Interested Article - После потопа (картина)

«По́сле пото́па» ( англ. After the Deluge ), также — «Со́рок пе́рвый де́нь» ( англ. The Forty-First Day ) и «Со́лнце» ( англ. The Sun ) — картина английского художника Джорджа Фредерика Уоттса , написанная им в 1891 году .

Картина написана в форме стилизованного морского пейзажа преимущественно ярких цветов. За основу для неё взята сцена из мифа о потопе , в которой Ной открывает окно своего ковчега после 40 дней непрекращающегося дождя и видит, что он, наконец-то, кончился, и сквозь облака пробивается солнечный свет. Тот же сюжет был использован Уоттсом в написанной в 1878 году работе «Гений греческой поэзии», которая, однако, отличается изображением совершенно другой стадии потопа. Между тем в картине «После потопа» художник явно желал выразить своё монотеистическое видение мира, сознательно избежав при этом непосредственного изображения Бога в момент творения. В то же время за свою творческую карьеру Уоттс, будучи представителем символизма , написал много работ на тему потопа и очищения общества от недостойных его людей, полагая, что окружающий мир станет жертвой упадка моральных ценностей. Незаконченная версия картины под намеренно упрощённым названием «Солнце» была выставлена в 1886 году в церкви Святого Иуды в Уайтчепеле , однако в течение последующих пяти лет Уоттс продолжил работу над полотном. В 1891 году завершённая версия картины под названием «После потопа» попала на выставку в в Лондоне , а в период с 1902 по 1906 год экспонировалась по всей стране. Несмотря на восторженные отзывы современников о картине, Уоттс не включил её в свой дар нации, так как не считал данную работу одним из наиболее значительных своих произведений. В 1904 году, незадолго до смерти художника, картина была передана в в (боро , графство Суррей , Англия ), где и находится в настоящее время.

Предпосылки и история создания

Джордж Фредерик Уоттс, автопортрет, 1879 год

Критики отмечали, что творчество Джорджа Фредерика Уоттса объято тремя основными темами — любовью, смертью и совестью . Пережив в детском возрасте смерть матери и двух братьев, он на всю оставшуюся жизнь остался . Особенно явно это видно на картине «Суд смерти» ( Британская галерея Тейт ), предназначавшейся для часовни кладбища бедных и над которой Уоттс работал более трёх десятилетий, стремясь показать, что смерть судит всех одинаково, и герцога, и нищего . Прибегая к аллегории в отображении данных тем, Уоттс иносказательно воплощал на своих полотнах реальные проблемы индустриальной эпохи, в некоторых случаях склоняясь даже в сторону социального реализма . Ещё ребёнком насмотревшись на городские страдания — проституцию , бездомность и , он пытался таким образом изменить жизнь простых, обыкновенных людей . Примечательно, что с ранних лет Уоттс самостоятельно зарабатывал на жизнь как умелый портретист благодаря развитому художественному таланту , не взлюбив при этом в свои студенческие года методы обучения в школе Королевской Академии . Однако работы его пользовались успехом на академических выставках, а сам он смог полностью посвятить всю оставшуюся жизнь главной своей страсти — живописи . Прожив четыре года в Италии , Уоттс вернулся в Лондон, где на него нахлынул приступ депрессии, ознаменовавшийся целым циклом картин на мрачные темы . К этому времени его художественное мастерство пользовалось широким признанием, ввиду чего Уоттс сосредоточился на написании портретов , которые были также чрезвычайно высоко оценены , и вскоре художник был избран в члены Королевской Академии , но довольно скоро разочаровался в царивших там порядках . При этом Уоттс стремился жить как можно ближе к природе , был известен своей замкнутостью и всячески сторонился публичной, общественной активности, не сподобившись встретиться даже с приехавшей к нему королевой Викторией .

Свою наибольшую известность Уоттс заслужил картинами на аллегорические и мифические темы , будучи одним из самых уважаемых художников в мире . Меж тем он не сумел или не пожелал присоединиться ни к одному из существовавших художественных течений, ни к шаблонным прерафаэлитам , ни к уж очень яростным моралистам , оставшись в отзывах критиков одним из «героических неудачников» или «мелким и претенциозным» представителем британского искусства викторианской эпохи позднего времени . Как раз в это период сделанные в XIX веке научные открытия в сфере космоса одновременно потрясли и очаровали людей, а старая система верований, по которой человек являлся центром вселенной, была низвергнута. Ввиду этого перед интеллектуалами возникла задача осмыслить новые знания, в то время как художники начали искать новаторские образы для отображения достижений науки .

«Хаос» кисти Уоттса

Для изображения на будущей картине Уоттс выбрал сцену из мифа о потопе , в которой Ной открывает окно своего ковчега после 40 дней непрекращающегося дождя и видит, что он, наконец-то, кончился, однако воды ещё не отхлынули . Художник решил отразить, как на 40-й день посреди пасмурного неба в первый раз появилось яркое солнце . Будучи воспитанным строгим отцом, исповедовавшим евангельское христианство , Уоттс с самого детства глубоко невзлюбил , несмотря на то, что он хорошо знал Библию , а изображения Ноя и потопа впоследствии часто встречались в его картинах . Уоттс твёрдо верил в то, что в современном ему мире тяга к богатству ставится выше социальных ценностей, и что такое отношение, описанное художником как «лицемерное завуалирование каждодневных жертв, принесенных этому божеству» , приведёт когда-нибудь к упадку общества .

По мнению искусствоведа и специалиста по живописи викторианской эпохи Хилари Андервуд из Университета Суррея , Уоттс писал так много картин на тему жизни Ноя потому, что, вероятно, разглядел параллели между современностью и древностью, заключающиеся в возможности очищения общества от вырожденцев при сохранении тех из людей, кто по-прежнему придерживается моральных норм . Уоттс неоднократно отмечал: «я пишу идеи, а не вещи»; поэтому для него изображение природного пейзажа с его естественным величием было лишь инструментом для отображения на картинах глубокого смысла всего сущего . Ярким примером работ Уоттса того времени считается написанная в 1882 году картина « Хаос » ( Британская галерея Тейт ), на которой видно, как солнце освещает последствия потопа, падение гигантов и начало времён . Данная работа была вдохновлена собственными акварелями Уоттса 1845 года с изображением Апуанских Альп в Карраре и Пизанской башни .

Композиция

Солнце у Уоттса
«Свет и цвет» у Тёрнера

Картина написана маслом на холсте, а её размеры составляют 104 × 178 см . Композиционно работа принадлежит к форме стилизованного .

Над просторами спокойного моря висит огромное солнце с расходящимися от него яркими лучами , освещающими окружающие облака и будто выходящими за края холста, намекая на космическую энергию звезды . Композиция данной работы Уоттса тематически перекликается с картиной Уильяма Тёрнера под названием « », написанной в 1843 году . Центром картины Тёрнера является солнечный круг, источающий яркий свет, на фоне которого можно разглядеть очертания человеческих фигур, в отличие от работы Уоттса, в которой он вплотную приблизился к чистому абстракционизму .

В связи с этим в 1910 году, уже после смерти художника, его вдова вспоминала :

Посетитель увидел После потопа и отметил, что, по его ощущениям, в такую цветовую схему вполне можно было вписать фигуру Создателя. «Нет», ответил господин Уоттс. «Но я действительно хотел, чтобы смотрящие на мою картину вообразили именно это. Руку Создателя, заново творящую с помощью света и тепла. Я не пытался написать портрет солнца — такое не нарисуешь — но я хотел произвести впечатление, передав его колоссальную силу».

В какой-то момент своей карьеры Уоттс полностью сосредоточился на написании картин с сюжетами на тему масштабных природных явлений и их связи с волей Божьей . В акцентировании внимания на солнце отразился его давний интерес к данному небесному телу как божественному символу. Например, на картине « Жертвоприношение Ноя », написанной Уоттсом в 1865 году, видно, как Ной приносит жертву солнцу в благодарность за спасение своей семьи от потопа . Этот интерес Уоттса к солнцу, возможно, вырос из знакомства художника с Максом Мюллером , писавшим о солярных мифах .

«Гений греческой поэзии»
«Сеятель систем»

Изображение оранжевого солнца над бескрайним морем присутствует и на более ранней картине Уоттса под названием « Гений греческой поэзии », начатой художником в 1856 году во время посещения Галикарнаса и законченной только в 1878 году . Между тем композиция данной работы кардинально отличается от имеющейся на картине «После потопа» . В то время как «Гений греческой поэзии» отсылает зрителя к идее пантеизма с помощью олицетворяющих силы природы и воплощённых в человеческом облике богов, среди которых выделяется значительная фигура Гения , в картине «После потопа» Уоттс изобразил монотеистический образ мира, проявившийся в величии и искупительной милости единого всемогущего Бога, главного героя акта творения .

В 1902 году, незадолго до своей смерти, Уоттс вернулся к теме творца в картине « Сеятель систем », в которую в первый раз из всех своих работ включил непосредственное изображение Бога в «богатом одеянии, в котором всё существующее сплетено» . Данная работа, вероятно, была написана под впечатлением от наблюдения Уоттса за звёздами через телескоп Джеймса Саута и отразила увлечение художника астрономией .

Судьба и критика

Незаконченная версия картины под названием « Солнце » экспонировалась в 1886 году в церкви Святого Иуды в Уайтчепеле . Выставки такого рода специально организовывались для необразованных слоёв населения викарием церкви и его женой Генриеттой, считавшими себя «миссионерами цивилизации». С помощью этих мероприятий Барнетт хотел привнести хоть какую-то красоту в жизнь бедных . Уоттс часто и намеренно упрощал названия своих работ, предназначавшихся для таких выставок, исключением не стала и эта картина . Барнетт и Уоттс были близкими друзьями, и викарий часто брал работы художника для своих выставок , а однажды даже украсил фасад церкви большой мозаикой Уоттса под названием « Время, Смерть и Суд » . После этой выставки Уоттс ещё в течение пяти лет работал над картиной .

Центральный зал Новой галереи

Законченная версия картины под названием « После потопа » была выставлена в 1891 году в в Лондоне . Также работа была известна как « Сорок первый день » . На выставке в 1891 году, а позднее и в 1897 году, тоже в Новой галерее, рядом с картиной была расположена пояснительная записка, возможно, как полагают критики, написанная самим Уоттсом :

Трансцендентная сила света и тепла прорывается во время нового творения; темнота развеяна; воды, покорные высшей воле, уже рассеялись в бесплотные туманы и ушли с поверхности земли.

В период с 1902 по 1906 год картина выставлялась по всей стране, в том числе в Корке , Эдинбурге , Манчестере и Дублине , а также в собственной галерее Уоттса в . Примечательно, что ещё в 1881 году он соорудил стеклянную крышу на своём доме и открыл его для публики в выходные дни, что принесло художнику ещё большую известность .

В 1904 году, незадолго до смерти художника, работа была передана в недавно открытую в (боро , графство Суррей , Англия ) . Хотя на протяжении всей своей карьеры Уоттс писал исключительно пейзажи, он не считал такие работы вершиной своего творчества. Примером этого может служить тот факт, что среди переданных художником в дар нации наиболее значимых полотен не было ни одного пейзажа . С 1883 года Уоттс жертвовал все считавшиеся им значительными портреты в дар Национальной портретной галерее . В 1886 году он передал 9 картин в музей Южного Кенсингтона (ныне Музей Виктории и Альберта ) . Ещё 18 картин были подарены к открытию в 1897 году только что созданной Национальной галереи британского искусства (ныне Британская галерея Тейт ), а позже Уоттс передал туда ещё 5 своих работ .

Как следствие этих даров, картина «После потопа» не вошла в число наиболее известных произведений Уоттса, хотя была очень высоко оценена современниками и другими художниками . В частности, в 1907 году художник писал, что «После потопа» — это «своего рода пейзаж, который мы связываем с именем господина Уоттса, пейзаж, из которого был убран весь кажущийся грубым материал, и предложенный остаток является своего рода сублимацией всех возможных поэтических элементов природы» . Некоторые критики также полагают, что картина Уоттса за два десятилетия, прошедшие после первой выставки, повлияла на работы таких художников, как , Джузеппе Пеллицца да Вольпедо , Эдвард Мунк , , Йенс Виллумсен , Эжен Янсон , Поль Серюзье . Так, у Мунка можно отметить полотно «Солнце» , а у да Вольпедо — «Восход солнца» . Особо выделяется схожесть художественных подходов Уоттса и Винсента Ван Гога , который в своих работах изображал непрекращающееся изменение природы, происходящее само собой, вне зависимости от человеческой деятельности . Параллели можно провести с работой Ван Гога « », просто насыщенной солнцем в виде централизованно струящихся из композиции световых потоков .

В настоящее время картина «После потопа» находится в коллекции галереи Уоттса . Она выставляется в галерее Изабель Голдсмит Патино, названной в честь главного мецената музея .

Комментарии

  1. Звание королевского академика было самой высокой наградой для деятеля искусства того времени , потому что такие почести, как, например, рыцарство , даровались только президентам крупных учреждений, а не художникам, пусть даже самым известным . В 1885 году всерьёз рассматривалась возможность представления Уоттса к званию пэра , в результате чего он мог бы стать первым художником, удостоенным такой чести, однако этого не произошло . В том же году он по личной инициативе отказался от титула баронета .
  2. Примечательно, что правая сторона картины с отдыхающими гигантами и танцующими женщинами изначально была отдельной работой под названием « Титаны », написанной в 1875 году .
  3. В число 23 подаренных галерее Тейт работ вошли картины « », « Хаос », « Клития », « Суд смерти », « Смерть коронует невинность », « Ломовые лошади », « Обитатель подвала », « Ева кающаяся », « Вера », « У него было большое имение », « », « Иона », « Любовь и смерть », « Любовь и жизнь », « Любовь торжествующая », « », « Посланник », « Минотавр », « Она будет называться женою », « Sic Transit », « Дух христианства », « Время, Смерть и Суд » .

Примечания

  1. . . The Guardian (7 августа 2004). Дата обращения: 7 июля 2017. 10 июня 2021 года.
  2. , с. 20.
  3. . Британская галерея Тейт . Дата обращения: 7 июля 2017. 5 июня 2017 года.
  4. . . Financial Times (1 февраля 2016). Дата обращения: 7 июля 2017.
  5. . . The Guardian (10 марта 2017). Дата обращения: 7 июля 2017. 17 сентября 2017 года.
  6. , с. 21.
  7. , с. 22.
  8. , с. 23.
  9. , с. 238.
  10. , с. 29.
  11. , с. 33.
  12. Королевская академия художеств . Дата обращения: 27 июня 2017.
  13. , с. 135.
  14. , с. 69.
  15. , с. 40.
  16. , с. xi.
  17. Simon Grant. . Британская галерея Тейт (1 мая 2011). Дата обращения: 10 октября 2016. 11 октября 2016 года.
  18. . Национальная галерея Шотландии . Дата обращения: 10 октября 2016. 11 октября 2016 года.
  19. . Библия-тека. Дата обращения: 4 июля 2017. 24 октября 2017 года.
  20. . Библия-тека. Дата обращения: 4 июля 2017. 25 октября 2017 года.
  21. , с. 44.
  22. , с. 234.
  23. , с. 232.
  24. , с. 230.
  25. . Университет Суррея . Дата обращения: 10 октября 2016. Архивировано из 11 октября 2016 года.
  26. , с. 19.
  27. , с. 31.
  28. . Британская галерея Тейт . Дата обращения: 4 июля 2017. 7 июля 2017 года.
  29. . . Дата обращения: 9 октября 2016. 3 октября 2016 года.
  30. . Британская галерея Тейт . Дата обращения: 10 октября 2016. 16 октября 2016 года.
  31. , с. 196.
  32. , с. 198.
  33. , с. 136.
  34. Simon Grant. . Британская галерея Тейт (1 мая 2011). Дата обращения: 14 июля 2017. 11 октября 2016 года.
  35. , с. 23—24.
  36. , с. 23.
  37. , с. 233.
  38. , с. 42.
  39. , с. 44.
  40. , с. 12—13.
  41. , с. 22.
  42. , с. 13.
  43. , с. xi.
  44. , с. 120.
  45. , с. 34, 88.
  46. , с. 180.
  47. . Британская галерея Тейт . Дата обращения: 10 октября 2016. 11 октября 2016 года.
  48. . (3 июня 2010). Дата обращения: 10 октября 2016. Архивировано из 11 октября 2016 года.

Литература

  • Walter Bayes. . — London: George Newnes Ltd., 1907. — 106 с. (англ.)
  • Malcolm Warner, Anne Helmreich, Charles Brock. . — National Gallery of Art, 1996. — 255 с. — ISBN 0810963426 . (англ.)
  • Andrew Wilton, Robert Upstone, Barbara Bryant. . — Tate Gallery Publishing, 1997. — 304 с. — ISBN 2080136437 . (англ.)
  • Veronica Franklin Gould. . — Watts Gallery, 2004. — 96 с. — ISBN 0951581139 . (англ.)
  • Allen Staley, Hilary Underwood. . — Compton, Surrey: Nevill Keating Pictures/Watts Gallery, 2006. — 80 с. — ISBN 0954823052 . (англ.)
  • Leonard Robinson. . — McFarland, 2007. — 493 с. — ISBN 0786425318 . (англ.)
  • Mark Bills, Barbara Bryant. . — Yale University Press, 2008. — 310 с. — ISBN 0300142579 . (англ.)
  • Jean Clair . . — Bompiani, 2000. — 431 с. — (Cataloghi d'arte Bompiani). — ISBN 8845244989 . (англ.)
  • Mark Bills. . — Compton, Surrey: Watts Gallery, 2011. — 47 с. — ISBN 0956102255 . (англ.)
  • Nicholas Tromans, Colin Grant. . — Compton, Surrey: Watts Gallery, 2011. — 80 с. — (Studies in the art of George Frederic Watts). — ISBN 0956102271 . (англ.)

Ссылки

  • . . Дата обращения: 9 октября 2016. 3 октября 2016 года. (англ.)
Источник —

Same as После потопа (картина)