Interested Article - Дуэль после маскарада
- 2021-11-22
- 1
«Дуэль после маскарада» ( фр. Suites d'un bal masqué ) — картина французского художника Жана-Леона Жерома , написана в 1857 году .
Дуэли были чрезвычайно популярны среди третьего сословия в эпоху Второй французской империи . Находясь под впечатлением от одного поединка, произошедшего зимой 1856—1857 года в Булонском лесу , Жером написал картину, в которой, по мнению критиков, отразил весь драматизм трагического итога дуэлей, губящих беспечную молодёжь. Работа выставлялась на « Парижском салоне » 1857 года, где пользовалась успехом у публики. Продана Эрнесту Гамбару , поместившему её в свою художественную галерею в Лондоне . Через некоторое время полотно выкупил находившийся в изгнании в Англии герцог Омальский . На Всемирной выставке 1867 года в Париже картина получила главный приз в области живописи. Вернувшись на родину, во Францию, герцог Омальский в 1871 году поместил картину в коллекцию своей загородной усадьбы Шантийи , где она и хранится по сей день . Помимо этого известно местонахождение предварительных рисунков Жерома, а также двух версий картины. Они хранятся в Художественном музее Уолтерса в Балтиморе и Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге .
История и создание
Французский живописец Жан-Леон Жером (1824—1904) учился у известных художников Поля Делароша и Шарля Глейра , прививших ему страсть к путешествиям, изучению обычаев разных народов и особую любовь к Востоку. Первые картины Жерома высоко оценил Теофиль Готье , один из самых уважаемых и влиятельных художественных критиков, впоследствии — друг художника. На заре зарождения массовой культуры провинциал Жером пошёл навстречу новой публике формирующейся буржуазной Франции . Он, став знаменитым у салонной аристократии, познакомил её как со своими академическими портретами и мелодраматическими полотнами, так и с картинами о наполеоновских походах и жизни на арабских базарах, работами на мифологические и эротические темы. Находясь на пике своей карьеры в искусстве, Жером был постоянным гостем императорской семьи и занимал должность профессора в Школе изящных искусств . Его студия была местом встречи художников, актёров и писателей, а сам Жером стал легендарным и уважаемым мастером, известным своим язвительным остроумием, пренебрежительным отношением к дисциплине, но жёстко регламентированными методами преподавания и крайней враждебностью к импрессионизму .
Картина была написана Жеромом в 1857 году , спустя год после смерти его учителя Делароша . В том же году работа была выставлена на « Парижском салоне », где пользовалась большим успехом у публики и критиков, активно споривших о том, какой именно инцидент взял Жером за основу для своего произведения . Дуэли на шпагах и пистолетах стали необычайно популярны среди французского среднего класса в начале XIX века. Дуэли выражали не столько аристократическую гордость, сколько буржуазную благопристойность и респектабельность, а также суицидальные намерения, о которых невозможно было открыто высказаться . По мнению Эдмона Абу , данная тема появилась в творчестве Жерома под впечатлением от присутствия на нескольких костюмированных поединках в Булонском лесу , в частности, на дуэли зимой 1856 — 1857 годов между двумя политиками — депутатом империи Делэн-Монто, отцом , и (будущий ) . В том же году, основываясь на воспоминаниях от дуэли между Делэн-Монто и Буателле, Тома Кутюр написал свою « Дуэль после маскарада » ( Собрание Уоллеса ). На ней изображён лишь разговор дуэлянтов со своими секундантами перед поединком (действие происходит в другое время года) . Примечательно, что в 1861 году Жером сам участвовал в дуэли из-за поведения своей жены Матильды, приняв вызов арт-дилера Артура Стивенса, за плечами которого был опыт участия в 99 поединках. Художник, не очень опытный стрелок, выжил в этой дуэли, но был ранен в правую руку .
Описание
Картина размерами 50 × 72 см выполнена маслом на холсте . На полотне — трагическое окончание дуэли , состоявшейся при участии шести человек серым зимним утром, в окутанном туманом Булонском лесу . Человек, одетый в костюм Пьеро , смертельно ранен в поединке на шпагах и рухнул на руки друга, одетого герцогом де Гиз . Хирург в костюме венецианского дожа осматривает рану в левой стороне груди смертельно бледного Пьеро и пытается остановить поток крови, в то время как человек в костюме Домино , упав на колени, в отчаянии обхватил руками свою голову. Оставшийся в живых дуэлянт, одетый индейцем , бросил шпагу рядом с перьями из своего головного убора на оттаявшую от многочисленных следов и капель крови землю. Он идёт под руку со своим секундантом Арлекином по дороге к ждущей их карете, еле заметной вдали. Рядом с каретой, на краю леса прогуливается несколько человек .
Картина состоит из двух отдельных частей: правая сторона — победитель с компанией, удаляющийся на второй план; левая сторона — побеждённый в окружении трёх человек. Посередине полотна Жером оставил широкое пустое пространство со следами прошедшей схватки, пригласив зрителя представить в уме, что же случилось на этом месте. На заснеженной земле лежат несколько перьев из головного убора индейца и шпага, по направлению которой можно найти побеждённого, а затем и победителя. Панорама холодного унылого леса кажется бесконечной, усиливая чувство трагедии и пустоты, вдобавок к ощущению абсурдности и театральности происходящего, создающихся у зрителя яркими костюмами участников дуэли . В картине также заметен переход Жерома от исторической живописи к ориентализму как виду жанровой живописи .Как бы приняв участие в этой дуэли, Жером своей картиной хотел показать салонным завсегдатаям реальный результат этого поединка, скрытый за пеленой комедии дель арте . Сцена дуэли, характеризующаяся диссонансом между серым фоном и яркими костюмами, несёт в себе пафос, проявившийся в позе фигуры Пьеро и крови на его одежде . Как отметил Норберт Вольф , картина исполнена истинного драматизма благодаря умелому цветовому решению, сочетающему в себе яркие всплески белого цвета, оттенённые чёрным и красным, которые уравновешены «меланхолической нейтральностью» фона . Акцентирование внимания на трупе и отвлечённость от фигур убийц были неоднократно повторены Жеромом , например, в картинах « Казнь маршала Нея » 1865 года ( ) и « Смерть Цезаря » 1867 года ( Художественный музей Уолтерса ) .
-
« Смерть Цезаря ».
-
« Казнь маршала Нея ».
Судьба, копии
В 1858 году «Дуэль после маскарада» была куплена Эрнестом Гамбаром за 20 тысяч франков, после чего выставлялась в его лондонской галерее . В статье в газете « The Times » особо подчёркивались яркость красок фигур и общая выразительность полотна: «мы никогда не видели персонажа, в каждой черте которого была прописана смерть, и личность — правдивую и чёткую как смертельно раненый Пьеро». Намекая на состояние французской морали, критик отметил, что картина с изображением дуэли — это «нравоучение от Жерома, более тонкое, чем у Хогарта » . После выставки картину приобрёл Генрих Орлеанский, герцог Омальский , находившийся в изгнании в Англии и проживающий в Туикенеме . Жером считал картину одной из величайших своих работ . В 1867 году Жером одолжил картину у герцога Омальского через их общего друга Шарля Жалабера для Всемирной выставки в Париже , где «Дуэль»получила главный приз в категории живописи . По свидетельству Теофиля Готье , работа «пользовалась успехом на Салоне; и, так как картина была небольшой, нужно было простоять в очереди, чтобы её увидеть» . После возвращения из ссылки в 1871 году герцог Омальский поместил картину в коллекцию своей усадьбы «Шантийи» . С тех пор оригинал находится в музее Конде в Шантийи ( Франция ) .
-
Коллекция Государственного Эрмитажа
-
Коллекция Художественного музея Уолтерса
В 1859 году на выставке в Национальной академии дизайна в Нью-Йорке копию картины приобрёл коллекционер и бизнесмен Уильям Томпсон Уолтерс за 2500 долларов США . Подлинность копии была подтверждена личным письмом Жерома, несмотря на то, что в левом углу картины стояла его подпись . Практически в то же время Уолтерс серьёзно занялся коллекционированием предметов искусства и переехал в дом в самом модном районе Балтимора — , а позднее создал свою художественную галерею . После смерти Уильяма Уолтерса (1894) дом со всей коллекцией перешёл по наследству в собственность его сына . При опросе, проведённом зимой 1909 — 1910 годов , жителям Балтимора было предложено определить 55 любимых произведений искусства. По результатам опроса на первом месте оказалась картина « Дуэль после маскарада » . Генри Уолтерс «на благо общественности» завещал здание и коллекцию и . В 1931 году, после смерти Генри Уолтерса, картина была передана художественному музею Уолтерса в Балтиморе, где и находится по сей день (39,1 × 56,3 см ; инв. 37.51) .
Написание художниками копий своих картин было необычным для того времени, однако Жером создал ещё две версии этой картины — для великого визиря Османской империи Али-паши и российского императора Александра II . Последняя была заказана графом Кушелевым-Безбородко , пожелавшим изменить сюжет, поскольку ему было непонятно, кто же убил Пьеро — Арлекин или Индеец, по причине того, что они беседуют, повернув головы друг к другу. Это пожелание было принято Жеромом, и он изменил положение фигуры Индейца, погруженного в печальные мысли. Отвернув голову Индейца в сторону от Арлекина, Жером намекнул на то, кто из них двоих — убийца . В марте 1861 года картина была выставлена в Академии художеств , где у неё задерживалась публика, вероятно, ещё помнящая трагический исход дуэлей Пушкина и Лермонтова . В связи с этим в путеводителе по выставке было отмечено, что «у кого не сжималось сердце перед этой волнующей драмой, где великий художник так хорошо сумел передать ужасный контраст оледенелой природы и дикой горячности человеческих страстей», а в журнале « Русский художественный листок » говорилось, что «несмотря на маскарадные костюмы, содержание её [картины] полно драматизма и затрагивает одну из мрачных сторон общественной жизни, которые губят благородную, беспечную и увлекающуюся молодежь» . В 1922 году копия полотна была передана из кушелевской коллекции Академии художеств в Государственный Эрмитаж (68 × 99 см ; инв. ГЭ-3872), и выставляется в 308 зале здания Главного штаба . Также известно местонахождение двух предварительных рисунков Жерома, один из которых хранится в частной коллекции, другой — в кабинете рисунков замка Сфорца в Милане .
Комментарии
- Дословный перевод названия — « Последствия бала-маскарада ».
Примечания
- . Центр Гетти . Дата обращения: 28 декабря 2015. 26 сентября 2019 года.
- . . Дата обращения: 28 декабря 2015. 24 сентября 2018 года.
- . The Los Angeles Times (21 июня 2010). Дата обращения: 28 декабря 2015. 13 августа 2020 года.
- . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 28 декабря 2015. 5 марта 2016 года.
- ↑ . . Дата обращения: 28 декабря 2015. 3 марта 2016 года.
- ↑ , с. 196.
- , с. 164—165.
- , с. 50.
- . The Spectator (20 июня 2015). Дата обращения: 28 декабря 2015. 26 января 2016 года.
- ↑ , с. 164.
- . Собрание Уоллеса . Дата обращения: 28 декабря 2015. 21 января 2016 года.
- . . Дата обращения: 22 января 2016. 2 марта 2016 года.
- Wendelin Guentner. . — Newark : , 2013. — С. 311. — 382 с. — ISBN 9781611494471 .
- ↑ . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 28 декабря 2015. 12 декабря 2015 года.
- ↑ , с. 35.
- ↑ . The Eclectic Light Company (7 февраля 2016). Дата обращения: 10 октября 2016. 25 октября 2021 года.
- ↑ , с. 164-165.
- . Коммерсантъ (10 ноября 2011). Дата обращения: 28 декабря 2015. 3 марта 2016 года.
- . НТВ (1 ноября 2011). Дата обращения: 28 декабря 2015. 24 апреля 2017 года.
- , с. 49—50.
- , с. 54.
- . . Дата обращения: 28 декабря 2015. 2 марта 2016 года.
- . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 28 декабря 2015. 21 декабря 2019 года.
- ↑ , с. 17.
- , с. 2—3.
- , с. 142.
- ↑ , с. 165.
- , с. 163—167.
- . Музей Конде . Дата обращения: 28 декабря 2015. Архивировано из 8 марта 2016 года.
- ↑ , с. 241.
- . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано из 26 августа 2016 года.
- , с. 183.
- . Художественный музей Уолтерса . Дата обращения: 10 сентября 2016. Архивировано из 26 августа 2016 года.
- . Казанский кремль (26 октября 2013). Дата обращения: 28 декабря 2015. Архивировано из 6 марта 2016 года.
- , с. 35.
- . Государственный каталог Музейного Фонда Российской Федерации . Дата обращения: 22 марта 2018. Архивировано из 25 декабря 2017 года.
- . Государственный Эрмитаж . Дата обращения: 28 декабря 2015. 3 марта 2016 года.
Литература
- Ulrich Finke. . — Manchester: Manchester University Press , 1972. — 390 p. — (Manchester studies in the history of art). — ISBN 9780719004131 . (англ.)
- Stephen Bann. . — London: , 1997. — 304 p. — ISBN 9781861890078 . (англ.)
- Nicole Garnier-Pelle. . — Paris: , 1997. — 445 p. — (Inventaire des collections publiques françaises: Institut de France). — ISBN 9782711836253 . (фр.)
- Gerald M. Ackerman. . — Paris: ACR Editions, 1997. — 192 p. — ISBN 2867701015 . (англ.)
- William R. Johnston. . — Baltimore: Johns Hopkins University Press , 1999. — 309 p. — ISBN 9780801860409 . (англ.)
- Rosalind Polly Gray, Rosalind Polly Blakesley. . — Oxford: Clarendon Press , 2000. — 216 p. — (Oxford historical monographs). — ISBN 9780198208754 . (англ.)
- Аркадий Кудря . . — Москва: Молодая гвардия , 2010. — 427 с. — ( Жизнь замечательных людей ). — ISBN 9785235032729 . (рус.)
- Norbert Wolf. . — Munich—London—New York: , 2012. — 287 p. — ISBN 9783791346267 . (англ.)
Ссылки
- . ( ). (англ.)
- 2021-11-22
- 1