Interested Article - Евангельские коммуны в СССР

Коллективный труд евангельских христиан (прохановцев)

Евангельские коммуны в СССР — трудовые объединения евангельских христиан в различных регионах в РСФСР/СССР в первые два десятилетия после установления советской власти.

Заметную роль в организации движения сыграл лидер евангельских христиан Иван Проханов , всячески содействовавший развитию евангельских коммун и создавший соответствующую богословско-теоретическую базу. В дальнейшие планы Проханова и возглавляемого им Всероссийского союза евангельских христиан (ВСЕХ) входило создание ряда образцовых религиозно-трудовых поселений в СССР, включая Евангельск — протестантский Город Солнца в Сибири.

На первых порах деятельность коммун поддерживалась партийно-хозяйственным руководством страны, рассчитывавшим на положительный экономический эффект от использования «значительных хозяйственно-культурных элементов» . Благосклонность власти способствовала широкому распространению евангельской трудовой кооперации. Ужесточение политики советской власти в отношении религии привело к сворачиванию процесса в конце 1920-х. Последние «сектантские колхозы» были ликвидированы в 1930-х.

Терминология и тематические рамки

В научно-исторической литературе термин «евангельские коммуны» используется в узком (собственно, коммуны ) и широком (трудовые объединения различных форм собственности) смыслах . Другое устойчивое название этого явления, «сектантские колхозы», использовалось в антирелигиозной пропаганде .

В истории Советского государства в рассматриваемый период схожие проявления, но в значительно меньших масштабах, имели место в среде толстовцев , новоизраильтян , духоборов и других конфессий. Из-за незначительности масштабов явления и отсутствия авторитетных источников, позволяющих собрать достаточную информацию, в данной статье эти движения не рассматриваются. Трудовые объединения евангельских христиан (включая баптистов) выделялись в самостоятельное историческое явление такими авторами, как Андрей Савин , Татьяна Никольская , Владимир Попов и другими.

Предыстория

С первых лет появления в Российской империи евангельско-баптистского движения его лидеры предпринимали отдельные попытки создания евангельских трудовых коммун. Так, штундистский проповедник Иван Рябошапка в ответ на притеснения и гонения сельского и волостного начальства в 1870 году обратился к новороссийскому генерал-губернатору Павлу Коцебу с прошением о дозволении ему и ещё 20 семействам (всего 45 человек) отделиться и выйти на жительство «на вольные степа», чтобы вести совместное хозяйство . Коцебу ответил отказом .

В 1883 году лидеры движения пашковцев , петербургские аристократы Василий Пашков и Модест Корф намеревались создать христианскую коммуну в Крыму, в большой долине с фруктовыми садами в районе деревни Спат и хутора Софиевка . Они решили назвать поселение «Вертоград» . Однако реализовать свою идею они не успели — шли правительственные гонения на евангельских протестантов , дело о трудовой коммуне было добавлено к остальным обвинениям против Пашкова и Корфа, которые в 1884 году усилиями обер-прокурора Святейшего Синода Константина Победоносцева были изгнаны из страны .

С архивами Пашкова и Корфа ознакомился Иван Проханов и через 11 лет на этом же месте основал коммуну с таким же названием . В число членов коммуны вошли семья меннонита Германа Фаста , вдова поэта Некрасова Зинаида и две её племянницы, а также другие христиане. Неподалёку, на хуторе «Иерусалимские братья», жили их единоверцы из немецких колонистов . По воспоминаниям Ивана Проханова, коммуна процветала, сам он в свободные от работы часы вёл курсы по изучению Библии и церковной истории, и вообще это было счастливое время . Коммуна просуществовала 4 года и была распущена в результате очередного витка преследований евангельских протестантов из-за её «штундистских признаков»: проповедь Евангелия, равный труд, общее имущество .

Начало движения при советской власти

Рукодельно-трудовая группа сестёр Воронежской церкви евангельских христиан, 1926 год

Новые экономические условия после революции 1917 года способствовали распространению идеи трудовой общинной жизни как среди верующих, так и неверующих. Планы создания земледельческих общин из единоверцев привлекали многих русских протестантов. Имея особый опыт за плечами, евангельские общины вошли в это движение «легко и динамично», отмечал историк Владимир Попов .

Этот процесс усугублялся массовой миграцией горожан в деревню из-за голода и нехватки продовольствия . В 1918 году в Рязанской губернии возникли коммуны «Вифания» и «Пробуждение», в Тверской губернии — «Гефсимания», «Вифания» и «Утренняя Звезда» , также коммуны появились в Новгородской, Брянской, Енисейской и других губерниях .

Отношение властей

Сразу после Октябрьской революции большевикам необходимо было определить своё отношение к возможному сотрудничеству с протестантами. Одной из форм этого сотрудничества могла стать протестантская трудовая кооперация, особенно в пищевой и лёгкой промышленности, сельском хозяйстве, кустарных промыслах .

Руководитель баптистского сельхозобъединения «Прилучье» (Новгородская губерния) И. Петров весной 1918 года даже имел непродолжительную беседу с Владимиром Лениным , в ходе которой рассказал о желании верующих организовывать протестантские сельскохозяйственные объединения, а глава государства в ответ пообещал распорядиться о выделении верующим земель для этого .

В 1919—1920 годах государство действительно предприняло ряд шагов для поощрения этой деятельности, включая выделение земель . Однако к началу 1920-х годов партийное руководство не имело единой политики в отношении неправославных конфессий . Многие видные партийцы (среди них Владимир Бонч-Бруевич и Михаил Калинин ) настаивали на необходимости особого подхода к ним . Они опирались на мнение Ленина, который во внутрипартийной дискуссии заявил: «сектантствоедством заниматься не будем» . На высоком партийно-государственном уровне заявлялось, что протестантские «коммунистические образования» «совершенно безболезненно усваивают общегражданские советские законы и уставы, органически вливаясь, как сельскохозяйственные, промышленные ячейки, в советское строительство» .

В 1921 году была создана комиссия по заселению свободных земель «сектантами», которая должна была ведать вопросами переселения верующих на пустующие земли Сибири, Кавказа и других регионов . Её целью было «призвать к творческой земледельческой работе массы, уже организованные в свои общины, … зарекомендовавшие себя выдающейся трудоспособностью, честностью, исполнительностью, прямотою и искренностью» .

Создание теоретическо-богословской базы

И. С. Проханов

Иван Проханов признавался, что ему с юности были близки идеи социализма , хотя он не мог принять свойственного социализму отрицания Христа . По его замыслу, социализм следовало дополнить верой во Христа, чтобы «сделать его совершенным» . Богословская и теоретическая база для христианской кооперации была создана им в брошюре «Евангельское христианство и социальный вопрос» (1918 год) и программной статье « Новая, или Евангельская жизнь » (1925 год) .

В брошюре Проханов сослался на библейский пример Иерусалимской общины как первой христианской коммуны ( «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» Деян. ) . Только группа, «в которой у всех „одно сердце и одна душа“ и в которой все объяты пламенем Духа Божия, может осуществить эту особенную жизнь» , — писал он .

Проханов предложил три формы христианской кооперации: всеобщина, полувсеобщина и простая община. Всеобщина предполагала полное обобществление всего имущества, полувсеобщеобина — земель и орудий производства, и, наконец, простая община предусматривала объединение только при продаже продукции, а также общем содержании заводов, маслобоен, мельниц и т. п. Он также составил типовой Устав трудовой христианской общины и дал детальные рекомендации по её устройству, функционированию и быту .

В статье « Новая, или Евангельская жизнь » Проханов развил свои идеи и ярко изобразил будущий евангельский « Город Солнца ». По мнению историка-богослова Андрея Пузынина, представления Проханова о будущей жизни перекликались с ожиданиями христиан наступления Тысячелетнего Царства .

Расцвет

Реальная помощь со стороны государства способствовала созданию и развитию христианских трудовых объединений , хотя на местах власти не везде и не всегда поддерживали их . Проханов вспоминал: «Наши ассоциации принимали уставы, получали от правительства землю и разрешение использовать её на базе коллективного труда. … Евангельские сельскохозяйственные ассоциации получили высокую репутацию даже в глазах советской власти» .

Помощь в создании коммун оказывали и религиозные организации, например, товарищество «Братская помощь», созданное в 1922 году и имевшее 14 филиалов в различных регионах . Так, только при Союзе баптистов СССР к 1924 году было создано 25 коммун по 20-50 семей , появлялись они и при Союзе евангельских христиан.

Помимо земледельческих коммун в сельской местности, протестантская экономическая кооперация развивалась и в городах, чему способствовал нэп . Христианские артели и кооперативы занимались строительством, изготовлением хлеба и кондитерских изделий, пошивом одежды и обуви, организацией общественного питания и т. д. Так, в Москве насчитывалось не менее 6 протестантских столовых, одна из которых располагалась на первом этаже здания ВЦИК и обслуживала в числе прочего участников различных съездов и конгрессов , получили распространение столовые вегетарианского типа (в Москве — «Пищепродукт», «Примирись», «Гигвегстол») . Другой пример — Приморский край: христианские артель бондарного производства «Приморье» (30-35 квалифицированных работников, набирались ученики, которым выплачивалась стипендия) и женская швейная артель «Игла» существовали во Владивостоке, ещё одна швейная группа — в Никольске-Уссурийском , машинное товарищество — в Черниговке . В приморских сёлах христианские общины занимались рисоводством и пчеловодством .

Исследователи Крапивин, Лейкин и Далгатов в общей монографии приводят информацию из своих источников примерно о 400 различных производственных товариществах, созданных евангельскими христианами и баптистами, при этом авторы считают эти данные явно завышенными .

«Вифания»

Члены «Вифании» на фоне главного дома, где располагалась контора коммуны

Примером успешной сельскохозяйственной евангельской коммуны может служить «Вифания», располагавшаяся в 6 вёрстах от станции Брусово в Тверской губернии . Её неоднократно посещал Иван Проханов. Подробный отчёт о его поездке весной 1928 года и о состоянии дел в коммуне был опубликован в журнале « Христианин » .

На момент посещения в коммуне было 108 членов, включая детей. Коммуна располагала 470 га земли, на которых находились усадьба, сад, огород, пашня, луг и лес. «Вифания» выращивала хлеб, овощи, фрукты, клевер, заготавливала сено. Землю обрабатывали трактором « Fordson », который вместе с плугами и тележкой был куплен в кредит (полностью погашенный ко времени посещения Прохановым). Кроме того, имели большое пчеловодческое хозяйство, выращивали коров, лошадей, свиней, овец, птицу. Имели кузнечную, слесарную, кожевенную, сапожно-шорную, портняжную, ткацкую мастерские, мельницу «Фермер», круподёрку и маслобойку, а также станки — драночный и лесопильный. Крестьянам из окрестных сёл члены коммуны разрешали бесплатно пользоваться инвентарём, местные жители часто обращались в коммуну за советами .

Наиболее значимые вопросы решались на общем собрании. Питались за общим столом, отдельного приготовления пищи не было предусмотрено. Жили в квартирах в пяти больших домах. Дети посещали школу, коммуна выписывала газеты и журналы — как светские, так и евангельские. Собственная библиотека коммуны насчитывала 500 томов, учебных и письменных принадлежностей для школьников — в достатке .

Помимо хозяйственной деятельности коммуна занималась благотворительностью (кормя и предоставляя жильё нуждающимся) и совершала поездки по близлежащим сёлам и городам с проповедью Евангелия . В праздничные дни члены коммуны устраивали богослужебные собрания .

Местные власти относились к коммуне благосклонно, Госбанк и кредитные товарищества предоставляли по необходимости кредиты. Фотографии и описание коммуны в 1924 году были отправлены в Москву на Всероссийскую выставку, благодаря чему «Вифании» была предоставлена 25-процентная налоговая скидка. На губернской, уездной и волостной сельскохозяйственных выставках коммуна получала похвальные отзывы, свидетельства и призы .

В 1929 году «Вифания» в рамках кампании по борьбе с «псевдосельскохозяйственными объединениями» была ликвидирована решением Тверского исполкома как «лжеколхоз» для создания на её месте «настоящего советского коллектива» .

Отношение властей в середине 1920-х

Ижевская кооперативная артель евангельских христиан «Луч», 1925 год

В целом движение не достигло тех масштабов, на которые рассчитывали партийно-государственные структуры, из-за чего их интерес к этому эксперименту ослаб . Партийная дискуссия о целесообразности развития христианской кооперации велась уже в середине 1920-х. Например, доклад М. И. Калинина на XIII съезде РКП(б) в мае 1924 года, где он упоминал о трудовых возможностях верующих, подвергся критике товарищей по партии. Хотя итоговая резолюция съезда была доброжелательной: «Умелым подходом надо добиться того, чтобы направить в русло советской работы имеющиеся среди сектантов значительные хозяйственно-культурные элементы» .

Идя на некоторые уступки протестантам в хозяйственной деятельности, большевики в то же время настаивали на недопустимости компромиссов в сфере идеологии . С 1924 года фиксировались случаи, когда с подачи ОГПУ органы власти требовали внести в уставные документы христианских коммун, артелей и кооперативов положения о запрете на проведение молитвенных собраний и о возложении на членов обязанности бороться с религиозными пережитками в своей среде. Принимались и другие меры по разделению хозяйственной и религиозной сфер жизни членов артелей и коммун .

С конца 1924 года политика государства по отношению к протестантам стала ужесточаться в целом, в том числе и в вопросе христианской трудовой кооперации. Так, в конце 1925 года на страницах газеты « Безбожник » сотрудник Агитационно-пропагандистского отдела ЦК ВКП(б) Фёдор Путинцев доказывал, что трудовые коммуны верующих разделяют советское кооперативное движение по религиозному признаку, и винил их организаторов в том, что коммуны создаются не для достижения революционных идеалов, а ради решения хозяйственных задач . В дальнейшем отношение к протестантам вообще и их трудовой кооперации в частности с каждым годом становилось всё жёстче и жёстче.

Дальнейшие планы

ВСЕХ начал готовить собственных специалистов по организации земледелия с использованием передового опыта. Для этого в урочище Маслов Кут на Кавказе, при Американской показательной земледельческой ферме , была организована сельскохозяйственная школа, в которую направлялись на обучение выпускники Ленинградских библейских курсов .

Десятый Всесоюзный съезд евангельских христиан (конец 1926 года) «признал желательным» организацию евангельских коммун и артелей и поручил ВСЕХ оказывать им «всемерное содействие» . Съезд рекомендовал ВСЕХ иметь особого уполномоченного для ведения таких дел, а для освещения процесса в евангельской прессе — организовать при издательстве журнала « Христианин » особый отдел сельскохозяйственной и производственной кооперации .

Евангельск

И. С. Проханов со спутниками после символической посадки саженцев на месте предполагаемого города Евангельска

После Десятого Всесоюзного съезда на волне успехов Проханов поручил специалистам разработать проект города Евангельска , который был закончен менее чем через год . Богослов Андрей Пузынин назвал этот проект «апогеем» постмилленаризма Проханова, его представления об идеальной организации христианской коммуны, построенной на принципах реставрированного первоапостольского христианства .

Проханов получил разрешение в Наркомземе на выделение земли и проведение изыскательской экспедиции. В августе 1927 года он выехал в Сибирь. 11 сентября Проханов с группой единомышленников (инженером Михаилом Шоп-Мишичем, председателем Сибирского отдела ВСЕХ Михаилом Орловым и др.) совершил символическую посадку саженцев кедра и американского клёна на месте строительства города, а также провёл богослужение .

В других регионах

Одновременно с реализацией проекта Евангельска возглавляемый Прохановым ВСЕХ запланировал создание схожих проектов в других регионах Сибири и в Приморье .

После символической высадки деревьев на месте Евангельска Проханов вернулся в Ленинград, а сопровождавший его инженер Шоп-Мишич отправился в Сибирь для дальнейших изысканий. Он посетил Томск , станцию Тайгу и другие места. После консультаций у сибирских агрономов, геологов и краеведов было принято решение обследовать на предмет организации евангельских поселений земли в Саянах , в долине реки Ус и в Тыве .

Из-за наступления холодов эта экспедиция была отложена до будущего года, так же как и ещё одна экспедиция в Приморский край — к озеру Ханка (где уже существовали рисоводческие артели местных евангельских христиан ) и долине реки Уссури . Здесь также предстояло разведать места для поселений .

Сворачивание движения

Курс советской власти по отношению к христианским коммунам и артелям поменялся в середине 1920-х. Тем не менее до 1927—1928 годов относились к ним хотя и без восторга, но и без радикальных инициатив. Однако в 1927—1928 годах произошло серьёзное усиление давления, выразившееся в повышении налогов, в подходах к нарезке земель и т. д. Уже нередко собственность коммун (скот, техника, инвентарь) экспроприировалась с дальнейшей передачей местным крестьянам или «нормальным» колхозам . Иногда подобный произвол формально-юридически обосновывался квалификацией деятельности коммун и артелей как выходящей за рамки хозяйственно-экономических функций . Это влекло за собой последующую ликвидацию коммун как «псевдосельскохозяйственных объединений» .

В феврале 1929 года секретарём ЦК ВКП (б) Лазарем Кагановичем была разослана директива «О мерах по усилению антирелигиозной работы». В этом документе к факторам, мешающим успехам антирелигиозной пропаганды, в числе прочего, были отнесены благотворительность и «широкое развитие хозяйственной и организационной деятельности» (включая развитие христианских трудовых объединений) . С этого времени в стране началась откровенная травля христианских коммун .

Наступление на христианские артели сопровождалось широкой пропагандистской кампанией. Обложка книги «Религия и колхозное строительство», 1931 год

Законную основу для репрессий предоставило новое религиозное законодательство, которое фактически запрещало христианскую трудовую кооперативную деятельность, а также благотворительность и многое другое . Так, в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года «О религиозных объединениях» верующим прямо воспрещалось создавать кассы взаимопомощи, кооперативы, производственные объединения, оказывать материальную поддержку своим членам и др.

В советской прессе коммуны и артели стали «разоблачать» как врагов подлинной коллективизации, объединившихся исключительно для уклонения от налогов и получения кредитов на покупку техники . Пропаганда изображала коммуны как средство для выкачивания денег из бедноты в пользу «главарей» с использованием «религиозных предрассудков» . «Прикрываясь именем бога, верхушка нещадно эксплуатирует бедноту» , — утверждалось в пропагандистской брошюре Союза воинствующих безбожников .

В этих условиях представители объединений нередко обращались к властям с просьбой перерегистрировать их на условиях типового устава «общих» сельхозартелей, при дозволении проводить совместные молитвы и богослужения, однако получали отказ. Вместо этого верующим предлагали индивидуально проситься в «общие» колхозы .

Следующими шагами стали принудительная перерегистрация уставов сельхозартелей (для «отделения сельскохозяйственного строительства от религиозного культа» ), запрет на коллективные молитвы и богослужения, а также удаление из состава коммун «социально-чуждых элементов» . Вместо «чуждых» в коллективы входили посторонние люди, в основном коммунисты и комсомольцы, которым было поручено пробиваться в руководство и добиваться советизации артелей . Одновременно реформированные артели переподчиняли соседним колхозам . В некоторых местностях активные верующие, в административном порядке лишённые избирательных прав (в категорию «лишенцев» автоматически попадали пасторы, дьяконы, проповедники, регенты хоров), не имели права не только работать в колхозах, но и проживать на их территории . Разбавление коллективов христианских коммун посторонними людьми приводило к снижению дисциплины (на языке пропаганды — «активизации классовой борьбы» ) и в итоге — к развалу хозяйств .

Значительная часть коммун и артелей была ликвидирована на рубеже 1930-х годов , отдельные продержались на несколько лет дольше . Реализация проекта христианского Города Солнца — Евангельска — была заморожена в 1928 году после вмешательства в дело лично И. В. Сталина

Комментарии

  1. Савин Андрей Иванович — к. и. н., старший научный сотрудник ИИ СО РАН , автор ряда научных работ по истории религии в России .
  2. Никольская Татьяна Кирилловна — к. и. н., старший преподаватель СПбХУ , автор ряда научных работ по истории протестантизма .
  3. Попов Владимир Александрович — преподаватель Московской богословской семинарии Российского союза евангельских христиан-баптистов .
  4. — «цветущий сад» в переводе с церковнославянского .

Примечания

  1. , с. 50.
  2. , с. 70.
  3. , с. 47.
  4. .
  5. .
  6. .
  7. .
  8. , с. 48.
  9. , с. 113—115.
  10. , с. 49.
  11. .
  12. , с. 38.
  13. , с. 38—39.
  14. , с. 76.
  15. , с. 77.
  16. , с. 70—71.
  17. , с. 239.
  18. , с. 49—50.
  19. , с. 12.
  20. , с. 314—315.
  21. , с. 81.
  22. , с. 71.
  23. , с. 77.
  24. , с. 150.
  25. , с. 26.
  26. , с. 26—34.
  27. , с. 51.
  28. , с. 33.
  29. , с. 28.
  30. , с. 80—81.
  31. , с. 101.
  32. , с. 20.
  33. , с. 315—316.
  34. , с. 44—53.
  35. , с. 130—131.
  36. , с. 131.
  37. .
  38. , с. 132.
  39. , с. 18.
  40. , с. 132—133.
  41. , с. 133.
  42. , с. 134.
  43. .

Литература

Источник —

Same as Евангельские коммуны в СССР