниже, чем сама гора. Верхняя часть горы составляют около 30 метров (98 футов) над уровнем земли у южной подпорной стены более позднего Храма Ирода. Высота уменьшается к югу от этой точки . Иосиф Флавий, уроженец Иерусалима , был хорошо осведомлён об этом несоответствии, но тем не менее объяснял это тем, что Симон разрушил как Акру, так и холм, на котором она была построена. Однако археологические исследования к югу от Храмовой горы не выявили каких-либо доказательств для таких крупномасштабных работ . Напротив, раскопки в районе доказали существование жилья на территории холма с начала первого тысячелетия до н. э. до римских времён и сделали сомнительным предположение, что в эллинистические времена холм был значительно выше, чем во времена Иосифа, или что большой холм был срыт . Это привело многих исследователей к игнорированию сообщения Иосифа о местоположении Акры, итогом чего стало предложение нескольких альтернативных локаций . С 1841 года, когда Эдвард Робинсон предложил считать район возле Храма Гроба Господня территорией Акры, было выдвинуто по меньшей мере девять разных мест в Старом Иерусалиме и вокруг него .

Западный холм

Несколько исследователей помещают Акру в Верхнем Городе на западном холме Иерусалима в районе, в настоящее время занятом Еврейским кварталом Старого Города . Они помещают Акру в полисе Антиохия (эллинистический полис, согласно Второй книге Маккавеев , расположенный в Иерусалиме). Этот предполагаемый новый город должен был быть построен по гипподамовой системе , и поэтому ему требовалась территория с плоским рельефом, которая есть только на западном холме . Кроме того, восточный край холма примыкает к Храмовой горе и выше её по высоте — две характеристики, приписываемые цитадели Селевкидов .

Противники этого местоположения указывают на то, что очень мало археологических или исторических свидетельств, подтверждающих создание эллинистического полиса в Иерусалиме, помимо того, что странно искать на западном холме полис, поскольку в эллинистический период Иерусалима этом холм был малонаселён. При раскопках в сегодняшнем еврейском квартале обнаружились признаки жилья со времён Первого Храма, а также обновления при Хасмонеях и Иродиадах , но от времён эллинистической оккупации находки скудны . Более 95 % амфор, найденных в Иерусалиме, были обнаружены в городе Давида, поэтому можно утверждать, что город ещё не распространился на западный холм во время правления Селевкидов . Кроме того, западный холм отделён от Храмовой горы и города Давида — а это явная тактическая помеха при любом возможном вмешательстве в события в стенах храма или в густонаселённых восточных секторах Иерусалима .

Дворец Елены и район Акра на карте древнего Иерусалима
Карта Древнего Иерусалима из словаря Брокгауза и Эфрона. Район Акра помещён с северо-западной стороны от Храмовой горы. Барис находится с северо-восточной стороны.
Карта Иерусалима 1903 года, идентифицирующая Акру со всем юго-восточным холмом

К северу от храма

Акра не была первым эллинистическим укреплением в Иерусалиме. Источники указывают, что существовала более ранняя цитадель, , которая также располагалась на территории, соседствовавшей с Храмом. Хотя точное местоположение Бариса все ещё обсуждается, принято считать, что он стоял к северу от Храмовой горы на участке, позднее занятом крепостью . Барис исчез до Антиоха III на рубеже II века до н. э. и отсутствует во всех рассказах о маккавейском восстании . Несмотря на сообщения, что Акра была возведена в течение очень короткого промежутка времени, тем не менее она была достаточно мощной, чтобы выдерживать длительные осады. Эти факторы, в сочетании с упоминаниями, что Барис назывался Акрой, побудили некоторых предположить, что Барис и Акра были одним и тем же объектом. Хотя и Первая книга Маккавеев, и Иосиф Флавий, похоже, описывают Акру как новую конструкцию, возможно, это было не так. Текст из «Иудейских древностей» (12: 253) может быть переведён и так, что Акра уже стояла перед восстанием и что только македонский гарнизон был новым .

Коэн Декостер предположил, что Иосиф писал о «цитадели в нижней части города» для аудитории, которая была бы знакома с Иерусалимом I века н. э. — городом, в котором были две цитадели: крепость Антония и дворец Ирода. Поскольку Иерусалим при римском владычестве при жизни Иосифа Флавия расширился до более высокого западного холма, то «цитадель в нижнем городе» могла обозначать всё, что находилось к востоку от долины Тиропоэнов, включая крепость Антония, которая стояла к северу от Храма и действительно поднималась выше него и доминировала над ним. По мнению Декостера, это то самое место, которое, должно быть, имел в виду Иосиф, когда он писал об Акре .

Противники теории о северном расположении Акры считают, что эта версия не поддерживается историческими источниками, и что это помещает Акру вне жилой зоны Иерусалима. В отличие от предшествующих и последующих укреплений Иерусалима, Акра не предназначалась для защиты от внешней угрозы, а скорее для наблюдения за населением города. Эта её роль несовместима с предполагаемым северным местоположением .

Укреплённый квартал в городе Давида

Имеющиеся источники указывают, что Акра стояла к югу от храма, и поскольку Первая книга Маккавеев — это современный событиям отчёт о восстании Маккавеев, его описание Акры считается самым надёжным . Иосиф Флавий даёт маловероятный рассказ о разрушении холма, на котором стояла Акра, но его описание конца Великого восстания (70 год н. э.) даёт дополнительные доказательства того, что Акра была расположена к югу от Храмовой горы:

… на следующий день они подожгли архив, Акру, здание совета и часть города, называвшуюся Офлой. Огонь распространился до дворца Елены, стоявшего в средине Акры. «Иудейская война» 6:6:3

Поскольку все другие здания, упомянутые в тексте, стояли на юге в Нижнем городе, Акра тоже оказывается в той части города. Эта оценка свидетельствует о сохранении названия «Акра» в этой части Иерусалима через много лет после окончания эллинистического периода и разрушения крепости. В Первой книге Маккавеев можно прочитать нечто похожее :

Около пятисот человек из армии Никанора упали, а остальные бежали в город Давида. Первая книга Маккавейская , 7:32

И в дни его процветали в его руках, чтобы язычники были выведены из страны, как и люди в городе Давида в Иерусалиме, которые построили цитадель [греч. Акра], из которой они привыкли продвигаться вперед и осквернять окрестности святилища и наносить большой ущерб его чистоте. Первая книга Маккавейская , 14:36

Они свидетельствуют о том, что после разорения Иерусалима Антиохом IV в 168 году до н. э., по крайней мере, часть города Давида к югу от Храмовой горы была восстановлена как укреплённый эллинистический квартал Иерусалима . Здесь была не просто цитадель, здесь была македонская колония, в которой жили еврейские ренегаты и сторонники нового режима . Это также подтверждается археологическими доказательствами, в том числе штампованными ручками амфор и 18 захоронениями, найденными в восточной части города Давида. Погребения относятся к началу II века н. э., их устройство нехарактерно для еврейских погребений эпохи Второго Храма, но похоже на другие известные эллинистические кладбища, такие как в Акре (Птолемаис) .

Шов вдоль восточной стены Храмовой горы, разделяющий эллинистический (правый) тип кладки от иродиановой (левой)
Южная стена Храмовой горы и остатки здания, раскопанного Мазаром, идентифицировавшим его как часть Акры
Цистерна Офель, возможный остаток Акры
Вид сверху на гласис, связанный с Акрой, обнаруженный в 2015 году на территории автостоянки Гивати

Другие версии

Даже если название «Акра» было применено ко всему эллинистическому кварталу, а не только к крепости, похоже, что цитадель находилась внутри этого квартала, чтобы защищать македонский гарнизон . Для эллинистического города было обычно, чтобы в ней была крепость на самой высокой точке среди обнесённой стеной территории . Таким образом, как часть более крупного анклава или же независимая часть своего окружения, цитадель, вероятно, стояла на северной оконечности города Давида к югу от Храмовой горы. Археологи пытались точно определить местоположение этой цитадели, используя находки из раскопок, проводимых в этом районе.

предположил, что Акра располагалась под юго-восточным склоном Храмовой горы . Цафрир указал на прямой вертикальный шов в восточной стене каменной кладки в качестве свидетельства разных периодов строительства. К северу от шва находится ранняя часть стены, построенная из больших прямоугольных обтёсанных блоков. Эти блоки имеют с фасада выделенные края и уложены равномерно один над другим . Это эллинистический стиль строительства, отличающийся от конструкции времён иродиадов, видимой к югу от стыка. Хотя точная датировка этой конструкции не определена, Цафрир полагает, что это остатки оснований Акры, которые впоследствии были включены в перестроенную Иродом Храмовую платформу . Цафрир также указывает на значительное сходство методов строительства, видимых к северу от шва (включая использование камней трапециевидной формы), с использованием методов, используемых в селевкидском городе Перге в Малой Азии. Первая книга Maккавеев (1:30) приписывает построение Акры некоему Аполлонию, названному «главный сборщиком» Антиоха III (ивр. שר-המיסים, Сар Хамиссим), что, судя по всему, является древним неверным переводом или его первоначальным титулом как вождя (ивр. שר, Sar) из Мизии .

Меир Бен-Дов считал, что Акра стояла к югу от ворот Хульды на южной стене платформы Храма Ирода. Раскопки Бенджамина Мазара в 1968—1978 годах на холме Офель в районе, прилегающем к южной части платформы, открыли фундамент массивной структуры и большую цистерну, возможно, относящиеся к эллинистическому периоду. Они были условно идентифицированы как остатки Акры, со структурой из рядов небольших смежных комнат, считающихся остатками казармы . Эти сооружения были построены и разрушены в течение хасмонейского периода, что соответствует описанию Иосифа Флавия. Позже хасмонейские конструкции были срыты, чтобы создать площадь перед главными воротами на платформе Храма во время перестройки Ирода .

Несколько цистерн под самой Храмовой горой также были идентифицированы как возможные остатки цитадели Селевкидов. К ним относится цистерна в форме буквы E на 700 000 галлонов (называемая сейчас цистерна Акры или цистерна Офель ), северный край которой примыкает к предлагаемой южной линии участка Храмовой горы до её расширения Иродом . Это сооружение было упомянуто в Mishnah, Erubin Tract 10.14 как «be’er haqar» или «bor heqer», что переведено, возможно, неправильно, как «холодный колодец» . Дополнительные доказательства существования Акры появились из случайного открытия фрагментарной греческой надписи в Старом городе Иерусалима, опубликованной Шимоном Аппельбаумом. Надпись представляет собой фрагмент верхушки стелы из песчаника и, предположительно, представляет собой текст присяги, приносимой солдатами в Акра, хотя чтение названия «Акра» в тексте было оспорено .

Открытия 2015 года

В ноябре 2015 года Управление древностей Израиля объявило о возможном обнаружении Акры. Согласно археологам Дорону Бен-Ами, Яне Чехановец и Саломее Коэн, проводившим раскопки на парковке Гивати, прилегающей с юга к городу Давида, они обнаружили массив жилых строений и укреплений, которые они идентифицировали как Акру. Это помещает её на холме Офель, немного южнее предыдущих предлагаемых локаций. Находки включают крепостные стены, сторожевую башню размером 4 на 20 метров и гласис . На месте были обнаружены бронзовые наконечники стрел, свинцовые камни и камни баллисты, отмеченные трезубцем, эмблемой Антиоха IV Эпифана. Это свидетельствует о военном характере места и его осаде. При раскопках найдены монеты от Антиоха IV до Антиоха VII , а также множество керамики со штампами .

Однако теория о расположении Акры на Гивати была подвергнута критике из-за того, что это место расположено слишком низко, чтобы наблюдать и контролировать Храмовую гору, как это описано в литературных источниках .

Примечания

  1. , p. 115.
  2. , Книга 12, глава 5:3.
  3. , Часть 2, Глава 1:7.
  4. , Книга 12, глава 3:4.
  5. , pp. 60—67.
  6. , Глава II, «Антиох III Великий».
  7. , p. 127.
  8. , Часть 2, Глава 1:8.
  9. .
  10. , 4:7—10.
  11. , 4:23,26.
  12. , 5:7.
  13. , p. 75—80.
  14. , 1:16-19.
  15. , p. 36—40.
  16. , 5:5.
  17. , p. 144.
  18. , 1:20—25.
  19. , 5:11—14.
  20. , 1:45—47.
  21. , 5:12—27.
  22. , p. 76—77.
  23. , Книга 12, глава 5:4.
  24. , p. 325.
  25. , Часть 2, Глава 1:9.
  26. , p. 723.
  27. , p. 29—40.
  28. , Глава 5, «Гонения Антиоха IV».
  29. , 1:33—37.
  30. , Часть 2, Глава 2:12.
  31. , p. 195—208.
  32. , p. 4.
  33. , 6:18—47.
  34. , p. 77—79.
  35. , 12:37—41.
  36. , 12:42—48.
  37. , 13:6.
  38. , Часть 2, Глава 2:16.
  39. , 13:7.
  40. , 13:47—52.
  41. , pp. 193—210.
  42. , 15:28.
  43. , pp. 207.
  44. , 15:32-35.
  45. , pp. 445—465.
  46. .
  47. .
  48. .
  49. .
  50. .
  51. .
  52. , pp. 75—77.
  53. , Книга 5, глава 4:1.
  54. , pp. 597—610.
  55. , pp. 3—17.
  56. , pp. 445—465.
  57. , p. 17—40.
  58. , p. 216.
  59. , p. 10—19.
  60. .
  61. , p. 31—40.
  62. , p. 70—84.
  63. , Книга 6, глава 6:3.
  64. , pp. 318, 335.
  65. , 7:32.
  66. , 14:36.
  67. .
  68. , p. 69—70.
  69. , pp. 194.
  70. , p. 99—144.
  71. , p. 18—22, II.
  72. , p. 22—35.
  73. .
  74. .
  75. , pp. 3—16.
  76. , p. 482—484.
  77. .
  78. .
  79. .

Литература

на русском языке
  • / Под ред. Утченко С.Л. . — М. : Государственное издательство политической литературы, 1956. — Т. II. — 899 с.
  • Эттингер С. (ред.). . — Aм овед Тель-Авив, 1972.
  • Дан Д. . — СПб. , 2002. — (Новая евр. шк. (Учеб. пособие для 5-6 кл. сред. евр. общеобразоват. шк.)). — ISBN 5-901925-07-6 .
  • Дубнов С. М . . — Ростов-на-Дону: Феникс, 2008. — 430 с. — (Энциклопедия еврейской культуры). — ISBN 9785222136744 .
на других языках
  • Bar-Kochva B. . — Cambridge, United Kingdom: Cambridge University Press, 2002. — 692 с. — ISBN 0521016835 , 9780521016834.
  • Ben-Dov M. (иврит) : Cathedra. — Jerusalem, 1981. — ISSN .
  • Ben-Dov M. . — New York: Harper & Row, 1985.
  • Decoster K. Flavius Josephus and the Seleucid Acra in Jerusalem (англ.) . — ZDPV. Weisbaden, GermanyиздательствоO. Harrassowitz, 1989. — ISSN .
  • De-Groot A. Jerusalem in the Early Hellenistic Period (иврит) . — 2004.
  • The City of David and the Seleucid Acra in Jerusalem // / Yigael Yadin; Chaïm Perelman; Edward Lipinski (eds.). — Louvain, Belgium : Peeters Publishers , 1985.
  • Feldman L.H. Josephus's Portrait of Hezekiah (англ.) : Journal of Biblical Literature. — 1992. — Vol. 111 (4). — doi : .
  • Finkielsztejn G. (англ.) : New Studies on Jerusalem. — Ramat Gan, Israel: Bar Ilan University Press, 1999.
  • Goodman M. (иврит) : Biblical Archaeology Review. — Washington, D.C.: The Biblical Archaeology Society, 2010. — Vol. 35 (1). — ISSN .
  • Laperrousaz E.-M. (фр.) : Syria. — Paris, Beirut: Institut Francais du Proche-Orient, 56, 1979. — P. 99—144. — doi : .
  • Levine, Lee I. . — Philadelphia, Pennsylvania: Jewish Publication Society, 2002. — 486 p. — ISBN 0827607504 , 9780827607507.
  • Loria B.-Z. (иврит) : Cathedra. — Jerusalem, Israel: Yad Yizthak Ben-Zvi, 1981. — Vol. 21. — P. 31—40. — ISSN .
  • Mazar B. The Mountain of the Lord (англ.) . — Garden City, New York: Doubleday & Company, Inc, 1975.
  • Mazar E. The Complete Guide to the Temple Mount Excavations. — Jerusalem: Shoham Academic Research and Publication, 2002. — 120 p. — ISBN 9659029918 , 9789659029914.
  • Plekett H.W. and Stroud R.S. (eds.). Supplementum Epigraphicum Graecum, XXX. — Amsterdam, Netherlands: J.C. Gieben/Brill, 1980.
  • Ritmeyer L. (англ.) : Biblical Archaeology Review. — Washington, D.C.: The Biblical Archaeology Society, 1992. — Vol. 18 (2). — ISSN .
  • Rocca S. . — Oxford, UK, 2008.
  • Schiffman L. H. . — Jersey City, New Jersey: KTAV Publishing House, Inc., 1991.
  • Schwartz J. (иврит) . — Jerusalem, Israel: Yad Yizthak Ben-Zvi, 1986. — P. 3—16. — ISSN .
  • Shotwell W.A. The Problem of the Syrian Akra (англ.) : Bulletin of the American Schools of Oriental Research. — Boston, Massachusetts: ASOR, 1964. — P. 10—19. — ISSN .
  • . — Amsterdam, Netherlands, 1994.
  • Sola D. A., Raphall M. J.; translators. . — London: Sherwood, Gilbert, and Piper, Paternoster Row, 1843.
  • Schäfer, Peter (2003). The History of the Jews in the Greco-Roman World, Second Edition. London: Routledge. ISBN 0-415-30587-X
  • Stern E., Lewinson-Gilboa A., Aviram J. (eds.). The Acra (англ.) : The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land. — Israel: The Israel Exploration Society and Carta, 1993. — Vol. 2.
  • Tsafrir Y. (иврит) . — Jerusalem: Yad Yizthak Ben-Zvi, 1980. — Vol. 14. — P. 17—40.
  • Wightman G. J. (англ.) : Bulletin of the Anglo-Israeli Archaeological Society. — London, United Kingdom: Anglo-Israel Archaeological Society, 1990. — Vol. 9. — P. 29—40. — ISSN .

Ссылки

  • . Официальный сайт Московского патриархата . Дата обращения: 19 ноября 2017.
  • . Официальный сайт Московского патриархата . Дата обращения: 19 ноября 2017.
  • Иосиф Флавий. . Библиотека «Вехи» . Дата обращения: 19 ноября 2017.
  • Иосиф Флавий. . Викитека . Дата обращения: 19 ноября 2017.
  • Ойербах М. . Дата обращения: 19 ноября 2017.
  • Chrysler A.B. (англ.) . Biblical Archaeology Truth (3 августа 2011). Дата обращения: 19 ноября 2017. Архивировано из 21 ноября 2014 года.
  • Eisenbud D. (2015-11-03). . Jerusalem Post (англ.) . Дата обращения: 19 ноября 2017 .
  • Hasson N. (2015-11-03). . Haaretz (англ.) . Дата обращения: 19 ноября 2017 .
  • Ngo R. (англ.) . Bible History Daily . Washington, D.C.: Biblical Archaeology Society (13 ноября 2015). Дата обращения: 19 ноября 2017.
  • Ritmeyer L. . Ritmeyer Archaeological Design (11 ноября 2015). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  • Ritmeyer L. Ritmeyer Archaeological Design (3 ноября 2015). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  • Ritmeyer L. . Ritmeyer Archaeological Design (18 ноября 2014). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  • Ritmeyer L. Ritmeyer Archaeological Design (1 октября 2012). Дата обращения: 20 ноября 2017.
  • Ritmeyer L. Ritmeyer Archaeological Design (11 июля 2011). Дата обращения: 20 ноября 2017.
Источник —

Same as Акра (Иерусалим)