Interested Article - Айдыногуллары
- 2021-02-01
- 2
Айдыногуллары ( осман. آیدین اوغللری , тур. Aydınoğulları, Aydın ) — анатолийский бейлик ( эмират ) в городах Смирна , Бирги, Аясолук , а также тюркская династия, основавшая его и правившая им в период между 1308 и 1425 годами. Династия также называется Айдыниды , бейлик — Айдын. Своим названием бейлик и династия обязаны отцу основателя — сельджукскому военачальнику Айдын-бею.
Эмират был расположен в Западной Анатолии , имел выход к Эгейскому морю и контролировал побережье примерно от современного Бодрума до Измира . Столицей бейлика в разные годы были города Бирги, Аясолук (европейские источники называли его Эфес — по расположенному недалеко древнему городу ), Измир . Флот бейлика Айдын был серьёзной угрозой византийским , генуэзским и венецианским владениям в восточном Средиземноморье . Во время правления Умура-бея Айдыноглу против Айдына были организованы антитурецкая лига в 1334 году и крестовый поход — в 1344 году . Бейлик был впервые захвачен османами в 1390 году , а окончательно покорён ими — в 1425 году .
История
Возникновение бейлика
Ко второй половине XIII века на территории Малой Азии существовало два крупных государства, у каждого из которых период расцвета был позади. Византийская империя, уже пережившая распад после захвата Константинополя в 1204 году на Латинскую , Никейскую и Трапезундскую империи, временно возродилась в 1261 году на уменьшенной территории. Конийский султанат , осколок Сельджукской империи , в своё время отвоевавшей у Византии территории, подвергался набегам монголов , постепенно сдавая позиции. Под напором монголов в Анатолию из Средней Азии перекочёвывали тюркские племена. В 1229 году к анатолийской границе сельджукского государства пришёл последний хорезмшах Джелалэддин Мангуберди . В августе 1230 года Алаэддин Кей-Кубад I сразился с Джелалэддином и разбил его в . В 1231 году Джелалэддин умер, а сопровождавшие его в походе воины обосновались в Анатолии, поступив на службу к сельджукам .
Пока существовала Никейская империя , восточная её граница контролировалась укреплениями, а в каждой крепости сидел наместник-архонт. С возвращением Константинополя в 1261 году и переносом в него столицы из Никеи азиатские рубежи Византии стали приходить в запустение. Наместники в крепостях оставались, но центр уже не мог оперативно оказывать им помощь . Укрепляя границы Византии в Малой Азии, Михаил Палеолог к 1280 году закончил строительство крепостей . Кроме того, вдоль правого берега Сангария он построил деревянную стену . Но в 1302 году вследствие сильного разлива Сангарий изменил русло. Укрепления стали бесполезны и, как результат, греки ушли от них . Византия практически не имела армии и без призвания наёмников она была не в силах защищать себя. По сути, греческие наместники были предоставлены сами себе . Серия крепостей тянулась цепочкой на востоке вдоль реки Сангарий до района Белокомы и от Белокомы — до Ахирея ( греч. Αχυράους ) . Однако часть укреплений, расположенных на окраине защитной полосы в районе Ахирея, давно не ремонтировалась и была малопригодной для обороны. Именно в этом месте тюрки впервые смогли прорваться к Эгейскому морю .
Эмират Айдын, как и большинство современных ему анатолийских бейликов, возник как тюркское племенное объединение вокруг династии вождей-правителей. Первоначально, в 1304 году на будущих землях бейлика ( Аясолук , , Бирги, Магнесия ) появился и создал своё государство Саса-бей, действовавший от имени своего тестя, бея эмирата Ментешеогуллары .
Практически в это же время военачальник бея Гермияногуллары Айдын-бей покорил земли в долине Меандра . Вначале Саса-бей и Айдын-бей (или сын Айдына, Мехмед) действовали совместно. Однако они поссорились, и в битве Саса погиб . Земли Сасы были присоединены Мехмедом, сыном Айдына, к своим землям. Так образовался эмират Айдын, имевший выход к морю. Основателем династии был Мехмед Айдыноглу, первый правитель этого государственного образования .
Мехмед
Мехмед-бей был сыном Айдына. Об Айдыне, эпониме династии, известно только, что в летописи он назван «сатрапом Ионии » и у него было пятеро сыновей .
К 1308 году Мехмед контролировал долины рек Каистр и Мендерес , к 1317 году он захватил верхнюю крепость Смирны, , а в 1328/9 году его сын завоевал и прибрежную крепость города . Таким образом, Мехмед-бей сформировал на завоёванных землях свой собственный бейлик, который был назван именем его отца. Мехмед объявил себя независимым от Гермияногуллары и основал свой собственный эмират . Надпись над главными воротами Большой мечети Бирги (Улу джами) гласила, что город был завоёван Мехмедом Айдыноглу в 707 году Хиджры (1307/8 год) . По османским хроникам эмиром Мехмед стал в 717 году Хиджры (1317 год). Эта дата считается датой приобретения независимости от Гермияногуллары .
Эмир Мехмед разделил княжество между своими сыновьями : Хызыр получил Аясолук и ; Умур — Смирну ; Ибрагим — Бодемию ; Сулейман получил . Самый младший сын Иса остался с Мехмедом в Бирги, личной резиденции Мехмеда и столицей всех территорий Айдыноглу . По словам Аль-Умари , к 1332 году беям Айдына принадлежало шестьдесят городов и триста крепостей. Войско Айдына насчитывало 70 тысяч воинов .
Ибн Баттута в 1333 году посетил Бирги. Он описал богатство «султана Бирги» — Мехмеда . Однако не все города бейлика ещё в то время были развиты одинаково. Аясолук успел возродиться после резни 1304 года и стал конкурентом Смирны, которая подвергалась нападениям и страдала от соперничества между византийцами и турками . Ибн-Баттута побывал и в Измире (Смирне).и записал, что «большая часть города находится в руинах» .
Эгейские эмираты (Ментеше, Айдын, Сарухан , Карасы ), пользуясь своим расположением, создали флот и занялись пиратством, пополняя свою казну за счёт пиратской добычи . Они стали силой, игравшей значительную роль в балканских войнах. Византийский император Андроник III Палеолог , только ставший императором, попытался восстановить империю с помощью Иоанна Кантакузина . Он подписал мирное соглашение с Мехмедом и эмиром Сарухана, чтобы нейтрализовать эти эмираты и эффективнее противостоять османам (1329) . Умур не одобрял договор, заключённый отцом , поскольку тот подразумевал отказ от нападений на Византийские земли. Умур компенсировал это, разоряя венецианские и генуэзские колонии. Знамя бейлика — чёрное колесо на красном поле — наводило ужас на соседние христианские государства . Эвбея, Морея, Крит, Родос и все фракийское побережье стали местом рейдов Умур-бея . В 1332 году стала складываться Лига христианских держав, которая окончательно оформилась в 1334 году в Авиньоне. Первоочередной военной целью лиги должен был стать порт Смирны, отправной точки для экспедиций Умура .
Мехмед-бей умер в начале 1334 года, через несколько месяцев после визита Ибн Баттуты . Похоронен Мехмед, как и его сыновья Умур, Ибрагим и Иса, в построенном им тюрбе в Бирги .
Умур
По словам Ибн-Баттуты, Умур жил в замке Смирны, расположенном на вершине горы . Родившийся в 709 году Хиджры , Умур стал правителем по предсмертному пожеланию своего отца , которое было поддержано другими сыновьями Мехмеда .
Умур был верным союзником и другом византийского императора Иоанна Кантакузина и оказывал ему помощь во время его военных кампаний, особенно во время византийской гражданской войны 1341—1347 годов . Вместе с Кантакузином Умур воевал против Момчила . При господстве Умура бейлик достиг пика своего могущества. Умур — самый известный член династии Айдыногуллары. Никифор Григора назвал его «самым могущественным из сатрапов» . При Умуре эмират Айдын обладал флотом из 350 кораблей и армией из 15 000 человек. Пиратская деятельность и охота на христианские суда привела к объявлению двух крестовых походов против Айдыногуллары папой Климентом VI . В 1348 году флот Умура был уничтожен союзным флотом Венеции , рыцарей Родоса и Кипра . Сам Умур погиб в 1348 году от стрелы, пытаясь вернуть захваченную в 1334 году госпитальерами Смирну .
Хызыр
Весной 1348 года Хызыр, старший сын основателя бейлика Мехмеда-бея, пришёл к власти в эмирате после смерти более активного и более воинственного брата, Умура. Хызыр в юности получил от отца в управление Аясолук , который и стал теперь столицей бейлика. Годы правления Хызыра прошли в попытках заключить мир на выгодных для Айдына условиях. Хызыр и папа римский Климент VI обменивались посланниками и письмами. В это время в бейлике обосновались консулы основных торговых средиземноморских держав (госпитальеров, Генуи и Венеции), были урегулированы вопросы пошлин .
Готовность Хызыра идти на соглашение с латинянами ознаменовала начало упадка Айдынского бейлика, экономическое положение которого ухудшилось. Из-за прекращения пиратства была потеряна возможность обогащения за счёт добычи, захваченной в военных походах, а доходы от торговли не могли компенсировать эту потерю. Политически княжество продолжало сохранять своё независимое положение, так как силы латинской коалиции были подорваны эпидемией чумы, которая разразилась в это время в Европе .
Хызыр умер около 1360 года . Похоронен в Аясолуке .
Иса
После смерти Хызыра к власти в эмирате пришёл младший сын основателя и брат Хызыра и Умура, Иса. Он царствовал тридцать лет. При Исе Аясолук процветал и был одним из крупных торговых центров . В 1371 году Иса подтвердил старый договор, заключённый Хызыром с венецианцами в 1348 году . Иса-бей поддерживал дружественные связи с правителем Османского бейлика, Мурадом I. Дочь Исы-бея, Хафса-хатун стала в 1391 году женой Баязида
В битве на Косовом поле Иса-бей с айдынскими воинами находился в османской армии . Мурад погиб в этой битве, и Иса Айдыноглу присоединился к союзу, организованному Алаэддином Караманидом против Баязида. Однако после стремительного похода Баязида в Анатолию для подавление мятежа , Иса-бей первым из беев явился к султану и поклялся в верности. Баязид оставил ему в награду часть бейлика на условиях вассальной зависимости . После смерти Исы-бея в 1390 году эмират был преобразован в санджак .
Оккупация османами и завоевание Тамерланом
Мало что известно об османском правлении в бейлике, которое длилось с 1390 по 1402 годы. Как только Баязид взял Аясолук, венецианцы попросили его разрешения на экспорт ими зерна. В мае 1390 года султан предоставил им привилегии, которые они получили во время правления Хызыра .
Сыновья Исы-бея Муса и Умур бежали к Тамерлану. Во время битвы при Анкаре воины из Айдына, находившиеся в войске Баязида, увидели своих беев в армии Тамерлана и повернули оружие против османов . Таких перебежчиков из Айдына, по словам Дуки , было 500 человек .
После победы над Баязидом в битве при Анкаре Тамерлан направился к Аясолуку . Жители города сдались, а город был разграблен и сожжён дотла. Вероятно, во время этого пожара был разрушен собор Святого Иоанна, гордость христианского Аясолука . Затем Тамерлан двинулся к Тиру и к Смирне, которую он в декабре 1402 году разрушил, а христианское население города убил. .
Тамерлан вернул управление бейликами прежним династиям и удалился в Самарканд , и между сыновьями Баязида развернулась ожесточённая борьба за власть — османское междуцарствие . Таким образом, с 1402 г. члены династии Айдын получили возможность ещё в течение некоторого времени править княжеством .
Умур II и Джунейд
Тамерлан передал управление Айдынским бейликом сыновьям Исы, Мусе (Исе) и Умуру II. Муса умер в 1403/05 году, и Умур II стал править один , но против него выступил Джунейд (то ли кузен, то ли авантюрист). Соперничество завершилось тем, что Джунейд и Умур породнились (дочь одного стала женой другого), а затем Джунейд отравил Умура в 1405 году и стал единолично править княжеством . Во время междуцарствия, пока сыновья Баязида делили власть, Джунейд спокойно правил эмиратом . Он умело лавировал между сыновьями Баязида, переходя от одного к другому для сохранения своего положения .
В 1421 году умер Мехмед I и Византия попыталась использовать это в своих интересах. Дюзме Мустафа в союзе с Джунейдом подняли мятеж и переправились в Малую Азию . В 1422 году сын Мехмеда I Мурад II пообещал Джунейду вернуть Айдын, надеясь разорвать этот союз. Джунейд предал Дюзме Мустафу и приехал в Измир . В 1422 году Джунейд в сражении под Айасулуком убил сына Умура II Мустафу, который правил в это время в бейлике. Вскоре он развил активную антиосманскую деятельность, начал собирать силы и чеканить свою монету с надписью «Джунейд бин Ибрахим» .
В 1424 году Мурад II захватил бейлики Ментеше, Айдын, Сарухан и Хамид . Бежавший в прибрежную крепость Ипсили Джунейд был осаждён османами . Мурад арестовал Джунейда и казнил с семьёй (1425-26) . В 1426 году был убит последний остававшийся в живых сын Джунейд-бея, Курд Хасан, и Айдынский бейлик окончательно вошёл в состав Османского государства как ил Айдын .
Потомки Айдынидов продолжали проживать в регионе. Известно, что в 1597 году некто Айдыноглу Молла Якуп-бей, происходивший из династии правителей бейлика, построил на месте церкви прибрежной крепости Смирны , самую большую мечеть в Измире .
Представители династии
Даты | Имя |
---|---|
1308-1334 | Мубаризеддин Гази Мехмед-бей Айдыноглу |
1334-1348 | Бахаэддин Умур (сын Мехмеда) |
1348-1360 | Хызыр (сын Мехмеда ) |
1360-1390 | Иса (сын Мехмеда ) |
1390-1402 | |
1402-1403/05 | Муса (сын Исы) |
Умур II (сын Исы) | |
1404 | Мехмед II (сын Умура II) (?) |
1403/05 | Умур II (сын Исы) |
1403/5- 1426 | Джунейд (возможно, сын Ибрагима сына Мехмеда) |
Айдын | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мубаразеддин
Гази Мехмед-бей (правил с 1308-умер 1334) |
Осман | Хамза | Караман | Хасан | Султан-Шах-хатун | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хызыр-бей (правил с 1348-умер 1360) |
Бахаэддин
Гази Умур-бей (родился 1309-правил с 1334- умер 1348) |
Ибрагим Бахадур
(умер 1345) |
Сулейман-шах
зять Орхана Гази или Орхана Ментеше |
Иса-бей
(правил с 1360-1390) |
Хан-Заде-хатун (умерла 1387) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хунди Паша-хатун |
Азизе
Мелек-хатун |
Гюрджи Мелек-хатун |
Джунейд-бей
(правил с 1403-умер 1423) |
Кара Хасан | Якуб |
Муса-бей
(правил 1402) |
Умур-бей II
(правил 1402-1403) |
Хамза | Хафса (Хафисе)-хатун | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хамза | Дочь | Баязид | Курд Хасан | Ахмед | Хафса | Мехмед II | Дочь, замужем за Джунейдом | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мустафа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Шах | Мехмед | Баязид | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Айдын | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мубаразеддин
Гази Мехмед-бей (правил с 1308-умер 1334) |
Осман | Хамза | Караман | Хасан | Султан-Шах-хатун | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хызыр-бей (правил с 1348-умер 1360) |
Бахаэддин
Гази Умур-бей (родился 1309-правил с 1334- умер 1348) |
Ибрагим Бахадур
(умер 1345) |
Сулейман-шах |
Иса-бей
(правил с 1360-1390) |
Хан-Заде-хатун (умерла 1387) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хунди
Паша-хатун |
Азизе
Мелек-хатун |
Гюрджи
Мелек-хатун |
Якуб |
Иса-бей
(правил 1402/5) |
Умур-бей II
(правил 1402-1403/5) |
Хамза |
Хафса
(Хафисе)-хатун |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ахмед | Хафса | Мустафа | Мехмед II | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Ветвь Джунейда
Ибрагим Фатих
Кара Хасан османский субаши Измира (1390-1402) |
|||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Баязид |
Джунейд-бей
(правил с 1403-умер 1423) |
Хамза | |||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||
Дочь | Курд Хасан | Дочь | |||||||||||||||||||||||||||
Айдын | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мубаразеддин
Гази Мехмед-бей (правил с 1308-умер 1334) |
Осман | Хамза | Караман | Хасан | Султан-Шах-хатун | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хызыр-бей (правил с 1348-умер 1360) |
Бахаэддин
Гази Умур-бей (родился 1309-правил с 1334- умер 1348) |
Ибрагим Бахадур
(умер 1345) |
Сулейман-шах |
Иса-бей
(правил с 1360-1390) |
Хан-Заде-хатун (умерла 1387) | Шах Султан | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хунди Паша-хатун |
Азизе
Мелек-хатун |
Гюрджи Мелек-хатун |
|
|
|
|
Нури Бинти Халил-бей | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Джунейд-бей
(правил с 1403-умер 1423) |
Кара Хасан |
Муса-бей
(правил 1402) |
Умур-бей II
(правил 1402-1403) |
Хамза | Хафса (Хафисе)-хатун | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Хамза | Баязид | Курд Хасан | Али | Тадж-паша |
Мехмед
Шах-челеби |
Мустафа |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Омер | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Религия
Религиозная политика беев была двойственной. С одной стороны на западные земли Анатолии в конце XIII века активно стекались дервиши, привечавшиеся беями. Однако тюркские племена всё ещё не отринули шаманизм. Историк К. Жуков подчёркивает: «Самым ярким пережитком прошлой, шаманской практики являлись человеческие жертвы — обычай, который сохранялся в течение столетий после того, как турки впервые вторглись в византийские владения». Ибн Баттута писал, что в Бирги он видел врача-еврея, которого посадили на почётное место на возвышении напротив Мехмеда-бея. Ибн Баттута открыто возмутился таким неуважением исламских норм. Недавно обращённые в ислам тюрки-кочевники легко поддавались шиитскому или христианскому влиянию . По мнению историков, Иса-бей был шиитом , формула клятвы в договоре 1348 года, подписанного Хызыром-беем, была шиитской .
Управление
Управление бейликом облегчалось тем, что беи активно принимали на службу христианских ренегатов, служивших ранее в византийской администрации . У беев Айдына были великие визири, которых брали из духовных лиц ( кади ). Система вакуфов и мюльков широко применялась беями, начиная с Умура, что помогало в освоении захваченных земель .
Экономика
Основным источников доходов для беев Айдына было пиратство. Бейлик получал доходы и от торговли. Главным путём в бейлике была река Мендерес . Аль Умари писал о ней: «…омывающая земли бейликов Денизли и Бирги река Мендерес полна снующих вверх и вниз по течению лодок. На ней виднеются готовящиеся к плаванию корабли гази и торговцев». Город Айасулук был одним из торговых центров восточного Средиземноморья . В бейлике добывали корень солодки, ткали ковры, выделывали кожи, выращивали шафран, кунжут, зерно, производили шёлк, продукты бортничества. Эти товары экспортировались в Европу. Из Европы через Аясолук в Анатолию везли сукно, вина, мыло и прочие товары. Беи Айдына получали доход, взимая пошлину с купцов .
Наука и литература
Беи Айдына покровительствовали ученым, поэтам и переводчикам. Ибн Мелек Фириштеоглу был сыном Абдулатифа Изеддина Фириште, известного кади и собирателя толкований Корана. Фириште переехал в бейлик по приглашению Мехмеда-бея, Ибн Баттута упомянул его в рассказе о посещении бейлика и описал как «набожного и добродетельного». Сын Фириште, Ибн Мелек, многие годы преподавал в медресе в Тире, которое было потом названо его именем. Ибн Мелек был наставником сыновей Мехмеда-бея Исы, Сулеймана и Хызыра. Османский историк XVI века Ташкопрюзаде писал, что Ибн-Мелек учил и самого Мехмеда-бея. Автор словаря османских деятелей Мехмед Сюрейя повторил эти сведения, но это вызывает сомнения. Также Ибн Мелек составил рифмованный тюркско-арабский словарь .
Поскольку тюркские беи, знавшие, как правило, лишь родной язык, поощряли деятельность переводчиков, в бейлике появилась большое количество переводных трудов, причем не только религиозного или художественного, но и научного содержания. Для Умур-бея Айдыноглу был выполнен перевод с арабского сборника историй « Калила и Димна », в сокращении изложена поэма Саади « Бустан », переведено сочинение арабского ветеринара XIII века . Перевод Хюсрев и Ширин был выполнен в 1367 году Якубом бин Мехмедом и посвящён Айдыноглу Исе-бею . Иса-бей собрал в своем дворце многих поэтов, ученых и ремесленников разных религий и народностей. Даже отец византийского историка Дуки сбежал из Византии и укрылся у Исы, зная его репутацию . Автор поэмы «Искендер-наме» Ахмеди (1329—1413) начинал свою деятельность как наставник Хамзы, сына Исы-бея. Затем Ахмеди служил Гермияноглу и Сулейману-челеби , а после битвы при Анкаре — Тамерлану. В Малую Азию поэт вернулся после смерти Тамерлана . Среди сохранившихся манускриптов той эпохи много медицинских, философских, теологических, юридических трактатов. Это демонстрирует широту интересов беев и их стремление приобщиться к античной и современной им культурам .
Наследие
За время независимого существования бейлика членами семьи было построено множество мечетей, медресе, ханов, имаретов, хамамов. Уже в 1313 году Мехмед-бей воздвигает в Бирги мечеть Улу-джами. В 1333 г. Ибн Баттута посетил медресе при этой мечети, где встретился с известным теологом Мухиддином. Арабский путешественник пишет, что тот принял его в окружении рабов, слуг и большого количества учеников . Мечеть Иса-бей была построена в 1375 . Мечеть Мехмеда-бея в Бирги и Исы-бея в Аясолуке были украшены редкой мозаикой периода эмиратов . Другими крупными архитектурными сооружениями Айдынидов являются мечеть Мехмеда в Тире, мечеть Улу-Джами в Тире, мечеть Карахасан в Тире (построил брат или отец Джунейда), медресе Ибн Мелека, мавзолей Мехмед-бея в Бирги и мавзолей Султаншаха . Мечети строили и женщины из семьи. Известны мечети, построенные дочерями Умура и Исы .
Джунейт Ульчер, историк- нумизмат , назвал Айдын «самым известным из региональных княжеств, появившихся после краха сельджукской империи в Анатолии» . Мехмед-бей Айдыноглу первым среди тюркских беев того периода в 712 году Хиджры (1312) назвал себя гази («Воитель Веры»). Только через 15 лет после этого османский правитель Орхан стал в надписях величаться «Султаном гази» . Активная деятельность Айдынидов по вмешательству во внутриполитическую борьбу в Византии была взята на вооружение Орханом и Мурадом . В эпической хронике Дустурнаме османского историка XV века Энвери, сын Мехмеда Умур, был описан как «Лев Бога», ведущий справедливую и святую войну за завоевание «злодеев и неверных христиан» . Имя Умура активно выводилось на первый план при формировании османского флота и морских традиций османов, некоторые источники в XV и XVI веках столетия называли его «отцом османских моряков» , а перед морскими битвами османские моряки клялись именем Умура-бея .
Комментарии
- Магнезию, Приину и Ефес ещё прежде успел подчинить себе другой сатрап, Сасан .
- ↑ О существовании этого Айдынида известно, поскольку найдена отчеканенная им в 1404 году монета .
- Пунктиром показаны сомнительные или дискуссионные связи.
- ↑ Одна из жён Баязида I .
- ↑ Возможно, помолвленная с Мехмедом I и отданная отцом в жёны рабу Абдуллаху.
- Возможно, наоборот - она была женой Умура и дочерью Джунейда.
- ↑ Убит Джунейдом в 1422 году.
- Возможно, она была женой Умура.
Примечания
- , p. 39.
- .
- ↑ .
- ↑ , p. 8.
- , p. 218.
- , p. 218; .
- , p. 218; , p. 217; , p. 19.
- ↑ , p. 95.
- , с. 206.
- ↑ , p. 127.
- , p. 143; , p. 144.
- , p. 143.
- ; , p. 19.
- , p. 22.
- ↑ , p. 19.
- , p. 26—27; ; , p. 104.
- , p. 19,28.
- , p. 19,34.
- ↑ , p. 26—27.
- , p. 36.
- , p. 145.
- ↑ , Du Sultan de Birgui.
- , p. ?.
- , p. 172; .
- ↑ .
- , p. 146.
- , p. 197—198.
- ↑ , p. 105.
- ; , p. 37.
- , p. 28; , p. 146; .
- , p. 96.
- ↑ , p. 154.
- , p. 37.
- ↑ , p. 155.
- , table XXIV; ; , p. 134.
- ↑ , p. 134; .
- ↑ , p. 135.
- , p. 162.
- ↑ , p. 165.
- , p. 163.
- ↑ ; .
- ; , p. 135.
- , p. 135; , p. 165.
- ↑ , p. 136.
- , p. 136; .
- , p. 136; ; .
- .
- , p. 113.
- .
- , p. 15; , p. 111,112,120.
- , Table XXIV.
- , p. 83–84; , p. 49-50; , p. 136.
- ↑ .
- , p. 129.
- ↑ , p. 130.
- , p. 129—130.
- ↑ , p. 128.
- , p. 154; , p. 133.
- ; , p. 844.
- ↑ , p. 111—112.
- , p. 113.
- , p. 111.
- , p. Tiles.
- , p. 368—369.
- , с. 30.
- ↑ , p. 133.
- , p. 239.
Литература
- Григора Никифор. . — СПб. : Тип. Департамента уделов , 1860.
- Еремеев Д.Е., Мейер М.С. . — М. : Изд-во Московского университета , 1992. — 246 с. — ISBN 5211022017 .
- Жуков К.А. . — М. : Изд-во « Наука », Главная редакция восточной литературы , 1988. — 191 с.
- Жуков К.А. К истории образования Османского государства. Княжество Айдын // Тюркологический сборник 1978. — М. , 1984. — С. 126—139 .
- Финкель К. . — М. : АСТ , 2017. — 832 с. — (Страницы истории). — ISBN 978-5-17-081975-1 .
- // Numismatics International Bulletin / R. J. Hebert. — 1986. — Vol. 20, No.1. — P. 22.
- Alderson A. D. . — Oxf. : Clarendon Press , 1956. — 181 p. (англ.)
- Baktır Mustafa. (тур.) // Islam Ansiklopedisi . — 1999. — Vol. 20. — S. 175—176. (тур.)
- Başaran M . // Çağdaş Türkiye Tarihi Araştırmaları Dergisi. — 1998. — № 3 . — S. 359—379. — ISSN . (тур.)
- Baykara T. . — An. : Kültür Bakanlığı, 1990. — Vol. 131. — 120 S. — (Türk Büyükleri Dizisi). — ISBN 9789751707055 . (тур.)
- Bosworth C. E. . — Edinburgh: Edinburgh University Press , 2004. — 400 p. — ISBN 9780748621378 . (англ.)
- Carr M. / Thesis Submitted for the Degree of Doctor of Philosophy Supervised by: Dr Jonathan Harris. — L. : Royal Holloway, University of London , 2011. (англ.)
- Carr M. . — Suffolk: Boydell & Brewer, 2015. — 216 p. — ISBN 9781843839903 . (англ.)
- Foss C. . — Cambr. : Cambridge University Press , 1979. — ISBN 978-052122086-6 . (англ.)
- Ibn Battûta . / François Maspero; trad. C. Defremery et B. R. Sanguinetti (1858). — P. : F. Maspero, 1982. — Vol. II. — P. 392. — ISBN 2-7071-1303-4 . (фр.)
- Imber C. . — L. : Macmillan Education UK , 2009. — 448 p. — ISBN 9780230574502 . (англ.)
- İnalcık H. // Islam Ansiklopedisi. — 2007. — Vol. 33. — S. 443—453. (тур.)
- Kastritsis Dimitris J. . — Leiden: BRILL , 2007. — 275 p. — ISBN 9004158367 .
- Korobeinikov D. A. How «Byzantine» were the early Ottomans? Bithynia in ca. 1290–1450 // / I. V. Zaitsev and S. F. Oreshkova, eds.. — Moscow: IV RAS, 2010. — P. 215—239. (англ.)
- Korobeinikov D. . — Oxf. : OUP Oxford, 2014. — 405 p. — ISBN 9780191017940 . (англ.)
- Lemerle Paul . . — P. : Presses universitaires de France , 1957. — 304 p. (фр.)
- Melikoff I. Aydin-Oglu / In Houtsma, Martijn Theodoor . — Leiden: E.J. Brill, 1927. — Vol. I. — С. 873. — ( E.J. Brill's first encyclopaedia of Islam , 1913–1936). (англ.)
- Merçil E. (тур.) // Islam Ansiklopedisi. — 1991. — Vol. 4. — S. 239—241. (тур.)
- Nicol D. M. . — Cambr. : Cambridge University Press, 1993. — 463 p. — ISBN 978-052143991-6 . (англ.)
- Öney G., Bulut L., Çakmak Ş., Daş E., Demir A. . — Museum With No Frontiers, 2013. — 438 p. — ISBN 9783902782212 .
- Süreyya M. . — İs. : Tarih Vakfi Yurt Yayinlari, 1996. — Vol. 3. (тур.)
- Setton Kenneth Meyer. . — Washington: American Philosophical Society , 1976. — 530 с. (англ.)
- Uzunçarşılı İ. H. Aydın oğullari // . — An. : Türk Tarih Kurumu Basımevi, 1969. — S. 1—38. — 372 S. (тур.)
- Uzunçarşılı İ. H. Saruhan Oğulları Beyliği // . — Ankara: Türk Tarih Kurumu . — S. 58—62, cild 1. — ISBN 9756945125 .
- Zachariadou E. A. . — Venice: Istituto Ellenico di Studi Bizantini e Post-bizantini di Venezia, 1983. — (Library of the Hellenic Institute of Byzantine and Post-Byzantine Studies; no. 11). (англ.)
- Yildiz S.N. // Islamic literature and intellectual life in fourteenth- and fifteenth-century Anatolia / Edited by A.C.S. Peacock, Sara Nur Yıldız. — Würzburg: Ergon-Verlag GmbH, 2016. — P. 197—241. — 419 p. — ISBN 3956501578 .
Ссылки
- . Kültür Portalı . Дата обращения: 2 июля 2018 .
- (англ.) . VCoins (5 декабря 2007). Дата обращения: 2 июля 2018.
- 2021-02-01
- 2