Interested Article - Московская улица XVII века в праздничный день
- 2021-02-01
- 1
«Московская улица XVII века в праздничный день» — картина русского художника Андрея Рябушкина (1861—1904), оконченная в 1895 году. Находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге ( инв. Ж-4355). Размер — 204 × 390 см . На картине, относящейся к историко-бытовому жанру , изображена сцена из столичной жизни XVII века: возвращаясь после церковной службы, нарядно одетые горожане идут по улице, покрывшейся водой из-за осенней распутицы .
Картина «Московская улица XVII века в праздничный день» была представлена на 1-й выставке Общества художников исторической живописи (ОХИЖ), открывшейся в Москве в марте 1895 года. В 1900 году три полотна Рябушкина, включая «Московскую улицу», были частью российской экспозиции на Всемирной выставке в Париже ; за них художник был отмечен почётным отзывом выставки и получил почётный диплом . Несмотря на положительные отзывы, художнику не удалось продать картину, и он «уступил» её своему другу, художнику-мозаичисту Владимиру Фролову . В 1945 году картина была приобретена Государственным Русским музеем .
«Московская улица XVII века в праздничный день» считается одним из «самых капитальных» произведений в творчестве Рябушкина и наиболее значительным из полотен, созданных художником в 1890-е годы . По словам искусствоведа Николая Машковцева , «Московская улица» написана «с необыкновенным знанием быта и облика людей XVII столетия, она воссоздаёт живую городскую сцену, характерную для этой эпохи» .
История
В 1890 году Андрей Рябушкин закончил свою учёбу в Академии художеств в Санкт-Петербурге, получив звание классного художника первой степени. После этого он совершил поездку по России, во время которой посетил Москву, Киев , Орёл , Тулу , Новгород , Борисоглебск , Сергиев Посад и ряд других городов. Вернувшись из этого путешествия с большим запасом впечатлений и зарисовок, художник поселился в усадьбе «Привольное» под Петербургом, на территории которой для него был построен дом-мастерская. Усадьба принадлежала другу Рябушкина — художнику и музыканту Илье Тюменеву . Там, в Привольном, в 1891—1899 годах был написан ряд известных картин Рябушкина, среди которых была и «Московская улица XVII века в праздничный день» .
Работа над картиной была закончена в начале 1895 года. В марте того же года полотно, под названием «Московская улица до Петра Великого в праздничный день», экспонировалось на 1-й выставке Общества художников исторической живописи (ОХИЖ), открывшейся в Москве. Картина Рябушкина привлекла к себе большой интерес, поскольку она выделялась на фоне произведений художников позднеакадемического направления — в частности, работ Генриха Семирадского , Степана Бакаловича и Фёдора Бронникова , присланных на выставку из Рима . По некоторым сведениям, изначально «Московская улица XVII века» была задумана как журнальная иллюстрация , и только потом, на основании эскиза , Рябушкин принял решение работать не над графическим произведением, а над большим живописным полотном .
В 1898 году полотно «Московская улица XVII века в праздничный день» экспонировалось на организованной художественным объединением « Мир искусства » выставке русских и финляндских художников, открывшейся в Петербурге . В 1900 году картина входила в российскую экспозицию на Всемирной выставке в Париже вместе с другими полотнами художника — «Семья купца в XVII веке» (1896) и «Русские женщины XVII столетия в церкви» (1899). За эти три картины Рябушкин был отмечен почётным отзывом выставки и получил почётный диплом .
Хотя в целом картина получила положительные оценки от критиков, продать её художнику не удалось. Впоследствии Рябушкин «уступил» её своему другу, художнику-мозаичисту Владимиру Фролову . Фролов умер от голода в 1942 году во время блокады Ленинграда , а в 1945 году картина была приобретена из его коллекции Государственным Русским музеем .
В настоящее время картина «Московская улица XVII века в праздничный день» выставлена в зале № 45 флигеля Росси, где, кроме неё, находятся другие произведения Андрея Рябушкина, среди которых «Семья купца в XVII веке» (1896) и «Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)» (1901) .
Описание
На картине изображена московская улица в осенний день . После сильного дождя поверхность улицы покрыта водой. Кое-где уложены бревенчатые мостки, которые от воды стали скользкими. По улице идут по-праздничному одетые люди, которые пытаются перебраться через мокрую грязь, приподняв подолы своей одежды . По-видимому, горожане идут из церкви после обедни . Из-за того, что «отсутствует единая сюжетная мотивировка движения людей», складывается впечатление, что улица «бурлит народом»: одни перебираются через залитую водой улицу, другие стоят по её краям, третьи движутся на зрителя из глубины картины . Зритель как бы наблюдает за сценой из прошлого «сквозь окошко», находясь, как и в ряде других картин Рябушкина, сбоку слева от происходящего действия .
Хотя люди передвигаются по улице в разных направлениях, «композиционно всё движение организовано вокруг основной оси», в качестве которой выступает « голубец с иконами в левой части полотна» . По свидетельствам современников художника, он начал работу над картиной именно с этого придорожного голубца, который служит «„красочным камертоном“ всего колористического строя полотна, организуя определённую гармонию цвета» . Искусствовед и критик , автор первой книги о жизни и творчестве художника, в связи с этим отмечал, что Рябушкин иногда заражался «чисто художественным интересом к какой-нибудь одной детали», при этом ему была «совершенно чужда холодная академическая компоновка с предварительным перспективным построением и контурной вырисовкой» .
На переднем плане изображена идущая по улице молодая женщина в белом платке и красном охабне , застёгнутом на большие светлые пуговицы, яркий ряд которых обозначает её движущуюся фигуру . Судя по одежде, она не из богатых — обычная горожанка, «своя» для тех, кто вокруг неё, и поэтому она не привлекает внимание окружающих её людей . Лицо женщины «прекрасно своей особенной национальной красотой» , но при этом художник не приукрашивает и не идеализирует её образ — её лицо «крупновато, широкоскуло, да и нос её несколько великоват» . На пути из церкви домой она о чём-то задумалась, погрузившись в «свой отнюдь не радостный внутренний мир» , ничего не замечая вокруг себя и лишь машинально приподнимая подол своей одежды, уберегая его от уличной грязи . В своей руке она держит церковную свечу и белый узелок — возможно, она возвращается с заупокойной службы по кому-то из её близких и несёт кутью . При этом «какой-то свет озаряет её лицо с чуть заметной улыбкой», словно находится она не посреди грязной улицы, а «всё ещё там, в храме Божьем, там, где снизошло на неё очистительное просветление» . Исследователи творчества Рябушкина полагают, что прообразом героини полотна «Московская улица XVII века» могла быть крестьянская девушка с эскиза «Возвращение в праздник из церкви» (бумага, акварель , 65,8 × 46,8 см , 1894, ГРМ ), а также двух карандашных этюдов к этому эскизу (1894, ГРМ и музей-квартира И. И. Бродского ) .
В левой части картины, у забора, изображена группа людей, которые беседуют или просто переглядываются друг с другом . У правого края этой группы находится молодая красавица, с притворной скромностью опустившая глаза. Она нарядно одета, её лицо выглядит набелённым и насурьмлённым . За ней стоит пожилая женщина — по-видимому, её мать или сопровождающая. Охраняя красавицу, она злым и строгим взглядом смотрит на одного из молодых мужчин из той же левой группы, чтобы пресечь его возможные посягательства . Искусствовед Раиса Власова отмечала очевидное сходство этой «пригожей девицы» с героиней картины Рябушкина «Воскресный день» (или «Приглянулась», холст, масло, 38,8 × 60,7 см , Новгородский государственный объединённый музей-заповедник ) .
Правее этой группы, у голубца с иконами, сидит нищий «с профессионально-жалостным лицом». За столбик голубца ухватился молодой мужчина, который, по-видимому, собирается перешагнуть через поток грязной воды. Правее столбика с иконами гордо возвышается едущий на лошади боярин. Перед ним движется другой всадник, расчищающий дорогу от пешеходов для удобства своего начальника. Один из таких пешеходов изображён в глубине картины — неуклюже передвигаясь по глубокой воде, он старается как можно скорее добраться до противоположного края улицы, вызывая смех наблюдающих за ним людей . Ближе к центру картины, немного правее женщины в красном охабне, изображён молодой парень с волосами «цвета спелой ржи» и светлокожим румяным лицом, обрамлённым светлым воротником. Он представляет собой «наиболее яркий русский тип», а его «поза, выражение добродушно-спокойного лица являют пример чего-то очень милого и непосредственного» .
Художественная выразительность картины в значительной степени достигается её пейзажным фоном, представляющим собой образ осенней природы. В «Московской улице XVII века» Рябушкин развивает и обобщает принципы построения пейзажа, которые он за несколько лет до этого использовал в небольшой по размеру картине «Воскресный день» («Приглянулась»). На полотне «Московская улица» художник изображает прохладный осенний день «с нависшей тучей, мигающими лужицами, отражающими лазурь неба». Природа наполнена движением, которое перекликается с оживлением, царящим на улице. Медленно ползущие желтоватые облака напоминают о приближении предзимнего холода. Другие пейзажные детали — «поредевшая листва деревьев, синие купола собора, прихотливое сочетание нарядных кокошников кирпичной церковки», в также «спелые гроздья рябин у мостовых», — своими красочными ритмами создают «единый хор с одеждами праздничной толпы» .
Фрагменты картины «Московская улица XVII века в праздничный день»
Отзывы и критика
Художник и критик Александр Бенуа в книге «История русской живописи в XIX веке», первое издание которой вышло в свет в 1902 году, писал, что, по его мнению, картина «Московская улица XVII века в праздничный день» «отличалась чрезмерной резкостью и неприятной грубостью письма». Вместе с тем Бенуа отмечал, что на выставке художественного объединения «Мир искусства», состоявшейся в 1899 году, эта картина Рябушкина «занимала, благодаря своей интересной задаче и совершенной своей непосредственности, одно из самых видных и почётных мест» .
Искусствовед Николай Машковцев называл «Московскую улицу XVII века в праздничный день» одним из «самых капитальных» произведений в творчестве Рябушкина. По его словам, картина написана художником «с необыкновенным знанием быта и облика людей XVII столетия, она воссоздаёт живую городскую сцену, характерную для этой эпохи» .
В статье «Андрей Рябушкин — поэт русской старины», опубликованной в 1965 году, искусствовед Михаил Алпатов отмечал, что в картине «Московская улица XVII века в праздничный день» можно найти черты, связывающие её с композиционными поисками французских импрессионистов , в частности, с картинами Эдгара Дега . По словам Алпатова, главными отличиями «Московской улицы» от более ранних картин Рябушкина (таких, как «Потешные Петра I в кружале», 1892) являются случайность и непреднамеренность её композиции, а также то, что «вместо „коробочного“ пространства с рассаженными в нём фигурами эта картина носит характер растянутого вширь монументального панно » .
Сравнивая картину «Московская улица XVII века в праздничный день» с полотнами Василия Сурикова , искусствовед Виталий Манин писал, что живопись Рябушкина «обращена к совершенно иной, нежели у Сурикова, интерпретации российской исторической жизни» — его произведения неконфликтны и «имеют явственно выраженный бытовой характер, воссоздавая историческую действительность в прозаическом плане». При этом, по мнению Манина, у Рябушкина «проза жизни оценивается иронически», а «городские обитатели показаны полусерьёзно, полушутливо» .
Примечания
- ↑ , с. 290.
- ↑ , с. 107.
- , с. 60—61.
- , с. 34—35.
- ↑ , с. 102.
- ↑ , с. 300.
- ↑ , с. 62.
- ↑ , с. 9.
- , с. 274.
- ↑ , с. 9—10.
- , с. 271—272.
- , с. 207—208.
- , с. 16.
- , с. 39—40.
- , с. 260—261.
- , с. 6.
- , с. 60.
- , с. 213.
- (HTML). Энциклопедия «Санкт-Петербург» — encspb.ru. Дата обращения: 2 июля 2018. 17 июня 2020 года.
- (HTML). Виртуальный тур по Русскому музею — virtual.rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 2 июля 2018. 18 июня 2020 года.
- ↑ , с. 35.
- ↑ , с. 363—364.
- ↑ , с. 83.
- ↑ , с. 61.
- , с. 57.
- ↑ , с. 82.
- ↑ , с. 10.
- ↑ , с. 40.
- , с. 83—85.
- , с. 339—340.
- , с. 37.
- , с. 35—36.
- , с. 258.
Литература
- Алпатов М. В. Андрей Рябушкин — поэт русской старины // Художник . — 1965. — № 8 . — С. 30—39 .
- Артёмов В. В. Рябушкин. — М. : Белый город , 2008. — 48 с. — ISBN 978-5-7793-0812-8 .
- Бенуа А. Н. История русской живописи в XIX веке. — М. : Республика , 1995. — 448 с. — ISBN 5-250-02524-2 .
- Власова Р. И. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество / Б. А. Соловьёва . — М. : Аватар, 2014. — 224 с. — ISBN 978-5-903781-08-9 .
- Манин В. С. Русская живопись XIX века. — М. : СоюзДизайн, 2005. — 312 с. — ISBN 5-900230-62-7 .
- Масалина Н. В. Андрей Петрович Рябушкин. — М. : Искусство , 1966. — 120 с.
- Машковцев Н. Г. Андрей Петрович Рябушкин. — М. : Изобразительное искусство , 1976. — 60 с. — (Русские художники).
- Механикова В. М. Андрей Петрович Рябушкин. — Л. : Художник РСФСР , 1989. — 112 с. — (Массовая библиотека по искусству). — ISBN 5-7370-0166-0 .
- Петинова Е. Ф. Русские художники XVIII — начала XX века. — СПб. : Аврора , 2001. — 345 с. — ISBN 978-5-7300-0714-7 .
- Ростиславов А. А. Андрей Петрович Рябушкин. Жизнь и творчество. — М. : Издание И. Н. Кнебеля , 1913. — 96 с.
- Савинов А. Н. Рябушкин. — Л. : Аврора , 1973. — 164 с. — (Русские художники).
- Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России на рубеже XIX—XX веков. — М. : Искусство , 1970. — 294 с.
- Яковлева Н. А. Историческая картина в русской живописи. — М. : Белый город , 2005. — 656 с. — (Энциклопедия мирового искусства). — ISBN 5-7793-0898-5 .
- Государственная Третьяковская галерея — каталог собрания / Я. В. Брук , Л. И. Иовлева . — М. : Сканрус, 2005. — Т. 5: Живопись конца XIX — начала XX века. — 560 с. — ISBN 5-93221-089-3 .
- Государственный Русский музей — Живопись, XVIII — начало XX века (каталог). — Л. : Аврора и Искусство , 1980. — 448 с.
- Государственный Русский музей — каталог собрания / В. А. Леняшин . — СПб. : Palace Editions, 2017. — Т. 7: Живопись второй половины XIX века (Н—Я). — 248 с. — ISBN 978-3-906917-17-7 .
- / А. В. Яворовский . — М. : Товарищество скоропечатни А. А. Левенсон , 1895.
Ссылки
- (HTML). Виртуальный Русский музей — rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 30 июня 2018.
- (HTML). Виртуальный тур по Русскому музею — virtual.rusmuseumvrm.ru. Дата обращения: 30 июня 2018.
- (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 30 июня 2018.
- 2021-02-01
- 1