Серебряный век
- 1 year ago
- 0
- 0
Серебряный век комиксов ( англ. Silver Age of Comic Books ) — название периода в истории американских комиксов , который длился с 1956 до приблизительно 1970 года , а после сменился Бронзовым веком . Последовавший за Золотым , Серебряный век стал периодом художественного развития и коммерческого успеха комиксов в США. За время этого периода большой вклад в развитие комиксов внесли такие сценаристы, как Стэн Ли , Гарднер Фокс , Джон Брум , художники Курт Свон , Джек Кирби , Стив Дитко , Гил Кейн и другие, а к концу периода появилось новое поколение авторов комиксов, таких как Деннис О’Нил , Нил Адамс , Рой Томас и .
После Второй мировой войны популярность комиксов о супергероях упала, и их место заняли комиксы в жанре ужасы и детектив . Вскоре возникли разногласия по поводу предполагаемой связи хоррор-комиксов и количества преступлений среди несовершеннолетних, и в 1954 году издательства ввели в обращение так называемый , который регулировал содержание и отвечал за цензуру в комиксах. Популярность хорроров и триллеров упала, и в свете этих изменений издательства снова начали внедрение историй о супергероях, дав старт Серебряному веку комиксов. Началом периода считается выход выпуска Showcase #4 в октябре 1956 года издательства DC Comics , в котором появился новый Флэш — Барри Аллен . После успешного старта DC запустили ещё несколько серий о супергероях, как новых, так и продолженных старых, что побудило Marvel Comics последовать их примеру, начав с выпуска Fantastic Four # 1.
Серебряный век комиксов высоко ценится коллекционерами . По состоянию на 2008 год, самым популярным комиксом периода остаётся первое появление Человека-паука в выпуске Amazing Fantasy #15 .
Историк комиксов и кинопродюсер Майкл Услан отмечает следы термина «серебряный век» в колонке писем выпуска Justice League of America #42, который поступил в продажу 9 декабря 1965 года . Автор шрифтов и сценарист Скотт Тейлор писал: «Если вы, ребята, будете продолжать возвращать героев Золотого века , то через 20 лет это десятилетие будут называть Серебряные шестидесятые!» По мнению Услана, для обозначения периодов была принята устоявшаяся иерархия золото-серебро-бронза, как в олимпийских медалях, и это гораздо удобнее, чем отдельные названия для каждого периода, например «Новый век героев комиксов» или «Новый век комиксов» . Термин устоялся, и через некоторое время продавцы комиксов начали разделять комиксы по принадлежности к Золотому веку и Серебряному .
В период Второй мировой войны комиксы были недорогим средством развлечения, потому обрели широкую популярность. В Золотой век комиксов, который охватывает период с 1930-е по 1940-е года, было создано много персонажей, которые быстро завоевали популярность, такие как Супермен , Чудо-женщина , Бэтмен , Капитан Марвел и Капитан Америка , а персонажи часто изображались сражающимися против Третьего Рейха . После войны популярность супергероев снизилась, и их место в комикс-индустрии заняли другие жанры — хорроры, триллеры, детективы, романтика. После всплеска популярности триллеров и хорроров комиксы обвинили в растущем уровне преступлений среди подростков. Некоторые пойманные юные преступники признавались в чтении комиксов, что и стало причиной их принятия за источник проблем. Психиатр и писатель , автор книги «Совращение невинных» ( англ. Seduction of the Innocent ) (1954 год), попытался переложить вину за совершённые преступления с детей и их родителей на комиксы, которые они читали. С учётом всех событий популярность комиксов упала, а издательства ввели систему , позволяющую отслеживать уровень насилия в комиксах, что ознаменовало приход новой эры . Триллеры и хорроры оказались запрещены цензурой тех издательств, которые входили в состав ассоциации, а истории о супергероях снова стали набирать популярность .
Серебряный век DC Comics начался с выпуска Showcase #4 в октябре 1956 года, в котором появился новый Флэш — Барри Аллен . В то время истории только о трёх супергероях Золотого века — Супермене, Чудо-женщине и Бэтмене — продолжали выходить в одноимённых сериях комиксов . По словам писателя DC Comics Марка Джейкобса, комиксы о Супермене издавались «в большом количестве, но были низкого качества». Комиксы о Бэтмене были лучше, но его тогдашние приключения были «тусклыми» по сравнению с прошлыми в 1940-х годах. Чудо-женщина, потеряв своих оригинальных художников и писателей, перестала быть «оригинальной» и «интересной». Джейкобс описывает появление выпуска Showcase #4: «Он так и просится, чтобы его купили» . На обложке нарисована лента киноплёнки, на которой изображён бегущий Флэш, вырывающийся из плёнки на последнем кадре. Редактор Юлиус Шварц, писатель Гарднер Фокс и художник Кармине Инфантино были первыми, кто взялся за активизацию историй о Флэше . Роберт Кантингер стал автором первых рассказов о возрождённом Флэше, также среди авторов ранних историй Джон Брум .
С успехом перезапуска Флэша в Showcase #4 многие герои 1940-х годов были возвращены во время работы Шварца. Среди героев, вновь появившихся в Серебряном веке, были Зелёный Фонарь , Атом и Человек-ястреб , а также Лига Справедливости . Вместе с писателями над комиксами работали художники Мёрфи Андерсон, Гил Кейн и Джо Куберт . Псевдонимы персонажей остались прежними, а личности, локации и костюмы были изменены, и место магии в объяснении их суперспособностей заняла наука . Шварц, большой поклонник научной фантастики , черпал вдохновение из неё при создании нового Зелёного Фонаря — Хэла Джордана . Вместо Зелёного Фонаря Золотого века, Алана Скотта , кольцо которого обладало магическими свойствами и питалось от магического фонаря, происхождение которого неизвестно , кольцо Хэла Джордана было создано Стражами Вселенной и предназначалось для защиты Вселенной в составе межгалактической полиции .
В середине 1960-х годов DC Comics ввели новое понятие в комиксах — Мультивселенную . Выяснилось, что герои Золотого века существовали до сих пор, но жили в параллельной вселенной, известной как Земля-2, а герои Серебряного века — во вселенной Земля-1. Обе вселенные были разделены особым вибрационным полем, которое было возможно пересечь, и в некоторых сюжетах стали появляться герои одновременно из двух вселенных .
Хотя Барри Аллен считается первым супергероем Серебряного века, появление Марсианского охотника в Detective Comics #225 предшествует выпуску, в котором появился Аллен, почти на год, поэтому некоторые историки считают Марсианского Охотника первым персонажем Серебряного века . Однако историк комиксов Крейг Шатт, автор колонки «Ask Mister Silver Age» ( рус. Спросите мистера Серебряный век ) в журнале «Comics Buyer’s Guide», с этим не согласен, отмечая, что Марсианский Охотник впервые появился в качестве детектива, использующего свои сверхспособности, чтобы раскрывать преступления . В конечном счёте он стал членом Лиги Справедливости, хотя изначально был обычным «причудливым детективом», в духе других персонажей того времени: «детективов с телевидения, сверхъестественных детективов, индийских детективов и других». По мнению Шатта, супергероем Марсианский Охотник стал в номере Detective Comics #273 в ноябре 1959 года, когда личность стала скрытой и изменились костюм и внешний вид .
Были и другие попытки возродить супергероев до появления Барри Аллена. Одним из таких героев, который появился раньше выпуска Showcase #4, был Капитан Комета, который дебютировал в Strange Adventures #9 в июне 1951 года. Стивен Грант, обозреватель сайта Comic Book Resources, считает именно его первым супергероем Серебряного века . Ещё одним героем, истории о котором выходили в недолго просуществовавшей серии комиксов, был Сражающийся Американец, созданный в 1954 году командой авторов Капитана Америки Джо Саймоном и Джеком Кирби . Среди других персонажей был появившийся в 1956 году Природный Мальчик компании Charlton Comics, а также недолгое возрождение Капитана Америки , андроида Человека-факела и Нэмора , которые появились в Young Men Comics #24, выпущенном Atlas Comics в декабре 1953 года .
С выходом новых комиксов DC Comics о Лиге Справедливости, Стэн Ли и редакторы Marvel Comics решили выпустить комикс, главными героями которого была бы команда супергероев, как и Лига справедливости у DC .
«Мартин Гудман отметил, что одно из изданий National Comics продаётся лучше, чем остальное большинство. Раз Лига Справедливости продается, то почему бы и нам не выпустить комикс о команде супергероев? »
— Стэн Ли
Результатом стал комикс The Fantastic Four , первый номер которого вышел в ноябре 1961 года . По словам Ли и Джека Кирби, Фантастическая четвёрка напоминает квартет супергеров DC Comics, Посланники из неизвестности, хотя они, в отличие от четвёрки, не обладали суперспособносятями. Обе команды возникли на фоне Холодной войны , что заставило их создателей адаптировать уже сложившуюся концепцию супергероев для нового периода . Marvel провели ряд успешных нововведений: отказались от привычного сокрытия личности героев, добавили в команду человека, мутировавшего в монстра ; сами персонажи ссорились между собой и жаловались на то, что позже было названо концепцией «супергероев в реальном мире» .
Под руководством Стэна Ли и таких художников, как Стив Дитко и Джек Кирби , популярность Marvel Сomics стала увеличиваться . Динамическое построение сюжета и более сложные характеристики личности персонажей стали привлекать всё больше читателей среднего возраста и студентов в дополнение к уже значительному количеству детей. После успеха Фантастической четвёрки Стэн Ли и команда создали ещё одиннадцать новых серий комиксов в течение следующих двух с половиной лет, включая Халка , комикс о котором просуществовал всего 6 выпусков, и Человека-паука , который был одним из самых популярных новых персонажей. Среди других важных супергероев, появившихся в то время, были Железный человек , Тор , Сорвиголова , Люди Икс и новая команда, собравшая всю элиту героев, — Мстители . Капитан Америка , персонаж Золотого века , был возрождён в Avengers #4 в марте 1964 года в качестве одного из членов Мстителей и оставался в их составе на протяжении многих лет . В 1967 году Marvel запустили пародийную серию Not Brand Echh , где высмеивали своих супергеров и супергероев других издательств .
По мнению историка комиксов Питера Сандерсона, в 1960-х годах DC Comics начала переживать период творческой засухи, в связи с растущей популяризацией супергеройского жанра комиксов . Среди аудитории комиксов теперь были не только дети, но и подростки, и Marvel Comics, как говорит Сандерсон, стала аналогом французской новой волны в области комиксов, вводя новые методы повествования для привлечения более широкой аудитории всех возрастов и тем самым потенциально влияя на возможных комикс-художников и писателей в будущем . По мнению ещё одного историка комиксов, Крейга Шатта, герои DC более честны по отношению друг к другу, быстрее и проще объединяются для победы над врагом, в отличие от героев Marvel, которые менее доверчивы, часто вступают в конфликты между собой и, прежде чем объединиться против одного врага, должны урегулировать множество разногласий .
Один из лучших издателей в 1956 году, компания Harvey Comics, прекратила выпускать комиксы в жанре хоррор после того, как был введён кодекс, позволяющий регулировать содержание комиксов в США, и стала искать новую целевую аудиторию. Harvey Comics переключилась на детей от 6 до 12 лет, особенно девочек, введя таких персонажей, как и . Но несмотря на то, что эти персонажи вдохновили создателей фильмов на киноадаптации или были воплощены в другой продукции, в Серебряный век Harvey Comics была не столь популярна на рынке, как DC и Marvel .
Издательства Gilberton, Dell Comics и Gold Key Comics использовали свою репутацию издателей «полезных» комиксов, чтобы не связывать себя обязательствами, накладываемыми этическим кодексом издателей комиксов, и нашли иные способы публиковать хоррор-комиксы и дальше. Gilberton использовали свою серию Classics Illustrated , чтобы перепечатать комикс-версию классических историй о Франкенштейне , докторе Джекиле и мистере Хайде , вместе с этим продолжая выпускать истории о Дон Кихоте и Оливере Твисте . В Classics Illustrated Junior перепечатывались комикс-версии таких детских книг, как « Волшебник из страны Оз », « Рапунцель » и « Пиноккио » .
В 1961 году Dell Comics начали издавать комиксы, основанные на телевизионных сериалах, таких как « Сумеречная зона » ( англ. Twilight Zone ) и «Суперкот» ( англ. Top Cat ) . Gold Key, в дополнение к выпускаемой ими серии Boris Karloff Thriller по мотивам сериала Thriller (позже переименована в Boris Karloff Tales of Mystery ), купили лицензию на Twilight Zone у Dell Comics в 1962 году. В 1965 году Gold Key начали выпускать две серии комиксов в жанре ужасов The Munsters и Ripley’s Believe it or Not! , которая была разделена на три разных серии: True Ghost Stories ( рус. Настоящие истории о привидениях ), True War Stories ( рус. Настоящие военные истории ) (выпуски #1 и #5) и True Demons & Monsters ( рус. Настоящие демоны и чудовища ) (выпуски #7, #10, #19, #22, #25, #26, и #29) .
С растущей популярностью телесериала о Бэтмене в 1966 году издатели, ранее специализировавшиеся на других направлениях, стали издавать комиксы о супергероях. Кроме того, стали появляться новые издательства, которые часто использовали персонажей Золотого века. Harvey Thriller, импринт Harvey Comics, выпустил Double-Dare Adventures с новыми персонажами в лице Би-Мэна и Магистра магии. Dell Comics начали публиковать супергеройские версии Франкенштейна, Дракулы и Оборотня . Gold Key Comics приобрели лицензию на издание комиксов о таких персонажах телевизионных шоу, как Captain Nice , Frankenstein Jr . и The Impossibles , а также продолжали серию о приключениях Гуфи , персонажа Уолта Диснея , в серии Supergoof . Charlton Comics публиковала недолго просуществовавшие истории о супергероях, включая Капитана Атома, Дзюдоиста, Вопроса и Молнии. American Comics Group стала выпускать истории об альтер эго своего известного персонажа Хёрби — тайном супергерое Фэте Фьюри. Даже хорошо известные персонажи издательства Archie Comics приобрели супергеройские возможности, как, например, Джагхэд — Капитан Герой .
Archie Comics также запустили свой собственный стандарт неюмористического супергероя. The Archie Adventure, впоследствии переименованная в Mighty Comics, включала таких героев, как Муха, Ягуар и Щит, который первоначально появился в Золотом веке. Успех Мстителей и Лиги Справедливости подстегнул Archie Comics к созданию собственной команды супергероев — Могучих Крестоносцев .
Одним из издательств, которые ненадолго появились в 1960-х годах, стало Lightning Comics, которое издало 3 выпуска Толстяка — человека-летающей тарелки авторства Отто Биндера и Си Си Бека — писателя и художника, которые работали над Капитаном Марвелом в Золотом веке. Другим издательством было M. F. Enterprises, которое опубликовало 5 выпусков Капитана Марвела , но это был другой герой, созданный Карлом Бургосом, который был автором Человека-факела в годы Золотого века. Он не имеет никакого отношения к первоначальному Капитану Марвелу Золотого века .
По словам Джона Стаусбаха из The New York Times , историки комиксов считают нужным отметить факт появления андерграунд-комиксов, подпольных издательств и самиздата во время Серебряного века комиксов . Один из историков предположил, что, возможно, одной из причин, почему самиздат-комиксы стали считаться законными, является тот факт, что большинство художников и писателей воплощают в них то, что хотел бы сказать обычный человек . По большей части такие комиксы не попадали под критерии «Кодекса комиксов», но так как распространялись они главным образом минуя крупных дистрибьюторов, им удалось избежать какого-либо цензурирования и добиться популярности среди определённой аудитории . Одними из издателей андеграунд-комиксов были Роберт Крамб и Гилберт Шелтон. По сравнению с основными комикс-писателями того периода, их комиксы чаще всего были чёрно-белыми в глянцевой обложке и распространялись через книжные магазины с образцами контркультурной печатной продукции. Вскоре выпускаемый комикс-самиздат сам стал неотъемлемой частью контркультуры того времени .
За Серебряным веком последовал Бронзовый век комиксов , однако чёткая граница не определена, но существует ряд событий, которые можно счесть за окончание эпохи. Одним из предложений было принять датой конца периода 1969 год, после выхода последних 12-центовых комиксов . По мнению историка Уилла Джейкобса, Серебряный век закончился в апреле 1970 года, когда человек, который начал его, Юлиус Шварц, передал Зелёного Фонаря — одного из первых персонажей Серебряного века — новой команде авторов в лице Денниса О’Нила и Нила Адамса. Джон Страусбах также связывает окончание периода со сменой авторов Зелёного Фонаря . Комикс-историк Арнольд Блумберг обозначил концом Серебряного века июнь 1973 года, когда погибла возлюбленная Человека-паука Гвен Стейси в сюжетной линии под названием The Night Gwen Stacy Died ( рус. Ночь, когда умерла Гвен Стейси ), заявив, что эпоха «невинности» закончилась, и ознаменовала это смерть Гвен .
По мнению историка Питера Сандерсона, существовало также «нео-серебряное движение», которое началось в 1986 году вместе с выходом Superman: Whatever Happened to the Man of Tomorrow? ( рус. Супермен: Что случилось с человеком завтрашнего дня? ) авторов Алана Мура и Курта Свона. Эта сюжетная арка, построенная с использованием принципов Серебряного века, была своеобразным ответом на начавшийся Бронзовый. По мнению Сандерсона, каждое новое комикс-поколение восстаёт против предыдущего, и такое недовольство было ответом на сюжетную линию Crisis on Infinite Earths ( рус. Кризис на Бесконечных Землях ) .
С приходом Серебряного века начал наблюдаться спад в публикации комиксов таких жанров, как ужасы , романтика , юмор и вестерн , которые в конце 1940-х — середине 1950-х были популярнее комиксов о приключениях супергероев .
Важной чертой этого периода стала эволюция образа супергероя. Комиксы некоторых издательств были преимущественно нацелены на маленьких детей; в частности, выпускала такие серии комиксов, как, например, Little Dot , главным персонажем которой являлась маленькая девочка. Также во время Серебряного века начали выпускать направленные на взрослую аудиторию андерграунд-комиксы. Некоторые критики и историки утверждают, что одной из особенностей Серебряного века стало то, что научная фантастика и пришельцы в комиксах были заменены на магию и богов . Другие отмечают, что магия была неотъемлемым элементом персонажей и Золотого века, и Серебряного . Многие сценаристы и художники комиксов Золотого века были фанатами научной фантастики или профессиональными писателями в этом жанре, что позволило им перенести элементы фантастики в свои комиксы . Наука часто использовалась в качестве объяснения происхождения супергероев Золотого века .
Серебряный век комиксов совпал с расцветом поп-арта , художественным движением, в котором предметы популярной культуры, такие как реклама и дизайн упаковок, использовались в качестве исходного материала для создания картин. Рой Лихтенштейн , один из самых известных художников в стиле поп-арт, специально выбирал отдельные панели из комиксов, перерисовывал изображения и изменял их, но при этом оставлял пузырьки со словами, а также имитировал поточечный процесс окраски, использовавшийся в то время для печатания комиксов. В 1967 году в Музее декоративного искусства в Лувре была проведена выставка комиксов . Вскоре после этого начали издаваться книги, содержащие в себе серьёзные размышления на тему искусства в комиксах и сущности комикс-индустрии .
В январе 1966 года начался показ телесериала « Бэтмен », собравшего высокие рейтинги . Как и в случае с поп-артом, перенёсшим элементы комиксов в живопись, «Бэтмен» перенёс их на телеэкран. В сериале во время сцен с драками одновременно использовались и звуковые эффекты, и визуальные для отображения таких звуков ударов, как «Biff», «Bam» и «Pow». На экране появлялись большие цветные буквы в стиле комиксов. Тираж и продажи комиксов, а также сопутствующих товаров (в особенности по тематике Бэтмена) увеличились . На телеэкранах стали появляться и другие герои в масках. «Зимой 1967 года американское телевидение почти полностью состояло из одних теле- и мультсериалов о героях комиксов» . Уже существующие и новые издательства стали создавать новые серии комиксов о супергероях. Однако к концу 1960-х мода на супергероев прошла; в 1969 году самой продаваемой серией комиксов в США была ориентированная на подростковую аудиторию Archie в жанре юмор .
Ален Шумер, автор книги The Silver Age of Comic Book Art , выделяет выпуски Флэша, иллюстрированные Кармином Инфантино, как образец дизайна всей эпохи . Другие заметные художники того времени — Курт Свон, Джин Колан , Стив Дитко , Гил Кейн, Джек Кирби и Джо Куберт .
В конце 1960-х годов два художника — Нил Адамс , считающийся одним из лучших комикс-художников своей страны , и Джим Стеранко — изменили комикс-индустрию. Оба художника проявили кинематографический подход к рисованию комиксов, чем изменили более традиционный и примитивный формат выпусков, который устоялся в течение десятилетий . Вырисовка лиц, анатомия и жесты стали более натуралистичными , что в целом изменило стиль комиксов и, по мнению Страусбаха, отражено в современных графических романах . Также он сравнивал стиль рисунка Стеранко с Сальвадором Дали и называл его одним из лучших художников компании Marvel Comics в 1960-х годах . После подготовки Стеранко выпуска Nick Fury, Agent of S.H.I.E.L.D в декабре 1968 года Стэн Ли поставил его во главу иллюстрирования комиксов о Нике Фьюри .
По состоянию на 2008 год отметился подъём в популярности комиксов Серебряного века среди коллекционеров. Возможно, это связано с тем, что комиксы Золотого века стали слишком дороги в цене, или же причина во внезапном скачке любви к комиксам у представителей взрослого поколения, которые читали эти же комиксы в своей юности . Выпуск Amazing Fantasy #15 считается « Святым Граалем » Серебряного века . Оригинальная копия этого выпуска, качество которой было оценено специальной компанией CGC в 9.6 баллов из 10, была продана за $1,1 млн неизвестному покупателю 7 марта 2011 года . В выпуске 2008 года The Official Overstreet Comic Book Price Guide #38 опубликовал 21 наиболее популярный комикс среди коллекционеров :
Название | Выпуск | Издатель | Примечание |
---|---|---|---|
Amazing Fantasy | 15 | Marvel Comics | Первое появление Человека-паука |
Showcase | 4 | DC Comics | Первое появление Барри Аллена в качестве нового Флэша . |
Fantastic Four | 1 | Marvel Comics | Первое появление Фантастической четвёрки . |
The Amazing Spider-Man | 1 | Marvel Comics | Первый выпуск собственной серии Человека-паука |
The Incredible Hulk | 1 | Marvel Comics | Первое появление Халка |
X-Men | 1 | Marvel Comics | Первое появление Людей Икс . |
Showcase | 8 | DC Comics | Второе появление Флэша Серебряного века. |
Journey Into Mystery | 83 | Marvel Comics | Первое появление Тора |
Showcase | 9 | DC Comics | Появление Лоис Лейн в качестве главного персонажа комикса и девушки Супермена |
The Flash | 105 | DC Comics | Первый выпуск отдельной серии Флэша , продолжение серии Flash Comics , прерванной на выпуске #104 |
Tales of Suspense | 39 | Marvel Comics | Первое появление Железного человека |
Brave and the Bold | 28 | DC Comics | Первое появление Лиги Справедливости Америки |
Adventure Comics | 247 | DC Comics | Супербой встречается с Легионом Супергероев |
Justice League of America | 1 | DC Comics | Первый выпуск отдельной серии, посвящённой Лиге Справедливости Америки |
Showcase | 22 | DC Comics | Первое появление Зелёного Фонаря Серебряного века — Хэла Джордана |
Fantastic Four | 5 | Marvel Comics | Первое появление Доктора Дума |
Tales to Astonish | 27 | Marvel Comics | Первое появление Хэнка Пима |
Fantastic Four | 2 | Marvel Comics | Второе появление Фантастической Четвёрки, первое появление Скруллов |
Green Lantern | 1 | DC Comics | Первый выпуск отдельной серии о Зелёном Фонаре |
The Amazing Spider-Man | 2 | Marvel Comics | Первое появление Стервятника |
Action Comics | 252 | DC Comics | Первое появления Супергёрл Кары Зор-Эл |