Interested Article - Горне-Успенский монастырь
- 2020-02-12
- 1
Горне-Успенский монастырь (также Успенский Горний монастырь или просто Горний монастырь ) — женский монастырь Вологодской епархии Русской православной церкви , расположенный в исторической части Вологды , в Верхнем Посаде , в районе, ограниченном улицами , Бурмагиных и .
Основан в 1590 году , закрыт в 1924 году . Отдельные здания сохранились и отреставрированы, другие сохранились частично или полностью утрачены. Является комплексом памятников архитектуры (категория охраны местная) . Возрождён в 2014 году.
История
Монастырь получил название по местности, на которой располагался (когда-то она называлась «горой»), и соборной церкви Успения Божией Матери .
Монастырь основан в 1590 году старицей Домникией, в годы царствования Фёдора Иоанновича и правления архиепископа Вологодского и Великопермского Ионы Домникия стала первой настоятельницей. Дата основания монастыря устанавливается на основании двух сохранившихся грамот (одна из них — челобитная 1613 года , поданная старицами монастыря архиепископу Сильвестру ) .
Первым каменным зданием монастыря был одноэтажный больничный корпус, выстроенный во второй половине XVII века . В 1692 — 1699 годах построена соборная церковь Успения Божией Матери с колокольней и приделом (зимней церковью) преподобного Сергия Радонежского . В 1709 — 1714 годах построена надвратная церковь Алексия, человека Божия . Каменной оградой с четырьмя башенками по углам монастырь обнесён со всех сторон в конце 1790-х годов .
В 1792 году в монастыре был пожар, уничтоживший все деревянные постройки. Сгорели и многие документы, поэтому сведений об истории монастыря до XIX века сохранилось немного .
В 1824 году монастырь посетил император Александр I . В 1826 — 1828 годах на его средства был построен двухэтажный настоятельский корпус.
В 1860 году по указу Святейшего Синода к Горнему Успенскому монастырю была приписана Николаевская Озерская (бывшая когда-то монастырской) церковь .
В 1870 — 1890-х годах строятся здания сиротского приюта и епархиального женского училища. Монастырь до конца XIX века служит местом ссылки для женщин за прелюбодеяние и проституцию .
В 1880 году перестраивается колокольня .
В 1888 году епископ Феодосий преобразовал приют при монастыре в епархиальное женское училище , которое в 1903 году переехало в новое здание за пределами монастыря .
В 1918 году монастырь был закрыт, но часть монахинь оставалась в нём до 1923 — 1924 годов , пока он не был окончательно отдан под нужды Красной Армии . Успенский собор оставался действующим до 1924 года. После выселения некоторые из монахинь поселились в домах рядом с монастырём. В советский период на территории монастыря располагались пересыльная тюрьма НКВД для политических заключенных и для спецпереселенцев, а также воинская часть (солдатская столовая) . Монастырская ограда была разрушена .
В 1995 году началось восстановление Успенского храма, и с 1996 года в нём стали проводиться службы. Игуменский дом и здание приюта используются под магазины и склады .
15 ноября 2014 года, после совершения всенощного бдения в Успенском храме, глава Вологодской митрополии митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий (Депутатов) осмотрел сохранившийся на территории Успенского прихода настоятельский двухэтажный корпус. В ходе осмотра здания и оценки его сохранности и пригодности для проживания монахинь, он принял решение образовать Горне-Успенский женский монастырь в статусе Архиерейского подворья . За год бывший игуменский корпус был подготовлен для проживания сестер обители и размещения в нем регентского отделения Вологодской духовной семинарии . 24 декабря 2015 года Священный Синод Русской православной церкви постановил открыть монастырь и назначить на должность игумении монахиню Филарету (Дорохину) . 26 декабря митрополит Игнатий возвёл монахиню Филарету (Дорохину) в игуменское достоинство с вручением посоха и возложением наперсного креста.
После возрождения монастыря был выполнен капитальный ремонт нескольких помещений келейного корпуса, произведена замена части кровли старинного здания, создано монастырское подсобное хозяйство, развивается иконопись и швейное дело .
Постройки
Храм в честь Успения Божией Матери
Успенская церковь, давшая впоследствии название монастырю, а также Успенской трети Вологды, была впервые построена и освящена на этом месте значительно раньше основания монастыря. Первая деревянная церковь Успения была одним из древнейших строений Вологды. В 1303 году на праздник Успения новгородский епископ Феоктист освятил в Вологде церковь Пресвятой Богородицы . Вероятно, эта «церковь пречистая старая» сгорела «со всем узорочьем и с ыконами, и с кузнью, и с книгами, да и монастырь весь» в 1499 году . Под «монастырём», возможно, имеются в виду несколько келий, существовавших при храме, которые, однако, официально монастырём не являлись. На её месте была построена также деревянная церковь Успения, которую в свою очередь сменил нынешний каменный Успенский храм, построенный уже как монастырский собор.
Каменный холодный Успенский собор с колокольней и тёплой зимней церковью (приделом) преподобного Сергия Радонежского был построен в 1692—1699 годах на месте двух прежних деревянных церквей на пожертвования царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича , . В 1691 году начали «ров копати и набутили», а с 1692 года началось строительство самого здания, которое было закончено в 1694 году . 23 мая 1695 года храм был освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Гавриилом .
Кресты на куполах были позолочены . Известно, что собор именовали «Золотые кресты». Находящаяся рядом с монастырём церковь Николая Чудотворца на Горе на данный момент также называется «Золотые кресты», но, как следует из архивных документов первой половины XVIII века , изначально он дополнительно назывался «у Золотых Крестов», то есть имелось в виду, что он находился недалеко от Успенского собора. В 1761 году в Успенском монастыре произошёл пожар, своды и главы храма были сильно повреждены и утратили свой золотой узор. Вследствие этого название «Золотые кресты» перешло к церкви Николая, которая стала именоваться «Никола на Горе» — «Золотые кресты» .
Внешне Успенский храм больше напоминает обычную приходскую церковь, нежели монастырский собор . Его архитектура основывается на традициях зодчества XVI века . Основная часть здания кубической формы. Её венчают один световой и четыре декоративных барабана , украшенных аркатурой и несущих крупные луковичные главки. Декор фасадов довольно скупой: плоские лопатки , простые карнизы , наличники окон из валиков .
В 1880 году придел, трапезная и колокольня были перестроены в русском стиле .
В середине июля 1924 года собор перешёл в ведение отдельной роты связи Энской дивизии. 26 июля в нём был устроен первый киносеанс для красноармейцев .
Успенская соборная церковь с приделом Сергия Радонежского является памятником архитектуры (категория охраны местная) . На данный момент храм восстановлен и является действующим . Составляет единый приход с церковью Константина и Елены .
Иконы Успенского собора
К моменту закрытия Успенский собор имел резной золочёный пятиярусный иконостас .
Из Успенского собора происходят две выдающиеся иконы — Успение Богоматери и Воскресение — Сошествие во ад , обе XVI века, и обе, вероятно, имеют вологодское происхождение . После закрытия монастыря иконы находятся в экспозиции Вологодского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника (ВГИАХМЗ) .
Икона Успения Богоматери являлась храмовым образом Успенского собора, куда была перенесена из деревянной церкви Успения, созданной на месте сгоревшего в 1499 году храма.
В собрании ВГИАХМЗ находится также рама с клеймами жития Богоматери начала XVIII века, которую по стилю относят к мастерской . Икона трижды поновлялась, дважды украшалась окладами (сначала — басменным , затем — серебряным чеканным), реставрирована в 1977 году Николаем Федышиным .
Известно также об имевшихся в Успенском соборе «старинных» иконах Спасителя и преподобного Сергия Радонежского .
-
-
Успение Богоматери, фрагмент: Иисус. Первая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда -
Воскресение — Сошествие во ад. Вторая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда -
Воскресение — Сошествие во ад, фрагмент: ангелы. Вторая четверть XVI века. ВГИАХМЗ, Вологда
Придел Сергия Радонежского
Тёплая придельная церковь Сергия Радонежского расположена с северной стороны Успенского собора. Её строительство началось в 1692 году и закончилось в 1697 — 1698 годах . Достроен придел Сергия был подмастерьем Василием Карповым, имевшим прозвище «Варган», с сыном Дмитрием. Работал он также «с товарыщи», крестьянами Спасо-Прилуцкого монастыря из села Коровничье .
Церковь во имя преподобного Сергия Радонежского одноэтажная, одноглавая, трёх престольная . Имеет обширную трапезную, на правой стороне которой находился придел во имя святого благоверного князя Александра Невского и преподобного Иосифа иконописца, устроенный 4 апреля 1866 года и освящённый в 1712 году . На левой стороне трапезной имелся придел во имя святого Николая Мирликийского , упоминаемый в монастырской описи 1634 года и освящённый в 1714 году .
В настоящее время находится в предаварийном состоянии и нуждается в срочном проведении работ по укреплению стен и сводов. 6 марта 2019 года на телеканале «Спас» было объявлено о сборе средств на проведение противоаварийных работ .
Колокольня Успенского собора
Колокольня монастыря, построенная в конце XVII века одновременно с Успенским собором, была шатровая по форме и связана с храмом .
В 1880 году из-за «открывшихся повреждений» колокольня была перестроена и находится с западной стороны, над входом в собор. Колокольня двухъярусная, вверху постепенно сужающаяся в виде шатра. Высота колокольни с крестом около 36 м (17 саженей ). На колокольне 10 колоколов : самый большой весит около 4 тонн. На втором ярусе колокольни было устроено помещение для ризницы .
Алексеевская церковь
Алексеевская надвратная церковь сооружена в 1709 — 1714 годах , освящена в 1720 году во имя преподобного Алексия, человека Божия . Для завершения её строительства игуменье с монахинями пришлось «на Москве и в городах собирать по верующим… кто что подаст».
Надвратная церковь была каменная, холодная (то есть неотапливаемая), одноэтажная, одноглавая, однопрестольная. Имела под собой Святые врата с двумя пролётами: большим и малым. Первоначально предполагалось освятить в церкви два престола: первый — во имя святителя Николая Чудотворца , второй — во имя Алексия, человека Божия. Нижний этаж не имел украшений на фасаде, был включён в ограду монастыря и служил подклетом храма. Верхний этаж занимал непосредственно сам храм с четырьмя окнами, придававшими зданию жилой вид. Фасад второго этажа был богато украшен полуколоннами и наличниками с барочными фронтонами , характерными для начала XVIII века . Купол церкви был выполнен в классическом стиле. В 1890-е годы была построена новая монастырская ограда, в связи с чем церковь перестала быть надвратной.
В храме находился древний образ Спаса Нерукотворного с изображением многих святых. Двухъярусный иконостас, который был создан в одно время с церковью, украшала золотая резьба по голубому фону.
Алексеевская надвратная церковь является памятником архитектуры (категория охраны местная) . В настоящее время церковь находится в полуразрушенном состоянии . Существуют планы восстановления Алексеевской церкви и возрождения в ней богослужений .
Игуменский дом
Двухэтажный игуменский дом построен в 1826 — 1828 годах в стиле провинциального классицизма . Средства на строительство были выделены императором Александром I после посещения монастыря 17 октября 1824 года .
В верхнем этаже помещалась игумения с казначеей, в нижнем — их келейные, а также кухня с кладовыми .
Дом игуменьи является памятником архитектуры (категория охраны не установлена) .
Приют и училище
Впервые мысль о создании училища была высказана преподобным Христофором 7 ноября 1862 года . Сиротский приют появился в 1869 году , когда игуменья Севастиана по совету и с благословения преосвященного Палладия приняла на полное попечение 10 девочек, в основном сирот духовенства .
Изначально приют размещался в игуменском доме, но вскоре было решено построить для него двухэтажный дом, который был заложен 25 сентября 1870 года в день преподобного Сергия Радонежского , храмовый праздник тёплой монастырской церкви. Строительство началось в 1871 и завершилось в 1873 году .
К началу 1880-х было решено соединить игуменский дом и здание приюта, достроив новый трёхэтажный корпус из-за возросшего количества воспитанниц, число которых доходило до сорока пяти в год. Строительство велось на средства епископа Феодосия (Шаповаленко) (до 10 тысяч рублей), и ещё 9,5 тысяч рублей он потратил позже на его обустройство .
Полный курс обучения в приюте был шестилетним: три класса, по два года каждый. Преподавались чтение, письмо, « Закон Божий », объяснение богослужения, священная и отечественная история, русский язык, география, арифметика, пение и рукоделие. Всего с 1873 по 1888 год было 7 выпусков в количестве 106 воспитанниц .
В 1888 году епископом Феодосием приют был преобразован в епархиальное женское училище . На его устройство Феодосий пожертвовал около 20 тысяч рублей и выделил капитал в 10 тысяч рублей, с которых шли проценты на содержание приюта . Выпускницы получали аттестат на звание домашней учительницы, и половина из них преподавала в церковно-приходских школах . В 1902 — 1903 годах училище переехало в новое здание на Златоустинской набережной (сейчас , 113), а на его месте был устроен детский приют .
Дом воспитанниц приюта является памятником архитектуры (категория охраны не установлена) .
Богадельный корпус
Богадельный (или больничный) корпус находился к северо-востоку от приюта. Он был построен на средства архиерейского дома при епископе Симоне, управлявшем с 1664 по 1684 год , для призрения в нём двенадцати престарелых и больных стариц. Богадельный корпус стал первым каменным зданием монастыря. В 1870 году к нему был надстроен второй деревянный этаж с деревянной крышей. С 1871 года в нём проводились общие трапезы и чтение псалтыри .
Ограда
До конца 1790-х годов монастырь был обнесён деревянной оградой. В 1890-е была выстроена новая, каменная, с четырьмя башенками по углам, которая в диаметре значительно превосходила старую деревянную. По высоте она была около 3 метров (4—5 аршин ), по длине около 780 метров (365 саженей ). В ограде было двое ворот. С восточной стороны находились большие въездные Святые ворота из двух пилонов , украшенных круглыми окнами. С южной стороны находились малые пешеходные .
Прочие здания
В монастыре находились ещё несколько строений:
- деревянный двухэтажный дом с деревянной крышей для проживания сестёр. Находился рядом с богадельным корпусом. Был построен в 1869 году ;
- деревянный одноэтажный дом с деревянной крышей для проживания больных сестёр. Находился к югу от игуменского дома. Был построен в 1875 году Н. Н. Ратаевой;
- пятнадцать деревянных келий , в которых жили в основном рясофорные и белицы ;
- два амбара;
- два погреба;
- баня с прачечной;
- деревянный каретник с конюшнями.
Кроме того, монастырю принадлежали несколько зданий за оградой:
- деревянный одноэтажный дом на каменном фундаменте с прилежащими землями. Был приобретён в 1875 году на монастырские средства;
- деревянный одноэтажный дом. Был пожертвован в 1881 году Софьей Александровной Засецкой, вдовой титулярного советника .
Монастырские угодья
Монастырю принадлежали двенадцать сенокосных дач в Вологодском и Грязовецком уездах :
- Крестовка;
- Новокупка;
- Большая Четверть;
- Малая Четверть;
- Березовка;
- Забережица;
- Попадейка;
- Лыкуша;
- Черепаниха;
- Чищенье;
- Бесовское;
- Галино Чищенье.
Также монастырю принадлежали 600 квадратных саженей земли в Грязовце , пожертвованных в 1877 году вдовой капитана Е. П. Ивановой, и земля при Николаевской Озерской церкви .
Николаевская Озерская церковь
В 1860 году по указу Святейшего Синода от 30 апреля с целью увеличения содержания монастыря к нему была приписана бесприходная Николаевская Озерская церковь , принадлежавшая ранее одноимённому монастырю. Церкви принадлежали 73 десятины и 2041 квадратная сажень земли, а также 4450 рублей, пожертвованных бывшим священником Александром Соколовым .
Настоятельницы монастыря
В списке приведены те промежутки времени, для которых имеются источники, что им управляла та или иная игуменья . При этом в пропущенные промежутки монастырём, возможно, управляли те же самые настоятельницы.
- С 1590 — Домникия ;
- До 1613 года — две старицы: Евлампия и Говдела ;
- На 1613 год — Анисья ;
- 1613— 1623 — вновь Домникия ;
- 1623— 1624 — Марьемьяна ;
- 1639 — 1644 — Анна Левашева ;
- 1649 — 1658 — Вера ;
- 1660 — 1673 — Наталья ;
- 1677 — 1685 — Екатерина ;
- 1686 — 1688 — Анисия Зуева ;
- На 1689 год — Агрипина Бердяева — переведена из ;
- 1690 — 1709 — Екатерина Лунинских , возможно, вместо Евгении до 1714 года ;
- 1710 — 1713 — Евгения ;
- В 1714 году — Афанасия ;
- 1721 — 1722 — Досифея ;
- 1738 — 1741 — Аркадия Скворцова ;
- 1742 — 1746 — Евдокия ;
- 1746— 1770 — Аркадия ;
- 1770— 1784 — Араксана ;
- 1784— 1786 — Ирода ;
- 1787 — 1795 — Анастасия ;
- 1795— 1805 — Дорофея ;
- 1805— 1814 — Феоктиста ;
- 1814— 1818 — Евстолия ;
- 1818— 1822 — Митрополия ;
- 5 июля 1822 — 1839 † — Серафима — мещанская дочь, девица, определена в Горний монастырь послушницей 2 ноября 1809 года , в нём же была пострижена в монахини в 1816 году . Назначена казначеем 11 декабря 1818 года ;
- 21 января 1840 — 1844 † — Мефодия ;
- 13 августа 1844 — 1847 † — Евфрасия ;
- 25 сентября 1847 — 17 декабря 1848 — Раиса — перемещена в настоятельницы ;
- 2 февраля 1848 — 2 февраля 1850 † — Соломия ;
- 27 мая 1850 — 22 ноября 1856 † — Раиса — повторно, перемещена из настоятельниц Устюжского Иоаннопредтеченского монастыря ;
- 22 ноября 1856 — 7 июня 1857 — Амфилохия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи ;
- 7 июня 1857 — 1 ноября 1866 — Смарагда ;
- 31 октября 1866 — 21 января 1871 † — Севастиана ;
- 21 января 1871 — 4 июня 1871 — Виталия — казначея монастыря, управляла временно до назначения новой игуменьи ;
- 4 июня 1871 — 27 декабря 1893 † — Арсения (Варвара Александровна Ярышкина, в девичестве — Болтина) ;
- 20 февраля 1894 — 1904 — Сергия .
Примечания
- от 16 марта 2014 на Wayback Machine
- ↑ 16 марта 2014 года. — Cultinfo
- ↑ Лукомский Г. К. Вологда в её старине . — репринт 1914 г.. — Пг. : Сириус, 1914. — 365 с.
- Сазонов А. И. Моя Вологда: Прогулки по старому городу. — Вологда: Древности Севера, 2006
- ↑ от 27 июня 2009 на Wayback Machine — Вологодская епархия РПЦ
- ↑ «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 104.
- ↑ Военкор Н. Малыгин, « Красный Север », 1 августа 1924 ; информация о публикации взята из книги «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 163.
- «Вологда в минувшем тысячелетии. Очерки истории города», Вологда, изд. «Древности севера», 2004, стр. 161.
- . Дата обращения: 18 апреля 2019. 18 апреля 2019 года.
- . cultinfo.ru. Дата обращения: 11 ноября 2019. 6 мая 2016 года.
- от 12 апреля 2013 на Wayback Machine на сайте Вологодской епархии
- . Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано из 18 апреля 2019 года.
- . Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано из 7 сентября 2017 года.
- . Дата обращения: 18 апреля 2019. 24 марта 2019 года.
- . Дата обращения: 18 апреля 2019. Архивировано из 1 апреля 2019 года.
- Запись в Сборнике конца XV века, РГБ. Ф. 178. Муз. № 3271. Л. 39 об.; см.: Кучкин, 1984. С. 125—127; Столярова, 2000. № 151. С. 174—176.
- ПСРЛ. Т. 26. С. 292
- ↑ от 16 марта 2014 на Wayback Machine , Г. Бочаров, В. Выголов, издательство «Искусство», Москва, 1979 — стр. 81—83.
- ↑ от 11 сентября 2007 на Wayback Machine . 1691—1695 гг.
- ↑ 8 декабря 2007 года. — Cultinfo
- . Дата обращения: 24 ноября 2012. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
- . Дата обращения: 28 июля 2009. Архивировано из 9 сентября 2010 года.
- Виноградова Е. А. Успение Богоматери // Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 421—431. — ISBN 978-5-94431-232-7 .
- Преображенский А. С. Воскресение — Сошествие во ад // Иконы Вологды XIV—XVI веков. — М.: Северный паломник, 2007. — С. 245—251. — ISBN 978-5-94431-232-7 .
- ↑ 16 марта 2014 года. — Cultinfo
- . Дата обращения: 18 апреля 2019. 18 апреля 2019 года.
- ↑ /сост. Н. Суворов . — Вологда: тип. Вологодского губернского правления, 1885.
- . Дата обращения: 24 ноября 2012. Архивировано из 17 апреля 2013 года.
- 12 июня 2011 года. — Cultinfo
- . Дата обращения: 18 апреля 2019. 18 апреля 2019 года.
- ↑ . Дата обращения: 18 апреля 2019. 18 апреля 2019 года.
- от 16 марта 2014 на Wayback Machine
- ↑ «Успенский женский монастырь в г. Вологде и приписная Николаевская Озерская пустынь», издательство игуменьи Сергии, Вологда, 1899 год.
- ↑ от 16 февраля 2009 на Wayback Machine . 31 января 1874 г.
- «Вологда прежде и теперь», свящ. С. Непеин, Вологда, 1906 год.
- «Православные русские обители», Санкт-Петербург, 1910 год.
- от 4 марта 2016 на Wayback Machine
- «Вологодская старина. Историко-археологический сборник», составитель И. К. Степановский, Типография Вологодского Губернского Правления, Вологда, 1890 год.
- «Успенский женский монастырь в Вологде» — А. Лебедев, 1898 год.
- ↑ «Описание Вологодского Горнего Успенского женского монастыря»: раздел «Список настоятельниц» (с. 17—21), Н. Суворов, Вологодская губерния, 1885 год.
- ↑ от 11 сентября 2007 на Wayback Machine . 4 мая 1613 г.
- ↑ от 8 февраля 2009 на Wayback Machine 25 января 1905 г.
- от 11 сентября 2007 на Wayback Machine . 29 января 1624 г.
- от 18 сентября 2007 на Wayback Machine . 6 июля 1664 г.
- от 22 сентября 2007 на Wayback Machine . 3 января 1702 г.
- от 11 сентября 2007 на Wayback Machine . 1690 г.
- от 11 сентября 2007 на Wayback Machine . Не ранее 1714 г.
- от 10 февраля 2009 на Wayback Machine . 10 марта 1848 г.
Литература
- Сойкин П. П. // : Полное иллюстрированное описание православных русских монастырей в Российской Империи и на Афоне. — СПб. : Воскресение, 1994. — С. 99—100. — 712 с. — 20 000 экз. — ISBN 5-88335-001-1 .
- (видео), 16 ноября 2016
- 2020-02-12
- 1