Аничков, Николай Адрианович
- 1 year ago
- 0
- 0
Ани́чков мост — автодорожный каменный арочный мост через реку Фонтанку в Центральном районе Санкт-Петербурга , соединяющий Спасский и Безымянный острова. Один из самых известных мостов Санкт-Петербурга . Мост знаменит скульптурными группами «Укрощение коня человеком» , созданными скульптором П. К. Клодтом и ставшими одним из символов города . Несмотря на небольшие размеры, Аничков мост — одно из главных сооружений архитектурного ансамбля Невского проспекта . В 2001 году включён в список объектов культурного наследия России федерального значения , находится под охраной государства .
Первый деревянный мост построен в 1716 году И. Ф. Буттаца и А. Х. Редера построен существующий арочный трёхпролётный мост . Мост капитально ремонтировался в 1906—1908 и 2007—2008 годах.
. В течение XVIII века мост неоднократно перестраивался в дереве. В 1784—1785 годах сооружён трёхпролётный каменный мост с башнями по типовому проекту мостов через Фонтанку . В 1841 году по проекту инженеровРасположен по оси Невского проспекта . Рядом с мостом расположены Аничков дворец , дворец Белосельских-Белозерских , Фонтанный дом .
Выше по течению находится мост Белинского , ниже — мост Ломоносова .
Название моста произошло от примыкавшей к нему Аничковой слободы, построенной во времена Петра Великого рабочим батальоном, которым руководил инженер-подполковник Астраханского пехотного полка М. С. Аничков . Он же был строителем и первого Аничкова моста . Первоначально императорским указом 1739 года мост был назван Невским . Однако это наименование не прижилось, и уже в 1747 году в «Санкт-Петербургских ведомостях» появляется современное название .
В XIX и начале XX века нередко встречался вариант написания Аничкин мост . В 1913 году один из потомков М. С. Аничкова, чьим именем назван мост, обратился в городскую управу с письмом, в котором возражал против такого названия на аншлагах моста . После наведения справок городская управа обратилась в городскую думу, где и было восстановлено название моста .
До 1712—1714 годов Фонтанка называлась Ериком или Безымянным Ериком . Болотная речка образовывала в своём течении острова и заводи . Прокладываемый Невский проспект был одним из важных путей новой столицы, и на пересечении двух путей было необходимо устроить постоянную переправу. В 1715 году Пётр I издал указ: « За Большою Невой на Фонтанной реке по перспективе сделать мост » . К маю 1716 года работы были закончены и через Фонтанку был построен деревянный балочный многопролётный мост на свайных опорах, перекрывавший как сам проток, так и заболоченную пойму. Мост был достаточно большой длины, так как сама Фонтанка тогда представляла собой внушительную водную преграду и имела ширину около 200 м. Отдельные исследователи оценивают длину моста в 150 м . Ширина моста составляла всего около 6,5 м. Для проводки по Фонтанке мачтовых судов в судоходном пролёте были устроены специальные подъёмные щиты, которые снимали, а затем возвращали на место вручную . Первоначально мост располагался чуть выше по течению реки .
Строился мост силами инженерного батальона, которым командовал инженер-подполковник Михаил Аничков . Батальон Аничкова размещался на берегу Фонтанки в старой финской деревне, прозванной с тех пор «Аничковой слободой» .
Несмотря на то что чертежей того моста не сохранилось, известно, что это был один из тех деревянных мостов, которые массово наводились в то время, а потому, скорее всего, его конструкции были обиты досками и разрисованы под каменные русты, чтобы придать сооружению «представительный» вид .
В 1721 году мост перестроили под проекту голландского инженера Х. ван Болеса при участии архитектора Доменико Трезини . Из-за нехватки подрядчиков работы велись хозяйственным способом: мост строили арестанты . Переправа была расширена, мост стал восемнадцатипролётным с разводным пролётом подъёмного типа для прохода небольших судов и барж. Разводился мост вручную с помощью деревянного рычажного устройства . В 1723 году деревянные перила Аничкова моста покрасили в красный цвет . Очередной ремонт моста был в 1726 году .
В 1732 году рядом с мостом по проекту архитекторов Д. Трезини и М. Г. Земцова была установлена триумфальная арка в честь вступления на престол императрицы Анны Иоанновны . В 1741 году арку отреставрировали для встречи новой императрицы — Елизаветы Петровны , а в 1751 году — разобрали .
В 1737 году мост расширили до ширины Невского проспекта . В 1741 году он был усилен для пропуска по нему 14 слонов — индийского подарка русской императрице от персидского шаха . В 1744 году середину моста сделали подъёмной, разводные железные механизмы были изготовлены на Сестрорецких заводах . В 1749 году архитектор Семён Волков построил новый деревянный мост, который мало чем отличался от типовых мостов того времени. Деревянные балки средних пролётов моста опирались на бревенчатые ряжи, заполненные камнем, а болотистую пойму правого берега Фонтанки пересекала длинная эстакада на деревянных сваях . Мост не имел разводного пролёта; это объясняется, по-видимому, тем, что в данной части Фонтанка не была судоходна . При въезде на мост установили фонари на высоких деревянных столбах . При реконструкции были сохранены восемнадцать арочных пролётов, обработанных под каменный (гранитный) руст. Ограда моста представляла ряд деревянных балясин , стоящих между тумбами, увенчанными вазами или шарами .
В XVIII веке Фонтанка была границей города, поэтому мост служил своеобразным пропускным пунктом. У моста находилась застава, где проверяли паспорта въезжающих в город .
В середине XVIII века город перешагнул свою естественную границу и стал застраиваться на территории бывших пригородов. Этим объясняется широкая деятельность Комиссии о каменном строении Петербурга и Москвы по урегулированию малых рек и каналов, по проектам которой с 1780 по 1789 годах проведены работы по обустройству Фонтанки . Работы проводились специально учреждённой комиссией, которую до 1783 года возглавлял генерал Ф. В. Бауэр . В рамках этих работ были возведены каменные набережные со спусками к воде, а также семь каменных однотипных мостов со средними деревянными разводными пролётами и башнями на быках . Авторами проекта мостов разные источники называют инженеров Ф. Бауэра (Баура) , И. К. Герарда , П. К. Сухтелена , К. Ф. Модераха , архитекторов Ю. М. Фельтена и В. И. Баженова . Большинство же источников отдают предпочтение французскому инженеру Ж. Р. Перроне , однако документальных подтверждений этому нет . Аничков мост перестроен в период 1783 — 1785 годов .
С того времени сохранились лишь два таких моста — мост Ломоносова и Старо-Калинкин мост (перестроен, пропорции изменены), по их облику можно судить об архитектуре Аничкова моста того времени. Боковые пролёты моста были одинаковы по величине и перекрыты коробовыми каменными сводами, средний пролёт был выполнен в дереве и раскрывался для пропуска малых судов и барж. Между четырьмя гранитными башенными надстройками, которые покоились на речных опорах, были протянуты тяжёлые цепи, служившие для подъёма полотен разводной части. Впоследствии, когда Фонтанка сильно обмелела и кроме барок никакие суда по ней не проходили, средний пролёт был сделан неразводным .
Мост был ограждён каменным парапетом, на разводной части — лёгкая металлическая решётка. В первой половине XIX века парапеты заменили чугунными решётками с каменными тумбами, повторяющими ограду набережной. При входах на мост установили каменные обелиски с овальными фонарями на кронштейнах .
В 1832 году по предложению инженера В. Гурьева булыжные мостовые на Невском проспекте, в том числе и на Аничковом мосту, заменили торцовыми из деревянных шестигранных шашек .
В 1839 году было принято решение о перестройке моста, поскольку его узкая проезжая часть затрудняла усилившееся движение по Невскому проспекту. Проект был составлен инженер-майором И. Ф. Буттацем при участии инженера А. Х. Редера . В декабре 1840 года проект был утверждён Николаем I .
Был создан специальный комитет по наблюдению за строительством, который возглавил генерал-лейтенант А. Д. Готман . Работы производил подрядчик М. Пименов под руководством инженеров и А. Соболева . Аничков мост перестроили в рекордно короткий срок: 22 мая 1841 года был уложен первый камень нового моста, через четыре с половиной месяца были воздвигнуты арки . В начале ноября были установлены перила, а вскоре окончены и гранитные пьедесталы для статуй . Мост был открыт для движения 20 ноября 1841 года . Общая стоимость строительства составила 195 294 руб.
Старый узкий мост был разобран и на его месте был построен трёхпролётный каменный мост, перекрытый кирпичными сводами, очерченными по пологой круговой кривой . Опоры моста и пролёты облицевали розовым гранитом. Литая чугунная ограда с барельефами морских коньков и русалок выполнена архитектором А. П. Брюлловым по мотивам решётки, созданной архитектором Карлом Шинкелем для Дворцового моста в Берлине . Газета « Северная пчела » 5 (17) ноября 1841 года сообщала, что чугунная решётка отлита «по образцу рисунка знаменитого берлинского архитектора Шинкеля» .
Перильное ограждение моста
Своды предполагалось украсить накладными бронзовыми деталями, над каждым из быков поставить бронзовые вазы, а на береговых устоях — конные группы . В процессе строительства от накладных украшений и ваз отказались .
В 1860 году по мосту проложили линию конки , идущей от Знаменской площади до Адмиралтейства . В 1887 году произведён ремонт моста .
23 июля 1893 года из-за сильной утечки газа из магистральных труб, расположенных на мосту, от искры проходившего парохода произошло воспламенение газа .
Эксплуатация моста выявила серьёзные конструктивные недостатки, которые уже в 1843 году привели к деформациям в сводах. Периодические исследования 1843, 1847, 1855, 1899 годов фиксировали, что разрушительный процесс продолжается . Комиссия экспертов, освидетельствовавшая мост в октябре 1902 года, хотя и не признала состояние моста угрожающим, но ограничила грузовое движение по мосту весом не свыше 600 пудов . Причина разрушения моста объяснялась тем, что жёсткая гранитная облицовка недостаточно надёжно связывалась с легкосжимаемой кирпичной кладкой сводов. Из-за отсутствия надёжной изоляции в щели, в местах соприкосновения разнородных материалов, попадала вода, разрушавшая своды под воздействием естественных сил — морозов, ветров и т. п.
В 1904 году подготовительной комиссией городских железных дорог под руководством инженера А. П. Пшеницкого по поручению Городской думы был выполнен первый проект, предусматривавший сохранение внешнего вида моста с заменой каменных сводчатых строений неразрезными фермами с криволинейными поясами . Существовал вариант, согласно которому снизу и по бокам планировалось прикрепить подвеску из тонких гранитных плит. Целью этих проектов было построить мост безраспорной системы, но аналогичный по форме существующему . В конце концов проект был утверждён Городской думой, однако его реализации воспротивилась Академия художеств , а в дальнейшем и Строительный комитет Министерства внутренних дел . В 1906 году был утверждён проект С. П. Бобровского и Г. Г. Кривошеина , предусматривающий сохранение кирпичных сводов моста . Для этого были закруглены выпускные пяты и сводам придано коробовое очертание .
Работы выполнялись без закрытия движения по мосту и судоходства по Фонтанке . В сентябре—октябре 1906 года верховая сторона моста была специально усилена клёпаными железными балками двутаврового сечения, опирающимися на быки и устои моста. С низовой стороны моста был сооружён временный деревянный мост подкосной системы. 1 мая 1907 года приступили к работам по переустройству низовой части моста. Трамвайное движение осуществлялось по верховой стороне моста . 4 ноября 1907 года по перестроенной половине были уложены временные пути для трамвая и по ней было открыто движение. 10 мая 1908 года начались работы по переустройству второй половины моста .
Для предупреждения раскрытия швов в пятах при перестройке второй половины моста был применён впервые в России способ, состоящий в том, что в пятах свод выводился не на всю толщину; незаполненная борозда удерживалась деревянными распорками, а затем заполнение кладкой пятовых борозд делалось одновременно с замыканием свода .
Подрядчиками выступали А. Ю. Тами и С. М. Дейчман (переустройство постоянного моста), С. С. Линда (временный мост) . Производителем работ по перестройке моста был техник Г. И. Зубков и его помощником инженер путей сообщения П. В. Щусев . Мост был открыт для движения 26 августа 1908 года . Стоимость перестройки моста составила 190 745 руб.
В результате реконструкции быки и устои остались прежние, кирпичные своды переложены по коробовой кривой со стрелой 1:7,74 . Все конструкции моста заизолированы рольным свинцом . При перестройке узкие сходни с моста, затруднявшие движение, были заменены широкими ступенями, являющимися продолжением тротуарных панелей . Старый гранит был использован для парапетов ограждения Лиговских бетонных труб , по которым воды Лиговского канала проходили под площадью Московских Ворот . В 1938 году старую торцовую мостовую на Невском сменил асфальт .
Во время блокады Ленинграда мост значительно пострадал от артналётов. Повреждения получили гранитные парапеты и секции перил. Ночью 6 ноября 1942 года во время сильной бомбёжки фугасная бомба весом 250 кг попала в Аничков мост. Она разорвалась около тротуара, повредив трамвайные провода и осветительную сеть. Взрывной волной было разбито и сброшено в Фонтанку более 30 м чугунной решётки вместе с чугунными тумбами . На гранитных постаментах остались следы глубиной до 15 см :184 . Решётка была отлита на заводе «Лентрублит» и вновь установлена на мосту в 1944 году . Следы от осколков снаряда на граните постамента было решено сохранить как память об обороне Ленинграда . По инициативе поэта М. А. Дудина на постаменте северо-западной скульптурной группы в декабре 1972 года была установлена бронзовая доска (архитектор В. А. Петров ) .
Летом 1951 года на Невском проспекте, в том числе и на Аничковом мосту, были сняты трамвайные пути .
В ночь с 21 на 22 августа 1968 года на трëх скульптурах коней 20-летний ленинградец Богуславский сделал надпись «Вон Брежнева из Чехословакии », протестуя против ввода войск в Чехословакию . Прямо на мосту Богуславского задержали сотрудники КГБ .
В 1991 году переложены гранитные плиты на открылках моста и установлены долго отсутствовавшие чугунные решётки на криволинейных участках открылков моста . В середине 1990-х годов проведена капитальная реконструкция чугунных ограждений моста. Они были скопированы и заново отлиты на предприятии Федерального Ядерного Центра в городе Снежинске Челябинской области .
В 2000 году в связи с выпадением кирпичей из верхней части свода были установлены улавливающие сетки, два пролёта были закрыты для судоходства . В 2007 — 2008 годах выполнен капитальный ремонт моста. Генеральным проектировщиком выступило НПО «Ранд», генподрядчиком было ЗАО «Пилон» . В ходе работ произведена замена наиболее опасных фрагментов арочной кирпичной кладки на глубину 30 см (12 м с верховой части моста и 9 — с низовой) и перекладка двадцати рядов свода в зоне его опирания на гранитные устои, инъектирование кирпичной кладки сводов цементным раствором под давлением, устройство новой гидроизоляции и водоотвода, замена асфальтобетонного покрытия проезжей части, реставрация гранитных тротуарных плит и чугунных решёток перильного ограждения, реставрация гранитных элементов моста и примыкающих участков набережной реки Фонтанки . Работы выполнялись в 3 этапа без полного закрытия движения автотранспорта и прохода судов .
За десять лет до строительства моста скульптор П. К. Клодт начал работать над группой, изображающей вздыбленного коня и сдерживающего его человека. По одному из проектов К. И. Росси 1817 года Дворцовую пристань между Зимним дворцом и Адмиралтейством (на месте засыпанного канала) по обеим сторонам должны были украсить скульптурные группы коней с возничими, а на устоях предполагалось поставить две фигуры сторожевых львов, опирающихся лапой на шар, по образцу флорентийских из Лоджии деи Ланци (поставлены в 1832 году). Модель коней, созданную В. И. Демут-Малиновским признали неудовлетворительной, и в 1832 году император Николай I передал заказ начинающему Клодту. Одновременно проект набережной перед зданием Академии художеств в Санкт-Петербурге «в лучшем греческом вкусе» разрабатывал в 1831 году архитектор К. А. Тон . Архитектор планировал использовать работу Клодта, но скульптор запросил за отливку в бронзе столь огромную сумму (425 тысяч рублей), что Совет Академии художеств вынужден был отказаться и позднее на постаментах набережной установили египетских сфинксов .
За образец Клодт взял « Коней Марли » (1743—1745), произведение французского скульптора Гийома Кусту (хранятся в парижском Лувре, копии установлены на Площади Согласия у начала Елисейских полей). Парные скульптурные группы работы Кусту восходят к античным оригиналам: изображениям Диоскуров на Капитолии и на Квиринальской площади в Риме. В 1833 году скульптор П. К. Клодт представил свой проект: этюды в гипсе. Но этот проект не был осуществлён . Коней заменили медные львы и порфировые вазы .
Тем временем началась перестройка Аничкова моста и Клодт предложил установить конные группы на береговых устоях моста. По первоначальному проекту предполагалось, что мост будет украшен четырьмя конными группами, отлитыми с двух моделей и поставленными попарно на западной и восточной сторонах моста . По замыслу скульптора четыре группы, в отличие от парных парижских, должны представлять четыре стадии укрощения дикого коня: от неясного исхода единоборства до полного подчинения коня человеку. Клодт, с юности увлекавшийся рисованием и лепкой лошадей, решил применить к традиционной теме «научный метод». Он «раздобыл на бойнях лошадиные головы, ноги, плечи, собственноручно их препарировал и отливал в гипсе, чтобы затем смонтировать в скульптуру» . Натуралистический метод соединился в работе Клодта с романтическими настроениями русского академического классицизма , свойственного тому времени. Кроме этого, силуэты скульптурных групп на высоких постаментах оказались столь выразительным, что обеспечили этой работе невероятный успех .
Доработка и отливка первой группы «Конь с идущим юношей» затянулась до 1838 года. Вторую группу «Юноша, берущий коня под уздцы» Клодт создал в 1841 году, освоив мастерство бронзолитейщика :66 . Об этом свидетельствует надпись на плинте: «Лепил и отливал барон Пётр Клодт в 1841 году» .
По предложению автора две скульптурные группы установили на западных постаментах вновь отстроенного Аничкова моста, обращённых к Садовой улице. Скульптуры восточной стороны, обращённой к Литейному проспекту, повторяли западные, но были временными, из гипса , покрашенного под бронзу. В 1842 году Клодт отлил в бронзе ещё две группы бронзовых коней, но их прямо с литейного двора император Николай I подарил прусскому королю Фридриху Вильгельму IV :66 .
Гипсовые, выкрашенные под бронзу скульптуры первое время внешне не отличались от бронзовых. Но под воздействием сырого климата они начали быстро разрушаться. «У алебастровой фигуры лошади оказалась трещина, а алебастр местами начал отваливаться, отчего фигура делается безобразной», — сообщал обер-полицмейстер президенту Академии Художеств. Затем у лошади отвалился хвост, и обер-полицмейстер вновь докладывал о «безобразии» фигур и опасности «для невинно проходящих прохожих» . 9 октября 1843 года восточные гипсовые скульптуры наконец были заменены на бронзовые, но простояли недолго: через три года Николай I подарил их королю обеих Сицилий Фердинанду II за гостеприимство, оказанное русской императрице во время путешествия по Италии, и в апреле 1846 года они были отправлены в Неаполь , а их места в Санкт-Петербурге заняли гипсовые копии . Петербуржцы шутили, что клодтовские кони никогда не смогут занять своё место взамен гипсовых. Наконец, в 1851 году мост был окончательно «укомплектован». Клодт не стал повторять прежние скульптуры, а создал две новых композиции, в результате скульптурные группы стали изображать четыре стадии покорения дикого коня .
Клодт задумал композицию ансамбля так, чтобы зритель «читал» сюжет, переходя от одной группы к другой. Тема «Укрощение дикого коня», согласно замыслу автора, раскрывается не единовременно, а последовательно (против часовой стрелки): от начала укрощения (на юго-западном устое моста) до полного подчинения коня человеку (на северо-западном устое). Произведение Клодта отличается от парижских прототипов Г. Кусту развёрнутым способом развития темы, а также стилем: вместо барочной патетики и экспрессии завершённая гармония классицизма .
Конь в III и IV группах, в отличие от I и II, подкован :67 . Существует легенда, что подкованные кони «идут» от кузниц, располагавшихся в XVIII веке на Литейном проспекте, а неподкованные — наоборот, располагаются лицом в направлении Литейного проспекта .
Успех конных групп Клодта был необычайный. Они были восторженно приняты и публикой и художественной критикой . Автор был избран почётным членом Берлинской и Римской академий художеств . Популярность скульптур оказалась столь велика, что их отливки в бронзе оказались в петергофском дворце Бельведер , Орловской усадьбе в Стрельне и в подмосковной усадьбе Голицыных — Кузьминках .
В 1900-х годах (на пьедесталах статуй указан год 1899 (MDCCCXCIX)) в Москве на Беговой аллее около Московского ипподрома были установлены скульптуры, выполненные внуком П. К. Клодта скульптором К. А. Клодтом при участии С. М. Волнухина .
В 1912 году Особая комиссия, в состав которой вошли профессора Л. Бенуа , Беклемишев и Чижов , скульпторы Обер и Залеман , осмотрев скульптуры Клодта, нашла в них ряд трещин и свищей, особенно угрожающих в человеческой фигуре одной из групп .
В октябре 1941 году после начала блокады скульптуры моста было решено закопать в саду Аничкова дворца, чтобы предохранить их от повреждений. Работы по укрытию конных групп были возложены на управление «Дормост» во главе с инженером В. Макаровым . В октябре—ноябре их сняли с пьедесталов и на специальных катках перевезли в сад Аничкова дворца. Однако в промёрзшую землю в декабре удалось опустить лишь одну группу. Остальные скульптуры были зарыты в мае 1942 года . Работы выполнялись силами Особой строительно-монтажной части «Стальконструкция» . Каждую скульптуру обмазали техническим вазелином, обернули бумагой и упаковали в специальные ящики. Пустоты между обшивкой и статуями засыпали песком. Скульптуры были опущены в землю лишь на половину их высоты, чтобы их не разрушили грунтовые воды. Сверху были насыпаны земляные холмы . В 1945 году в течение одной ночи с 1 на 2 июня скульптуры были возвращены на свои места . Для многих ленинградцев возвращение коней стало олицетворением возвращения к мирной жизни. Поэтесса О. Ф. Берггольц так описывала это событие: «Мы стояли долго, мерцала белая ночь, статуя подымалась медленно и вдруг в какой-то момент так и врезалась в бледно-зеленоватое небо всем своим чёрным, бурным, трагическим силуэтом! И мы вздрогнули все, даже озноб пробежал по телу: так прекрасно явилась в небе скульптура, так пронзительно остро вспомнился сорок первый год и так остро ещё раз ощутили мы мир» :191 .
В 1973 году проведены реставрационные работы, в ходе которых на поверхность скульптур после снятия окисной плёнки была нанесена защитная эмульсия, предохраняющая бронзу от воздействия влаги, солнечных лучей и выхлопных газов. На время работ скульптуры не покидали моста .
В 2000—2001 годах произведена реставрация скульптурных групп. Работы выполнялись в условиях реставрационной мастерской. Первая пара коней покинула постаменты с низовой стороны моста в ночь с 29 на 30 июня 2000 года. Оставшиеся две пары скульптур с верховой стороны были сняты 30 ноября. Работы по реставрации производились на заводе «Монументскульптура» компанией ООО «Интарсия». Интересным открытием стало то, что внутри скульптур нет никакого каркаса и дополнительных опор. Ультразвуковым обследованием было установлено, что толщина бронзы колеблется от 2,5 до 6 см .
В ночь с 25 на 26 мая 2001 года скульптурные группы были возвращены на мост. 26 мая в присутствии губернатора Санкт-Петербурга В. А. Яковлева состоялась их торжественное открытие .
Мост трёхпролётный каменный. Пролётное строение выполнено в виде трёх коробовых сводов, выложено из кирпича и облицовано гранитом. Устои и промежуточные опоры каменные из бутовой кладки, облицованы гранитом. По статической системе мост представляет трёхпролётную бесшарнирную арку. Конструктивная толщина сводов (в среднем пролёте) составляет 1,225 м . Длина пролётов составляет: среднего — 12,5 м, крайних — по 12,6 м. Ширина моста — 37,9 м (38,85 м со свесами карнизов) , из которых проезжая часть занимает 31,9 м . Длина моста составляет 54,6 м .
Мост предназначен для движения автотранспорта и пешеходов. Проезжая часть моста включает в себя 8 полос для движения автотранспорта (по 4 в каждом направлении). Покрытие проезжей части — асфальтобетон, на открылках моста и тротуарах — большие плиты из красного гранита. Перильное ограждение чугунное художественного литья. Массивные звенья с русалками, дельфинами и морскими коньками-гиппокампами чередуются между собой. Над промежуточными опорами решётки разделены гранитными тумбами. При въездах на мост на четырёх гранитных постаментах установлены скульптурные группы «Укрощение коня человеком». На постаменте северо-западной скульптурной группы установлена бронзовая доска «Это следы одного из 148478 снарядов, выпущенных фашистами по Ленинграду в 1941—44 г.г.» На этом же постаменте сохранилась высотная высечка «3.0», выполненная в 1872—1874 годах под руководством военного геодезиста М. А. Савицкого .