Interested Article - За завтраком

«За завтраком» (или «За обедом» ) — картина русской художницы Зинаиды Серебряковой (1884—1967), написанная в 1914 году. Принадлежит Государственной Третьяковской галерее ( инв. 27609). Размер картины — 88,5 × 107 см . Полотно представляет собой групповой портрет детей художницы — восьмилетнего Жени, семилетнего Шуры, а также Тани (Таты), которой скоро исполнится три года . В литературе также встречается название «Завтрак детей» .

Картина «За завтраком» была написана в конце 1914 года . В 1940-х годах полотно входило в собрание картин известной певицы Лидии Руслановой . В 1949 году Русланова была арестована, а картины из её коллекции были переданы в Третьяковскую галерею. В 1953 году Русланова была освобождена и реабилитирована , и картины были ей возвращены. В 1955 году полотно «За завтраком» было приобретено Третьяковской галереей .

Искусствовед Валентина Князева писала, что картина «За завтраком» («За обедом») несёт в себе «поэзию повседневного, земного» , отмечая, что тонкое понимание особенностей детской психологии дало Серебряковой возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка . Искусствовед Алла Русакова называла картину «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы и писала, что в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого — материнского мироощущения» .

История

Детские портреты занимали значительное место в творчестве Зинаиды Серебряковой (урождённой Лансере). В ранний период своей художественной деятельности она неоднократно изображала крестьянских детей . В 1905 году Зинаида Лансере вышла замуж за своего кузена Бориса Серебрякова, который в то время был студентом, а впоследствии стал инженером-путейцем . В этом браке родились четверо детей: в 1906 году сын , в 1907 году — , в 1912 году — , а в 1913 году — Екатерина . С того момента, как у Серебряковой появились собственные дети, они стали её «постоянными моделями» . Один из этюдов , представляющих собой групповой портрет детей, — «В детской» (бумага, акварель , темпера , 46,4 × 55,8 см , ныне в ГТГ ) — был создан художницей в 1913 году. На нём изображена естественная сценка в детской комнате: няня занята маленькой Татьяной (Татой), а мальчики — Евгений (Женя) и Александр (Шура) — увлечены игрой .

В детской (бумага, акварель, темпера, 1913, ГТГ )

В мае и июне 1914 года Зинаида Серебрякова совершила поездку в Северную Италию, посетив также Германию и Швейцарию . Возвратившись в семейное имение Нескучное , с июля по сентябрь Серебрякова работала над этюдами к картине « Жатва », а также над первым вариантом этого полотна, который она впоследствии уничтожила, оставив лишь ряд фрагментов . Зимние месяцы Серебрякова, как правило, проводила в Санкт-Петербурге (в августе 1914 года в связи с началом Первой мировой войны город был переименован в Петроград). В конце 1914 года она написала групповой портрет своих детей «За обедом», который позднее получил известность под названием «За завтраком» .

В 1940-х годах картина «За завтраком» была частью коллекции певицы Лидии Руслановой . После её ареста, в 1949 году, картина была передана в Государственную Третьяковскую галерею . С 1953 года, после реабилитации и освобождения Руслановой, картина опять находилась в её собственности, пока в 1955 году не была приобретена у владелицы Третьяковской галереей . Некоторые подробности этой истории были описаны в статье главного хранителя Третьяковской галереи , опубликованной в 1998 году в « Комсомольской правде ». По её словам, сначала «в галерею пришли люди из НКВД и передали несколько десятков полотен», не сказав, кто был владельцем этих картин и как те попали к ним в руки, — о том, что это были произведения из коллекции Руслановой, сотрудники галереи догадались гораздо позже по слухам. А затем, в 1953 году, те же «органы» вдруг сообщили о реабилитации Руслановой и сказали, что «всё конфискованное должно быть немедленно возвращено семье» и вычеркнуто из каталогов. По воспоминаниям Ромашковой, «сама Русланова согласилась официально передать нам [в Третьяковскую галерею] часть своей коллекции», в которую входили такие картины, как «Ратник XVII века» Ильи Репина , «Портрет неизвестной в белом платье» Фёдора Рокотова , «Портрет неизвестного офицера» Павла Федотова и «За завтраком» Зинаиды Серебряковой .

Впоследствии картина «За завтраком» экспонировалась на ряде выставок, в том числе на выставке 1975 года «Портрет в русской живописи конца XIX — начала XX века» ( Государственный Русский музей , Ленинград), выставке русской живописи 1890—1917 годов, проходившей в 1976—1977 годах во Франкфурте-на-Майне , выставке произведений художников объединения « Мир искусства », состоявшейся в 1981—1982 годах в Неаполе и Турине , выставке 1992 года «Дети в мифах и жизни» ( Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина , Москва ), а также на выставке 2002 года «Искусство женского рода. Женщины-художницы России XV—XX веков» (Третьяковская галерея, Москва) . Полотно принимало участие в персональных выставках Серебряковой — 1965—1966 годов, проходившей в Москве, Киеве и Ленинграде, и 1987 года, проводившейся в Москве . Оно также было одним из экспонатов ретроспективной выставки работ Зинаиды Серебряковой, проходившей в апреле — июле 2017 года в Инженерном корпусе Третьяковской галереи .

Все дети художницы связали свои жизни с искусством. Евгений Серебряков (1906—1990) окончил ВХУТЕИН , работал архитектором и реставратором . Александр Серебряков (1907—1995) стал художником, работал во Франции , писал акварельные и темперные пейзажи , иллюстрировал книги . Татьяна Серебрякова (1912—1989) окончила Ленинградское хореографическое училище , работала театральным художником . И, наконец, не изображённая на картине Екатерина Серебрякова (1913—2014) тоже стала художницей, жила во Франции, была основателем и почётным президентом Фонда Зинаиды Серебряковой .

Описание

Внешние изображения

На картине изображены дети художницы: восьмилетний Женя, в задумчивости сидящий у дальнего края стола со стаканом воды, семилетний Шура, повернувшийся к зрителю, и Таня (Тата), которой скоро исполнится три года . Характер каждого ребёнка показан с тонким пониманием детской психологии: мечтательность Жени, общительность Шуры, а также стремительность и непоседливость Таты, которая в ожидании еды положила свою ладонь в пустую тарелку . Стол покрыт белоснежной скатертью; на нём стоит фарфоровая супница , и показаны руки женщины, разливающей суп по тарелкам (согласно описанию само́й Серебряковой, на картине изображены дети «с рукой бабушки, наливающей суп» ).

Вся картина наполнена ощущением чистоты, мира и спокойствия, царивших в семье художницы . Атмосфера теплоты и нежности передана с помощью композиции , «объединяющей трогательную группу детей в единое целое», а также выдержанного в спокойных тонах колорита . Колористическое решение картины построено на контрастном соотношении синего цвета (часть стены и одежда детей), различных оттенков коричневого цвета (продолжение кухонной стены и стулья), а также белого цвета (скатерть и передник девочки) . Необычность полотну придают низко срезанные стены ; композиция « импрессионистски „обрезана“ и будто спонтанна», но «эта спонтанность — кажущаяся, подчёркивающая лишь временность действия, моментальность поворотов и взглядов персонажей» .

Фрагменты картины «За завтраком»

Шура
Женя
Таня (Тата)

Отзывы

Художник и критик Александр Бенуа в 1932 году писал, что «в детских и женских портретах Серебрякова не знает себе соперников» . В опубликованной в 1973 году книге, посвящённой творчеству художницы, искусствовед Алексей Савинов отмечал, что «не меньшее, чем в пейзаже, зрелое мастерство сказалось и в дальнейших портретных работах Серебряковой десятых годов », в число которых входит и «много раз воспроизводившийся и хорошо знакомый портрет детей — „За завтраком“» .

Искусствовед ставила картину «За завтраком» в один ряд с такими детскими портретами, как « Девочка и фарфор » Александра Головина и « Портрет Вари Адоратской » Николая Фешина . В книге, изданной в 1978 году, Гофман отмечала декоративность этих картин, а также сходный мотив — «дети и красочный натюрморт на столе», который, однако, решён художниками по-разному. В частности, в живой сцене за столом, изображённой Серебряковой, натюрморт придаёт картине конкретность и непосредственность, «все вещи существуют для детей», «они держат их в руках, едят из них», в обращении с этими предметами «раскрываются детские темпераменты, характеры, возрастные особенности» .

В монографии о Серебряковой, изданной в 1979 году, искусствовед Валентина Князева писала, что групповой портрет детей, изначально известный под названием «За обедом», — «это не просто портрет, а портрет-картина». По словам Князевой, выбор жанрового мотива позволил Серебряковой «показать детей в активном состоянии, выявить их разные психологические состояния, избежать „позирования“», а тонкое понимание особенностей детской психологии дало художнице возможность передать индивидуальный характер каждого ребёнка . Отмечая тщательную проработку натюрмортных деталей — ещё в большей мере, чем в автопортрете « За туалетом » (1909) и «Портрете О. К. Лансере » (1910), Князева писала, что в полотне «За обедом» Серебрякова «стремится к лепке формы светом и тенью, к передаче тончайших оттенков света, к чёткому рисунку»; картина несёт в себе «поэзию повседневного, земного» .

Искусствовед писала, что картину «За завтраком», созданную в 1914 году «художницей искромётного таланта» Зинаидой Серебряковой, можно считать «апофеозом изображения счастливого детства» того времени, которое было «началом конца не только двухвековой эпохи русского детства, но и великой страны» . По словам Васютинской, это полотно представляет собой «действительно полнокровный и полноценный образ счастливого детства, согретого родительской любовью» , а «преображению столь бесхитростного уголка жизни в подлинную драгоценность» в значительной мере способствовало «ярко выраженное женское начало» творчества Серебряковой. Васютинская отмечала, что на картине изображены «красивые дети с бегло, но точно намеченными характерами, любовно написанная столовая посуда, среди которой узнаваема каждая вещь — многие из них и поныне живут в наших домах» .

Искусствовед отмечала, что в детских портретах Серебряковой, к которым относится и картина «За обедом» («За завтраком»), отчётливо видны отзвуки традиций живописи Алексея Венецианова и его последователей, в которой «уютный домашний интерьер и натюрморт являются неотъемлемыми элементами образа» . По словам искусствоведа , групповой портрет детей «За завтраком», «восхищающий посетителей Третьяковской галереи», является самым необычным из портретов, исполненных Серебряковой в 1914—1917 годах .

В книге о жизни и творчестве Серебряковой, изданной в 2008 году в серии « Жизнь замечательных людей », искусствовед Алла Русакова называла картину «За обедом» («За завтраком») «одним из самых интимных, душевных и обаятельных произведений» художницы . Русакова писала, что это полотно является не только хорошо исполненным групповым портретом, но и «подлинной картиной» — как с точки зрения композиции и колористического решения, так и «по удивительно искреннему и безусловному образному воплощению Детства» . По словам Русаковой, в области детского портрета эта картина осталась «классическим образцом не только живописного, но и человеческого — материнского мироощущения», и она открыла «целое направление в последующем творчестве Серебряковой» .

Примечания

  1. , с. 321.
  2. , с. 57—58.
  3. , с. 130.
  4. , с. 62.
  5. , с. 218.
  6. , с. 11.
  7. , с. 131.
  8. , с. 57.
  9. , с. 58.
  10. , с. 217.
  11. , с. 317.
  12. , с. 214.
  13. , с. 15.
  14. С. Е. Михеенков . (HTML). Москва , 2014, № 3 — www.moskvam.ru. Дата обращения: 14 октября 2018. 15 октября 2018 года.
  15. , с. 444.
  16. , с. 446.
  17. , с. 429.
  18. (HTML). Государственная Третьяковская галерея — www.tretyakovgallery.ru. Дата обращения: 15 октября 2018. Архивировано из 22 августа 2019 года.
  19. (HTML). Бенуа — Лансере — Серебряковы — bls-collection.com. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано из 13 августа 2017 года.
  20. (HTML). Бенуа — Лансере — Серебряковы — bls-collection.com. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано из 30 сентября 2013 года.
  21. (HTML). Бенуа — Лансере — Серебряковы — bls-collection.com. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано из 20 ноября 2018 года.
  22. (HTML). Бенуа — Лансере — Серебряковы — bls-collection.com. Дата обращения: 20 ноября 2018. Архивировано из 20 ноября 2018 года.
  23. (HTML). ТАСС — tass.ru (26 августа 2014). Дата обращения: 20 ноября 2018. 14 мая 2021 года.
  24. , с. 44.
  25. , с. 175.
  26. , с. 246.
  27. , с. 14.
  28. , с. 46.
  29. , с. 128.
  30. , с. 33.
  31. , с. 90.
  32. , с. 33.
  33. .
  34. , с. 183.
  35. , с. 80.

Литература

Ссылки

  • (HTML). www.art-catalog.ru. Дата обращения: 17 ноября 2018.
  • (HTML). Моя Москва — www.mmsk.ru. Дата обращения: 17 ноября 2018.
Источник —

Same as За завтраком