Interested Article - Церковь Святого Николая (Каменец-Подольский)

Це́рковь Свято́го Никола́я армянская церковь XV века , располагавшаяся в городе Каменце-Подольском , Украина . Основана на средства купца Синан Хутлубей . Строительство закончено на деньги Кырым-бея и Хачика. Первоначально находилась в юрисдикции Армянской апостольской церкви (ААЦ), позже являлась армяно-католической церковью . В храме с 1767-го по 1920-й годы находилась почитаемая католиками , православными и последователями армянской церкви легендарная икона Армянской Богородицы , в связи с чем, церковь нередко называлась церковью Святой Богоматери .

История

Доподлинно точное время образования армянской колонии в городе Каменец-Подольский неизвестно. По разным данным, армяне поселились здесь в XI XIII веках . В XVII веке в городе уже насчитывалось 1200 армянских семей . Составляя значительную часть населения Каменец-Подольского и занимая большую часть города , армяне были вовлечены в его культурную, экономическую и военную жизнь. Они селились в основном в юго-восточной части города; до сих пор в городе имеется квартал, известный среди местных жителей под названием «Армянский». Здесь располагался центр торговой деятельности — Армянский рынок , а также не сохранившийся до наших дней армянский магистрат (ратуша) и главные армянские храмы города .

История церкви

Основание

Фасад церкви св. Николая

Церковь Святого Николая (XIII—XIV век), являющаяся самой старой армянской церковью города, в виду своих небольших размеров, не могла удовлетворить потребностям растущей армянской общины . Армяне города нуждались в новом храме. В XV веке в центре армянского квартала на небольшой возвышенности близ перекрёстка двух населённых армянами улиц, была построена новая армянская церковь, также названная именем святого Николая. В церковной хронике была произведена запись о меценатах церкви, в которой говорилось: «Синан начал… строить этот святой храм во имя святого патриарха святого Николая чудотворца» . После чего, Кырым бей «построил купол и поставил позолоченный крест на главу святой церкви» , а Хачик расширил церковь .

За время своего существования, церковь Святого Николая неоднократно благоустраивалась и реконструировалась, чему значительно способствовал архиепископ Григор Варагеци . В 1577 году судья Михно на средства ходжи Андреаса из Кафы «построил храм… вместе с внешней галереей и домом священника» . В 1601 году усилиями армянских судей Каменца был расширен притвор церкви. Спустя год, в 1602 году, храм был обнесен каменной оградой .

Пожар и восстановление

Вид на храм

В 1602 году в Каменеце случился страшный пожар, поглотивший почти весь город, в результате которого церковь святого Николая также пострадала. Однако, благодаря пожертвованиям армян, вскоре она была восстановлена. Армяне Каменеца много жертвовали церкви. Имена людей, сделавших пожертвования, высекали на мраморных плитах, которые прикреплялись к стенам церкви. В памятной записи церкви перечисляются имена многих армян, подаривших церкви золотые и серебряные изделия: хоругви, лампады, кадила, кресты; а также иконы, одежду, украшенную золотом и драгоценными камнями, недвижимое имущество. Протоиерей Хачатур подарил церкви 11 рукописных книг, большинство из которых были переплетены пергаментом. Армянка пани Гатруша 8 февраля 1603 года подарила 125 флоринов на приобретение колоколов для Каменца. В другой памятной записи говорится, что в том же году, усилиями Михно была восстановлена крыша церкви Святого Николая, сгоревшая во время пожара .

Дальнейшая судьба

Интерьер церкви в 1880 г.

В 1666 году в результате политики, проводимой польским правительством, церковь переходит из лона армянской апостольской церкви в лоно армяно-католической , став униатской . В 1672 году город был захвачен турками. В период турецкого господства, длившегося вплоть до 1699 года, церковь сильно пострадала. Восстановление церкви армянскими жителями города началось 28 июня 1756 года, а закончилось 1 июля 1767 года. В 1787 году на сумму, собранную у каменецких армян и армянского населения других городов, храм был расширен . 27 июня 1791 года Львовский армянский архиепископ освятил восстановленную церковь как армяно-католическую . Долгое время в церкви Святого Николая хранились документы, имеющие важное значение для армянской общины города. Здесь находились печать общины, знамя, грамоты, полученные от польских королей, а также множество рукописных книг, которые в 1891 году были изъяты и перевезены в Петербург .

При Советской власти , в середине 1930-х годов, церковь Святого Николая была разрушена. Частичные научные изыскания на руинах Армянской церкви проводились в 1972 году под руководством Евгении Пламеницкой, и в 1973 году при участии армянского учёного Г. Григоряна .

Реликвии

Богоматерь Армянская

Самой большой святыней церкви была икона Богоматери Армянской, привезённая, по некоторым данным, из столицы армянского царства — города Ани . В церкви Святого Николая она обреталась с 1767-го по 1920-е годы . Согласно одному из преданий, во время турецкого набега на Каменец-Подольский, икона была похищена и вывезена в Македонию, где в турецкой семье служила доской, на которой месили тесто. Каменецкие купцы-армяне, бывшие в Македонии по торговым делам, выкупили её и возвратили в родной храм. По всей вероятности, в основе этого предания лежат реальные события, имевшие место в те времена . Икона почиталась представителями всех христианских конфессий Каменца-Подольского. С 1920-х годов икона Богоматери Армянской считалась утерянной. Начиная с 2001 года, после проведенных исследований, ряд специалистов стал отождествлять её с иконой Богоматери Одигитрии, находящейся в Национальном музее искусств имени Богдана и Варвары Ханенко .

Колокольня Св. Степаноса

Церковь Св. Николая и колокольня Св. Степаноса , 1919 г.

До наших дней сохранилась колокольня Святого Степаноса (XV—XVI вв.), названная именем святого Степаноса в память об одноимённой церкви, существовавшей в Каменце. О сооружении колокольни в памятной записи церкви говорилось:

Собрались единодушные господа судьи и решили построить одну каменную колокольню для этого храма. И собрался вместе весь народ — большие и малые и начали строить, надеясь на божью помощь, [помогая] кто деньгами, кто самолично, кто лошадьми, кто волами, кто собственной силой и свершили…

Из этой записи известно, что епископ Хачатур подарил «один большой и великолепный колокол…» , другой же колокол подарил Григор, продолживший строительство колокольни. Точное время строительства колокольни не установлено. Постройка, вероятно, завершена до 1565 года, поскольку построивший её Григор, сын богатого каменецкого армянина Затика, умер в этом году .

Архитектура

Архитектура церкви

Колокольня Св. Степаноса

Сведений об архитекторе сооружения не сохранилось . М. Вашикян (1777—1851) отмечал, что церковь была построена мастерами Киремом и Хачиком .

Ряд авторов видит в архитектуре храма формы византийского влияния; отмечаются также армянские формы, смешанные с европейскими. Церковь представляла собой большое и роскошное здание, окружённое сводчатой галереей, с высокой колокольней. Армянский историк и путешественник Минас Бжишкян (1777—1851), посетивший город, в своей работе описывал её следующим образом:

Церковь святого Николая — одно из выдающихся зданий города, и является знаменитым местом паломничества христиан из-за чудодейственной иконы Богоматери. Эта церковь каменная, украшенная колоннами, обширная, высокая и красивая, имеет шесть ризниц, в главной большой и великолепной ризнице есть икона святого Николая, в той же ризнице находится чудодейственная икона Богоматери, заключенная в медную рамку, которую открывают каждый субботний день .

Над зданием возвышался высокий восьмигранный купол . Главный алтарь церкви находился в её восточной части. Западная же входная часть храма была украшена фронтоном в греко-римском стиле. Здание церкви с трёх сторон было окружено крытой галереей , где собирались представители армянского общества Каменца .

Архитектура колокольни

Колокольня Святого Степаноса стояла отдельно от церкви Святого Николая . Одновременно с церковным предназначением, колокольня была призвана занять важное место в оборонительной системе города — строилась она как настоящая боевая башня . Колокольня представляет собой высокое каменное сооружение с остроконечной пирамидальной крышей, на четырёх углах которой расположены маленькие башни. В каждой из башен прорезано по две бойницы .

Современное состояние

Хачкар на территории храма

Развалины храма дошли до наших дней. Хорошо сохранился западный портал церкви с тремя проёмами, которые завершаются арками, опирающимися на круглые колонны с романскими капителями. На внутренней стороне собора между проёмами имеются маленькие консоли с расходящимися пучками нефов , некогда подпиравших готические своды постройки. Уцелела также лестничная клетка, ныне похожая на своеобразную смотровую площадку. Раньше она вела на хоры церкви . Сохранились часть ограды и сводчатые ворота, ведущие к центральному входу. В 1965 году во время земляных работ, была найдена мраморная надгробная плита с надписью. Плита в своё время находилась на южной стене церкви. Из надписи известно, что в 1717 году под этой плитой был похоронен тридцатилетний «крупный торговец», «благородный» Ованнес Барагамян, приехавший в эти края из села Канакер, расположенного в Армении .

В 2005 году земля с развалинами храма Святого Николая и колокольней Святого Степаноса была передана армянской общине города Каменец-Подольский , а городской голова Александр Мазурчак в присутствии посла Армении на Украине Армена Хачатряна, обещал восстановить армянский храм . На развалинах церкви освятили крестный камень — хачкар . Однако обещание не было выполнено, более того, в 2009 году храм вместе с колокольней был захвачен украинской православной церковью Киевского патриархата .

Галерея

Примечания

  1. . www.armenianhouse.org. Дата обращения: 14 декабря 2017.
  2. Т. Зотова. // Київські історичні студії. — 2016. . — «Її будівництво спочатку фінансував вірменський купець з виразним тюркським прізвищем Сінан Хутлубей».
  3. Дроздовська А. (укр.) // «Радянське Поділля» : газета. — Хмельницький , 1983. — № від 20 липня . 14 августа 2014 года.
  4. Шкурко С. : Историко-филологический журнал. — Ереван, 1968. — № № 2 . — С. 233—243 . 8 января 2013 года.
  5. Григорян В. Р. . Ер.: Издательство АН Арм. ССР, стр. 77-92 (1980). Дата обращения: 28 ноября 2012. 24 января 2013 года.
  6. Исторические связи и дружба украинского и армянского народов. — Ереван: Изд-во АН Армянской ССР, 1971. — Т. 3. — С. 292—293.
  7. Н.Б.Петров. . — Хмельницький.
  8. Сецинский Е. И. от 10 ноября 2013 на Wayback Machine (Каменец-Подольск, 1895);
  9. Сецинский Е. И. от 10 ноября 2013 на Wayback Machine (Каменец-Подольск, 1895); от 14 августа 2014 на Wayback Machine
  10. Сецинский, Евфимий Иосифович , от 10 ноября 2013 на Wayback Machine (Каменец-Подольск, 1895); от 14 августа 2014 на Wayback Machine
  11. Дашкевич Я. Р. : Историко-филологический журнал. — Львов, 1987. — № 3 . — С. 48—60 . — ISSN .
  12. Стешенко-Григорьева Н. . Подробности-ТВ (4 июля 2005). Дата обращения: 28 ноября 2012. Архивировано из 6 февраля 2015 года. от 8 января 2014 на Wayback Machine
  13. . ИА REGNUM (3 апреля 2009). Дата обращения: 28 ноября 2012. от 8 января 2014 на Wayback Machine
  14. . Официальный сайт Московского Патриархата (3 апреля 2009). Дата обращения: 28 ноября 2012. 24 января 2013 года. от 8 января 2014 на Wayback Machine

Литература

  • Григорян В. Р. «История армянских колоний Украины и Польши» (армяне в Подолии). Ер.: Издательство АН Арм. ССР, 1980—292 с
  • Тер-Саркисянц А. «История и культура армянского народа с древнейших времен до начала XIX в».: Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая.— 2-е изд.— М.: Вост. лит., 2008—686 с

Ссылки


Источник —

Same as Церковь Святого Николая (Каменец-Подольский)