Interested Article - Пачка сигарет (песня)
- 2020-10-30
- 2
«Па́чка сигаре́т» — песня советской рок-группы « Кино », включённая в студийный альбом « Звезда по имени Солнце » (1989; композиция № 6 в плейлисте). Одна из самых известных песен коллектива. Замысел произведения, возможно, возник у автора в 1986 году, во время съёмок группы «Кино» в короткометражном фильме « Конец каникул ». Сама песня была написана в 1988 году, когда Виктор Цой снимался в картине « Игла ».
Изначально планировалось, что новый рок-цикл будет называться «Пачка сигарет»; переименование произошло после того, как Цой в последний день записи решил добавить песню « Звезда по имени Солнце ».
В XXI веке ряд музыкантов и групп ( Сергей Шнуров , « Вопли Видоплясова », « Дореволюционный Советчик », « Легальный Бизне$$ ») предложили зрителям свои интерпретации песни «Пачка сигарет».
История песни
Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна.
И не вижу ни одной знакомой звезды.
Я ходил по всем дорогам и туда и сюда,
Обернулся и не смог разглядеть следы.
Замысел песни «Пачка сигарет», по версии режиссёра Сергея Лысенко, возник у Виктора Цоя в 1986 году, когда музыканты «Кино» снимались в короткометражной ленте « Конец каникул ». Этот фильм не стал значительным событием ни в советском кинематографе, ни в творческой биографии Цоя, однако атмосфера, сложившаяся в киногруппе, была близка настроению будущей песни. Как вспоминали Лысенко и киевский актёр Алексей Ковжун, однажды ночью, засидевшись за разговорами, музыканты обнаружили, что у них кончились сигареты. Поскольку магазинов с круглосуточным графиком работы в СССР не существовало, несколько человек, включая Цоя, вышли на улицу, чтобы «пострелять курево у прохожих». В условном соревновании — «кто больше настреляет» — победил лидер группы «Кино» .
Сама песня была написана два года спустя в Алма-Ате , где Цой снимался в другой картине — « Игле » Рашида Нугманова . Судя по сохранившемуся черновику, изначальный вариант текста несколько отличался от итоговой версии, записанной в альбоме « Звезда по имени Солнце ». В блокнотной рукописи автора первая строка была короче: «Я [сижу и] смотрю на чужое небо из чужого окна». Кроме того, там отсутствовали некоторые служебные слова , определившие впоследствии ритм композиции. Как рассказывал Юрий Каспарян , занимавшийся аранжировкой песни, её мелодия «была выстроена чисто математически», а потому ноты он подбирал, руководствуясь собственным представлением об их уместности: «Мне просто нравится гармония, алгебра — всё это очень интересно» .
О том, что тема, заложенная в песне, была близка Цою и его друзьям, вспоминал и первый директор «Кино» Юрий Белишкин , — по свидетельству продюсера, впервые приехав на встречу с музыкантами (которые в конце 1980-х годов работали, как правило, в ленинградской квартире барабанщика группы Георгия Гурьянова на Будапештской улице ), он обратил внимание на непритязательность обстановки: «Стол, сигареты и чай. <…> Сидели, молчали, курили, что-то играли на гитарах» . Именно в квартире Гурьянова были записаны экспериментальные варианты композиций, вошедших в новый рок-цикл, который достаточно долго имел рабочее название «Пачка сигарет». Переименование произошло в конце 1988 года по инициативе Цоя, сообщившего, что решил добавить уже записанную для фильма «Игла» песню « Звезда по имени Солнце », и она даст название альбому .
Запись. Отзывы
Работа над песнями из рок-цикла «Пачка сигарет» (позже переименованного в «Звезду по имени Солнце») началась в феврале 1988 года в квартире Гурьянова и продолжалась с перерывами вплоть до декабря. Запись самого альбома проходила в Москве, в профессиональной студии певца Валерия Леонтьева , оснащённой весьма качественной для того времени аппаратурой. Все композиции были сведены воедино в конце декабря — начале января, однако в свет альбом вышел со значительной задержкой — в августе 1989 года. При этом первые слушатели (в основном друзья и близкие знакомые музыкантов) познакомились с песнями, включёнными в новый рок-цикл, гораздо раньше; их отзывы были весьма разноречивыми .
Так, писатель Александр Житинский впоследствии рассказывал, что композиции из альбома «Звезда по имени Солнце» он слушал на кассетном магнитофоне 17 февраля 1989 года — в день памяти Александра Башлачёва — в присутствии Цоя и Константина Кинчева . После рок-цикла «Группа крови» новая работа «Кино» показалась Житинскому невыразительной: «Что-то не покатило. <…> Мне показалось, что это повтор» .
В свою очередь, Кинчев, который в тот момент пытался остановить резковатый монолог писателя («Мол, не надо, Цой этого не любит»), позже признавался, что Виктор влиял не только на его творчество, но и на повседневное настроение: «Друзья, которые уходят, они оставляют после себя чёрные дыры. <…> Даже чисто эгоистический интерес — посидеть с ним на кухне, забухать, попеть — а его уже нет» .
Музыкальный критик Артемий Троицкий , сравнивая демоверсию рок-цикла и готовый рок-альбом, записанный в студии Леонтьева, отмечал, что «питерский „черновик“ пластинки звучал намного живее». Указывая на «туповатую» аранжировку отдельных композиций и общий «налёт эстрадности», Троицкий вместе с тем признал, что песня «Пачка сигарет» «удалась на славу» .
По словам музыканта Александра Титова , ещё во время прослушивания пробных домашних записей альбома он почувствовал, что автору песен в момент их написания было «очень несладко и по-человечески одиноко» .
Своеобразие песни
Основные черты лирического героя Цоя определились задолго до выхода «Пачки сигарет». Ещё в 1985 году журнал « Рокси », созданный на базе Ленинградского рок-клуба , писал, что о жизни цоевского персонажа слушателям известно «почти всё»: «Он постоянно курит и сигареты, и папиросы. Он любит гулять по ночам, тоскует по Чёрному морю , не очень доверяет электричке». По мере взросления герой обретает новый жизненный опыт, и если в альбоме « Группа крови » (1988) он «осознаёт себя как боец на некой экзистенциальной войне », то в следующем рок-цикле — «Звезде по имени Солнце» — персонаж уже чувствует усталость от противостояния с миром: «Я ходил по всем дорогам и туда и сюда, / Обернулся и не смог разглядеть следы» .
Пессимизм, растерянность, ощущение того, что назад пути нет, занимают мысли поэта. Пройдя длинный путь становления, герой оглядывается назад, но не ищет обратной дороги, не стремится вернуться к прежнему восприятию действительности. Он прошёл много дорог, чтобы обрести свой путь.
— И. Иванов, Е. Шаджанова
В прежних странствиях героя спасали звёзды, которые освещали дорогу заплутавшему путнику. В «Пачке сигарет», несмотря на название альбома, обещающего встречу с Солнцем, рассчитывать на поддержку небесных светил персонаж не может: «И не вижу ни одной знакомой звезды». Драматизм ситуации усугубляется тем, что небо для персонажа тоже стало «чужим»; как отмечал филолог Владимир Шадурский, у героя уже «нет сил для духовного полёта (вертикального), есть только деньги на самолёт для полёта реального (горизонтального)» .
Исследователи выделяют ещё одну особенность, которая присуща как песне «Пачка сигарет», так и всему рок-циклу «Звезда по имени Солнце», — речь идёт о фольклорных мотивах и образах, органично вплетённых в тексты Цоя. Отсылки к народно-поэтическому творчеству, переосмысленным пословицам и поговоркам обнаруживаются, к примеру, в строчках: «И никто не хотел быть виноватым без вина, / И никто не хотел руками жар загребать, / А без музыки и на миру смерть не красна, / А без музыки не хочется пропадать» .
В контексте рок-цикла «Звезда по имени Солнце»
По словам автора монографии «Русская рок-поэзия» (2010) Юрия Доманского, в любых лирических циклах, включая книги и альбомы, важна композиционная последовательность, поскольку именно структура во многом позволяет раскрыть и особенности мировосприятия поэта, и его же внутренние противоречия. В этом смысле рок-цикл «Звезда по имени Солнце» интересен исследователям с точки зрения «мировоззренческой оппозиции гармонии и дисгармонии». Весь альбом группы «Кино», по версии Доманского, построен на контрасте. Так, если первая композиция цикла — « Песня без слов » — показывает внутренний конфликт персонажа с миром («Снова за окнами белый день, / День вызывает меня на бой»), то в следующей — «Звезде по имени Солнце» — происходит воцарение гармонии; правда, она достигается «ценой гибели героя». Анализируя таким образом все девять песен альбома, исследователь отмечает, что в «Пачке сигарет» (включённой в цикл под шестым номером) демонстрируется разлад персонажа с действительностью; одновременно наблюдается его «попытка обретения гармонии хотя бы в мелочах». Это артикулировано, к примеру, в строчках: «Но если есть в кармане пачка сигарет, / Значит, всё не так уж плохо на сегодняшний день». В «Пачке сигарет», как и во всём цикле, путь странника представляет собой поиски «гармонии в дисгармоничном мире» .
Исследователи, рассматривающие семантику текстов из альбома «Звезда по имени Солнце», проводят сопоставление с поэтическими циклами Александра Блока , который скреплял соседние стихотворения повтором одних и тех же слов. У Цоя в указанном рок-цикле в число ключевых входят слова «бой», «война», «солнце», «окно», «небо», «земля», при этом три последних присутствуют и в песне «Пачка сигарет». К примеру, образ земли у Цоя не статичен, он на протяжении всего альбома меняется, приобретая (в зависимости от настроения лирического героя) разные качества. Если в песне «Звезда по имени Солнце» земля воспринимается героем как символ вечного природного движения («Через два на ней цветы и трава, / Через три она снова жива»), то в «Пачке сигарет» и она, и небо кажутся персонажу одинаково чужими: «И билет на самолёт с серебристым крылом, / Что, взлетая, оставляет на земле лишь тень» .
Влияние
Тема, заявленная в песне «Пачка сигарет», получила своеобразную интерпретацию у ряда групп и исполнителей XXI века. К примеру, в композицию Сергея Шнурова «Перемен» («Мы уже не ждём перемен»), состоящую из «иронически переосмысленных», адаптированных к новым реалиям цитат из текстов Цоя, включена фраза: «Полно в кармане пачек сигарет, / На самолёт всё посадки нет, / Не видно неба из-за стен, / Мы ждём, но не перемен». Ансамбль- варьете « Дореволюционный Советчик » создал по мотивам «Пачки сигарет» пародию под названием «Табаку кисетъ», содержащую, в частности, такие строки: «Созерцаю эмпиреи сквозь чужой мезонинъ, / Тщетно силюсь хоть одно свѣтило признать…». В начале нулевых годов украинская рок-группа « Вопли Видоплясова » представила зрителям свою версию песни Цоя, исполняемую во время концертов на русском, украинском и английском языках . В 1999 году группа « Легальный Бизне$$ » использовала семпл песни Цоя для создания своего первого одноимённого хип-хоп видеоклипа, ставшего «визитной карточкой» коллектива .
Свидетельством сохраняющегося интереса аудитории к «Пачке сигарет» являются результаты опроса, проведённого музыкальной радиостанцией « Наше радио » на тему «Сто лучших песен русского рока в XX веке». Согласно выбору слушателей, в список была включена и «Пачка сигарет» (наряду с занявшей первое место « Группой крови » и такими композициями «Кино», как « В наших глазах », «Звезда по имени Солнце», « Восьмиклассница » и др.) .
Участники записи
- Виктор Цой — лид-вокал, ритм-гитара
- Юрий Каспарян — соло-гитара, клавишные, бэк-вокал
- Игорь Тихомиров — бас-гитара, бэк-вокал
- Георгий Гурьянов — программирование драм-машины «Yamaha RX-5», бэк-вокал
Комментарии
- Поскольку Цой при жизни не планировал публиковать свои тексты («Нет, я считаю, что они должны звучать вместе с музыкой, вернее даже, с группой»), то «канонического», авторизованного варианта его стихов не существует. Здесь и далее сохранена пунктуация авторов книг, статей, составителей сборников, в которых цитируются его тексты .
Примечания
- Мысли Русского рока. . мыслирусскогорока.рф . Дата обращения: 23 июля 2022. 14 июня 2021 года.
- Григорий Шарапа. . www.soyuz.ru . Дата обращения: 12 июля 2022. 24 июня 2021 года.
- , с. 279.
- , с. 201.
- , с. 217.
- , с. 263.
- , с. 218.
- , с. 271.
- ↑ , с. 230—232.
- , с. 229—232.
- ↑ , с. 207.
- , с. 140—144.
- , с. 228.
- , с. 208.
- , с. 174.
- ↑ Иванов И. Д., Шаджанова Е. И. Концепт «Герой» в структуре вербального компонента синтетической языковой личности В. Цоя // Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2017. — № 3—2 (69) . — С. 96—99 .
- Шадурский В. В. // Русская рок-поэзия: текст и контекст. — 2002. 23 августа 2021 года.
- Фатеев Д. Н., Шумеева А. И. Фольклорные мотивы «пути», «своего» и «чужого» пространства в поэзии Виктора Цоя // Гуманитарные науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем. Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. — Институт инновационных технологий, 2016. — С. 73—79 .
- , с. 87—88.
- , с. 92—94.
- Курий С. И. . комментарии к песне . КУР.С.ИВ.ом — сайт Курия Сергея Ивановича. Дата обращения: 7 октября 2021. 28 апреля 2020 года.
- Иванов Д. И. № 396 . — С. 46—53 . — doi : . 24 октября 2021 года. // Вестник Томского государственного университета. — 2015. —
- Валерий Постернак. Лица: Легальный Бизне$$ // Billboard. Российское издание : журнал. — 2007. — Апрель ( № 1 ). — С. 40 .
- , с. 187.
Ссылки
- на YouTube
Литература
- Виктор Цой. Стихи, документы, воспоминания А. Н. Житинский , М. Цой . — Л. : Новый Геликон , 1991. — 367 с. — (Звезды рок-н-ролла). — ISBN 5-85-395-018-5 . / Авторы-составители
- Доманский Ю. В. Русская рок-поэзия: текст и контекст ISBN 978-5-87604-224-2 . . — М. : Intrada — Издательство Кулагиной, 2010. — 230 с. —
- Калгин В. Н. . — М. : Молодая гвардия , 2015. — 361 с. — ( Жизнь замечательных людей : Малая серия: сер. биогр.; вып. 77). — ISBN 978-5-235-03751-9 .
- Калгин В. Н. Виктор Цой и его «Кино» . — М. : АСТ , 2015. — 312 с. — (Легенды русского рока). — ISBN 978-5-17-091690-0 .
- Калгин В. Н. Цой. Последний герой современного мифа. — М. : Рипол-классик, 2016. — 792 с. — (Несерийное издание). — ISBN 978-5-386-05812-8 .
- Виктор Цой. Кино М. Цой , А. Рыбин и др.. — М. : ЛЕАН, 2001. — 396 с. / Составители
- 2020-10-30
- 2