Interested Article - История Варанаси

Маникарника-гхат в Варанаси, 1860 год

История Варанаси охватывает период в несколько тысячелетий. Точная дата основания Варанаси неизвестна, но он считается одним из древнейших непрерывно существующих городов мира . В древности Варанаси был известен как Каши («Светоч» или «Город божественного света»), в период британского правления — как Бенарес (среди других эпитетов — «вечный город», «город тысячи храмов», «воссиявший», «великое место кремации», «никогда не оставляемый Шивой», «место жительства Рудры» и «счастливый лес»). Среди семи священных тиртх Индии Варанаси традиционно считался самым важным и почитаемым .

Издревле город был крупным центром паломничества ( ятра ) к священным водам Ганга , а также центром индуистской культуры, науки и образования. Он считался земной обителью Шивы , куда бог вместе со своей супругой Парвати переселился с горы Кайлас (именно поэтому Каши являлся наиболее почитаемым центром шиваизма ). Умершие в Варанаси получали шанс обретения мокши , поэтому в город стекались толпы стариков и больных, ожидавших здесь смерти. Постепенно обслуживание паломников, проведение пудж , бхаджан , омовений и кремаций превратились в важнейшую особенность общественной жизни Варанаси .

Упадок Варанаси начался в период мусульманских завоеваний (с XI века), а затем продолжился в эпоху Делийского султаната (XIII—XVI века) и Могольской империи (XVI—XVII века). С усилением государства маратхов (конец XVII века) в Варанаси началось возрождение индуистской культуры, династии маратхских правителей финансировали строительство новых и восстановление старых храмов. В XVIII веке образовалось княжество Варанаси, а в последующий период Британского Раджа город сохранял статус важного религиозного и торгового центра. В 1949 году княжество Варанаси вошло в состав индийского штата Уттар-Прадеш . В независимой Индии Варанаси продолжает играть роль важнейшего религиозного центра шиваизма и шактизма (особенно почитается храм Каши Вишванатх , в котором хранится один из 12 священных джьотирлингамов ) .

Древняя и классическая Индия

В 1950—1951 годах в районе Варанаси проводились археологические раскопки, в результате которых были обнаружены элементы Индской цивилизации , процветавшей в этом районе в XV веке до н. э. Согласно раскопкам, которые проводили археологи Бенаресского индуистского университета в Раджгхате, Актхе (Акатхе) и Рамнагаре, Варанси был основан на рубеже XI—X веков до н. э., хотя некоторые находки свидетельствуют о более раннем поселении предположительно XIX—XVIII веков до н. э. (также были исследованы каменоломни вокруг холмов Чунар, откуда каменные блоки доставлялись в Варанаси для строительства храмов и изготовления скульптур) .

Ступа Дхамек в Сарнатхе

В ведическую эпоху (вторая половина 2-го тысячелетия — середина 1-го тысячелетия до н. э. ) в Северной Индии начали формироваться ведическая религия , из которой в дальнейшем развился индуизм , и варново - кастовая система . Уже в ранних ведах , пуранах и эпосах (« Ригведа », « Атхарваведа », « Махабхарата », « Рамаяна », « Сканда-пурана ») Варанаси упоминался как центр Вселенной и место, откуда началось сотворение мира . По легенде, сам мудрец Вьяса был изгнан Шивой из Варанаси и поселился на другом берегу Ганга, в Рамнагаре . Одни источники утверждали, что область Варанаси сразу заселили носители ведийского санскрита , другие предполагали, что ранее здесь жили местные племена доарийского субстрата .

Скорее всего, город возник как поселение пришлых ариев и довольно быстро превратился в крупный культурный и религиозный центр долины Ганга . Этому в немалой степени способствовало выгодное географическое положение — вдоль Ганга пролегали древние торговые пути, которые связывали Варанаси через Матхуру с долиной Инда и через Раджгир и Патну с долиной Брахмапутры . Кроме того, вдоль левобережных притоков Ганга можно было попасть в Тибетское нагорье , а через Деканское плато — в Южную Индию . Также Варанаси уже в древности славился производством различных тканей, благовоний, скульптур, металлических и керамических изделий, резьбой по слоновой кости .

В IX веке до н. э. в семье правителя Каши родился двадцать третий тиртханкара Паршва (Паршванатха), позже ставший одним из наиболее популярных объектов поклонения джайнов . В VII веке до н. э. ранее независимое царство Каши было завоёвано соседней державой Кошала (Косала) . Предположительно в эту эпоху в городе проживал легендарный ведийский мудрец Капила , основавший философскую школу санкхья . На рубеже VII—VI веков до н. э. торговля вдоль Ганга стимулировала рост таких портовых городов ( пура ) как Варанаси и Вайшали , между которыми существовали оживлённые связи . В 528 году до н. э., направляясь в Варанаси к своим учителям, Будда Шакьямуни свою первую проповедь прочёл в соседнем Сарнатхе («Оленья роща»). Также он неоднократно бывал и в самом Варанаси, где основал большую сангху из представителей богатейших семейств города . Кроме того, в Варанаси проповедовал современник Будды, основатель джайнизма Махавира .

На рубеже VI—V веков до н. э. Каши попадает под власть правителя Магадхи Бимбисары (согласно одной версии — в результате завоевания, согласно другой — в результате династического брака с дочерью правителя Кошалы). При сыне Бомбисары Аджатасатру (правил в первой половине V века до н. э.) в результате нескольких упорных войн Каши был окончательно покорён . В эту эпоху Каши наряду с Айодхьей , Праягой и Матхурой уже являлся важным центром брахманской и буддийской культуры .

Дхармачакра Ашоки из Сарнатха

Во второй половине IV века до н. э. Варанаси входил в состав империи Нанда и вёл активную торговлю с такими древними городами Индии, как Паталипутра , Раджагриха , Вайшали , Кушинагар , Чампа, Пундравардхана, Тамралипта, Каусамби , Шравасти , Капилавасту , Матхура , Ахичатра, Видиша , Удджайн , Бхарукача , Кундина, Пауданьяпура, Пратиштхана и Тагар. Грузы перевозились или речными судами, или караванами повозок, запряжённых волами и ослами (правящая династия и влиятельные князья использовала слонов и лошадей) .

На рубеже IV—III века до н. э. Варанаси вошёл в состав обширной империи Маурьев , город посещал могущественный царь Чандрагупта Маурья . Его внук, император Ашока (III век до н. э.), также посещал Варанаси и воздвиг в Сарнатхе, на месте первой проповеди Будды, одну из самых ранних буддийских ступ (в VI веке на её месте была построена нынешняя ступа Дхамек ) . Кроме того, в Сарнатхе в честь Будды Ашока воздвиг колонну , которую венчало символическое колесо буддизма — дхармачакра с сидящими спинами друг к другу четырьмя львами. Изображение этой капители с древним изречением «Истина всегда побеждает» в 1950 году стало гербом Индии .

Многочисленные «колонны Ашоки» из жёлтого песчаника обтёсывали в Чунаре близ Варанаси (современный округ Мирзапур ), а затем отправляли их по Гангу на восток в Паталипутру и на запад в Праягу , откуда они попадали в другие города империи . В эпоху Маурьев Варанаси находился на важном караванном пути между столицей Паталипутрой и городом Таксила . После распада империи Маурьев Варанаси последовательно входил в состав империи Шунга (II—I века до н. э.), Кушанской империи (II—III века), империи Гуптов (IV—VI века), империи Пратихара (VI—IX века) и империи Пала (IX—X века), сохраняя роль важного центра паломничества индуистских правителей .

В середине I века до н. э. соседнее поселение Чунар посещал легендарный царь Удджайна Викрамадитья , брат которого поселился на священном холме . В эпоху Кушанской империи Варанаси славился своими хлопчатобумажными тканями и красильными мастерскими, использовавшими натуральный индиго . Город вёл обширную торговлю со многими регионами Индостана: из Таксилы привозили шерстяные ткани, вино и лошадей, из Удджайна — изделия из драгоценных камней и слоновой кости, из Южной Индии — пряности и сандаловое дерево. Через Паталипутру, Варанаси и Матхуру проходил один из южных маршрутов Великого шёлкового пути между ханьским Китаем и римской Александрией . В ходе археологических исследований возле Варанаси была найдена надпись с именем кушанского царя Канишки .

Храм Вишну у гхата Маникарника

Ко II—III векам относится первое упоминание гхата Дасасвамедха (Дашашвамедха), где правители династии Нага приносили жертвы . В эпоху Гуптов гхаты становятся центром экономической и культурной активности горожан . В начале V века Варанаси эпохи Гуптов посетил и описал китайский монах и путешественник Фасянь . Посетивший Варанаси приблизительно в 635 году другой китайский монах и путешественник Сюаньцзан описывал город как оживлённый религиозный, образовательный и культурный центр, простиравшийся вдоль западного берега Ганга на 5 километров (оба путешественника отмечали, что кроме священных текстов в Варанаси изучали астрологию, астрономию, грамматику, живопись, биологию и зоологию) .

Кроме того, Варанаси являлся одним из крупнейших центров медицинских наук и медицинского образования Индии, из его школы вышли Сушрута и другие прославленные медики. В городе проводили хирургические операции, делали снадобья и различные инструменты . В первой половине VII века Варанаси входил в состав государства, созданного правителем Харшавадханом (Харша) из династии Пушпабхути, который также наведывался в город. Привлекательность Варанаси как центра паломничества достигала таких высот, что в одной из пуран говорилось, что даже тот, кто просто стремится попасть в Каши, избавляется от грехов трёх жизней .

Гхат Дасасвамедха, 1883 год

В начале IX века в Варанаси проповедовал мыслитель Шанкара , в эпоху которого шиваизм стал доминирующим течением индуизма в регионе. Уже тогда город считался центром традиционной учёности и индуистской ортодоксии. Основоположники различных учений и философских течений стекались в Варанаси чтобы вступить в публичный диспут с местными пандитами и другими знатоками священных текстов из числа пуджари (храмовых жрецов) и махантов (глав религиозных орденов). Каждый, кто выдвигал новую теорию или по-новому трактовал старую, должен был явиться в Каши и доказать свою правоту. Пандиты, в свою очередь, также не представляли собой единого философского учения, а группировались вокруг наиболее авторитетных гуру .

В X веке в Варанаси был основан храм Винду Мадхава Мандир, а в пригороде — храм Кардамешвар Махадев Мандир (это единственный индуистский храм, переживший разрушения в мусульманскую эпоху) . В период династии Гахадвала (XI—XII века), правившей из Каннауджа , в различных источниках упоминались уже пять гхатов Варанаси: Ади-Кешава, Ведешвара, Капаламокана, Трилокана и Свапанешвара. Во время солнечных и лунных затмений верующие собирались на гхатах и делали подношения брахманам. В правление царя Говиндачандры (первая половина XII века) столица государства на некоторое время была перемещена из Каннауджа в Варанаси. В конце XII века владения последнего царя Джайчанда были захвачены армией Мухаммада Гури .

Средневековая Индия

Мечеть, построенная Аурангзебом. 1865 год

В XI веке началась эпоха мусульманских завоеваний , в ходе которых Варанаси пришёл в упадок. Многие индуистские храмы и библиотеки были разрушены и разграблены, а учёные бежали из города в поисках убежища. Первый значительный урон Варанаси нанесли войска афганского эмира Махмуда Газневи (1033 год), в 1194 году город захватила армия афганского султана Мухаммада Гури , а в начале XIII века он вошёл в состав Делийского султаната . Именно в XII и XIII веках был дважды разрушен самый древний и почитаемый храм Каши Вишванатх , на месте которого, согласно легендам, появился первый джьотирлингам .

Первый раз храм разрушил полководец Гури Кутб ад-дин Айбак . При султане Илтутмише гуджаратские купцы восстановили Каши Вишванатх. Султан Алауддин Хильджи на месте снесённых храмов начал возводить самые ранние мечети Варанаси. В 1376 году султан Фируз-шах Туглак приказал продолжить разрушение всех уцелевших индуистских храмов в районе Варанаси. В его правление были построены грандиозные мечети Чаукхамба (сегодня лежит в руинах) и Арахи-Кангра, а также расширена более старая мечеть Гандж-э-Шахидан. В начале XV века город попал под власть правителей Джаунпурского султаната , в 1470-х годах был отвоёван войсками делийского султана Бахлул-хана Лоди . В правление султана Сикандар-шаха Лоди (1496) вновь началось притеснение индуистов и возобновилась практика разрушения храмов (в частности, был разрушен один из древнейших храмов Винду Мадхава) .

В 1506 году Варанаси посещал первый сикхский гуру Нанак , странствовавший по Северной Индии . В первой трети XVI века долина Ганга была захвачена войсками тимуридского полководца Бабура , основателя империи Великих Моголов . После смерти Бабура (1530) бихарский феодал афганского происхождения Шер-шах захватил стратегически важный форт Чунар, но вскоре новый падишах Хумаюн вынудил его отступить в восточные владения . Однако в 1540 году почти вся Северная Индия оказалась под властью Шер-шаха, разбившего армию Хумаюна и ненадолго восстановившего Делийский султанат. В 1575 году войска падишаха Акбара штурмом взяли форт Чунар и включили Варанаси в состав владений Моголов. Акбар, отличавшийся религиозной терпимостью и пытавшийся создать новую синкретическую религию Дин-и иллахи , принёс некоторое облегчение в жизнь горожан-индуистов. При нём раджпутский полководец Ман Сингх I и министр финансов Тодар Мал в 1585 году даже восстановили Каши Вишванатх. Также в правление Акбара Варанаси посещали многие другие индийские раджи и некоторые иностранные путешественники .

В 1580 году раджа Тодар Мал построил гхат Панча-Ганга (в 1735 году он был восстановлен пешвой Баджи-рао I , в 1775 году вновь реконструирован на средства правителей маратхов). В том же году раджа княжества Бунди Сурджан Сингх построил гхат Бунди-Паркота (или Раджа-Мандира-гхат) и гхат Ситала (Шитла). В 1585 году на месте древнего гхата Сомешвара раджа Амбера Ман Сингх I построил новый гхат, а чуть выше — огромный дворец (позже гхат получил название Ман-Мандир, а дворец стали именовать Ман-Махал). В этом же году Ман Сингх I восстановил разрушенный ранее индуистский храм Винду Мадхава и построил возле него Мандира-гхат. В 1585 или 1586 году Варанаси по пути из Лахора в Бирму посетил британский путешественник и купец Ральф Фич , который по возвращении консультировал Ост-Индскую компанию .

Ступа Чаукханди

Раджа Говардхан, сын Тодар Мала, построил в Сарнатхе на высокой насыпи восьмиугольную ступу Чаукханди. Раньше здесь находился террасный храм эпохи Гуптов, обозначавший место, где Будда по пути из Бодх-Гаи повстречал своих первых учеников, а Говардхан посвятил ступу памяти падишаха Хумаюна . Сын и наследник Акбара Джахангир , также посещавший Варанаси, отменил многие послабления для « кафиров », чем вызвал недовольство влиятельных военачальников и чиновников-индусов .

Падишах Шах-Джахан запретил восстанавливать разрушенные индуистские храмы, а его сын Аурангзеб не только разрушил многие из ещё уцелевших храмов, но и в 1669 году построил на месте Каши Вишванатха мечеть Гианвапи («Источник знаний»). По одной из версий, снос храма Каши Вишванатх служил предупреждением местным брахманам, которые вмешивались в мусульманское образование, а также местью радже Амбера Джай Сингху I, внуку Ман Сингха I, который, согласно придворным слухам, помог сбежать из могольского плена маратхскому мятежнику Шиваджи . Во время очередного разрушения храма индуисты успели спрятать в колодце джьотирлингам .

Гхаты. Конец XIX века

Другой мечетью, построенной при Аурангзебе у гхата Панча-Ганга, на месте разрушенного храма Винду Мадхава, была мечеть Аламгир (Дхарахара) . Несмотря на репрессии Аурангзеба, Джай Сингх I получил разрешение на строительство храма Ади Вишвешвар . К XVII веку сформировался и ансамбль старейших гхатов Варанаси. Учёный-грамматик Варадараджа сделал полное описание набережной Ганга, а также многочисленных индуистских ритуалов и праздников, связанных с гхатами. В 1670 году раджа Удайпура реконструировал старинные гхаты Чоусатти (Каусатхи) и Рана-Махал, на которых собирались философы . В 1660-х годах Варанаси посещали придворный врач Аурангзеба француз Франсуа Бернье и французский купец Жан-Батист Тавернье .

В период Могольской империи у Варанаси сложились тесные экономические связи с соседним Аллахабадом , который Моголы превратили в один из своих административных центров . Также большое значение для торговли города имел Великий колёсный путь , связывавший Бенгалию и Пенджаб со времён султана Шер-шаха (в 1538 году этот полководец из династии Суридов поселился в соседнем форте Чунар, который располагался на высоком холме в излучине Ганга, и построил для себя небольшой павильон) . Мусульманские правители поощряли производство парчи с золотым и серебряным шитьём и муслина (с тех пор мусульмане касты ансари составляют большинство ткачей Варанаси) .

Несмотря на притеснения мусульманских правителей Варанаси продолжал оставаться важным культурным центром хиндустанцев . В XV веке в городе работал Куллука Бхатт, написавший самый известный комментарий к Ману-смрити , проповедовал философ и богослов Рамананда . Позже здесь учились, писали и проповедовали поэт и философ Кабир , поэт и богослов Равидас , поэтесса Мирабай . В 1623 году на одном из гхатов Варанаси скончался выдающийся индийский поэт и философ Тулсидас — автор поэм « Рамачаритаманаса » и « Хануман-чалиса ». Долгое время в Варанаси жил и проповедовал друг Тулсидаса — бенгальский философ Мадхусудана Сарасвати .

Будучи одним из центров движения бхакти , Варанаси стал и центром музыкальной культуры (в том числе и бхаджан ). Многие известные средневековые философы и литераторы содействовали развитию и популяризации религиозной музыки в городе (Кабир, Равидас, Мирабай, Сурдас , Чайтанья , Валлабха , Тулсидас). В Варанаси получили развитие вокальные направления дхрупад, дхамар, хори, чатуранг и таппа, популярные при дворе правителей города . С возвышением в конце XVI века государства маратхов , правители которых покровительствовали брахманам и восстанавливали храмы, началось возрождение как самого Варанаси, так и индуистской культуры города .

Период британского господства

Кремация на одном из гхатов Бенареса. 1894 год

В 1737 году раджа Манса Рам, крупный заминдар из касты бхумихар-брахманов , получил от местного назима Рустама Али Хана право управлять большей частью территории Бенареса. Разбогатев, в 1739 году он получил от падишаха Мухаммада Шаха право для своего старшего сына собирать налоги в Бенаресе, Гхазипуре , Джаунпуре и Чунаре, а также титул раджи Касвара .

В 1740 году обширную область вокруг Бенареса возглавил раджа Балвант Сингх, сын Мансы Рама. Несмотря на натянутые отношения с могущественным навабом Ауда Шуджой ад-Даулой он успешно управлял подвластными территориями. Новой резиденцией раджи служил форт Рамнагар , построенный в 1750 году на противоположном от Варанаси берегу Ганга, куда Сингх переехал из своей прежней столицы в соседнем городе Утариа (ныне — Гангапур). Также под контролем Балвант Сингха, получившего титул «Каши нареш» («король Каши»), находились Мирзапур , Виндхьячал, Гьянпур , Чандаули , Чакиа и Латифшах .

В 1751 году Балвант Сингх выслал представителя наваба из Бенареса, но в марте 1752 года был вынужден бежать из города после того, как войска Шуджы ад-Даулы вторглись в его земли. В 1754 году падишах Аламгир II предоставил Балвант Сингху джагир в Бихаре , но он продолжал руководить сопротивлением многочисленных сторонников из числа бхумихар-брахманов против номинального сюзерена — наваба Ауда (особенно в районе Бенареса, Горакхпура и Азамгарха ). В 1764 году раджа был вынужден присоединиться к объединённой армии падишаха Шах Алама II , наваба Ауда Шуджы ад-Даулы и наваба Бенгалии Мир Касима, которая была разбита британцами в битве при Буксаре .

В 1765 году Балвант Сингх вернулся в Ауд, где и умер в августе 1770 года. После этого раджой Бенареса стал его сын Чаит Сингх, при котором княжество в 1775 году отделилось от владений наваба Ауда (Авадха) и попало под протекторат британской Ост-Индской компании . Основной гарнизон британцев и крупные склады боеприпасов компании располагались в форте Чунар. Согласно договорённостям, раджа обязан был содержать батальоны сипаев компании, но он начал выказывать недовольство, за что в августе 1781 года был свергнут (когда Чаит Сингх отказался предоставить помощь в войне с майсурским султаном Хайдером Али генерал-губернатор Индии Уоррен Гастингс приказал осадить его резиденцию). Чаит Сингха посадили под домашний арест и предали суду, что вызвало бунт среди его вассалов . После подавления мятежа в сентябре 1781 года британцы передали земли раджи его племяннику Махипу Нараяну Сингху. Сам Чаит Сингх бежал через Ауд в Гвалиор , где и умер в 1810 году . Первые британцы, появившиеся в Варанаси, писали о некоей таинственной болезни («отраве»), которая поражала всех европейцев .

Форт Рамнагар

Раджа Махип Нараян Сингх оказался не способен к управлению своими владениями и в октябре 1794 года Ост-Индская компания забрала себе право сбора налогов в четырёх районах княжества. Радже была назначена компенсация, в сентябре 1795 года он скончался. На престол взошёл раджа Удит Нараян Сингх, оказавшийся таким же плохим управленцем, как и его отец. Он пытался вернуть конфискованные земли княжества, но в ответ компания взяла под своё контроль и оставшиеся владения Удита. В правление раджи в форте Рамнагар учредили традицию проведения многодневных театрализованных представлений Рамлила. После смерти Удит Нараян Сингха в 1835 году его сменил сын Ишвари Прасад Нараян Сингх, правивший до 1889 года. Он остался верен британцам во время восстания сипаев , за что в 1859 году получил титул махараджа - багатур (во время восстания ни в Варанаси, ни в форте Чунар не было зафиксировано случаев насилия по отношению к британским чиновникам и военнослужащим) .

Махараджа Ишвари Прасад Нараян Сингх со свитой

Позже Ишвари Прасад Нараян Сингх удостоился чести 13 салютов и получил степень Рыцаря Великого Командора ордена Звезды Индии , он был назначен членом Законодательного совета при вице-короле Индии, ему вернули все ранее конфискованные земли. Незадолго до смерти в 1889 году Ишвари Прасад Нараян Сингх был награждён титулом «Его Высочество» и правом приветствия в 15 салютов .

В 1889 году на престол махараджи Бенареса взошёл Прабху Нараян Сингх, сохранивший за собой все титулы и привилегии отца. В 1910 году британцы создали новое туземное княжество (Princely state) с центром в Рамнагаре, напротив старого Варанаси (сам город Бенарес не входил в юрисдикцию нового образования). В апреле 1911 года в торжественной обстановке бенаресского дворца Надесар Прабху Нараян Сингх был провозглашён правителем княжества Бенарес и наследственным махараджей .

Первой женой Прабху Нараян Сингха была дочь махараджи непальского княжества Каски и Ламджунг, занимавшего пост премьер-министра Непала . После смерти отца в 1931 году престол занял Адитья Нараян Сингх, но он правил недолго и скончался в 1939 году. После этого на престол взошёл махараджа Вибхути Нараян Синг, правивший до своей смерти в декабре 2000 года. Он родился в 1927 году в семье влиятельных бхумихар-брахманов из округа Азамгарх и в 1934 году был усыновлён Адитья Нараян Сингхом с правами наследника .

Храм Каши Вишванатх. 1905 год

Начиная с XVIII века при финансовой поддержке маратхских и отчасти раджпутских князей в городе начали массово строиться индуистские храмы (маратхский правитель Малхар Рао Холкар даже хотел разрушить построенную при Аурангзебе крупнейшую мечеть Варанаси) .

В 1780—1785 годах на средства махарани Ахилии Бай Холкар , невестки Малхар Рао Холкара и правительницы Индаура , был заново построен самый почитаемый шиваистский храм Варанаси — Каши Вишванатх (он возведён рядом с мечетью, под которой сохранились следы древнего храма). Также Ахилия Бай восстановила старый гхат Кевельягири, позже названный в её честь. В 1835 году (по другим данным — в 1839) два из трёх куполов Каши Вишванатха были покрыты золотом, пожертвованным махараджей Пенджаба Ранджит Сингхом (на эту реставрацию ушло около 820 кг золота, после чего храм получил своё второе название — «Золотой») .

Перед восстановлением Каши Вишванатха, в 1725 году, на соседнем участке благодаря пожертвованиям могущественного пешвы Баджи Рао I был сооружён храм Аннапурна или Шри Аннапурани Деви (эта жена Шивы, богиня счастья и процветания, считается покровительницей Варанаси, а сам храм — самым важным святилищем шактизма Северной Индии) . В 1737 году по заказу могольского падишаха Мухаммада Шаха у гхата Ман-Мандир, рядом со своим дворцом Ман-Махал, джайпурский махараджа Савай Джай Сингх II возвёл астрономическую обсерваторию Джантар-Мантар (ранее подобные обсерватории были построены им в Джайпуре , Дели , Удджайне и Матхуре ) . В 1770 году был построен храм Сакши Винаяк Мандир, посвящённый богу Ганешу . Также в XVIII веке на средства влиятельной махарани Бхавани из Натора в южной части Варанаси были построены храм Дурга Мандир, посвящённый богине Дурге , и обширный квадратный водоём Дурга-кунд . Кроме того, к XVIII веку относятся храм Шри Тилбхандешвар Махадев Мандир, главным объектом почитания которого является лингам Швамбху, каждый год «увеличивающийся» в размере , и храм Мритьюнджай Махадев Мандир, известный своим целебным источником, по легенде основанным богом Дханвантари .

Храм Дурги. 1863 год

Большие работы велись и по благоустройству прибрежной полосы. В начале XVIII века был построен гхат Нала (теперь — Кшамешвар или Ксемесвара), в 1720 году на средства первого пешвы Баладжи был построен Раджа-гхат (восстановлен вместе с окружающими святынями в 1780—1807 годах). В 1735 году Мир Рустам Али переоборудовал два старых гхата, которые после этого стали известны как Мир-гхат, а пешва Баджи-рао I построил гхат Мангала-Гоури (в 1807 году его восстановил Лакмана Бала из Гвалиора, после чего гхат получил второе имя — Бала-гхат). В 1740 году религиозный наставник маратхских пешв Нараяна Диксит отремонтировал гхат Харишчандра и построил гхат Ситала, а Баджи-рао восстановил древнейший гхат Дасасвамедха (в 1774 году его реконструировала и расширила Ахилия Бай) .

В 1760-х годах на месте старого гхата Агнешвара пешва Мадхав-рао I построил гхат Ганеша и храм Ганеша-Мандир рядом с ним, а в 1766 году он восстановил несколько гхатов, сегодня известных как Рама-гхат, Джатар-гхат и Раджа-Гвалиор-гхат. В 1772 году у почитаемого храма Брахмачарини-Дурга гуру Нараяна Диксит построил Дурга-гхат и по соседству — Брахма-гхат (в 1830 году эти гхаты восстановил диван княжества Гвалиор ). В том же году Нараяна Диксит восстановил гхат Ситала у древнего храма Бади Ситала и гхат Трилочан (Трилокана), известный с XII века (в 1795 году Трилочан-гхат вновь был реконструирован Натху Бала из Пуны ). В 1778 году раджа Бенареса построил гхат Лали, в 1780 году правитель Нагпура из династии Бхонсле построил гхат Бхонсале (в 1795 году он же заложил над гхатом храм Лакшминараян), в 1788 году настоятель монастыря построил гхат Кувай (теперь — Нарада) .

В 1790 году диван при махарадже Махаджи Шинде восстановил гхат Ади-Кешава, расположенный у слияния Варуны и Ганга, возле древнего одноимённого храма. В конце XVIII века махараджа Бенареса реконструировал гхат Трипура Бхайрави, под патронажем Матхуры Пандея был реставрирован старый гхат Сарвесвара, а богатый купец Вакчараджа (Вачарадж) построил гхат, позже названный его именем. В начале XIX века богатый купец Бабу Кесава Дева реконструировал гхат Раджа-Раджесвари (ныне — Баули-гхат), а махараджа Гвалиора на месте одной из частей старого гхата Ямешвара построил новый гхат Ганга-Махал. В 1805 году был восстановлен гхат Манасаровар, построенный в 1585 году раджой Ман Сингхом I , и сооружён гхат Пандей (или Бабуа-Панде-гхат). В 1825 году на месте другой части гхата Ямешвара, заложенного в конце XVIII века махараджей Бароды , вдова видного пандита Бенирам и её племянники построили гхат Санкатха и храм Санкатха-Мандир над ним. В 1829 году правительница Гвалиора Байджа Бай восстановила гхат Скиндия, который ранее был известен как Вирешвара-гхат и в 1780 году уже был реставрирован Ахилией Бай. В 1830 году бенгальский раджа построил гхат Дигпатия, а Байджа Бай восстановила ушедший под воду гхат Баджирао, возведённый в 1735 году Баджи-рао I .

В середине XIX века Свами Махешварананда переоборудовал старый гхат Яджнешвара в Ная-гхат. В 1870 году махарани бихарского княжества Сурсанд построила на месте старого Нагамбер-гхата новый гхат Джанки (Джанаки). В 1872 году был восстановлен и расширен Маникарника-гхат (впервые он упоминался в IV веке в записях эпохи Гуптов, в 1302 году был перестроен двумя братьями-раджами, в 1730 году был восстановлен под патронажем Баджи-рао I , в 1791 году — под патронажем Ахилии Бай ). В 1879 году Лала-Мишир-гхат приобрёл махараджа Ревана (после этого он стал известен как Реван-гхат). Ранее этот гхат построил духовный наставник пенджабского махараджи Ранджит Сингха Лала Мишир. В 1890 году правитель южноиндийского княжества Виджаянагарам построил одноимённый гхат, в конце XIX века правящая семья Бенареса оборудовала гхат Кхори (или Ганга-Махала-гхат), а правитель бенгальского княжества Панчкот (Панчакот) построил одноимённые гхат Панчакот и роскошный дворец над ним .

Мост Дафферин (ныне — Малвия)

В декабре 1862 года East Indian Railway Company открыла железнодорожную линию из Хауры в Бенарес (станция была основана на правом берегу Ганга, в пригороде Мугхал-Сарай, который позже превратился в крупнейший сортировочный узел Индии ). В 1872 году Oudh & Rohilkund Railway Company открыла железную дорогу из Бенареса в Лакхнау . Строительство в 1887 году моста Дафферин через Ганг позволило связать Бенарес и Мугхал-Сарай (теперь этот город расположен в округе Чандаули , который в 2004 году отделился от Варанаси ). Вместе с тем, это привело к разорению многих паромщиков и лодочников .

В 1828 году махарани княжества Гвалиор Байджа Бай возвела в храме Каши Вишванатх новый павильон для защиты священного джьотирлингама . В 1841 году возле гхата Лалита под патронажем короля Непала Раджендры был построен Непальский храм, лингам которого копировал известный лингам Пасупатишвара в Катманду (кроме того, этот храм славился своей деревянной резьбой эротического содержания). В 1850 году над священным гхатом Маникарника раджа Аметхи ( Ауд ) возвёл храм в честь Шивы и Дурги . Учреждение в 1867 году муниципального совета Бенареса значительно улучшило благоустройство и санитарное состояние разраставшегося города. В 1891 году в старой части Варанаси началось сооружение подземной сети канализационных коллекторов, по которым сточные воды попадали в Ганг. В 1892 году в городе была введена в строй система водоснабжения, включавшая очистные сооружения в южном районе Бхелупура .

На рубеже XIX—XX веков в основном сложился ансамбль прибрежных гхатов Варанаси, многие из которых строились, реконструировались и содержались на средства правителей из маратхских династий Скиндия , Холкар и Бхонсле , махарадж Джайпура , королей Непала, бихарских и бенгальских раджей. Вдоль гхатов располагались роскошные дворцы и особняки, возводившиеся различными князьями, богатыми землевладельцами и купцами, а также храмы, ашрамы , школы санскрита и постоялые дворы для паломников. Южный Аси-гхат отмечал место слияния Ганга с притоком Аси. Соседний Тулси-гхат увековечивал память поэта Тулсидаса , который перевёл «Рамаяну» с санскрита на хинди. Шивала-гхат принадлежал махараджам Варанаси, на ступенях Данди-гхата молились аскеты-дандипатхи, Харишчандра-гхат служил одним из двух мест кремации .

Мансаровар-гхат был назван в честь тибетского озера , где расположен исток Ганга. Ман-Мандир-гхат находился перед дворцом махараджи Джайпура, старейший Дасасвамедха-гхат — возле храма Каши Вишванатх (согласно легенде этот гхат создал сам Брахма , ожидавший возвращения Шивы из изгнания). Маникарника-гхат служил вторым местом кремации в Варанаси. Это одно из старейших и самое священное место у реки, где, по легенде, Вишну выкопал водоём ( кунд ) Чакра-Пушкарини, а Шива искал в нём серьгу Парвати . Представителей высших каст кремировали на плите Чаранпадука, на которой сохранился «след» ноги Вишну. Панчаганга-гхат располагался на месте мифического слияния Ганга, Ямуны , Сарасвати , Кираны и Дхуты, а омовение на Праяг-гхате приравнивалось к паломничеству в священный Аллахабад (Праягу) .

Литографии Джеймса Принсепа с видами Бенареса

В период британского правления Варанаси продолжал оставаться важным культурным центром Индии, который притягивал крупнейших писателей и философов своей эпохи. В 1791 году по инициативе губернатора Бомбея Джонатана Дункана и с одобрения генерал-губернатора лорда Корнуоллиса в городе был учреждён первый колледж — правительственный колледж санскрита (землю под него пожертвовал раджа Махип Нараян Сингх). Среди руководителей колледжа были известный ориенталист Джеймс Баллантайн , учёные-индологи Ральф Гриффит и Джордж Тибо. В 1820-х годах в Бенаресе работал британский учёный Джеймс Принсеп , который изучал архитектуру и традиции города, строил туннели, мосты и здания, восстанавливал минареты . В 1835 году британские археологи начали раскопки на месте Сарнатха , фактически заново открыв комплекс . В 1866 году крупный землевладелец Маулви Кхуршид Али Хан основал в Бенаресе шиитскую семинарию Джамия-э-Имания .

Бенаресский индуистский университет

В 1869 году теолог Даянанда Сарасвати участвовал в дебатах, посвящённых трактованию вед, с ведущими пандитами Варанаси . В этот период в городе работал британский миссионер и индолог Мэтью Атмор Шерринг, написавший несколько книг о городе, племенах и кастах, а также о христианах Индии. В 1885 году в Бенаресе умер основатель литературного хинди , знаменитый поэт и писатель Бхаратенду Харишчандра . В 1888 году город посещал бенгальский философ Вивекананда . В 1895 году в Варанаси умер основатель крийя-йоги Лахири Махасая . После посещения Варанаси в 1896 году Марк Твен написал: «Бенарес старше истории, старше традиций, старше даже легенд, и при этом выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые» .

В 1898 году стараниями Анни Безант в Бенаресе был открыт Центральный индусский колледж . Кроме того, на рубеже XIX—XX веков Варанаси являлся крупным центром индийского театра и драматургии , а также крупным музыкальным центром, где получили развитие классические стили , типы и направления хори, каджри, тхумри, дадра, чаити, бхайрави, тарана, гхато, тирват, садра, кхамса, лавни, рагмала, киртан , каували и катхагайан (во многом благодаря махараджам Бенареса, которые покровительствовали искусствам) .

В начале XX века продолжалось благоустройство левого берега Ганга: бенгалец Нирмал Кумар построил гхат Прабху, в 1902 году при поддержке непальской королевской семьи Нанхи Бабу построил Непали-гхат. В 1906 году в Варанаси утопился в Ганге известный ведантист Свами Рам Тиртха . В 1909 году раджа Бхинги Удай Пратар Сингх основал в городе среднюю школу (сегодня на её базе работает известный колледж Удай Пратара, аффилированный с университетом Каши Видьяпитх) . В 1910 году по инициативе британского учёного Джона Маршалла был построен археологический музей Сарнатха . В том же году махараджа Майсура построил у шиваистского святилища Руру Бхайрава гхат Карнатака, в 1912 году министр финансов бихарского княжества Дарбханга построил гхат, позже названный в его честь Мунси (Мунши) .

Также в 1912 году под патронажем махараджи Джайпура была реконструирована обсерватория Джантар-Мантар. В 1913 году на территории кампуса Теософского общества Анни Безант открыла первый в городе колледж для девочек Васанта (в 1954 году он переехал в Раджгхат, на территорию комплекса, основанного её приёмным сыном Джидду Кришнамурти , а в старом здании теософ Рохит Мехта открыл женский колледж Васант Канья Махавидьялайа, аффилированный с Индуистским университетом) . В 1915 году бихарский раджа построил гхат Дарбханга и огромный дворец Дарбханга над ним. Индуистский университет Бенареса , основанный в 1916 году на базе индусского колледжа, стал важным центром по изучению аюрведы , санскрита , пали и других дисциплин . Также в начале XX века создатель университета Мадан Мохан Малавия на берегу реки Аси построил храм Санкат Мочан Хануман (согласно легенде, первый храм богу Хануману на этом месте заложил поэт Тулсидас ) . В 1919 году при Индуистском университете был открыт Инженерный колледж Бенареса (сегодня — Индийский институт технологии) .

Ворота дворца Виджаянагарам
Обсерватория Джантар-Мантар
Храм Дурги и Дурга-кунд

В 1920 году в Бенаресе начала выходить газета «Адж» (आज), вскоре ставшая главным печатным органом на хинди в Северной Индии . В 1921 году видный националист Шив Прасад Гупта и теософ Бхагван Дас основали общественный университет Каши Видьяпитх . В 1924 году при Индуистском университете махараджа Прабху Нараян Сингх открыл больницу имени сэра Сундерлала . В 1931 году местные джайны реконструировали часть гхата Вакчараджа и создали новый Джайн-гхат. В 1935 году в ходе реконструкции Лала-гхата, созданного в 1800 году, бизнесмен Балдео Дас Бирла построил небольшой гхат Гопи-Говинда и отель для паломников над ним .

В 1936 году Махатма Ганди открыл в Варанаси храм Бхарат Мата, задуманный и построенный Шив Прасад Гуптой и нумизматом Дургой Прасад Кхатри (объектом поклонения в нём служит мраморная карта Индии) . В том же 1936 году в Бенаресе умер выдающийся индийский писатель Дханпатрай Шривастав , в 1937 году — писатель Джайшанкар Прасад. В 1937 году был построен новый Нисада-гхат, в 1938 году был основан колледж DAV (с 1947 года он аффилирован с Индуистским университетом) . В 1940 году богатый бихарский аристократ восстановил гхат Найа. В 1941 году благодаря финансированию Балдео Дас Бирлы был реконструирован гхат Тулси, построенный в XVII веке. В том же году открылось новое здание библиотеки Индуистского университета, построенное на средства махараджи Саяджирао Гаеквада III . В 1944 году Шри Анандамайи Ма купила старый гхат Ималиа и построила возле него свой ашрам (теперь эта местность известна как гхат Анандамайи) .

Независимая Индия

Гхат Ахилия

В июле 1947 года 20-летний Вибхути Нараян Сингх избавился от регентства и был наделён реальными полномочиями махараджи Бенареса . 15 октября 1948 года княжество Бенарес присоединилось к Индийскому Союзу . Несмотря на это, махараджа сохранил за собой важный религиозный статус как потомок бога Шивы, главная фигура всех индуистских торжеств и покровитель культуры . В том же году город сильно пострадал в результате мощного наводнения, были разрушены десятки строений, в том числе один из минаретов мечети Гианвапи. В 1949 году территория княжества вошла в состав индийского штата Уттар-Прадеш . Бенарес был официально переименован в Варанаси. Современный топоним происходит от названий двух маленьких притоков Ганга — Варуны и Аси (Асси), которые огибают город соответственно с севера и юга .

Промышленность Варанаси специализировалась на производстве шёлковых тканей (особенно парчи ), расшитых золотом сари , тончайших золотых нитей, ковров, деревянных игрушек, стеклянных браслетов, медных, бронзовых и керамических изделий, резных изделий из слоновой кости, металлической посуды, статуэток богов, утвари для богослужений, латунных сувениров. До конца 1950-х годов в промышленном производстве города абсолютно доминировали кустари и ремесленники. В 1961 году в городе был основан государственный завод дизельных локомотивов (DLW) ; среди других значительных предприятий выделялись хлопчатобумажные и шёлкоткацкие фабрики, завод минеральных удобрений, правительственная типография, газовый завод Indian Oil Corporation , заводы компаний Food Corporation of India, Bharat Heavy Electricals и Prashant Glass .

Храм Новый Вишванатх

В 1956 году был основан женский колледж Арйа Махила, аффилированный с Индуистским университетом Бенареса . В 1958 году, в связи с переездом префекта в Варанаси, апостольская префектура Горакхпура была переименована в апостольскую префектуру Бенареса-Горакхпура (в 1970 году буллой папы Павла VI эта префектура была преобразована в епархию Бенареса ) . В том же 1958 году правительство штата реконструировало укреплённый гхат Чаит-Сингх, известный с XVIII века (во второй половине XIX века гхат и форт перешли под опеку махараджей Бенареса) . В январе 1959 году была учреждена муниципальная корпорация Нагар Махапалика, во главе которой стояли мэр и муниципальный комиссар (в 1994 году её преобразовали в «Варанаси Нагар Нигам») .

В 1950-х годах в Индуистском университете Бенареса преподавал писатель и учёный Хазари Прасад Двиведи, здесь учились Чинтамани Нагеса Рамачандра Рао и Раймон Паниккар . В 1958 году правительственный колледж санскрита получил статус университета (в 1974 году он был переименован в Санскритский университет Сампурнананда), здесь работал видный учёный Кшетреса Чандра Чаттопадхийа. В 1960 году на базе старого аюрведического колледжа был создан колледж медицинских наук (сегодня — институт медицинских наук при Индуистском университете) . Также в 1960 году был восстановлен гхат Ная (Найа), ранее известный как Гулария-гхат, в 1962 году была построена больница имени В. С. Метхи, а городские власти реконструировали соседний Мехта-гхат .

В 1964 году на средства богатой марварийской семьи Бирла был построен храм Тулси Манас Мандир, названный в честь поэта и философа Тулсидаса . В том же 1964 году в Варанаси открылась частная католическая школа Святого Иоанна , начал функционировать стадион для крикета имени доктора Сампурнанда (он же стадион Сигра) , а вторым премьер-министром Индии стал Лал Бахадур Шастри , родившийся в пригороде Варанаси. В 1966 году на территории Бенаресского индуистского университета было закончено строительство шиваистского храма Новый Вишванатх (или храм Бирлы) с высокой 77-метровой шикхарой .

В 1967 году возле Сарнатха открылся Центральный институт тибетских исследований, организованный по инициативе премьер-министра Джавахарлала Неру и Далай-ламы XIV (основанный под крылом Санскритского университета, в 1977 году институт стал самостоятельным Центральным университетом тибетских исследований под эгидой Министерства образования Индии) . В 1971 году индийские власти официально упразднили титул махараджи Варанаси, но фактически правящая семья сохранила прежние регалии и неформальные привилегии. В 1973 году был основан женский колледж Шри Аграсен Канья, аффилированный с университетом Каши Видьяпитх . В феврале 1974 года возле университетского кампуса BHU состоялось торжественное открытие большого храма, посвящённого гуру Равидасу (в июле 1998 года президент Индии Кочерил Раман Нараянан участвовал в церемонии открытия монументальных ворот у входа в храм) . В 1979 году муниципальные власти Варанаси переименовали старый гхат Гхода в гхат Раджендры Прасада (в честь первого президента Индии ) . В 1983 году храм Каши Вишванатх перешёл под совместное управление штата Уттар-Прадеш и махараджи Вибхути Нараян Сингха. Согласно переписи 1991 года население Варанаси превысило один миллион человек .

Панорама набережной Варанаси

В 1990-х годах ультраправая индуистская организация Вишва хинду паришад призывала разрушить все мечети Варанаси, построенные на месте снесённых храмов. После разрушения мечети Бабри в Айодхье полиция взяла под охрану мечеть Гианвапи (также известна как Большая мечеть Аурангзеба), которая была следующей целью фундаменталистов . Разделение потоков прихожан, следующих в соседние храм и мечеть, позволило сохранить межконфессиональный мир в городе, где мусульмане составляют от четверти до трети населения .

Однако, после напряжённой ситуации в начале 1990-х годов в Варанаси иногда совершались террористические акты на религиозной почве (исполнителями преимущественно были мусульманские радикалы пропакистанского толка). В марте 2006 года 15 человек погибли и более ста получили ранения, когда бомбы взорвались на железнодорожной станции и в храме Санкат Мочан Хануман. В декабре 2010 года в результате взрыва недалеко от храма Каши Вишванатх погиб ребёнок и около 20 человек получили ранения .

Гхат Мунши и бывший дворец

В 1994 году компания Clarks Hotel Group купила большой дворец Дарбханга у гхата Мунши и начала его реконструкцию в фешенебельный отель «Бридж Рама Палас». В 1996 году в пригороде Варанаси католические епископы Уттар-Прадеша , Уттаракханда и Раджастхана открыли колледж танца и музыки Нав Садхана Кала Кендра. В 1998 году было открыто новое здание крупнейшего железнодорожного вокзала города — Varanasi Junction (или Varanasi Cantonment). В 1999 году в Варанаси умер видный исследователь санскрита и хинди Балдев Упадхиайа. В 2000 году, после смерти Вибхути Нараян Сингха, махараджей Бенареса стал его сын Анант Нараян Сингх .

В 2003 году в городе открылась престижная Делийская общественная школа , в 2007 году — Институт комплексного управления и технологии. В январе 2009 года Центральный университет тибетских исследований посещал Далай-лама. В 2010 году в аэропорту Варанаси был открыт новый терминал, в 2012 году аэропорт имени Лала Бахадура Шастри получил статус международного . В августе 2014 года премьер-министр Индии Нарендра Моди и премьер-министр Японии Синдзо Абэ подписали соглашение о сотрудничестве в области сохранения наследия между Варанаси и Киото .

Комментарии

  1. Согласно другим источникам, Чунар отошёл Шер-шаху в результате брака с вдовой прежнего коменданта крепости .
  2. Британцам под командованием Гастингса даже пришлось укрыться в соседней крепости Чунар и ждать подкрепления в лице майора Хоума Риггса Пофама .

Примечания

  1. (англ.) . Encyclopædia Britannica. Дата обращения: 2 апреля 2015. 26 декабря 2018 года.
  2. , с. 42, 61.
  3. Стенли Уолперт. . Азбука-Аттикус. Дата обращения: 6 апреля 2015. 14 апреля 2015 года.
  4. , с. 2, 205.
  5. , с. 159.
  6. Rinku Gupta. (англ.) . The Hindu Business Line. Дата обращения: 10 апреля 2015. 15 октября 2009 года.
  7. , с. 28-29.
  8. , с. 48-49.
  9. , Тайны Варанаси.
  10. , 5. Индуизм.
  11. , с. 304, 306-307.
  12. , с. 121.
  13. , с. 273.
  14. , с. 10.
  15. (англ.) . Banaras Hindu University. Дата обращения: 8 апреля 2015. 23 сентября 2015 года.
  16. (англ.) . Business Standard. Дата обращения: 9 апреля 2015. 15 апреля 2015 года.
  17. Prof. Rana P. B. Singh. (англ.) . Дата обращения: 13 апреля 2015. 10 августа 2011 года.
  18. , с. 26.
  19. , с. 309—311.
  20. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 23 апреля 2015. 3 мая 2015 года.
  21. , с. 206.
  22. , с. 42, 44.
  23. (англ.) 34. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  24. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 8 сентября 2009 года.
  25. , с. 153.
  26. , с. 225.
  27. , с. 165.
  28. , с. 61.
  29. , с. 30.
  30. , с. 2536.
  31. , с. 153.
  32. , с. 307.
  33. , с. 67—68.
  34. , с. 107.
  35. , с. 40.
  36. , с. 71.
  37. , с. 45.
  38. , с. 42.
  39. , с. 38.
  40. , с. 61—62.
  41. , с. 300—301.
  42. , с. 11—12.
  43. , с. 62.
  44. , с. 37—38.
  45. , с. 38—39.
  46. , с. 38—39.
  47. (англ.) . The British Library. Дата обращения: 24 апреля 2015. 23 сентября 2015 года.
  48. , с. 325.
  49. , II. Бенарес.
  50. , с. 51.
  51. , с. 26, 61—62.
  52. , с. 278.
  53. (англ.) . Banaras Hindu University. Дата обращения: 23 апреля 2015. 23 сентября 2015 года.
  54. (англ.) 34-35. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  55. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 20 апреля 2015. Архивировано из 13 ноября 2012 года.
  56. , с. 112.
  57. , с. 99.
  58. , с. 21.
  59. , с. 90.
  60. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 24 апреля 2015. Архивировано из 23 октября 2004 года.
  61. , с. 278-279.
  62. , с. 23.
  63. , с. 215-216.
  64. , с. 50-51.
  65. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 16 апреля 2015. Архивировано из 13 ноября 2012 года.
  66. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 20 апреля 2015. Архивировано из 13 ноября 2012 года.
  67. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 27 апреля 2015. 2 мая 2015 года.
  68. , с. 344.
  69. , с. 108.
  70. (англ.) 35. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  71. , с. 304.
  72. , с. 112—113.
  73. (англ.) . The Imperial Gazetteer of India. Дата обращения: 26 апреля 2015. 2 апреля 2015 года.
  74. , с. 17.
  75. , с. 910.
  76. (англ.) . Varanasi City. Дата обращения: 3 мая 2015. 28 февраля 2013 года.
  77. (англ.) . Дата обращения: 9 апреля 2015. Архивировано из 8 июня 2017 года.
  78. , с. 17.
  79. Madhuri Desai. (англ.) . ProQuest. Дата обращения: 4 апреля 2015. 9 апреля 2015 года.
  80. , с. 124.
  81. , с. 183.
  82. , с. 18.
  83. (англ.) . Дата обращения: 10 апреля 2015. 6 января 2015 года.
  84. (англ.) . Banaras Hindu University. Дата обращения: 23 апреля 2015. 30 апреля 2015 года.
  85. (англ.) . Дата обращения: 10 апреля 2015. 19 апреля 2015 года.
  86. , с. 126.
  87. (англ.) . Дата обращения: 10 апреля 2015. Архивировано из 30 ноября 2013 года.
  88. (англ.) . Дата обращения: 10 апреля 2015. 24 сентября 2015 года.
  89. , с. 62-63.
  90. , с. 284.
  91. (англ.) . Kashi Vishwanath Temple. Дата обращения: 4 апреля 2015. Архивировано из 8 апреля 2015 года.
  92. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 4 апреля 2015. Архивировано из 10 февраля 2007 года.
  93. , с. 92—95.
  94. , с. 122.
  95. , с. 191-192.
  96. (англ.) . Дата обращения: 15 апреля 2015. Архивировано из 29 сентября 2012 года.
  97. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 7 апреля 2015. 8 апреля 2015 года.
  98. , с. 42.
  99. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 23 апреля 2015. 30 апреля 2015 года.
  100. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 23 апреля 2015. 8 апреля 2015 года.
  101. (англ.) . Дата обращения: 23 апреля 2015. Архивировано из 2 апреля 2015 года.
  102. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 16 апреля 2015. Архивировано из 16 июля 2011 года.
  103. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 19 апреля 2015. Архивировано из 13 ноября 2012 года.
  104. (англ.) . East Central Railway. Дата обращения: 14 апреля 2015. 23 сентября 2015 года.
  105. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 5 марта 2016 года.
  106. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2015. 7 марта 2005 года.
  107. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2015. 26 июля 2016 года.
  108. (англ.) 60, 71. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  109. , с. 308.
  110. , с. 471.
  111. (англ.) 35, 49. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  112. , с. 308-309.
  113. , с. 108-111.
  114. (англ.) 48-50. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  115. Losty, JP. Prinsep, James (1799–1840). — Oxford University Press, 2004. — (Oxford Dictionary of National Biography).
  116. , с. 453.
  117. (англ.) . Jamia-e-Imania. Дата обращения: 29 апреля 2015. 1 августа 2015 года.
  118. , с. 61.
  119. , с. 479.
  120. , с. 197.
  121. , с. 189—190.
  122. , с. 62.
  123. (англ.) . Udai Pratap Autonomous College. Дата обращения: 27 апреля 2015. 26 апреля 2015 года.
  124. (англ.) . Sarnath Museum. Дата обращения: 15 апреля 2015. 15 апреля 2015 года.
  125. (англ.) . Дата обращения: 27 апреля 2015. 16 марта 2015 года.
  126. (англ.) . Colleges in UP. Дата обращения: 27 апреля 2015. 23 сентября 2015 года.
  127. (англ.) . Banaras Hindu University. Дата обращения: 2 апреля 2015. Архивировано из 23 сентября 2015 года.
  128. (англ.) 50. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  129. , с. 90.
  130. (англ.) . The Banaras Hindu University. Дата обращения: 28 апреля 2015. 12 июня 2015 года.
  131. , с. 126.
  132. (англ.) . Mahatma Gandhi Kashi Vidyapith. Дата обращения: 23 апреля 2015. Архивировано из 13 апреля 2015 года.
  133. (англ.) . Дата обращения: 27 апреля 2015. 29 апреля 2015 года.
  134. (англ.) . Colleges in UP. Дата обращения: 27 апреля 2015. 23 сентября 2015 года.
  135. (англ.) . University of Chicago. Дата обращения: 27 апреля 2015. 9 марта 2012 года.
  136. (англ.) . Sayaji Rao Gaekwad Library. Дата обращения: 27 апреля 2015. Архивировано из 24 мая 2015 года.
  137. , с. 216.
  138. , с. 43.
  139. , с. 121.
  140. (англ.) . DLW. Дата обращения: 15 апреля 2015. 17 марта 2015 года.
  141. , с. 53-54, 63.
  142. , с. 160.
  143. (англ.) . Colleges in UP. Дата обращения: 27 апреля 2015. 20 декабря 2014 года.
  144. (англ.) . Diocese of Varanasi. Дата обращения: 27 апреля 2015. Архивировано из 22 марта 2015 года.
  145. (англ.) . Varanasi Nagar Nigam. Дата обращения: 13 апреля 2015. 17 февраля 2015 года.
  146. (англ.) . Institute of Medical Sciences, Banaras Hindu University. Дата обращения: 27 апреля 2015. Архивировано из 25 апреля 2015 года.
  147. (англ.) . Varanasi. Дата обращения: 2 апреля 2015. 8 июня 2015 года.
  148. (англ.) . Дата обращения: 27 апреля 2015. Архивировано из 24 октября 2015 года.
  149. (англ.) . CricketArchive. Дата обращения: 4 мая 2015. 4 мая 2015 года.
  150. (англ.) . Дата обращения: 27 апреля 2015. Архивировано из 28 апреля 2014 года.
  151. (англ.) . Дата обращения: 27 апреля 2015. 17 апреля 2015 года.
  152. (англ.) . Дата обращения: 24 апреля 2015. 15 марта 2015 года.
  153. (англ.) 20. Дата обращения: 14 апреля 2015. Архивировано из 23 февраля 2014 года.
  154. (англ.) . BBC News. Дата обращения: 4 апреля 2015. 12 декабря 2017 года.
  155. , с. 113-114.
  156. , с. 98.
  157. . NEWSru.com. Дата обращения: 8 апреля 2015. 7 июня 2021 года.
  158. (англ.) . The Telegraph. Дата обращения: 8 апреля 2015. 21 октября 2012 года.
  159. (англ.) . The New York Times. Дата обращения: 23 апреля 2015. 4 мая 2015 года.
  160. (англ.) . Дата обращения: 27 апреля 2015. Архивировано из 5 апреля 2015 года.
  161. (англ.) . The Indian Express. Дата обращения: 14 апреля 2015. 9 января 2015 года.
  162. (англ.) . Дата обращения: 14 апреля 2015. 9 января 2015 года.
  163. (англ.) . NDTV. Дата обращения: 4 мая 2015. 7 июля 2015 года.

Литература

На русском языке

На английском языке

  • Catherine Blanshard Asher. Architecture of Mughal India, Часть 1,Том 4. — Cambr. : Cambridge University Press , 1992. — ISBN 0521267285 .
  • Marcus Banks, Howard Morphy. Rethinking Visual Anthropology. — New Haven: Yale University Press , 1999. — ISBN 9780300078541 .
  • Sunita Pant Bansal. Hindu Pilgrimage. — New Delhi: Pustak Mahal, 2008. — ISBN 8122309976 .
  • C. A. Bayly. Rulers, Townsmen and Bazaars: North Indian Society in the Age of British Expansion, 1770-1870. — Cambr. : Cambridge University Press, 1988. — ISBN 0521310547 .
  • Dennison Berwick. . — N. Y. : Javelin Books, 1987. — ISBN 0-7137-1968-0 .
  • Vanessa Betts, Victoria McCulloch. . — Bath: Footprint Travel Guides, 2013. — ISBN 1909268402 .
  • Shankarlal C. Bhatt, Gopal K. Bhargava. Land and People of Indian States and Union Territories: In 36 Volumes. Uttar Pradesh, Том 28. — Delhi: Gyan Publishing House, 2005. — ISBN 8178353849 .
  • Lindsay Brown, Mark Elliott, Paul Harding. . — N. Y. : Lonely Planet , 2007. — ISBN 1741790956 .
  • Pippa de Bruyn, Keith Bain, David Allardice, Shonar Joshi. Frommer's India. — Hoboken, N.J.: John Wiley & Sons , 2010. — ISBN 0470645806 .
  • Winand M. Callewaert, Robert Schilder. Banaras: Vision of a Living Ancient Tradition. — New Delhi: Hemkunt Press, 2000. — ISBN 8170103029 .
  • G. N. Das. Couplets from Kabīr. — New Delhi: Motilal Banarsidass , 1991. — ISBN 8120809351 .
  • Madhuri Desai. Resurrecting Banaras: Urban Space, Architecture and Religious Boundaries. — Berkeley and Ann-Arbor: University of California & ProQuest, 2007. — ISBN 0549528393 .
  • Wendy Doniger. . — N. Y. : Merriam-Webster , 1999. — ISBN 0877790442 .
  • Diana L. Eck. Banaras, City of Light. — N. Y. : Columbia University Press , 1982. — ISBN 9780231114479 .
  • Abraham Eraly. Emperors of the Peacock Throne: The Saga of the Great Mughals. — New Delhi: Penguin Books India, 2000. — ISBN 0141001437 .
  • Martin Gaenszle, Jörg Gengnagel. Visualizing Space in Banaras: Images, Maps, and the Practice of Representation. Ethno-Indology: Heidelberg studies in South Asian rituals (Том 5). — Wiesbaden: Otto Harrassowitz Verlag, 2006. — ISBN 3447051876 .
  • S. Gajrani. History, Religion and Culture of India, Том 5. — New Dehli: Gyan Publishing House, 2004. — ISBN 8182050642 .
  • Surjit Singh Gandhi. History of Sikh Gurus Retold: 1469-1606 C.E. — Delhi: Atlantic Publishers, 2007. — ISBN 8126908572 .
  • Ajay Gudavarthy. Re-framing Democracy and Agency in India: Interrogating Political Society. — L. : Anthem Press, 2014. — ISBN 1783083077 .
  • Shobhna Gupta. . — Delhi: Har-Anand Publications, 2003. — ISBN 8124109265 .
  • A. L. Herman. . — N. Y. : SUNY Press , 1999. — ISBN 0791439836 .
  • Vidula Jayaswal. Ancient Varanasi: an archaeological perspective (excavations at Aktha). — New Delhi: Aryan Books International, 2009. — ISBN 8173053553 .
  • Asha Kasbekar. . — Santa Barbara: ABC-CLIO , 2006. — ISBN 1851096361 .
  • Manjari Katju. Vishva Hindu Parishad and Indian Politics. — Hyderabad: Orient Blackswan, 2003. — ISBN 9788125024767 .
  • Lochtefeld J. G. The Illustrated Encyclopedia of Hinduism: A-M. Том 1. — N. Y. : (англ.) , 2002. — ISBN 0823922871 .
  • J. Gordon Melton . The Encyclopedia of Religious Phenomena. — Charter Township: Visible Ink Press, 2007. — ISBN 1578592097 .
  • J. Gordon Melton, Martin Baumann. Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices. — Santa Barbara: ABC-CLIO, 2010. — ISBN 1598842048 .
  • Diane P. Mines, Sarah Lamb. Everyday Life in South Asia. — Bloomington: Indiana University Press , 2002. — ISBN 0253340802 .
  • Swati Mitra. . — New Delhi: Eicher Goodearth, 2002. — ISBN 81-87780-04-5 .
  • Christopher Hugh Partridge. . — Minneapolis: Fortress Press, 2005. — ISBN 0800637143 .
  • Kenneth Pletcher. The Geography of India: Sacred and Historic Places. — N. Y. : The Rosen Publishing Group, 2010. — ISBN 1615301429 .
  • Rajendra Prasad. . — New Delhi: Allied Publishers, 1984. — ISBN 8170230020 .
  • Edward James Rapson. The Cambridge History of India, Том 1. — Cambr. : Cambridge University Press, 1955.
  • Shashi Bhushan Sahai. The Hindu Civilisation: A Miracle of History. — New Delhi: Gyan Publishing House, 2010. — ISBN 8121210410 .
  • Shashi Bhushan Sahai. The Hindu Civilisation: A Miracle of History. — New Delhi: Gyan Publishing House, 2010. — ISBN 8121210410 .
  • Myra Shackley. Managing Sacred Sites: Service Provision and Visitor Experience. — Andover: Cengage Learning EMEA, 2001. — ISBN 1844801071 .
  • Urmila Sharma, S.K. Sharma. Indian Political Thought. — N. Y. : Atlantic Publishers, 2001. — ISBN 8171566782 .
  • Virendra Nath Sharma. Sawai Jai Singh and His Astronomy. — New Delhi: Motilal Banarsidass, 1995. — ISBN 8120812565 .
  • Karen Schreitmüller, Mohan Dhamotharan, Beate Szerelmy. India. — L. : Marco Polo Travel Publishing, 2012. — ISBN 9783829766227 .
  • Sarina Singh. India. — N. Y. : Lonely Planet, 2010. — ISBN 1742203477 .
  • Edward Thornton. A Gazetteer of the Territories Under the Government of the East India Company and of the Native States on the Continent of India. — L. : W. H. Allen, 1858.
  • S. P. Udayakumar. . — Westporn: Greenwood Publishing Group , 2005. — ISBN 9780275972097 .
  • Annelies Wilder-Smith, Marc Shaw, Dr. Eli Schwartz. Travel Medicine: Tales Behind the Science. — London and New York: Routledge , 2007. — ISBN 9780080453590 .
  • . — New Delhi: Eicher Goodearth Limited , 2002. — ISBN 8187780045 .
Источник —

Same as История Варанаси